Педагогический совет на тему: «Стимуляция речевой активности у учащихся с умственной отсталостью при использовании дидактических игр и упражнений».
материал на тему
Игра – школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается с тем, что человек обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему – то учится.
Игровое обучение ненавязчиво. Игра добровольна и желанна. Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю. Разгадать «тайну» происхождения игры пытались многие учёные на протяжении не одной сотни лет.
Древние греки считали, что боги покровительствуют игрокам, а в древнем Китае праздничные игры открывал император.
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывал К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n.f._pedsovet._mart_2015.docx | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Стимуляция речевой активности у учащихся с умственной отсталостью при использовании дидактических игр и упражнений».
Игра – школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается с тем, что человек обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему – то учится.
Игровое обучение ненавязчиво. Игра добровольна и желанна. Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю. Разгадать «тайну» происхождения игры пытались многие учёные на протяжении не одной сотни лет.
Древние греки считали, что боги покровительствуют игрокам, а в древнем Китае праздничные игры открывал император.
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывал К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский.
Мы знаем, что педагогическая игра в коррекционной школе имеет огромное значение. Её феномен состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы;
- как элемент;
- в качестве урока или его части;
- как внеклассная работа.
Ценность педагогической игры зависит от участия в ней учителя, развивая способы мотивации:
- мотивы общения (примеры);
- познавательные мотивы.
Используя игры, мы должны помнить о принципах организации игры:
- Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игры;
- Принцип развития игровой динамики;
- Принцип поддержания игровой атмосферы;
- Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;
- Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.
Главное - уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, развить его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.
Учащиеся развиваются в процессе общения со взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием развития детей.
Детям с глубокой умственной отсталостью свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, они не умеют действовать ни по словесной инструкции, ни по подражанию.
В связи с этим моей первой задачей работы с такими детьми является формирование эмоционального контакта. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, дидактических игр и упражнений:
- «Подойди ко мне».
- «Узнай по голосу».
- «Покажи друга».
- «У кого какой предмет».
- «Угадай по описанию».
- «Наведи порядок» и т.д.
В начальном периоде обучения развитие внимания является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение глубоко умственно отсталым ребёнком доступного для него объёма знаний, умений и установление контакта. Поэтому наряду с играми, обеспечивающими эмоциональный контакт детей с учителем, я провожу игры и упражнения, способствующие формированию внимания:
- «Найди картинку».
- «Найди игрушку».
- «Что изменилось?»
- «Что пропало?»
- «Будь внимательным!»
Следующий этап моей работы – это развитие подражания. С помощью подражания (или показа) дети усваивают бытовые навыки и овладевают речью. Я использую в своей работе разные виды игр и упражнений, например:
- «Прятки».
- «Зеркало».
- «Сделай целое».
- «Подбери чашки к блюдцам».
- «Повтори».
Длительная систематическая коррекционная работа мною проводится по развитию зрительно - двигательной координации рук. Так как развитие мелкой моторики пальцев является прекрасным стимулом для речевого и умственного развития. В ходе игр – занятий расширяются представления детей об окружающем мире, словарный запас. Пальчиковые игры улучшают внимание и память, помогают вырабатывать терпение и усидчивость, мышление и развивают творческие способности и фантазию.
Я использую в своей работе стихи, которые не только можно рассказывать, но и показывать, сочетая их с простыми движениями рук.
Например, тема «Осень».
«Дождик, дождик, поливай.
Будет хлеба каравай.
Будут булки, будут сушки,
Будут пряники, ватрушки.
Например, тема «Зима».
«Ёлочка, ёлочка!
Колкая иголочка,
Протянула ветки
А на них – конфетки.
Звёздочки, фонарики,
Золотые шарики.
Я использую дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию. Чтобы у учащихся сформировались системы геометрических форм, шкала величины, спектр цветов, система фонем родного языка.
Например:
- «Чей домик?»
- «Найди пару».
- «У кого такое?»
- «Узнай форму».
- «Угадай, чего не стало».
Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала. Позволяет сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку получить собственный опыт.
Казанская школа № 142
ПЕДСОВЕТ. ВЫСТУПЛЕНИЕ.
ТЕМА: «Стимуляция речевой активности у учащихся с умственной отсталостью при использовании дидактических игр и упражнений».
Разработала:
Учитель – логопед
Бурмистрова Н.Ф.
2015 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема самообразрвания "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование дидактического ресурса личностно-ориентированного образования"
Анализ собственной педагогической деятельности, почти 20-летний опыт работы позволили мне выделить и проанализировать основные проблемы, возникающие перед учителем в процессе реформ, внедрения инновац...
Выступление на педагогическом совете по теме "Система оценки достижения результатов учащихся в рамках введения ФГОС ООО"
Основное содержание системы оценки достижений результатов учащихся по предмету в рамках введения нового федерального стандарта на ступени основного общего образования...
Дидактические игры и упражнения для стимуляции речевой активности
1. Игра «Назвать желание».2. Игра «Вернуть вещь хозяину» (закрепление форм родительного падежа, развитие памяти).3. Игра «Угадай, чей это клюв» (закрепление форм ро...
выступление на педагогическом совете на тему: "Организация внеурочной проектной деятельности учащихся"
выступление на педагогическом совете на тему: "Организация внеурочной проектной деятельности учащихся"...
Конспект открытого урока для учащихся тяжёлой умственной отсталостью. По Предмету: Зрительно - слуховая стимуляция
КОНСПЕКТ УРОКА 7 «ж» класса для учащихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) по предмету: «Зрительно-слуховая стимуляция» ТЕМА: «Привлечени...
Представление педагогического опыта учителя русского языка и чтения по теме"«Формирование синтаксического строя речи учащихся c умственной отсталостью (нарушениями интеллекта ) на уроках русского языка».
Воспитание детей – сложное, тонкое, ответственное дело. Перед нами, учителями, встает масса трудных вопросов: как научить детей учиться, как возбудить интерес к предмету, как заложить прочные зн...
Выступление на педагогическом совете по теме «Формирование коммуникативных навыков обучающихся с умеренной умственной отсталостью».
Выступление на педагогическом совете...