Тема самообразрвания "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование дидактического ресурса личностно-ориентированного образования"
статья на тему
Анализ собственной педагогической деятельности, почти 20-летний опыт работы позволили мне выделить и проанализировать основные проблемы, возникающие перед учителем в процессе реформ, внедрения инноваций и, особенно, при смене концепций и парадигм образовательного пространства школы. Передо мной, как учителем биологии, стояли вопросы:
- Какой «дидактический потенциал» развития содержится в каждом виде учебной работы?
- Как использовать эти знания для проектирования индивидуальной траектории развития ученика?
- Как оценить совместные усилия – и учителя и ученика –в продвижении к максимальному учебному успеху?
- Как реализовать профессиональную потребность в обеспечении выбора таких приемов и форм работы ученика, которые обеспечат каждому ученику свой, индивидуальный путь к успеху?
Биология – уникальна как школьный предмет. Непревзойденное разнообразие ощущений, представлений, образов, идей – все это отражение бесконечного разнообразия Природы. И способы изучения Природы, особенно живой, настолько же разнообразны, насколько разнообразны сами объекты изучения. На уроках биологии есть место и время для проживания и переживания, и для острого диалога или полилога с неоднозначностью трактовок и многозначностью позиций (такие темы, как «экология и человечество», теории происхождения человека, проблемы ГМ-продуктов и др.) Потенциально школьная биология не только структурно-ориентированный предмет, но и смысло- и позиционно-ориентированный.
Так почему же практически у каждого учителя находятся учащиеся, для которых изучение биологических дисциплин «не интересно»? Почему для учителя, услышавшего такой ученический «вердикт», на этом чаще всего заканчивается активная профессиональная деятельность по отношению к такому ученику. Но и для тех учащихся, которых мы называем «успешными» в освоении предмета, не все формы работы оказываются одинаково комфортными. Есть дети, для которых легче построить таблицу, чем ее проанализировать. А есть такие, которым наоборот, легче увидеть в таблице закономерность, но самостоятельно «свернуть» текст в таблицу они затрудняются.
Получается «проблемная ситуация»: с одной стороны сам предмет – биология – обеспечивает разнообразие методов, форм и средств учебной работы, с другой стороны – в образовательном процессе «имеет место» разнообразие учащихся. В данной ситуации мне на помощь пришла технология индивидуального стиля учебной деятельности («ИСУД») Н.Л.Галеевой, в которой отражается структура учебного успеха ученика, состоящая из 10 параметров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:
«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО РЕСУРСА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Анализ собственной педагогической деятельности, почти 20-летний опыт работы позволили мне выделить и проанализировать основные проблемы, возникающие перед учителем в процессе реформ, внедрения инноваций и, особенно, при смене концепций и парадигм образовательного пространства школы. Передо мной, как учителем биологии, стояли вопросы:
- Какой «дидактический потенциал» развития содержится в каждом виде учебной работы?
- Как использовать эти знания для проектирования индивидуальной траектории развития ученика?
- Как оценить совместные усилия – и учителя и ученика –в продвижении к максимальному учебному успеху?
- Как реализовать профессиональную потребность в обеспечении выбора таких приемов и форм работы ученика, которые обеспечат каждому ученику свой, индивидуальный путь к успеху?
Биология – уникальна как школьный предмет. Непревзойденное разнообразие ощущений, представлений, образов, идей – все это отражение бесконечного разнообразия Природы. И способы изучения Природы, особенно живой, настолько же разнообразны, насколько разнообразны сами объекты изучения. На уроках биологии есть место и время для проживания и переживания, и для острого диалога или полилога с неоднозначностью трактовок и многозначностью позиций (такие темы, как «экология и человечество», теории происхождения человека, проблемы ГМ-продуктов и др.) Потенциально школьная биология не только структурно-ориентированный предмет, но и смысло- и позиционно-ориентированный.
Так почему же практически у каждого учителя находятся учащиеся, для которых изучение биологических дисциплин «не интересно»? Почему для учителя, услышавшего такой ученический «вердикт», на этом чаще всего заканчивается активная профессиональная деятельность по отношению к такому ученику. Но и для тех учащихся, которых мы называем «успешными» в освоении предмета, не все формы работы оказываются одинаково комфортными. Есть дети, для которых легче построить таблицу, чем ее проанализировать. А есть такие, которым наоборот, легче увидеть в таблице закономерность, но самостоятельно «свернуть» текст в таблицу они затрудняются.
Получается «проблемная ситуация»: с одной стороны сам предмет – биология – обеспечивает разнообразие методов, форм и средств учебной работы, с другой стороны – в образовательном процессе «имеет место» разнообразие учащихся. В данной ситуации мне на помощь пришла технология индивидуального стиля учебной деятельности («ИСУД») Н.Л.Галеевой, в которой отражается структура учебного успеха ученика, состоящая из 10 параметров.
Ресурсы учебного успеха ученика
Ресурс учебного успеха | Параметры ИСУД | Единица или система измерения |
«знаю» обьем и качество знаний | обученность | оценка по предмету |
«умею» предметные и общеучебные навыки | организационные навыки коммуникативные навыки информационные навыки мыслительные навыки | 0 (недопустимый уровень) 1 (недостаточный уровень) 2 (оптимальный уровень) |
«могу» психофизиологические механизмы, обеспечивающие познавательные процессы | внимание память модальность доминирование полушарий мозга | 0 (недопустимый уровень) 1(недостаточный уровень) 2(оптимальный уровень) А(ауд), В(виз), К(кин) Л(лев), П(прав), Р(равн) |
«хочу» | уровень развития мотивационно-потребностной сферы | социально-духовный социальный познавательный базовый |
Способы педагогической и психолого-педагогической оценки параметров ИСУД ученика
Потребность школы в новом учителе: учителе, который не только «учит», но в первую очередь создает условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников; учителе, который не паникует от каждого изменения в программах, учебных планах и т.д., так как владеет навыками профессиональной управленческой деятельности; короче, в учителе – управленце – четко определена и в государственных документах, определяющих приоритеты развития образовательной политики на федеральном уровне. И доступность и качество образования, как и эффективность, начинаются несомненно с «учителя нового качества».
Чтобы эффективно использовать технологию «ИСУД», учителю необходимо и достаточно
- уметь диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика и «сворачивать» эту информацию в матрицу;
- иметь картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по матрице учебного успеха ученика;
- уметь путем сопоставления матрицы «ИСУД» с картотекой выбрать необходимые для данного ученика формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.
В качестве критериев «дидактического потенциала» каждого приема учебной деятельности ученика используется система необходимых и достаточных характеристик учебного успеха ученика – матрица учебного успеха ученика.(Приложение 1).
Ниже привожу данные о том, как каждый из выделенных параметров учебного успеха проявляется в деятельности ученика, каково значение каждого параметра для профессиональной деятельности учителя и какими мерами измеряется уровень развития каждого из выделенных параметров.
Памятка для учителя по параметрам индивидуального стиля учебной деятельности ученика
Обученность – объем и глубина знаний ученика по предмету; уровень владения предметными умениями и навыками.
Обученность оценивается в баллах(отметка по предмету) по результатам выполнения разноуровневых тематических зачетных работ, по данным промежуточной диагностики, по качеству и содержанию устных ответов, подготовленных рефератов и т.п.
Обучаемость – проявляется как уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика.
- 111 уровень обучаемости – наиболее высокий, творческий уровень обучаемости (способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений и т.д.)
- 11 уровень обучаемости - высокий, прикладной уровень обучаемости (способность активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации)
- 1 уровень – репродуктивный уровень обучаемости, позволяющий ученику понимать и запоминать новую информацию, применять ее по алгоритму.
- 1 – случаи, когда ученик не может на уроках данного предмета проявить даже минимальные возможности (группа учебного риска).
Результаты изучения уровней обучаемости учащихся по биологии
в 2011-2012 учебном году (в % )
Классы | Уровни обучаемости | |||
111 | 11 | 1 | 1 | |
6-е | 7 | 12 | 56 | 25 |
8-е | 5 | 10 | 73 | 12 |
9-е | 9 | 15 | 62 | 14 |
Средний показатель | 7 | 13 | 65 | 15 |
Соответствие между доминированием полушария мозга и формой или видом учебной
работы, комфортным для ученика
Мотивационный этап | Учащиеся с явным доминированием правого полушария предпочитают | Учащиеся с явным доминированием левого полушария предпочитают |
Пространственная организация | Рабочая полусфера доски - левая | Рабочая полусфера доски - правая |
Цветовая организация | Светлая доска - темный мел | Темная доска - светлый мел |
Условия, необходимые для возникновения стабильной учебной мотивации | Гештальт (образы) Контекст Связь информации с реальностью, практикой Творческие задания Эксперименты Музыкальный фон Речевой и музыкальный ритм | Детали Технологии Абстрактный линейный стиль изложения информации Неоднократное повторение учебного материала Тишина на уроке |
Векторы мотивации | Завоевание авторитета Престижность положения в коллективе Установление новых контактов Социальная значимость деятельности | Стремление к самостоятельности Глубина знаний Высокая потребность в умственной деятельности Потребность в образовании |
Учебные предметы | Формы, приемы, технологии обучения, предпочитаемые учащимися с ярко выраженным доминированием | |
правого полушария | левого полушария | |
Естественные науки | Мозговой штурм Просмотр фильма Прогнозирование Выявление сходства разных объектов Сравнение фактов Выделение сути Выделение важнейших моментов в процессах Обобщение Экскурсии, путешествия | Анализ подробностей объектов и процессов Анализ результатов Логические задания Выявление различий Выявление деталей Создание категорий Работа по алгоритму |
Методика определениия модальности входа и модальности выхода
Модальность входа - сенсорный канал, по которому поступает информация (способ восприятия).
Модальность выхода - сенсорный канал, по которому демонстрируется понимание, запоминание данной информации (способ «выдачи» информации).
Вход | Выход | Способ диагностики |
Виз | Кин | Возьмите набор мелких предметов. которые легко определяются как визуально, так и кинестетически - монетки, скрепки, пуговицы .... Всего по 2 штуки. Разделите этот набор на две одинаковые части. Сядьте за стол лицом к ребенку. Поставьте на стол ширму или другую перегородку (например, большую книгу). Разложите ваш набор в определенном порядке. Уберите перегородку и попросите ученика запомнить, в каком порядке они лежат. Через мину ту поставьте перегородку и попросите его сложить свои предметы в том же порядке. Когда он закончит, уберите перегородку и оцените правильность выполнения задания. |
Виз | Ауд | Ученик смотрит на разложенные предметы, потом вы ставите перегородку, а он рассказывает, что он запомнил. |
Дуд | Кин | Поставьте перегородку, разложите предметы, а потм расскажите ученику, в каком порядке они лежак Ученик должен разложить предметы, учитывая услышанное. |
Ауд | Ауд | Расскажите ученику о порядке лежащих перед вами предме тов. Ученик, не видя из-за перегородки вашей раскладки, должен повторить устно, что вы сказали. |
Кин | Ауд | Не глядя, с закрытыми глазами, ученик ощупывает разложенные предметы, а потом рассказывает в нужном порядке. |
Кин | Кин | Не глядя, ученик ощупывает разложенные предметы, а потом открывает глаза и складывает свои в том же порядке. |
Функциональная ассиметрия полушарий головного мозга - это способность одного полушария мозга включаться на доли секунды раньше, подавляя функцию другого полушария.
Для учителя важно выделить таких учеников, у которых доминирование правого или левого полушария ярко выражено, так как явное доминирование одного из полушарий резко меняет способ осознания новой информации. Поэтому такая информация о конкретном ученике помогает учителю понять, в каком виде данному ученику удобнее всего воспринимать информацию для ее быстрого осмысления, а также, какие формы подачи информации будут развивать «западающее полушарие».
- «Правополушарник» анализирует конкретный, реальный смысл поступающей информации.
- «Левополушарник» анализирует информацию по формальным основаниям.
- «Равнополушарник» способен руководить «включением» полушарий.
В своих исследованиях этот параметр я диагностировала с помощью модифицированного теста И.П.Павлова, дополнив его подобными наборами карточек со словами из разных областей знаний и практической деятельности детей. Кроме того, использовала «Тест кафедры психологии обучения университета штата Джорджия (США)».
Организационные ОУУН
Организационные ОУУН - это общеучебные умения и навыки, обеспечивающие ученику самостоятельность действий и оптимизацию деятельности на уроках и при выполнении домашних заданий.
Для учителя эти данные являются исходными для организации самостоятельной деятельности учащегося.
- Навык планирования собственной деятельности (^определяется и развивается при выполнении учащимися заданий типа проектных).
- Навык организации и ведения записей в собственной тетради.
- Навык самооценки (способность самостоятельно оценить и способ достижения результата и сам результат) и другие навыки.
Для обеспечения педагогической поддержки уровни развития общеучебных навыков достаточно определять как достаточный, критический и недостаточный уровень.
Уровень развития организационных ОУУН | ||
недостаточный | критический | достаточный |
Самостоятельно планировать свою деятельность, прогнозировать ее результаты, контролировать выполнение и оценивать адекватно результаты своей работы практически не может, все это делает только с помощью учителя. | Может сам организовать рабочее место, работает по плану, способен к самоконтролю по алгоритму, но самостоятельно ставить учебную задачу и выбирать оптимальный способ работы не может | Приняв и осознав цель работы, может самостоятельно приготовить рабочее место, спланировать последовательность действий, выбрать оптимальный способ работы, оценить результат. В старших классах может сам конструировать учебные цели. |
Информационные ОУУН определяют для ученика возможность самостоятельного поиска и осмысления информации.
Для учителя определяют выбор форм подачи материала на этапе объяснения и диагностики. А также выбор системы задании для целенаправленного развития информационных ОУУН.
- Навык смыслового чтения (умение осмыслять прочитанное на высоком уровне: «читать и понимать, что не написано»). Этот навык диагностируется и развивается «слепыми» текстами и различными заданиями типа: «озаглавь текст», «поставь вопросы к тексту и из текста» и т.д.
- Навык «сворачивания» и «разворачивания» информации ('составление и «чтение» таблиц, графиков, схем и т.д.).
- Навык использования технических средств /ГСО. ПК, мультимедиа) - для поиска, планирования, организации и оформления учебной работы и другие навыки.
Мыслительные ОУУН
Мыслительные ОУУН - это реализованные в онтогенезе психофизиологические функции головного мозга, лежащие в основе сознательного мышления учащихся.
Уровень развития того или иного мыслительного навыка у учащихся устанавливается психологами, но учитель должен определять его хотя бы раз в год на материалах своего предмета с помощью специального контрольно-методического среза.
Методика определения уровня владения учащимися
общеучебными мыслительными навыками
Алгоритм проведения контрольно-методического среза с последующей оценкой уровня мыслительных
О УУН уч ащ и.хся
Когда: после зачетной работы по теме.
Как: в виде письменной работы определенного вида.
- Анализ:
Найдите соответствие
Выберите только то, что относится
- Синтез:
О чем идет речь? (перечень терминов)
Назовите одним словом ....
- Сравнение:
Сравни два объекта, два процесса, две личности.
- Установление причинно-следственных связей:
Что пропущено?
Восстановите порядок этапов процесса.
Закончите перечень терминов, дат. чисел.
- Вывод:
Сделайте предположение о причинах процесса.
Сделайте вывод на основании результатов опыта.
Уровень развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер
Уровень развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер - это один из важнейших параметров ИСУД, так как выявляет степень заинтересованности ученика в моем предмете.
Для меня, как учителя, эти данные еще и основа для подбора содержания и форм работы, мотивирующих детей и развивающих их волю.
В связи с этим мной была проведена диагностическая работа, результаты которой позволили мне оценить истинность моих представлений о степени развития мотивации у моих учеников. И помогли ученикам более объективно оценить собственный достигнутый уровень развития потребностной сферы. Учащимся было предложено проанализировать предоставленный им список учебных приемов и разных форм учебной работы и выписать их номера в порядке личного предпочтения. По выбранным номерам можно в первом приближении судить о том, какова структура уровня развития мотивационно- потребностной сферы в данный момент у данного ученика.
Результаты изучения уровней развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер
Классы | Уровни | развития | ||
Социально духовный | Биосоциальный (познавательный) | Социальный | Базовый | |
7-е классы | 39% | 33% | 17% | 11% |
9-е классы | 21% | 41% | 32% | 6% |
10-е классы | 19% | 38% | 26% | 17% |
Данные диагностирования свидетельствуют о том, что количество учащихся с возможностью выхода на самый высокий уровень развития мотивационно-потребностной сферы невелико. В диагностируемых классах преобладают уровни развития биосоциальный (познавательный) и социальный.
Таким способом помогаю подросткам еще раз задуматься, поговорить, поспорить о своем «хочу» и вооружить его своеобразными единицами измерения этого важнейшего фактора учебного успеха.
В дальнейшем все выделенные параметры индивидуального стиля учебной деятельности ученика заносятся в матрицу индивидуального стиля учебной деятельности ученика (ИСУД ученика), как показано в таблице 5.
Таким образом, представленная технология учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика на уроках биологии позволяет мне достичь необходимого и достаточного уровня индивидуализации учебного процесса на своих уроках. Данная технология позволяет реализовать профессиональную потребность в обеспечении выбора таких приемов и форм работы ученика, которые обеспечат каждому ученику свой, индивидуальный, путь к успеху.
Работа над данной темой самообразования будет продолжена и в следующем 2011-2012 учебном году. В настоящее время составлен алгоритм деятельности:
- Диагностировать уровни развития всех параметров учебного успеха ученика - заполнить матрицу ИСУД ученика.
- Выписать все параметры, уровень которых определяется как недостаточный и критический.
- Подобрать к этим навыкам по таблице формы заданий и виды работ, выполнение которых обеспечит их развитие. Использовать эти формы заданий, приемы учебной работы на этапах отработки и обобщения учебного материала.
- Выписать параметры ИСУД, уровень которых определен как достаточный и оптимальный - подобрать задания и формы деятельности, опирающиеся на эти навыки и психофизиологические особенности. Использовать на этапах объяснения и диагностики учебного материала.
- Оформить полученную информацию на отдельном листе как программу развития ученика средствами моего предмета. Использовать для индивидуализации учебного процесса и как исходный материал для мониторинга результатов учебного процесса.
Функциональная ассиметрня полушарий головного мозга
Информационные ОУУН
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/22/picture-209081-1361545060.jpg)
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через задания с экологическим содержанием
стастья по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через задания с экологическим содержанием"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/15/picture-103907-1350317729.jpg)
Творческий отчёт о работе над методической темой "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через нестандартные формы уроков"
Данная работа рассказывает о целях и этапах работы над методической темой.Она будет полезна и интересна учителям географии,которые используют в своей работе нестандартные формы проведения уроков для а...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/02/picture-483981-1412265551.jpg)
Опыт по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с использованием ИКТ"
для учителей математики...
Публичное представление педагогического опыта на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с использованием информационно-коммуникационных технологий"
В статье " Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с применением информационно-коммуникационных технологий" раскрывается актуальность и перспективность опыта. Описываются...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/08/picture-682572-1444303959.jpg)
Организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики через использование технологии опорных конспектов и схем
В арсенале современных педагогических технологий обучения физики определенное место занимают опорные конспекты.С моей точки зрения, технология опорных конспектов используется как средство прочного зап...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/08/picture-682572-1444303959.jpg)
Опыт работы "Организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики через использование технологии опорных конспектов и схем"
Физика сформировала свой язык символов, схем, графиков, рисунков, условных обозначений, поэтому нет необходимости поиска новых сокращений. Опорная схеме - это база для творческой работы учителя. Именн...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/21/picture-175488-1700545804.jpg)
«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии через использование технологии индивидуального стиля учебной деятельности»
Известно, что далеко не все учащиеся, даже те, которых мы называем « успешными», выполняют те или иные фо...