выступление на педагогическом совете на тему: "Организация внеурочной проектной деятельности учащихся"
методическая разработка по теме

Панкратова Светлана Степановна

выступление на педагогическом совете на тему: "Организация внеурочной проектной деятельности учащихся"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  ГБОУ "Пестречинская  школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"

 

Выступление на педагогическом совете 

                                     

«ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

                                                                         

                                                                                                  Воспитатель: Панкратова С.С.

Март   2016 год.

 

Организация внеурочной проектной деятельности учащихся.

Одной из основных целей деятельности воспитателя   школы-интерната является создание психолого-педагогических и коррекционно-развивающих условий для саморазвития и самореализации личности ребенка с особыми  социальными и  образовательными потребностями.

Решая задачи личностного развития ребенка в целостном педагогическом процессе данного образовательного учреждения, в текущем учебном году я работаю над проблемой:

 «Деятельный подход к воспитанию и обучению в режиме современных педагогических технологий»

        В своей работе стремлюсь находить эффективные методы и приемы воспитания и обучения, которые гарантировали бы позитивные результаты. В связи с этим, ищу и включаю в работу элементы современных педагогических технологий.

   В процессе моделирования воспитательной работы с учащимися, я попробовала использовать элементы проектной и игровой деятельности в соответствии с учебными и воспитательными возможностям учащихся    школы с ограниченными возможностями здоровья.

Проектное обучение рассматривается как тип развивающего обучения, базирующегося на последовательном выполнении учебно-воспитательных проектов с информационными паузами теоретических знаний,  практической  и коррекционной  работы по расширению  словарного запаса, развитию связной речи и творческого потенциала учащихся.

В основе системы учебно-воспитательных проектов – творческое усвоение в процессе самостоятельной поисковой деятельности, т.е. проектирования.

Цель данной технологии: создать условия для развития умений  самовоспитываться, самореализовываться и социализироваться на собственном  опыте и опыте других в процессе реализации  проекта.

 Очень важно, что   использование проектов в воспитательной работе личностно – ориентировано и самомотивируемо, следовательно, позволяет воспитанникам учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от результатов своего труда, создавать ситуацию успеха в воспитании и обучении, включать детей в коллективную проектную деятельность, что успешно влияет на сплочение детского коллектива и индивидуализацию личности.

Воспитатель является руководителем и координатором проекта.

Время проведения проекта зависит от темы и проектируемых мероприятий, и может длится от нескольких дней до нескольких  месяцев; например (курение, алкоголизм, экология, дружба, о сквернословии и т.д.)

Проект состоит из 5 пунктов: ПРОБЛЕМА – ПРОЕКТИРОВАНИЕ (планирование) - ПОИСК ИНФОРМАЦИИ – ПРОДУКТ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

 Основываясь на свой опыт работы, для обоснования необходимости использования технологии проекта приведу следующие аргументы:

Данная технология дает возможность:

-  решения проблемы по одной теме с разных точек зрения;

- развития речи учащихся и расширения их кругозора;

- развития умственных и познавательных процессов;

-формирования положительных мотиваций;

- воспитания личностных качеств.

Проектная деятельность позволяет наиболее широко охватить все виды деятельности учащихся: познавательную, игровую, творческую.

Содержание проектной деятельности отличается большой информативной емкостью материала, его взаимообусловленностью на каждом этапе.

 Планируемые мероприятия, выполняют не только воспитательную, но и развивающую функцию. Ученики сами начинают сопоставлять факты, связи и закономерности между событиями, применяют совместно выработанные умения.  

Цель проектной деятельности в том и заключается, чтобы научить ребят видеть проблему целостно и свободно ориентироваться в ней.

  Этапы проекта решают множество отдельных задач, а их совокупность представляет собой новое сложное единство. В первую очередь это интенсификация познавательного интереса и процесса выработки умений и навыков на основе решения одной и той же проблемы, где результат достигается совместными усилиями  участников образовательного процесса, причем каждый выполняет свою профессиональную роль.

Участники проекта совместно ведут работу по созданию оптимальной организации воспитательного пространства, согласуют свои педагогические действия: создают условия для преодоления проблем в воспитании и развитии учащихся в процессе оказания им индивидуально - ориентированной, психолого-педагогической и социальной помощи; предоставляют каждому ученику возможность для самораскрытия.

А где у нас дети могут раскрыться? На уроках, спортивных мероприятиях, а так-же занятиях.   Некоторые дети любят читать стихи, кто - то поёт, кто-то танцует, кто - то очень хорошо рисует, некоторые дети любят участвовать в сценке.  Дети самостоятельно  могут сделать  выбор  в чём им   участвовать на занятии.  Артём любит выступать в сценке, Настя с Кристиной любят петь и танцевать, а Серёжа и Батыр любят читать стихи.

Информирование родителей о запуске и итогах проекта, при его завершении, позволяет им четко увидеть цели и задачи воспитательной работы класса, проанализировать свою помощь и общение с детьми, что очень важно, при дефиците  время пребывания родителей с детьми, так как дети на недельном проживании в школе-интернате и возможности общения с родителями ограничены.

 Проектная деятельность способствует снятию напряжения, перегрузки за счет переключения учащихся на разнообразные виды деятельности, дает возможность индивидуально подойти к выбору и срокам выполнения заданий, что очень важно при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Анализируя свою работу и опираясь на приобретенный опыт, я создала модель  организации  внеурочной проектной деятельности. В процессе моделирования   использовала рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности, которые разработаны доцентом Вятского государственного гуманитарного университета Г.А. Русских.

Данная модель позволяет значительно облегчить работу  воспитателя по внедрению данной технологии в воспитательный процесс. Я вам покажу  

МОДЕЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (внеурочной)

п\п

Этапы проекта

Деятельность учащихся

Деятельность воспитателя

Совместная работа воспитателя   с другими участниками образовательного процесса

1.

Запуск проекта

(ПРОБЛЕМА)

Обсуждают выбор темы, ее актуальность.

Анализируют проблему.

Определяет готовность учащихся. Предлагает проанализировать проблему. Предлагает несколько тем на выбор. Сосредотачивает внимание учащихся на выбранной теме.

Информирует других участников образовательного процесса о начале проекта

2.

Планирование работы

(ПРОЕКТИРОВАНИЕ)

Обсуждают идеи. Отбирают виды  мероприятий, работ. Определяют сроки выполнения и конечный результат деятельности.

Предлагает мероприятия, практическую деятельность. Утверждает план и сроки проведения проекта.

Информирует других участников образовательного процесса о запланированных мероприятиях. Обсуждают  содержание работ сроки исполнения

3.

Поисковая работа

(ПОИСК ИНФОРМАЦИИ)

Знакомятся с источниками информации, отбирают главное содержание, Выполняют исследования, анализируют информацию. Выбирают оптимальную

Координирует результаты самостоятельной познавательной деятельности учащихся: дает инструкции, готовит ребят к исследованию.

Консультирует   библиотекаря , воспитателей  об оказании помощи детям в организации и проведении поисковой работы.

4.

Обмен информацией

Обмениваются полученной информацией.

Выбирают выступающих

Консультирует учащихся. Дает дополнительную информацию. Утверждает выступающих и содержание выступлений

Совместная работа с учителем-логопедом, воспитателями

5.

Оформление результатов работы

(ПРОДУКТ)

Оформляют работы. Выполняют практическую работу в соответствии с планом проекта.

Координирует  результаты деятельности учащихся. Помогает подготовиться к защите проекта.

Руководители кружков,     воспитатели помогают  детям в оформлении  результатов совместно проведенной работы

6.

Защита проекта

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Защищают проект:   дают самооценку результатов деятельности

Анализирует результаты проектной деятельности, подводит итоги Предлагает алгоритм рефлексии: Что нового узнали?  Чему научились? Какое главное дело сделали?

  Воспитатель информирует  других участников образовательного процесса об итогах проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме «Формы организации учебной деятельности школьников»

Выступление по теме "Формы организации учебной деятельности школьников"....

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Развитие интеллектуальной одаренности учащихся средствами урочной и внеурочной деятельности".

В докладе раскрывается определение одаренности. Способность к творчеству-это талант, который дается от рождения единицам.  НО... целенаправленно развивать творческие способности можно у каждого ч...

Выступление на педагогическом совете «ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

выступление на педагогическом совете "Организация внеурочной проектной деятельности учащихся"...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Организация /использование цифровой образовательной среды как средства воспитания современных школьников"

Наступило новое время – время информационных технологий и высоких достижений, когда массово внедряются цифровые технологии во все жизненные сферы человечества, в том числе и все сферы образовани...