Выступление на педагогическом совете по теме "Система оценки достижения результатов учащихся в рамках введения ФГОС ООО"
материал по теме

Батурина Юлия Викторовна

Основное содержание системы оценки достижений результатов учащихся по предмету в рамках введения нового федерального стандарта на ступени основного общего образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

В условиях введения федеральных государственного образовательного стандарта основного общего образования особенно актуальным является представление информации в рамках осуществления внутришкольного контроля о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявление причин недостатков в работе, оказание научно-методической помощи педагогам. Внутришкольный контроль представляет собой системный процесс всестороннего изучения и анализа образовательного процесса в образовательном учреждении с целью координации всей его работы в соответствии со стоящими перед ним задачами, предупреждения возможных ошибок и оказания необходимой помощи педагогическому коллективу. Работа школы в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования потребовала дополнить перечень традиционных контрольных действий новыми, позволяющими охватить все аспекты его деятельности.

Система внутришкольного контроля регламентируется соответствующим положением, которое разработано с учетом требований ФГОС, где ВШК рассматривается не в рамках «модели контроля», а в рамках «модели обеспечения» качества образования.  Только тогда система оценивания качества может нести свою долю ответственности за выполнение требований Стандартов.

Значительная роль в осуществлении внутришкольного контроля  ФГОС, принадлежит разработанное МБОУСОШ № 44 «Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования». Система оценки ориентирована на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени основного общего образования.

Система оценки предполагает  комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. К их осуществлению привлекаются специалисты, обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в подростковом возрасте.

Оценка метапредметных результатов проводиться в ходе различных процедур (текущие и итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе).  

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

В системе предметных знаний выделяются опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.

Поэтому, во внутришкольном контроле необходимо было пересмотреть всю систему оценки качества образования в школе на основе принципов критериального оценивания и компетентностного подхода: каждое качество должно иметь свои показатели, а каждый показатель – описание уровней достижения.

Для оценки личностных образовательных результатов обязательными, отражающими требования ФГОС, стали следующие показатели:

  • уровень социализации и уровень воспитанности;
  • уровень учебно-познавательной мотивации каждого ученика по отношению к каждому предмету;
  • уровень сформированности ценностей семьи, здорового образа жизни обучающегося, навыков организации досуга.
  • личностные универсальные учебные действия в рамках когнитивного компонента,  ценностного и эмоционального компонентов,  деятельностного (поведенческого) компонента.

На первый взгляд, качество и динамика успеваемости по предметам – это единственный показатель, который в школах всегда входит в состав предметных образовательных результатов ВШК. Однако в соответствии с требованиями ФГОС ООО стало  необходимым  включить в ВШК такие показатели

  • подтверждение обученности по результатам внешней, независимой оценки;
  • уровень обучаемости (уровень учебно-познавательных возможностей);
  • участие и победы в предметных конкурсах, олимпиадах и др.

В процессе оценки достижений учащихся используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

Таким образом, оценка динамики образовательных достижений имеет две составляющие: педагогическую, понимаемую как оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием, и психологическую, связанную с оценкой индивидуального прогресса в развитии ребёнка.

Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений стал портфель достижений ученика.

Портфель достижений – это специально организованная подборка работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях.

Оценка, как отдельных составляющих, так и портфеля достижений в целом ведётся на критериальной основе, поэтому портфели достижений сопровождаются специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника.

По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:

1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;

2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Систематическое пополнение  портфеля достижений учащихся позволяет облегчить внутришкольный контроль за  реализацией ФГОС.

Результатом целенаправленной работы по повышению системы оценки достижений учащихся стали победы в международных интеллектуальных конкурсах /«Русский медвежонок», «Гелиантус», «Кит»/, предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях.

Внутришкольный контроль и последующий анализ информации лежат в основе принятия управленческих решений по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта ООО.

План внутришкольного контроля позволяет администрации осуществлять процесс контроля над образовательной деятельностью школы всесторонне и системно. Информация, получаемая в рамках внутришкольного контроля, используется в ходе оценки работы педагогических и управленческих кадров и организации их поддержки, при обобщении опыта реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения, в конечном счете – в решении задач повышения эффективности реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Результаты внутришкольного контроля используются в работе педагогического совета, методического объединения учителей и других структурных подразделениях государственно-общественного управления данного образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме «Система оценки планируемых достижений личностных результатов обучающихся».

В данной разработке представлена система оценки планируемых достижений личностных результатов обучающихся....

Выступление на педагогическом совете "Критерии эффективности современного урока в условиях перехода на ФГОС"

Выступление на педагогическом совете посвящено переходу средней школы на ФГОС....

Выступление "Выбор УМКС – решающий фактор эффективного процесса иноязычного образования в рамках введения ФГОС основного общего образования"

За плечами многолетняя работа по очень многим российским УМК. Сейчас мы остановились на «Английском в фокусе».Почему мы работаем по этому УМК? Что нам дает этот комплекс?...

Выступление на педагогическом совете «Новое качество профессионального образования в рамках реализации национального проекта «Образование - «Современная школа». Запросы, оценки, пути достижения»

Тема: Ресурсное обеспечение (технологизация) образовательного процесса посредством обновления материально - технической базы образовательной организации в процессе реализации проекта «Современна...

Выступление на педагогическом совете Воспитательный аспект урока. Домашнее задание в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дозирование, дифференцированность». Предупреждение перезагрузки обучающихся.

Воспитательный аспект урока. Домашнее задание в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дозирование, дифференцированность». Предупреждение перезагрузки обучающихся....

Выступление на педагогическом совете на тему "Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС третьего поколения"

Выступление на педагогическом совете не тему "Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС третьего поколения" содержит материал о системно-деятельностном подходе к обучению как...