Выступление на педагогическом совете по теме "Система оценки достижения результатов учащихся в рамках введения ФГОС ООО"
материал по теме
Основное содержание системы оценки достижений результатов учащихся по предмету в рамках введения нового федерального стандарта на ступени основного общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_sistema_otsenki_dostizheniya_rezultatov_osvoeniya_uchashchikhsya.docx | 29.16 КБ |
Предварительный просмотр:
В условиях введения федеральных государственного образовательного стандарта основного общего образования особенно актуальным является представление информации в рамках осуществления внутришкольного контроля о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявление причин недостатков в работе, оказание научно-методической помощи педагогам. Внутришкольный контроль представляет собой системный процесс всестороннего изучения и анализа образовательного процесса в образовательном учреждении с целью координации всей его работы в соответствии со стоящими перед ним задачами, предупреждения возможных ошибок и оказания необходимой помощи педагогическому коллективу. Работа школы в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования потребовала дополнить перечень традиционных контрольных действий новыми, позволяющими охватить все аспекты его деятельности.
Система внутришкольного контроля регламентируется соответствующим положением, которое разработано с учетом требований ФГОС, где ВШК рассматривается не в рамках «модели контроля», а в рамках «модели обеспечения» качества образования. Только тогда система оценивания качества может нести свою долю ответственности за выполнение требований Стандартов.
Значительная роль в осуществлении внутришкольного контроля ФГОС, принадлежит разработанное МБОУСОШ № 44 «Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования». Система оценки ориентирована на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени основного общего образования.
Система оценки предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. К их осуществлению привлекаются специалисты, обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в подростковом возрасте.
Оценка метапредметных результатов проводиться в ходе различных процедур (текущие и итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе).
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
В системе предметных знаний выделяются опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.
Поэтому, во внутришкольном контроле необходимо было пересмотреть всю систему оценки качества образования в школе на основе принципов критериального оценивания и компетентностного подхода: каждое качество должно иметь свои показатели, а каждый показатель – описание уровней достижения.
Для оценки личностных образовательных результатов обязательными, отражающими требования ФГОС, стали следующие показатели:
- уровень социализации и уровень воспитанности;
- уровень учебно-познавательной мотивации каждого ученика по отношению к каждому предмету;
- уровень сформированности ценностей семьи, здорового образа жизни обучающегося, навыков организации досуга.
- личностные универсальные учебные действия в рамках когнитивного компонента, ценностного и эмоционального компонентов, деятельностного (поведенческого) компонента.
На первый взгляд, качество и динамика успеваемости по предметам – это единственный показатель, который в школах всегда входит в состав предметных образовательных результатов ВШК. Однако в соответствии с требованиями ФГОС ООО стало необходимым включить в ВШК такие показатели
- подтверждение обученности по результатам внешней, независимой оценки;
- уровень обучаемости (уровень учебно-познавательных возможностей);
- участие и победы в предметных конкурсах, олимпиадах и др.
В процессе оценки достижений учащихся используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Таким образом, оценка динамики образовательных достижений имеет две составляющие: педагогическую, понимаемую как оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием, и психологическую, связанную с оценкой индивидуального прогресса в развитии ребёнка.
Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений стал портфель достижений ученика.
Портфель достижений – это специально организованная подборка работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях.
Оценка, как отдельных составляющих, так и портфеля достижений в целом ведётся на критериальной основе, поэтому портфели достижений сопровождаются специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника.
По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:
1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;
2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Систематическое пополнение портфеля достижений учащихся позволяет облегчить внутришкольный контроль за реализацией ФГОС.
Результатом целенаправленной работы по повышению системы оценки достижений учащихся стали победы в международных интеллектуальных конкурсах /«Русский медвежонок», «Гелиантус», «Кит»/, предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях.
Внутришкольный контроль и последующий анализ информации лежат в основе принятия управленческих решений по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта ООО.
План внутришкольного контроля позволяет администрации осуществлять процесс контроля над образовательной деятельностью школы всесторонне и системно. Информация, получаемая в рамках внутришкольного контроля, используется в ходе оценки работы педагогических и управленческих кадров и организации их поддержки, при обобщении опыта реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения, в конечном счете – в решении задач повышения эффективности реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Результаты внутришкольного контроля используются в работе педагогического совета, методического объединения учителей и других структурных подразделениях государственно-общественного управления данного образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете по теме «Система оценки планируемых достижений личностных результатов обучающихся».
В данной разработке представлена система оценки планируемых достижений личностных результатов обучающихся....
Выступление на педагогическом совете "Критерии эффективности современного урока в условиях перехода на ФГОС"
Выступление на педагогическом совете посвящено переходу средней школы на ФГОС....
Выступление на педагогическом совете по теме «Введение ФГОС ООО – основное направление ОУ. Критерии готовности к введению ФГОС ООО»
Доклад на заседании педагогического совета школы....
Выступление "Выбор УМКС – решающий фактор эффективного процесса иноязычного образования в рамках введения ФГОС основного общего образования"
За плечами многолетняя работа по очень многим российским УМК. Сейчас мы остановились на «Английском в фокусе».Почему мы работаем по этому УМК? Что нам дает этот комплекс?...
Выступление на педагогическом совете «Новое качество профессионального образования в рамках реализации национального проекта «Образование - «Современная школа». Запросы, оценки, пути достижения»
Тема: Ресурсное обеспечение (технологизация) образовательного процесса посредством обновления материально - технической базы образовательной организации в процессе реализации проекта «Современна...
Выступление на педагогическом совете Воспитательный аспект урока. Домашнее задание в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дозирование, дифференцированность». Предупреждение перезагрузки обучающихся.
Воспитательный аспект урока. Домашнее задание в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дозирование, дифференцированность». Предупреждение перезагрузки обучающихся....
Выступление на педагогическом совете на тему "Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС третьего поколения"
Выступление на педагогическом совете не тему "Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС третьего поколения" содержит материал о системно-деятельностном подходе к обучению как...