Методическая разработка учителя-дефектолога «В гостях у Марьи искусницы»
методическая разработка (5, 6 класс) по теме
Методическая разработка занятия с элементами ароматерапии на тему
«В гостях у Марьи искусницы»
изготовление тряпичной куклы-травницы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ароматерапия | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ ВО «Бутурлиновская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Подготовила и провела педагог-психолог Касаткина Ирина Леонидовна.
Сценарий занятия с элементами ароматерапии на тему
«В гостях у Марьи искустницы»
Цели:
- Образовательная – дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; научить изготавливать тряпичную куклу;
- Развивающая – развивать познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
- Воспитывающая – формирование эффективных способов общения с детьми в процессе творческой деятельности.
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать эстетический вкус;
- формирование коммуникативных отношений.
Оборудование и методическое оснащение:
- Мультимедийное оборудование;
- Презентация
- Выставка «Тряпичная кукла»;
- Инструкционная карта по изготовлению куклы «Травница»;
- Инструменты и материалы для практической работы (ножницы, иглы, ткань, нитки, кружево, синтепон, лекарственные пахучие травы).
Ожидаемые результаты:
- Усвоение знаний о традициях русского народа;
- Умение изготавливать тряпичных кукол из подручного материала;
- Умение совместно заниматься творчеством.
Выход под фольклорную музыку «Кострома городок».
Сказочница: Здравствуйте, гости званые! Гостьюшки, мои желанные! Много гостей, много и новостей, а чтоб было веселей - на приветствие приглашаю гостей.
Дети становятся в круг, и идет игра-приветствие.
Под музыку «Поёт весь мир»
Игра: Здравствуй, друг! (пожимаем друг другу руки)
Как ты тут? (положили руку на плечо)
Где ты был? (спросить рукой)
Я скучал! (приложили руку к своему сердцу)
Ты пришел? (руки в стороны)
Хорошо! (обнялись)
Сказочница: Присядьте детки, да меня послушайте. Где я только не бывала…побывала я во всей небывальщине, повидала я всю неслыхальщину!
Есть у меня дом, живу я в нем. А хотите? Все ко мне в гости приходите. Идите левой стороной, направо - будет дом мой,
Слайд терем расписной.
Вот мой терем-теремок,
Он не низок, не высок.
А кто в тереме живет, громко песенки поет?
Не мышка-норушка,
Не лягушка-квакушка,
Не зайка-побегайка,
А живут в нем ребятишки –
Девчонки и мальчишки.
Дружно песенки поют,
Куклы вяжут, куклы шьют.
В куколки играют,
Народ потешают.
( на столе самовар, сладости, угощения, куклы)
Но к вам пришла я не одна,
Со мной помощница моя-
Красная девица , чудо мастерица!!!
( под музыку входит МАТРЁНУШКА)
Матрёнушка: Здравствуйте гости дорогие!!!
Сказочница: Матрёнушка! А что у тебя в корзине??
Матрёнушка: А вы загадку отгадайте?? У меня там особый подарок.!
Платья носит,
Есть – не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.
Ответы детей: «кукла»
Матрёнушка: Правильно!! Кукла у меня особенная, название интересное «Кукла-травница».
А мы вам сейчас о народных куклах расскажем.
А если вам понравится, как сделать – подскажем.
(Презентация про кукол до 7 слайда).
1 слайд
Сказочница: На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой.
Тряпичная кукла жила в каждом доме. Дети делали их сами. Играя с куклой, девочки учились шить, вышивать, прясть. Знаете ли вы, что в народе куклам не давали собственных имен, не уподобляли куклу человеку. Их называли ляльками, матрешками, цацками, а чаще всего, просто куклами.
Матрёнушка: Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана она без иголки и безлика. Для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже, а делать лицо по народным поверьям нельзя, так как такая кукла может обрести душу и стать опасной. А «безликая» куколка считается предметом неодушевленным и не может навредить ребенку. Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастерицы. А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста. Они бережно хранились в сундуках, корзинах и передавались из поколения в поколение.
2 слайд
Сказочница: Самой распространенной игрушкой была и остается кукла. Сначала была глиняная кукла, затем деревянная, тряпичная. Традиционной игрушкой - русской деревни в самых бедных семьях была тряпичная кукла.Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни.Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.
А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?
Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.
Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.
3 лайд:
Матрёнушка: Народные куклы делились на три группы:
- Куклы-обереги;
- Обрядовые куклы;
- Игровые куклы.
4 слайд
Сказочница: Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.
- Кукла на счастье.
Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье. - Пеленашка.
Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша. - «Кубышка-травница» .
Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни.
5 слайд
Матрёнушка: Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.
- Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.Кукла обязательно наполнялась ЗЕРНОМ (гречиха, пшеница или зерно разных сортов, чтобы урожай был на все культуры).При посеве первые горсти брали из этой куклы, а после уборки урожая ее заполняли новой крупой
- Неразлучники.
Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены
общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было.
6 слайд
Берегиня
Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом. Изготавливается она из ненужных, оставшихся от старых платьев, рубашек, наволочек, тряпочек. Считалось, если взять тряпочки от старой одежды человека, то кукла будет оберегать этого человека еще сильнее
7 слайд
Сказочница:
Кукла Колокольчик
Колокольчик - кукла добрых вестей.
Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
8 слайд
Девка-Баба
В народе называлась "Перевертыш", "Вертушка"Кукла готовила девочку к взрослой жизни, показывая, что не всегда жизнь будет беспечной и веселой. Дети с раннего возраста знали, чем отличается девичья одежда от женской: для девушки подходят яркие ткани, коса, ленты, а для замужней женщины – более темные тона. Девкаоткрыта для мира и дарить красоту и радость,баба-оберегает свой дом.
9 слайд
Матрёнушка: Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок.
Куклам приписывались различные волшебные свойства: считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы – талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления.
10 слайд
Сказочница:
Кукла кубышка-травница.
Кукла просто загляденье. От всех болезней лечит,злых духов отгоняет и и детишек от страха избавляет.. Давайте мы с вами сделаем себе такой талисман оберег.
Проводится физминутка. (Дети выполняют движения под музыку.)
А теперь потрем ладошки! Чувствуете сколько тепла в наших руках, сколько энергии? Теперь тепло наших рук и нашу положительную энергию мы передадим нашим куклам.
Матрёнушка:
Прежде чем приступить к работе, давайте повторим технику безопасности. Посмотрите на экран и вспомните правила безопасной работы с ножницами.
12 Слайд
(Просмотр презентации «Техника безопасности при работе с ножницами».)
А сейчас можно приступить к практической работе. (В качестве технологической карты по изготовлению вепской куклы используются электронные слайды.Во время работы фольклорный коллектив исполняет лирические песни.)
Сказочница. Ребята, сейчас мы с вами изготовим верхнюю часть туловища куклы. Для этого возьмите вату и скатайте из неё шарик, это у нас будет голова. Положите шарик на середину белого квадрата и затяните его ниткой, тем самым формируя голову. Точно также из ватных шариков меньшего размера делаем верхнюю часть сарафана. (Идет практическая часть.)
слайды 13-18 слайды 13-18
Сейчас куклу нужно собрать. Посмотрите на то, что лежит перед вами. Верхнюю часть туловища мы уже изготовили. Поднимите и покажите мне два маленьких шарика. Это части сарафана. К верхней части туловища прикладываем части сарафана и крестом перевязываем их. (Дети выполняют работу поэтапно.)
Кукла почти готова, осталось ее нарядить. Для этого из приготовленной ткани завязываем платок и фартук. Завязываем пояс (обматываем вокруг талии два раза), затем делаем узелок на поясе.
На сцену под музыку «Как у наших у ворот»
выходят все с куклами и исполняют песню
Как у наших у ворот,
Стоит кукол хоровод,
Ай, люли, у ворот,
Ай, люли, хоровод.
Куклы песенки поют,
Хоровод они ведут,
Ай, люли, все поют,
Ай, люли, все ведут.
Сказочница: Всем спасибо! Мне было сегодня очень приятно встретиться с такими умными, умелыми, талантливыми ребятами. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой план коррекционно-методической работы учителя-дефектолога.
В годовом плане работы дефектолога отражены основные направления деятельности специалиста, обеспечивающие комплексный подход к её организации....
Методическая копилка учителя - дефектолога
Методические материалы для занятий учителя - дефектолога...
Окружное мероприятие. Методическое обьединение учителей-дефектологов.
Доклад о блоке коррекции, диагностики и развития ГБОУ ЦЛПДО.Презентация.Пран проведения методического окружного-объединения....
Районное методическое объединение учителей- дефектологов
В данном разделе размещены материалы по организации работы районного методического объединения учителей- дефектологов Октябрьского района г. Красноярска...
Методическая разработка урока истории и культуры народов Марий Эл "Марийский края в эпоху камня" (6 класс)
Разработка урока истории и культуры народов Марий Эл с использованием технологии критического мышления...
Доклад «Нормативная, специальная и организационно-методическая документация учителя-дефектолога»
В докладе представлен перечень необходимой документации учителя-дефектолога образовательной организации, подробно продемонстрированы образцы документов, формы, структура и содержание коррекционно-разв...
методическая разработка учителя-дефектолога
Данная разработка направлена на развитие графо-моторных навыков у детей с нарушением интеллекта. Картотека игр и упражнений....