Методическая разработка учителя-дефектолога «В гостях у Марьи искусницы»
методическая разработка (5, 6 класс) по теме

Касаткина Ирина Леонидовна

 

Методическая разработка занятия  с элементами ароматерапии на тему

«В гостях у Марьи искусницы»

изготовление тряпичной куклы-травницы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ароматерапия28.11 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ ВО «Бутурлиновская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Подготовила и провела  педагог-психолог    Касаткина Ирина Леонидовна.

Сценарий занятия с элементами ароматерапии на тему

«В гостях у Марьи искустницы»

Цели:

  • Образовательная – дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы;  научить изготавливать тряпичную куклу;
  • Развивающая – развивать познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
  • Воспитывающая – формирование эффективных способов  общения с детьми в процессе творческой деятельности.
  • развивать мелкую моторику рук;
  •  развивать эстетический вкус;
  •  формирование коммуникативных отношений.

Оборудование и методическое оснащение:

  • Мультимедийное оборудование;
  • Презентация 
  •  Выставка «Тряпичная кукла»;
  • Инструкционная карта по изготовлению куклы «Травница»;
  • Инструменты и материалы для практической работы (ножницы, иглы, ткань, нитки, кружево, синтепон, лекарственные пахучие травы).

Ожидаемые результаты:

  • Усвоение знаний о традициях русского народа;
  • Умение изготавливать тряпичных кукол из подручного материала;
  • Умение совместно заниматься творчеством.

Выход под фольклорную музыку «Кострома городок».

Сказочница: Здравствуйте, гости званые! Гостьюшки, мои желанные! Много гостей, много и новостей, а чтоб было веселей - на приветствие приглашаю гостей. 

Дети становятся в круг, и идет игра-приветствие.

Под музыку «Поёт весь мир»

Игра: Здравствуй, друг! (пожимаем друг другу руки)

Как ты тут? (положили руку на плечо)

Где ты был? (спросить рукой)

Я скучал! (приложили руку к своему сердцу)

Ты пришел? (руки в стороны)

Хорошо! (обнялись)

Сказочница: Присядьте детки, да  меня послушайте. Где я только не бывала…побывала я во всей небывальщине, повидала я всю неслыхальщину!

Есть у меня дом, живу я в нем. А хотите? Все ко мне в гости приходите. Идите левой стороной, направо - будет дом мой,

 

Слайд  терем расписной.

 Вот мой терем-теремок,

Он не низок, не высок.

А кто в тереме живет, громко песенки поет?

Не мышка-норушка,

Не лягушка-квакушка,

Не зайка-побегайка,

А живут в нем ребятишки –

Девчонки и мальчишки.

Дружно песенки поют,

Куклы вяжут, куклы шьют.

В куколки играют,

Народ потешают.

( на столе самовар, сладости, угощения, куклы)

Но к вам пришла я не одна,

          Со мной помощница моя-

         Красная девица , чудо мастерица!!!

( под музыку входит МАТРЁНУШКА)

Матрёнушка: Здравствуйте гости дорогие!!! 

Сказочница: Матрёнушка!  А что у тебя в корзине??

Матрёнушка:   А вы загадку отгадайте?? У меня там особый подарок.!

Платья носит,

Есть – не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно.

Ответы детей: «кукла»

Матрёнушка:   Правильно!! Кукла у меня особенная, название интересное «Кукла-травница».

А мы вам сейчас о народных куклах расскажем.

А если вам понравится, как сделать – подскажем. 

(Презентация про кукол  до 7 слайда).

1 слайд

Сказочница: На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой.

Тряпичная кукла жила в каждом доме. Дети делали их сами. Играя с куклой, девочки учились шить, вышивать, прясть. Знаете ли вы, что в народе куклам не давали собственных имен, не уподобляли куклу человеку. Их называли ляльками, матрешками, цацками, а чаще всего, просто куклами.

Матрёнушка: Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана она без иголки и безлика. Для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже, а делать лицо по народным поверьям нельзя, так как такая кукла может обрести душу и стать опасной. А «безликая» куколка считается предметом неодушевленным и не может навредить ребенку. Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастерицы. А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста. Они бережно хранились в сундуках, корзинах и передавались из поколения в поколение.

2 слайд

Сказочница:   Самой распространенной игрушкой была и остается кукла. Сначала была глиняная кукла, затем деревянная, тряпичная. Традиционной  игрушкой - русской деревни в самых бедных семьях была тряпичная кукла.Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни.Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.

А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?

Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.

3 лайд:

Матрёнушка:   Народные куклы делились на три группы:

  • Куклы-обереги;
  • Обрядовые куклы;
  • Игровые куклы.

4 слайд

Сказочница:      Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.

  • Кукла на счастье.
    Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.
  • Пеленашка.
    Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.
  • «Кубышка-травница» .
    Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни.

5 слайд

Матрёнушка:  Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.

  • Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.Кукла обязательно наполнялась ЗЕРНОМ (гречиха, пшеница или зерно разных сортов, чтобы урожай был на все культуры).При посеве первые горсти брали из этой куклы, а после уборки урожая ее заполняли новой крупой
  • Неразлучники.
    Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены

общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было.

6 слайд

Берегиня

Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом. Изготавливается она из ненужных, оставшихся от старых платьев, рубашек, наволочек, тряпочек. Считалось, если взять тряпочки от старой одежды человека, то кукла будет оберегать этого человека еще сильнее

7  слайд

Сказочница:

Кукла Колокольчик

Колокольчик - кукла добрых вестей.

Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

8 слайд

Девка-Баба

В народе называлась "Перевертыш", "Вертушка"Кукла готовила девочку к взрослой жизни, показывая, что не всегда жизнь будет беспечной и веселой. Дети с раннего возраста знали, чем отличается девичья одежда от женской: для девушки подходят яркие ткани, коса, ленты, а для замужней женщины – более темные тона. Девкаоткрыта  для мира и дарить красоту и радость,баба-оберегает свой дом.

9 слайд

Матрёнушка:   Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы – талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления.

10 слайд

Сказочница:

Кукла кубышка-травница.

Кукла просто загляденье. От всех болезней лечит,злых духов отгоняет и и детишек от страха избавляет.. Давайте мы с вами сделаем себе такой талисман оберег.

Проводится физминутка.    (Дети выполняют движения под музыку.)

А теперь потрем ладошки! Чувствуете сколько тепла в наших руках, сколько энергии? Теперь тепло наших рук и нашу положительную энергию мы передадим нашим куклам.

Матрёнушка:

Прежде чем приступить к работе, давайте повторим технику безопасности. Посмотрите на экран и вспомните правила безопасной работы с ножницами.

12 Слайд

(Просмотр презентации «Техника безопасности при работе с ножницами».)

А сейчас можно приступить к практической работе. (В качестве технологической карты по изготовлению вепской куклы используются электронные слайды.Во время работы фольклорный коллектив исполняет лирические песни.)

Сказочница. Ребята, сейчас мы с вами изготовим верхнюю часть туловища куклы. Для этого возьмите вату и скатайте из неё шарик, это у нас будет голова. Положите шарик на середину белого квадрата и затяните его ниткой, тем самым формируя голову. Точно также из ватных шариков меньшего размера делаем верхнюю часть сарафана. (Идет практическая часть.)    

слайды 13-18 слайды 13-18

Сейчас куклу нужно собрать. Посмотрите на то, что лежит перед вами. Верхнюю часть туловища мы уже изготовили. Поднимите и покажите мне два маленьких шарика. Это части сарафана. К верхней части туловища прикладываем части сарафана и крестом перевязываем их. (Дети выполняют работу поэтапно.)

Кукла почти готова, осталось ее нарядить. Для этого из приготовленной ткани завязываем платок и фартук. Завязываем пояс (обматываем вокруг талии два раза), затем делаем узелок на поясе.

На сцену под музыку  «Как у наших у ворот»

выходят все с куклами и исполняют песню

Как у наших у ворот,

Стоит кукол хоровод,

Ай, люли, у ворот,

Ай, люли, хоровод.

Куклы песенки поют,

Хоровод они ведут,

Ай, люли, все поют,

Ай, люли, все ведут.

Сказочница: Всем спасибо! Мне было сегодня очень приятно встретиться с такими умными, умелыми, талантливыми ребятами. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план коррекционно-методической работы учителя-дефектолога.

В годовом плане работы дефектолога отражены основные направления деятельности специалиста, обеспечивающие комплексный подход к её организации....

Методическая копилка учителя - дефектолога

Методические материалы для занятий   учителя - дефектолога...

Окружное мероприятие. Методическое обьединение учителей-дефектологов.

Доклад о блоке коррекции, диагностики и развития ГБОУ ЦЛПДО.Презентация.Пран проведения методического окружного-объединения....

Районное методическое объединение учителей- дефектологов

В данном разделе размещены материалы по организации работы районного методического объединения учителей- дефектологов Октябрьского района г. Красноярска...

Методическая разработка урока истории и культуры народов Марий Эл "Марийский края в эпоху камня" (6 класс)

Разработка урока истории и культуры народов Марий Эл с использованием технологии критического мышления...

Доклад «Нормативная, специальная и организационно-методическая документация учителя-дефектолога»

В докладе представлен перечень необходимой документации учителя-дефектолога образовательной организации, подробно продемонстрированы образцы документов, формы, структура и содержание коррекционно-разв...

методическая разработка учителя-дефектолога

Данная разработка направлена на развитие графо-моторных навыков у детей с нарушением интеллекта. Картотека игр и упражнений....