Доклад «Нормативная, специальная и организационно-методическая документация учителя-дефектолога»
материал
В докладе представлен перечень необходимой документации учителя-дефектолога образовательной организации, подробно продемонстрированы образцы документов, формы, структура и содержание коррекционно-развивающих дефектологических программ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад «Нормативная, специальная и организационно-методическая документация учителя-дефектолога»
Руководитель районного методического объединения
учителей-дефектологов Идринского района
Фоменко Татьяна Викторовна
Ведение документации учителя-дефектолога строится на основании положения о ведении документации специалиста образовательной организации. Положение о ведении документации учителя-дефектолога должно быть разработано в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Международные:
- Конвенция ООН о правах ребенка.
Федеральные:
- Конституция РФ;
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
- Федеральные государственные образовательные стандарты:
- Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 14 августа 2015 г. N 38528 (СанПиН 2.4.2.3286-15);
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ;
- Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами».
Локальные нормативные акты:
- Устав МКОУ Центральной ООШ;
- Положение о режиме занятий обучающихся МКОУ Центральной ООШ;
- Положение о рабочей программе МКОУ Центральной ООШ;
- Положение об индивидуальном обучении больных детей на дому МКОУ Центральной ООШ;
- Положение об АОП в МКОУ Центральной ООШ;
- Положение о ведении личных дел обучающихся с ОВЗ;
- Положение о ППК МКОУ Центральной ООШ;
- Должностная инструкция учителя-дефектолога.
- Организационно-методическая документация
- Годовой план работы, утвержденный директором образовательного учреждения.
- График работы.
- Циклограмма работы учителя-дефектолога, утверждённая директором.
- Расписание коррекционных занятий, утверждённое директором.
- Журнал учета работы учителя-дефектолога.
- Коррекционно-развивающие программы индивидуальных и групповых занятий, принимаемые на методическом совете и утверждаемые директором школы.
- Согласие родителей (законных представителей) на дефектологическое сопровождение обучающихся.
- Тетради коррекционных занятий с ребенком.
- Анализ работы учителя-дефектолога за учебный год.
- Специальная документация
- Карта динамического развития ребенка:
- Протокол дефектологического обследования ребенка.
- Дефектологическое представление на учащегося.
- Лист наблюдений за учащимся.
Карты динамического развития детей являются закрытым видом документации, которая хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.
- Формы документации
Организационно-методическая документация
- Годовой план работы
Основные направления | Содержание | Сроки |
Работа с обучающимися | ||
I.Диагностическое направление | ||
II.Коррекционно-развивающее направление | ||
Работа с педагогами | ||
III.Консультативно-просветительское направление | ||
Работа с родителями | ||
III.Консультативно- просветительское направление | ||
IV. Методическое |
- График работы
День недели | Время |
- Циклограмма работы
День недели | Время | Содержание работы |
- Расписание коррекционных занятий
День недели | Время занятий | Учащийся, класс | Форма занятия |
- Журнал учета работы учителя-дефектолога
Список детей, охваченных индивидуальной работой
№ п/п | Фамилия, имя, отчество обучающегося | Дата рождения | Класс | Направление работы |
Список детей, охваченных групповой и подгрупповой работой
№ п/п | Фамилия, имя, отчество обучающегося | Дата рождения | Класс | Направление работы |
Учет диагностической работы
№ п/п | Дата | Фамилия, имя, отчество обучающегося | Класс/ программа | Вид диагностики (первичная, промежуточная итоговая, внешний запрос) | Рекомендации по дальнейшей работе (зачислить в группу, продолжить работу, сменить программу сопровождения, выпустить и т.д) |
Учет индивидуальной работы
Фамилия, имя обучающегося ______________________________________ класс ____
№ п/п | Дата | Тема | Примечание |
Учет групповой и подгрупповой работы
Состав группы: _____________________________________________________
№ | Дата | Тема | Примечание |
Учет консультативной работы
№ п/п | Дата | ФИО к* | ФИ ученика / класс | Кем приходится ученику обратившийся** (Р, У, О, Д) | Тема консультации*** (О,П,М,Р,Ч,Др) | Решение |
Условные обозначения:
* к – консультируемый.
**Р - родитель, У - ученик, О – сам обучающийся, Д – другой ученик школы.
*** О – обучение, П – поведение, М – математика, Р – русский язык, Ч – чтение, Др – другие проблемы.
- Коррекционно-развивающие программы индивидуальных и групповых занятий
Примерная структура программы представлена по рекомендациям КГБУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения» Минусинского филиала:
- Название программы
- Цель и задачи программы
- Планируемые результаты работы
- Содержание программы
- Календарно-тематическое планирование
- Список литературы
- Согласие родителей (законных представителей) на дефектологическое сопровождение обучающихся заполняется по форме, рассмотренной на РМО дефектологов.
- Тетради коррекционных занятий с ребенком, заводится ученическая тетрадь в клетку в начале учебного года.
- Анализ работы учителя-дефектолога за учебный год оформляется по направлениям годового плана работы.
Специальная документация
- Карта динамического развития ребенка:
- Протокол дефектологического обследования ребенка составляются, исходя из индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
- Дефектологическое представление на учащегося заполняются по форме, рассмотренной на РМО дефектологов.
- Лист наблюдений за учащимся. Отражает этапы и результативность коррекционной работы, динамику занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад “Средства коррекционной работы по развитию речи глухих детей “ Учитель-дефектолог Позднякова Татьяна Николаевна ГОУ специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида № 65
Значение устной речи для овладения языком, условия развития мышления глухих детей раскрыто в работах Ф.А, Рау, Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюкова, К.А. Волковой, Н.Ф. Слезиной, Работа по развитию устной ...
Организационно-методические вопросы физического воспитания в специальной медицинской группе
Леонтьева О. С. Л 47 Организационно-методические вопросы физического воспитания в специальной медицинской группе : учебно-методическое пособие. – М. : МГЭИ, 2014. – 86 с.Данная работ...
организационно-методическая документация
организационно-методическая документация...
Нормативно-правовые основы деятельности учителя-дефектолога.
Нормативно-правовые основы деятельности учителя-дефектолога...
Примерные виды оформления документации УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА (методические рекомендации)
Примерные виды оформления документацииУЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА(методические рекомендации)...
Перечень документации учителя-дефектолога
Перечень документации учителя-дефектолога...
Документация учителя-дефектолога
Приказ о ППК, должностная инструкция учителя-дефектолога? приказ о категории...