Методическая разработка урока истории и культуры народов Марий Эл "Марийский края в эпоху камня" (6 класс)
методическая разработка по краеведению (6 класс)
Разработка урока истории и культуры народов Марий Эл с использованием технологии критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_mariyskiy_kray_v_epohu_kamnya.doc | 67 КБ |
mariyskiy_kray_v_epohu_kamnya.ppt | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ляжмаринская основная общеобразовательная школа»
Параньгинский район
Республика Марий Эл
Марийский край в эпоху камня
Разработка урока истории и культуры народов Марий Эл
с использованием технологии развития критического мышления
Разработала:
Князева Эльвира Алексеевна -
учитель марийского языка и литературы, ИКН
2019 год
Содержание
Аннотация --------------------------------------------------------------------------------- 3
Введение ------------------------------------------------------------------------------------ 3
Основная часть (Тема: «Марийский край в эпоху камня») ------------------ 4-10
Заключение ----------------------------------------------------------------------------- 11
Используемая литература ---------------------------------------------------------- 12
Приложение -------------------------------------------------------------------------- 13-15
Аннотация
Тема урока «Марийский край в эпоху камня» изучается в начале курса по учебной программе. В качестве сопровождения к конспекту прилагается мультимедийная презентация
Урок построен с возможностью учащихся показать свои интеллектуальные способности, а также навыки и умения самостоятельной работы, умение обобщать и делать выводы. На уроке использована групповая работа.
Введение
Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимы умения не только овладеть информацией, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности.
Применение технологии развития критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке. Развивается умение анализировать и обобщать полученный материал и, логически рассуждая, делать правильные выводы. Развивается мышление, кругозор, воображение, умение формулировать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.
Предлагается разработка урока по истории и культуре народов Марий Эл в 6 классе с использованием технологии критического мышления: приёмы «Инсерт» и «Корзина идей».
Тема: Марийский край в эпоху камня
Тип урока: объяснение нового материала
Цель урока: создавая условия для становления личностных компетенций учащихся, способствовать формированию знаний об основных этапах эволюции человека и расселении людей по территории Марийского края в период каменного века
Планируемые результаты:
Личностные: развитие сотрудничества при работе в группе; воспитание интереса к предмету
Предметные: развитие умений работать с учебником, текстом; овладение понятиями палеолит, мезолит, неолит;.
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Используемые технологии: технология развития критического мышления, здоровьесберегающая технология.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки, рабочие листы.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие учащихся.
Долгожданный дан звонок –
Начинается – урок.
- Проверьте, всё ли готово у вас к уроку.
- Начиная новое дело, мы чего-то ждем, предполагаем.
- Чего вы ждете от урока? (Ответы учащихся).
2.Актуализация знаний по теме
На доске стихотворение.
Жил на свете первобытный человек
Он впервые в жизни видел даже снег
Строил хижины и убивал он дичь
И бросал он обезьянам громкий клич.
Вопрос обучающимся: О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
(Ответы учащихся).
Мы с вами совершим путешествие в первобытное общество, где вы должны будете показать свои знания, проявить познавательную активность в изучении истории первобытного общества.
Но сначала давайте вспомним первобытное общество.
Прием «Инсерт». Во время чтения текста учащиеся делают пометки: «+» - новая информация «-» - думал иначе, «?» - непонятно, стоит обсудить, «v» - информация знакома. Затем ребята заполняют таблицу, в которой значки являются заголовками граф. Последним этапом работы с этим приёмом станет обсуждение записей, внесенных в таблицу. Данный приём помогает учащимся внимательно и вдумчиво вникнуть в содержание текста; систематизировать старые и новые знания.
На ранних стадиях первобытного общества небольшие группы людей жили на больших расстояниях друг от друга. У них не было постоянного жилья. Его заменяли временные стоянки. Основным источником существования была охота.
В глубокой древности, когда происходило заселение и освоение человеком Восточно-Европейской равнины, территория современной Марийской республики представляла собой приледниковую зону и даже была частично занята ледниками. Климат здесь был холодным, как в тундре. В приледниковой зоне жили мамонты, северные олени, шерстистые носороги.
- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?
III. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Итак, река времени принесла нас в каменный век. Древняя история условно делится на 3 периода. Самый продолжительный из них каменный век. Затем бронзовый и железный.
Слайд 1. Каменный век делится на 3 периода:
- палеолит
- мезолит
- неолит
Слайд 2. Палеолит – древнекаменный век, древнейшие орудия труда, человеческое стадо, природа, климат, оледенение. В эпоху палеолита климат Земли, её растительный и животный мир значительно отличались от современных. Люди эпохи палеолита жили немногочисленными первобытными сообществами. Первые орудия древнейшего человека – палка-копалка, заостренный камень, дубина. Занимались охотой и собиранием растительной пищи.
Слайд 3. Мезолит – среднекаменный век, Таяние ледников, окончание ледникового периода, появление индивидуальной охоты (лук и стрелы), приручение собаки, повышение роли рыболовства, появление новых орудий труда.
Слайд 4. Неолит – новокаменный век, появление земледелия и скотоводства. Техника обработки камня достигла высочайшего уровня. Путем шлифования, пиления и полирования изготавливали орудия труда. Из глины научились лепить и обжигать на кострах прочную посуду – керамику.
Слайд 5. На слайде вы видите предметы каменного века. Ответьте на вопросы:
- Что это за предметы?
- Как вы думаете, для чего они предназначались?
(Наконечники стрел и рыболовный крючок. Предназначались для охоты, рыболовства).
Физкультурная пауза.
И.п. — основная стойка: руки за голову; 1—3 — поднимаясь на носки, поднять руки вверх, потянуться; 4 — и.п. (повторить 6—8 раз).
Работа в группах.
- Ребята, как вы думаете, откуда люди современного мира узнали о прошлом? В этом им помогают различные науки, которые располагают разнообразными источниками. Древнейшие из них - вещественные памятники, их изучением занимается наука археология (в переводе с греческого археос - древний, логос - слово) - наука о древности.
Археология - наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным историческим источникам.
- Как называются места, где длительное время жили люди? (Стоянки).
Затем класс делится на три группы, каждой группе даётся задание.
Представьте, что каждая команда представляет собой одну из стоянок каменного века в Марийском крае: 1 команда - стоянка Юнго-Кушерга, 2 команда – стоянка Русская Луговая и 3 команда - стоянка Старое Мазиково.
Задание: Прочитать материал и заполнить таблицы на основе анализа источников.
Время | Название эпохи | Стоянка | Орудия труда | Занятия людей |
Материал для 1 группы.
Примерно 80-100 тысяч лет назад древнейшие люди начали заселять территорию Среднего Поволжья. В этот период северная часть Европы была покрыта толстым слоем ледника. Марийский край располагался близко к ледниковой зоне, поэтому климат здесь был холодным, как в тундре. В приледниковой зоне жили мамонты, северные олени, шерстистые носороги.
Первые люди в нашем крае появились в конце ледникового периода, примерно 25-30 тысяч лет назад. И следы обитания обнаружены на берегу речки Большая Юнга, около деревни Юнга-Кушерга Горномарийского района. Археологические раскопки там провели летом 1959 года. Во время раскопок на Юнго-Кушергинской стоянке археологи нашли кремневые и каменные острия, скрепки, резцы, кости северного оленя, лося, шерстистого носорога и др. На этой стоянке люди в те далекие времена жили родовой общиной, занимались охотой на животных и собирали коренья растений.
Материал для 2 группы.
Проходили тысячелетия. В связи с потеплением климата менялись растительный и животный мир. От таяния снега в луговой части образовались озера и болота. В реках и озерах было много рыбы, а лесах – дичи. Изменился растительный мир. Появились новые виды животных: лошадь, кабан, собака. Люди начали приучать диких животных, в первую очередь собаку.
Древние люди начали строить первые жилища - полуземлянки. Для этого на возвышенном месте рыли прямоугольную яму, стенки укрепляли бревнами, делали крышу. Люди стали использовать обработанные орудия труда, изобрели лук и стрелы, стали охотиться в одиночку. Об этих изменениях говорит стоянка у деревни Русская Луговая (сейчас она в черте города Волжска). Люди жили здесь 9-7 тысяч лет назад. Занимались охотой, рыболовством, сбором съедобных растений, лесных ягод и плодов.
Материал для 3 группы.
Шло время. Люди продолжают заселять не только берега Волги, но ее притоков и мелких речек в глубине лесной территории. В это время появляются орудия труда, изготовленные путем пиления, шлифовки и сверления камня (мотыги, топоры, молотки, долота). Люди к этому времени научились делать глиняную посуду с круглым дном, стенки её украшали различными узорами. Около деревни Старое Мазиково Моркинского района, на левом берегу реки Илеть, на стоянке людей, живших в 4-3 тысячелетии до н.э., найдены каменные долота, топоры, разнообразные ножи, скребки, сверла, при помощи которых делали наконечники стрел, дротики, рыболовные крючки из дерева и кости.
Огромным шагом вперёд можно считать появление прядения и ткачества. Вместо звериных шкур первобытный человек стал носить одежду из растительных волокон. Можно предполагать, что уже тогда одежда стала покрываться вышивкой.
После выполнения задания каждая группа представляет свою стоянку.
IV. Закрепление и систематизация знаний и навыков.
Прием «Корзина идей». На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что ученики вместе знают об изучаемой теме. Начинает учитель. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
80-100 тысяч лет назад древнейшие люди начали заселять территорию Среднего Поволжья…
V. Домашнее задание. Домашнее задание дается на выбор:
1) Придумать вопросы для рубрики «Проверим себя»
2) Ученикам дается портрет древнего человека. Они должны описать его и ответить на вопрос: «Чем занимался этот человек?».
VI. Рефлексия.
В своих тетрадях нарисуйте смайлику улыбку:
Активно работал – улыбка
Работал, но не активно – полоска
Был пассивен – опущенные уголки губ
Заключение.
Урок проведён по технологии развития критического мышления, что обеспечивало поддержание интереса обучающихся к новой теме.
Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы, так как на уроке применялись различные формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая. .
Используемая литература.
1. Свечников С.К., Волков С.С. История и культура народов Марий Эл: учебное пособие для 6 класса. – Йошкар-Ола: Издательский дом «Марийское книжное издательство», 2016.
2. Михайлова Г.В. Рабочая тетрадь по истории и культуре народов Марий Эл: 6 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, - Йошкар-Ола: Издательство «Педагогическая инициатива», 2012.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каменный век Палеолит Мезолит Неолит
Палеолит Древнекаменный век Человеческое стадо Первые орудия – палка-копалка, заостренный камень, дубина Занимались охотой и собиранием растительной пищи
Мезолит Среднекаменный век Таяние ледников Появление индивидуальной охоты (лук и стрелы) Повышение роли рыболовства
Неолит Новокаменный век Появление земледелия и скотоводства Орудия из камня шлифовались, сверлились Появилась глиняная посуда Прядение, ткачество
Предметы каменного века
Задание на урок: Время Название эпохи Стоянка Орудия труда Занятия Заполните таблицу
Самая древняя стоянка в нашем крае находится у деревни Юнга-Кушерга Горномарийского района на берегу речки Большая Юнга Люди здесь жили примерно 25-30 тысяч лет назад
Жилище древних людей. Русско-Луговская стоянка
Домашнее задание Придумать вопросы для рубрики «Проверим себя» Описать портрет древнего человека, ответить на вопрос: «Чем занимался этот человек?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по физической культуре "Путешествие по играм народов Севера"
Цель:Приобщение учащихся к традиционной народной празднично-игровой культуре.Задачи: Познакомить с играми народов СевераРазвивать физические качества детей среднего школьного возраста(быстроту двигате...
Методическая разработка урока истории по теме "Екатерина II. Личность и эпоха"
Екатерина II - одна из самых известных личностей российской истории. Императрица, немка по происхождению, но русская душой, немало сделавшая для усиления Российского государства и наведения в нем поря...
Интегрированный урок марийского языка и истории культуры народов Марий Эл "Бабушкин сундучок"
Интегрированный урок марийского языка и истории культуры народов Марий Эл "Бабушкин сундучок" был проведен совместно с учителем марийского языка Журавлевой О.Г и учителем географии и ИКН Карауловой Д....
Методические разработки уроков к учебному пособию по историческому краеведению для учащихся 9 класса. "Ивановский край в истории Отечества"/ К.Е.Балдин, Б.Г.Барвенко, Г.В.Иванов., Иваново 2007г.
Разработка включает следующие разделы: введение, пояснительную записку, распределение учебных часов по темам курса « Ивановский край в истории Отечества» с кратким содержанием,...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ МАРИЙ ЭЛ В 5 классе
Курс «История и культура народов Марий Эл» является примерной общеобразовательной программой в общеобразовательном процессе. Он призван обеспечивать региональные особенности содержания образования в о...
Урок истории и культуры народов Марий Эл "Урок-проект "Славные люди родного края"
Конспект урока истории и культуры народов Марий Эл (5 класс)...
Технологическая карта урока «Самарский край в эпоху камня и раннего металла»
Технологическая карта урока «Самарский край в эпоху камня и раннего металла» для 6 класса....