Формирование логических умений у неслышащих учащихся на уроках математики.
статья на тему
Рассматриваются методы и приемы формирования логических умений на уроках математики у неслышащих учащихся в старших классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_formirovanie.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование логических умений
у неслышащих учащихся
на уроках математики
Как бы не менялись программы и учебники, формирование культуры мышления учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Едва ли математика будет той областью, где ученики школы для неслышащих детей собираются проявить свои способности, но вряд ли найдется хотя бы один, которому не придется рассуждать, анализировать, доказывать.
Обучение логической грамоте при изучении математики наиболее естественно, так как логические формы и отношения выступают в ней в четком, нестертом, не завуалированном виде. Вместе с получением какой-то суммы знаний целью курса математики в школе для неслышащих детей является обучение ученика правильно, логически обоснованно мыслить и рассуждать, при этом учитывая, что формирование словесной речи является необходимым условием при изучении неслышащими детьми математики.
Раскрытие непосредственно не данных свойств, связей отношений наблюдаемых предметов и явлений объективной действительности – область абстрактного мышления. Оно осуществляется посредством речи, при помощи которой люди выделяют и абстрагируют существенные признаки объектов, обобщают их, и на основе имеющихся знаний делают новые умозаключения. Совершается процесс мышления посредством так называемых мыслительных действий, представляющих собой познавательные акты, выходящие за пределы чувственного познания. Результаты этих актов складываются в форме суждений, умозаключений о новых свойствах, связях, отношениях наблюдаемых объектов.
Исходными мыслительными операциями, на основе которых осуществляются другие операции, являются анализ (разложение, расчленение) и синтез (соединение). Анализ и синтез имеют место и в чувственном познании. Единство операций анализа и синтеза проявляются в таких мыслительных операциях, как сравнение (установление сходства и различия объектов) и систематизация (организация объектов в определенную систему на основе выбранного принципа). В процессе мышления анализ и синтез переходят в производные от них мыслительные операции – абстрагирование и обобщение.
Операция абстрагирования осуществляется таким действием, как мысленное отвлечение одних (существенных) свойств объектов (к примеру, формы или величины) от других (несущественных) их свойств, равно как и от самих объектов. В свою очередь абстрагирование подготовляет обобщение, т.е. мысленное объединение объектов по их общим и существенным признакам. Восходя от конкретного к абстрактному, от особенного к общему, мышление в процессе применения мыслительных операций вновь возвращается к конкретному знанию, обогащенному знанием общего.
Познавательные результаты находят свое выражение в суждениях. Суждения – предложения, в которых утверждаются или отрицаются связи между объектами. При исследовании истинности суждения мышление приобретает форму рассуждения, направленного на его подтверждение, доказательство или же опровержение. В результате рассуждений делается умозаключение. В конце складывается понятие. Каждое понятие – итог познания, который включается в новую мыслительную деятельность.
Эти представления о мышлении лежат в основе методики формирования логических умений у учащихся вообще и у глухих детей в частности. Можно выделить следующие положения:
-выделение в качестве предмета специального усвоения логических действий (определение, классификация, умозаключение, доказательство) должны изучаться не обособленно, а в органической связи с программным материалом;
-предлагаемый учащимся материал логического характера должен быть распределен во времени, т.е. изучаться в течение всего учебного года определенными дозами;
-отработка логических умений должна вестись систематически, с использованием всех возможностей, предоставляемых учебным материалом, причем не только математическим;
-при формировании логических умений необходимо учитывать возрастные и индивидуальные возможности учащихся и применять методику, соответствующую этим возможностям;
- развитие словесной речи содействует формированию мышления глухих детей, а совершенствование мыслительной деятельности – развитию речи.
Рассмотрим методику работы над таким логическим действием, как определение. Для того, чтобы определить понятие, надо указать его место в ряду других понятий, выявить его связи, зависимости. Систематическая работа с учащимися по анализу и составлению определений приучает их ответственно относится к своей речи, ясно, кратко и точно выражать свои мысли. Наиболее распространенным является определение понятия через род и видовое отличие.
Вот несколько упражнений, предназначенных для формулирования умений, связанных с определением через род и видовое отличие.
- Назови несколько видов для данного понятия: многоугольник, угол, геометрическая фигура; уравнение, функций, дробное число.
- Закончи предложение: Квадрат – это…, четное число – это…, уравнение – это…, тождество- это.
- Изобрази с помощью круговой схемы: угол, прямой угол, тупой угол; многоугольник, четырехугольник, прямоугольник; действительные числа, рациональные числа, иррациональные числа, целые числа.
- Подбери отличие и дополните определение: Квадрат – это четырехугольник,… Квадрат – это многоугольник,…
- Впиши нужное слово: Прямоугольник – это…, у которого противоположные углы прямые. Прямоугольник – это…, у которого четыре стороны и углы прямые.
- Найдите ошибку и исправьте её:
Параллельные отрезки – это отрезки, которые не пересекаются.
Простое число – это натуральное число которое делится само на себя и не единицу.
Иррациональное число – это бесконечная десятичная дробь.
Классификация широко используется в математике. Она облегчает процесс изучения предметом и явлений. В результате работы по овладению логическим действием классификации ученики должны научиться группировать объекты по заданному признаку, выделять признак, подбирать объекты, обладающие данным признаком, находить признак, по которому можно выполнить разбиение, производить группировку по выбранному признаку. При этом целесообразно рассмотреть следующие вопросы: классификация как логическое действие, правила классификации по двум и трем признакам.
Рассмотрим несколько упражнений по классификации.
- Разделите данные треугольника на две группы: тупоугольные и остроугольные.
Разделите числа на две группы: рациональные и иррациональные.
Разделите функции на возрастающие и убывающие.
- Назовите каждую группу
1; 3; 5; 7; 9; 11
2; 4; 6; 8; 10; 12
-3; -3,5; -1/2; -7
3. Разделите числа по две группы и назовите их
6; 7; 100; -3,5; 2; -7,4; -5; 3; -100
Разделите функции на две группы и назовите их
у=3х+2; у=2х; у=-0,5х; у=2х^2; у=-4х^2; у=5х
- Распределите треугольники по двум признакам: величина углов и
равенство сторон.
Очень сложной является работа над таким логическим умением как доказательства. Многие учащиеся не только не могут провести доказательства в один шаг, но вовсе не понимают, что от них требуется, от них ускользает логическая сущность доказательства. Часто дети просто заучивают доказательства, зрительно запоминая вид чертежа, расстановку букв, не имеющий для них значения текст.
В школе для неслышащих детей это осложняется низким речевым развитие детей, малым словарным запасом, недоразвитием словесно-логического мышления.
Для развития умения доказывать можно применить следующие упражнения.
- Закончи предложения.
Если числитель дроби меньше знаменателя, то это дробь правильная. Дробь 5/16 правильная, потому что…
Если перед коэффициентом стоит знак минус, то эта функция убывающая. Функция у=5х возрастающая, потому что…
- Не выполняя действий, скажи, какое выражения больше и почему?
3,25 + 5 и 3,2 + 5
5 * 273 и 5* 283
3. Закончи рассуждения.
Все квадраты - прямоугольники. Все прямоугольники имеют прямые углы. Следовательно, …
4. Расположи по порядку.
х = 5
3х = 15
х = 15:3
5. Докажи что число 5 является корнем уравнения х+8=13
6. Ответь на вопрос
Могут ли быть смежными два острых угла? Почему?
Могут ли быть смежными два тупых угла? Почему?
Могут ли быть смежными два прямых угла? Почему?
Из–за объективных особенностей развития мышления глухих учащихся формирование логических умения идет с большим трудом. Но использование заданий по формированию их свидетельствует о благотворном влиянии на словесно-логическое мышление неслышащих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игровая деятельность как средство формирования речевых умений и навыков учащихся на уроках английского языка».
Обобщение опыта....
Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики
Сборник статей на заданную тему является результатом реализации муниципального проекта «Совершенствование профессиональной компетентности учителей математики г.Перми в вопросе формирования универсальн...
Формирование информационно-коммуникативной компетенции у учащихся на уроках математики
Формирование информационно-коммуникативной компетенции при компетентностном подходе в обучении детей с ОВЗ...
«Формирование личностно-ориентированной траектории развития учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности».
В статье рассмотриваются приёмы формирования личностно-ориентированной траектории развития учащихся на уроках математики и во внеурочное время...
"Формирование учебно-интеллектуальных умений и навыков учащихся на уроках математики посредством дифференциации класса" обобщен на муниципальном уровне
Формирование учебно-интеллектуальных умений и навыков учащихся на уроках математики посредством дифференциации класса" обощен на муниципальном уровне...
Игровая деятельность как средство формирования речевых умений и навыков учащихся на уроках английского языка
Статья может использоваться в работе для начальных классов...
Реализация принципа формирования речевого общения у неслышащих учащихся на уроках математики.
Рассматриваются вопросы работы над развитием речи неслышащих учащихся на уроках математики...