Формирование информационно-коммуникативной компетенции у учащихся на уроках математики
статья по алгебре на тему
Формирование информационно-коммуникативной компетенции при компетентностном подходе в обучении детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ikk.docx | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида.
Формирование информационно-коммуникативной компетенции у учащихся на уроках математики
Выступление учителя математики
Фокиной Н.К.
Областная научно-практическая конференция
«Компетентностный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ»
г. Ульяновск
Информационно-коммуникативная компетентность выпускника средней школы - это комплекс сформированных качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность к изменениям, эффективность деятельности в условиях информатизации современного общества при овладении и умелом использовании информационно-коммуникационными технологиями, позволяющими правильно выбрать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Компетенция | Цели |
Информационная |
|
Коммуникативная | Совершенствовать
|
Информационные и коммуникативные компетенции обучающегося формируются не раздельно, а вместе, образуя информационно-коммуникативную компетентность обучающегося, которая в дальнейшем поможет в эффективной работе с информационными процессами.
Возникает необходимость использования образовательных, развивающих возможностей информационно-коммуникационных технологий, возможности их интеграции с основным образовательным процессом. Информационно-методические умения педагога должны отражать неразрывное единство эффективной методической деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в предметной методике . Образовательный процесс, интегрирующий компьютерные и педагогические технологии, обеспечивает формирование информационно-коммуникативных компетенций обучающихся, способствует раскрытию возможностей мультимедиа технологий для преподавания учебных предметов, обеспечивает не только обучение, но самостоятельную деятельность по овладению знаниями; формирование осознанных мотивов учения.
Использование мультимедиа технологий на уроках математики позволяет сделать процесс обучения интересным, наглядным, развивает творческую деятельность учащихся, их абстрактное и аналитическое мышление; позволяет осуществлять поиск востребованной информации на электронных носителях и в сети Интернет, проходить on-line тестирование, что
является эффективным средством формирования информационно-коммуникативных компетенций обучающихся. Использование компьютерных технологий в курсе алгебры дает возможность производить исследовательские работы на выяснение и установление различных закономерностей, взаимосвязей объектов (например, при исследовании свойств функций). Современный учитель должен не только владеть знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по применению новых технологий в своей профессиональной деятельности . Сегодня основой организации самостоятельной работы учащихся является не только традиционная учебная литература, но все возможные виды электронных баз знаний обучающие и тестирующие программные комплексы на CD-RAM и DVD-RAM, разработанные учеными-специалистами, учителями-предметниками. ИКТ выступают здесь как инструмент исследования, как источник дополнительной информации, как способ самообразования.
Использование ИКТ в преподавании математики способствует формированию информационно-коммуникативных компетенций учащихся и повышает эффективность системы образования в целом
Я нередко сталкиваюсь с проблемами, возникающими у учащихся при работе с текстовой информацией, при этом слыша объяснение «Прочитал, но ничего не понял» .
Неумение передавать прочитанное или услышанное в сжатом и развернутом виде, анализировать содержание, выделять главную мысль прочитанного, наблюдаются проблемы с адаптацией к математическому тексту .
А перед учителем стоит задача развить информационно-коммуникативную компетенцию у учащихся, то есть сформировать комплекс умений и знаний в сфере работы с информацией – овладеть методами поиска, структурирования, свертывания, предъявления информации в различных формах, а также работы как автономно, так и в группе.
Итак, на первом этапе по развитию информационной компетентности я использую простые приемы и методы:
- Составление вопросов к тексту.
- Комментированное чтение текста.
- Аналитическое чтение текста.
- Составление тезисного плана.
- Составление сравнительных таблиц.
- Преобразование цифровой информации в диаграмму, график.
Главная задача на первом этапе сделать так, чтобы учебник для ученика стал другом и помощником, причем понятным и интересным.
После освоения простых способов работы с информацией переходим к более сложным способам.
На втором этапе чаще всего он начинается в 7-8 классе я использую активные и интерактивные методы, так как в их основе лежит деятельностный подход. Уроки, на которых используются активные методы, предоставляют ученику максимум свободы для индивидуального развития, а также способствуют формированию умения работы в команде при решении поставленной задачи.
Я использую приемы:
- Составление логической схемы.
- Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.
- Проблемный вопрос.
- Подбор аргументов для ответа на вопрос, требующий доказательств.
- Опоры, по которым работают ученики.
Проблему формирования информационно-коммуникативной компетенции обучающихся на уроках математики мне кажется ,можно решать, используя следующее:
- в первую очередь учитель должен быть настроен на формирование этой компетенции;
- изменение дидактических целей типовых заданий;
- использование технологии проблемного обучения;
- использование проектной технологии обучения ;
- прием решения ситуационных задач.
- самостоятельная работа с текстом с дальнейшим групповым обсуждением;
- активные методы обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.).
Кроме этого творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой задаче (заданию). На уроках математики и во внеклассной работе я применяю следующие виды творческих заданий:
- составление задач учащимися;
- конструирование обратных задач;
- творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся);
- реферат, информационное сообщение;
- составление кроссворда по теме;
- разгадывание ребусов по математике
- составление тестов для контроля знаний по предмету;
- составление опорных схем по предложенному теоретическому материалу;
Развитию информационно-коммуникативной компетентности учащихся способствует активное применение ИКТ-технологий в воспитательной работе:
- создание тематических презентаций к воспитательным мероприятиям, классным часам,
- разработка тестовых заданий для проведения анкетирования;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики
Сборник статей на заданную тему является результатом реализации муниципального проекта «Совершенствование профессиональной компетентности учителей математики г.Перми в вопросе формирования универсальн...
Формирование логических умений у неслышащих учащихся на уроках математики.
Рассматриваются методы и приемы формирования логических умений на уроках математики у неслышащих учащихся в старших классах....
Доклад «Использование информационно-коммуникативных технологий и интернет технологий на уроках математики».
Учитель способен добиться идеальной дисциплины на уроке, но без пробуждения интереса у учеников, без внутренней мотивации - освоения знаний не произойдет. Как же пробудить у детей желание ...
Презентация «Использование информационно-коммуникативных технологий и интернет технологий на уроках математики».
Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ве...
Формирование метапредметных компетенций у учащихся на уроках математики
Формирование некоторых метапредметных умений (из опыта работы)...
Публикация "Роль исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций у учащихся на уроках математики"
Роль исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций у учащихся на уроках математики...
Формирование метапредметных компетенций у учащихся на уроках математики
Формирование метапредметных компетенций у учащихся на уроках математики ...