Адаптированная основная воспитательная программа для детей с умеренной умственной отсталостью.
рабочая программа на тему
Данная программа предназначена для работы с умственно отсталыми детьми, находящимися в специальных детских домах. Адресована воспитателям данного типа учреждений. Программа рассчитана на трехлетний срок обучения. Материал в программе изложен по годам обучения. Воспитательные мероприятия построены по нескольким основным направлениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_zanyatiy.docx | 111.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ,
ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ОГБУ СО «ИРКУТСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ №1
ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ»
Адаптированная основная воспитательная программа
для детей с умеренной умственной отсталостью
(3,4,5-й год обучения)
Составила: воспитатель ВКК
Рыкова Татьяна Николаевна
г.Иркутск,
2014г.
Всякое искусство
И искусство воспитания тоже,
Имеет целью восполнить то,
Чего не достает от природы.
Аристотель
Умственная отсталость – это стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является недоразвитие не только познавательной, но и других сторон психической деятельности, т.е. эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности ребенка.
Дети с умственной отсталостью в детском доме отличаются отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками. Замена семьи жизнью в учреждении оказывает наибольшее негативное влияние. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребенка взрослого, вообще дефицит общения со взрослыми не способствует развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способностей разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания. Воспитанники с умственной отсталостью характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, нарушением в сфере самосознания (от вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения). В отношениях со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека. У воспитанников детских домов с умственной отсталостью отмечаются особенности внутренней позиции: слабая ориентированность на будущее, упрощенное содержание образа самого себя, сниженное отношение к себе, пристрастность в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру, ситуативность поведения.
Обучение и воспитание умственно отсталых детей отличается особой сложностью. Их развитие идет по особому пути. У них формируются специфические черты характера, поведения личности. Своеобразие взаимоотношений, складывающихся у таких детей с взрослыми и сверстниками, ограниченный круг общения, а также бедный социальный опыт значительно затрудняют социальную адаптацию выпускников интернатов. Человек как социальное существо в процессе своей жизнедеятельности вступает в разнообразные социальные контакты. Эти контакты имеют конкретные цели и требуют коммуникативных навыков. Жизнь детей в интернате ограничивает их контакты с внешним миром и обедняет условия для приобретения собственного опыта.
Умственно отсталые дети не владеют житейскими навыками, не настроены на продуктивное общение с взрослыми, не умеют вести себя, а ведь этим детям предстоит адаптироваться к сложным условиям жизни, выйти в общество здоровых людей. Многие выпускники интернатов испытывают большие трудности, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью. Они не в состоянии планировать свое будущее, переживают свою ненужность. Они не умеют общаться. Их речь скудна и дефектна. В разговоре они ограничиваются выражением самых простых своих нужд и ощущений, употребляя короткие слова и фразы. Актуальный вопрос о наиболее полной социализации умственно отсталых детей в общество невозможно решить без сформированных у них навыков общения и элементарных навыков культуры поведения. Поэтому необходимы воспитательные мероприятия, на которых дети учились бы общаться, размышлять над нравственной сутью каждого поступка, ориентироваться в вопросах, связанных с правилами культуры поведения, занятия, развивающие душу ребенка и воспитывающие хорошие манеры. Развивая навыки общения, прививая культурно-гигиенические навыки и навыки культурного поведения на улице, в транспорте, в помещении, на природе, знакомя с элементарными законами гостеприимства и правилами поведения за столом, можно помочь детям преодолеть многие сложности, успешно адаптироваться в новой обстановке.
Подготовка к труду, являясь одним из важнейших аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации детей с интеллектуальным недоразвитием, направлена на достижение ощущения социального комфорта и равноправия в обществе. Она обеспечивает наиболее полную интеграцию лиц с недоразвитием интеллекта в общество, способствует улучшению их марально-психологического состояния и предоставляет возможность, наряду со всеми членами общества, жить полноценной активной жизнью. Самообслуживание – это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и овладение умениями и навыками, необходимыми в самостоятельной жизни. Навыки самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т.п.) напрямую влияют на самооценку ребенка, являются важным шагом пути к его социализации, как фактор успешной социальной адаптации умственно-отсталых детей. Хозяйственно-бытовой труд является одним из немногих видов деятельности умственно-отсталого ребенка, в котором он достигает видимого успеха, что чрезвычайно важно для его полноценного личностного развития. Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка и прочие дела – не перечислить, как их много. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе.
Эмоциональная сфера умственно отсталых детей характеризуется незрелостью и недоразвитием. Дети со сниженным интеллектом склонны к полярным, лишенным тонких оттенков эмоциям. Их эмоции поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым и нередко резким изменениям. У некоторых умственно отсталых школьников наблюдается инертность эмоциональных реакций, часто имеющих ярко выраженный эгоцентрический характер. Не всегда возникающие у ребенка эмоции адекватны оказываемым на него внешним воздействиям. Умственно отсталые дети весьма слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются этого делать. Вместе с тем, необходимо отметить, что умственно отсталый ребенок, оказавшись в доступной его пониманию ситуации, способен сопереживанию, к эмоциональному отклику на переживания другого человека и стремится оказать ему ту или иную помощь. Развитие эмоциональной сферы умственно отсталых детей в большей мере определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное обучение и правильная организация всей жизни детей. Присущие этим детям импульсивные проявления обиды, злости, радости и т.п. постепенно сглаживаются под воздействием обучения и воспитания. У детей появляется осмысливание своих действий и поступков, формируются положительные привычки и правильное бытовое поведение, необходимые для их успешной социальной адаптации. Волевая сфера умственно отсталых дошкольников находится на самых начальных этапах развития. Ее становление непосредственно связано с появлением речи, которая позволяет ребенку понять необходимость того или иного способа действия. Однако формирование произвольной регуляции поведения умственно отсталого ребенка затруднено. Дошкольники со сниженным интеллектом не могут контролировать свои поступки, желания. Большинство из них не способны подчинить свое поведение требованиям, которые предъявляют им воспитатели, детский коллектив. Действия детей нередко носят импульсивный характер, а их поведение часто не соответствует общепринятым правилам и нормам. Для умственно отсталых детей старшего возраста также характерны нарушения поведения. Им свойственны безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, сниженная мотивация, причем не только в учебной, но даже в игровой и трудовой деятельности. Их ставит в затруднительное положение любое препятствие или неудача, они не могут противостоять возникающим желаниям. Однако дети способны проявить волевое усилие в тех случаях, когда знают, как надо действовать, и испытывают потребность в этом действии. Тогда из вялых, безынициативных детей они превращаются в настойчивых, безудержных. Такие резкие контрасты в проявлении воли есть результат незрелости личности умственно отсталого школьника. Обучение в школе, а также воспитательные мероприятия приводят к существенным сдвигам в развитии умственно отсталых детей волевой регуляции поведения: появляется умение сдерживать свои импульсивные реакции и подчинять их требованиям ситуации.
Эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие творческих способностей. Эстетическое воспитание в детском доме является неотъемлемой частью единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий умственно отсталые дети способны достаточно продвинуться в своем эстетическом развитии, у них формируется интеллектуальная и эмоциональная отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное, многие способны овладеть элементами художественного творчества, освоить простейшие навыки и умения создавать красивое.
В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности. Экологическое обучение, воспитание ребенка должны проходить через всю систему воспитательной работы. Работа по воспитанию экологического сознания у умственно отсталых детей в детском доме ведется педагогами ежедневно, в различных направлениях и напрямую зависит от образа жизни воспитанников, режима дня. В режим дня включены прогулки, воспитательные мероприятия, занятия по интересам. В каждый из режимных моментов имеется возможность вводить элементы воспитания экологической направленности. Правильно используя различные методы воспитания, воспитатель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Данная работа должна проводиться с использованием всевозможных доступных форм, методов, приемов воспитания и воздействия на формирующуюся личность. Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить ребенка с ее тайнами, вместе с ним разглядывать их, показывать ему интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на все его чувства своей яркостью, многообразием. Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже главного не замечают. А если рядом воспитатель, который учит их не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнавать все больше и больше. Природа воспитывает в детях любознательность. Задача воспитателя не только дать определенные знания, но и научить детей любить и беречь природу, наслаждаться ее красотой, любить разные места, свою Родину. Восприятие природы помогает развить такие нравственные качества, как жизнерадостность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных, будет стараться охранять их. Любовь эта должна быть действенной, а ребенок всегда активен, нужно только направлять его деятельность.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса является формирование патриотизма, который имеет огромное значение в социально-гражданском и духовно-нравственном развитии личности ребенка. Только на основе чувства патриотизма укрепляется любовь к Родине. Появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Умственно отсталые дети могут и должны знать, в какой стране они живут, чем она отличается от других стран, что наше Отечество укреплялось и развивалось в борьбе с врагами.
Охрана здоровья – одно из важных направлений в работе воспитателя с умственно отсталыми детьми. С раннего возраста необходимо формировать у детей навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. Очень важно вырабатывать у детей культурно-гигиенические навыки: умение самостоятельно умываться, чистить зубы, одеваться; прививать привычку к чистоте, порядку, аккуратности; развивать представления о полезности этих навыков и привычек. Необходимо учить детей ориентироваться в правилах рационального питания и соблюдения режима дня, приучать к безопасному поведению в соответствующих ситуациях на природе, в детском доме; дать элементарные знания об организме человека, о значении физического труда и физкультуры; знакомить с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной жизнедеятельности организма.
Процесс социализации умственно отсталых детей крайне затруднен, прежде всего, тем, что у них значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Это явление называют «социальным вывихом», имея ввиду, что детям с интеллектуальными нарушениями очень трудно усвоить именно социальный и культурный опыт, выработанный обществом. Задача педагога – «вправить» ребенка в окружающую среду, т.е. помочь включиться в жизнь общества, занять в нем свое место.
Данная программа предназначена для работы с умственно отсталыми детьми, находящимися в специальных детских домах. Адресована воспитателям данного типа учреждений. Программа рассчитана на трехлетний срок обучения. Материал в программе изложен по годам обучения. Воспитательные мероприятия построены по нескольким основным направлениям.
Направления воспитательной работы.
Основные разделы
Цель: Осуществление комплексного подхода к системе социально-трудовой ориентации для дальнейшей интеграции детей в общество.
Задачи:
Личностное развитие
- Отработка основных моделей коммуникативного поведения. Развитие внутренней убежденности в востребовании ребенка обществом.
- Становление личностной позиции: «Я сам», «Я и другие». Развитие общей психологической компетентности: умение оказывать сочувствие, поддержку, принимать помощь другого.
- Развитие мотивационно-потребностной сферы через знакомство с окружающим миром. Расширение социальной осведомленности.
- Формировать положительное отношение к природе, воспитывать защитников природы. Учить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами. Развивать у детей способность видеть красоту окружающего мира.
- Воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Развивать способность видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.
- Формировать у детей чувство патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатства. Развитие интереса к русским традициям и промыслам.
Эмоционально-волевая сфера
- Коррекция и развитие отношений ребенка в игре, воспитание элементарных межличностных отношений между ребенком и взрослым, между детьми.
- Формирование основных базовых эмоций личности: интерес, радость, печаль, удивление, страх, сочувствие, стыд, а также волевых качеств: решительность, настойчивость, смелость и пр.
- Учить детей выражать негативные эмоции приемлемыми способами, регулировать свое эмоциональное состояние, снимать эмоциональное напряжение.
- Учить детей проявлять инициативу, воспитывать самостоятельность, умение руководить своими действиями, преодолевать препятствия, противостоять искушениям или негативным воздействиям.
Трудовое воспитание
- Формирование нравственных основ личности детей, приобщая их к самостоятельному посильному труду, знакомя с работой взрослых. Формирование трудовых навыков по уходу за собой и своим жилищем.
- Формирование осмысленного отношения к деятельности в процессе освоения навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, предметно-практической деятельности, как основы трудовых навыков.
- Формирование трудолюбия, осознания полезности труда.
Основы социализации и общения
- Развитие у детей навыков общения. Знакомство и отработка общепринятых норм поведения, обязательных форм вежливости в общении со сверстниками и взрослыми.
- Воспитание интереса к окружающему миру, развитие чувства понимания себя и других людей, потребности в общении.
- Формирование у детей навыков культурного поведения. Знакомство и отработка правил гостевого и столового этикета.
- Формирование у детей навыков сохранения своего здоровья. Формирование потребности и стремления к чистоте и опрятности.
- Знакомство и отработка общепринятых норм поведения в общественных местах. Развитие способностей у детей воспринимать реальный мир города, улицы, уметь понимать и ориентироваться в нем.
Охрана здоровья
- Расширение представлений о своем организме и путях его оздоровления. Формирование потребности в физическом усовершенствованию. Формировать культурно-гигиенические навыки: умение самостоятельно умываться, чистить зубы, одеваться.
- Вырабатывать привычку к чистоте, порядку, аккуратности. Развивать представления о полезности этих навыков и привычек.
- Воспитывать бережное отношение к своему организму.
- Учить ориентироваться в правилах рационального питания и соблюдения режима дня.
- Приучать к безопасному поведению в соответствующих ситуациях на природе и дома.
Тематическое планирование занятий
Направление воспитательной работы: Личностное
(3-й год обучения)
№ | Разделы и темы | Количество занятий |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 | «Я сам», «Я и другие» «Кто я?» «Вместе дружная семья» «Мальчики и девочки» «Братья и сестры» «Зачем нужен друг?» «Я среди людей» «Дом, в котором ты живешь» Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в гости» Сюжетно-ролевая игра «Мы ждем гостей» Экологическое воспитание «Осень - художница». Чтение стихов «Волшебница - зима». Чтение стихов «Живые песенки весны». Чтение стихов Человек среди природы Беседа о насекомых «Кто живет в лесу?» «Кто живет в воде?» Птицы Беседа о домашних животных Экологические игры: «Помоги малышам», «Магазин цветов», «Съедобное-несъедобное» Чтение художественной литературы: - Л.Аким «Осинка»; - В.Чарушин «Волк», «Заяц», «Лиса», «Где ты, белочка, живешь?», «Что за зверь»; - И. Токмакова «Как на горке снег, снег…»; - В. Бианки «Лесная газета», «Последняя льдинка» Эстетическое воспитание «А что там, за окном?» Рисование акварельными красками Прослушивание лучших детских песен из серии «Давайте жить дружно» Детский игровой фольклор (молчанки, голосянки, сечки, игровые приговоры, считалки, мирилки, скороговорки) Чтение сказок о музыке, созданных писателями разных стран: - Люцина Легут «Музыкальный магазин»; - Александр Кумма «Почему соловьи поют по вечерам» Патриотическое воспитание Имя Родины. Путешествие по родной стране. Город, в котором мы живем. Прослушивание аудиозаписи – «Птичьи голоса русского леса» «Люблю русскую березку» Азбука маленького Россиянина
| 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 3 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 |
Всего занятий: 35
Направление воспитательной работы: Эмоционально-волевая сфера
(3-й год обучения)
№ | Разделы и темы | Количество занятий |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 | Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой Понятие «физическая и эмоциональная боль» «Настроения». Ситуативные игры «Я тебя прощаю» Эмоции интереса, удивления Радость, веселье, удовольствие Горе, печаль, грусть Страх, испуг Страдание, сострадание, сочувствие «Моё настроение». Рисование «Весело и грустно». Игра-упражнение Снятие психоэмоционального напряжения у детей. Упражнения «Ты – лев», «Врасти в землю», «Просыпайся, третий глаз» Игры: «Гора с плеч», «Сломанная кукла» «Театр прикосновений» «Путешествие на голубую звезду» Развитие умения быстро сосредоточиваться. Игра «Что слышно» «Почему взрослые хмурятся?..» Преодоление двигательного автоматизма. Игры «Флажок», «Запретный номер» Этюды на расслабление мышц: «Штанга», «Все спят» «Как помочь грустному человеку?» «Как помочь сердитому человеку?» Весело играть: «Летает – не летает», Поймай рыбку», «Дождь в лесу» Упражнение-рефлексия «Понравилось – не понравилось» «Узнай эмоции по лицу» Игры на развитие эмоционально-волевой сферы: «Упрямые барашки», «Нехочуха», «Цветочек и солнышко» Этюды на выражение внимания, интереса, сосредоточения: «Собака принюхивается», «Лисичка подслушивает» | 2 1 2 1 2 2 2 2 2 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 |
Всего занятий: 35
Направление воспитательной работы: Трудовое воспитание
(3-й год обучения)
№ | Разделы и темы | Количество занятий |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
| Навыки самообслуживания и хозяйственно-бытовой труд «Жилище» Как правильно застилать постель Учимся застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, завязывать тесемки «Где живут наши игрушки?» «Домашние хлопоты»: мытье игрушек Проводим уборку в доме у книжек Учимся правильно удалять пыль с предметов в помещении Имитирующие игры «Что я показала?», «Покажи, как ты вытираешь пыль», «Что я забыла сделать?» Подметание и мытье пола. Значение данного вида труда. Предметы труда Учебные ситуации по формированию навыков подметания и мытья пола «Посуда» Посуда и столовые приборы Уход за посудой и столовыми приборами Дидактические игры «Посмотри и запомни», «Чего не стало?» Сервировка стола к завтраку. Практическое занятие Сервировка стола к обеду, ужину. Практическое занятие Уборка стола после еды (последовательность уборки стола: уборка посуды, сметание крошек, протирание стола влажной тряпочкой) Мытье посуды «Одежда. Обувь» Представления и знания об одежде (назначение, названия предметов одежды, виды одежды) Уход за одеждой (виды труда по уходу за одеждой) Хранение одежды (складывание, развешивание). Практическое занятие Стирка одежды. Практическое занятие Значение глажения для внешнего вида одежды. Глажение. Практическое занятие Подготовка сезонной одежды к хранению «Волшебная швейная игла»: подбор пуговиц к одежде по цвету и величине. Пришивание пуговиц Представления и знания об обуви (назначение обуви, названия предметов обуви, виды обуви) Уход за обувью. Мытье Подготовка сезонной обуви к хранению «Комнатные растения» Представления и знания о комнатных растениях. Почему люди выращивают комнатные растения Уход за комнатными растениями. Рыхление земли. Полив Уход за комнатными растениями. Обрезание сухих листьев. Удаление пыли с листьев «Труд в природе» Сбор семян растений для кормления зимующих птиц Уборка веток и сухих листьев Установка кормушек, подкормка птиц Предметно-практическая деятельность как основа трудового навыка Аппликация: узор в полосе «Листопад» Аппликация предметная: «Снеговик» Изготовление елочных игрушек Конструирование из природного материала: «Лесовичок»
| 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Всего занятий: 35
Направление воспитательной работы: Основы социализации и общения
(3-й год обучения)
№ | Разделы и темы | Количество занятий |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 | Культура общения Что такое доброта? «…И скажут мне – спасибо» «Как обратиться с просьбой?» «Здравствуйте!» «Как можно пожалеть?» Мы – группа В мире вежливых слов «Письмо доброго сказочника» Столовый и гостевой этикет Столовый и гостевой этикет. Основные правила поведения за столом Предметы на праздничном столе За столом «Выбор подарка» «Юля пришла в гости». Сюжетно-ролевая игра Мир вокруг нас Мир профессий. Что такое профессия? Профессии, какие они: - Библиотекарь; - Врач; - Повар; - Пожарный; - Продавец; - Строитель; - Портной; - Парикмахер; - Водитель; - Почтальон «Помоги повару, продавцу, врачу разобрать необходимые им предметы». Дидактическая игра Предприятия торговли. Виды магазинов Транспорт. Назначение транспорта. Названия транспортных средств Продукты питания. Названия основных продуктов Группы продуктов (овощи, фрукты, мясные, молочные, рыбные, мучные) Культура поведения в общественных местах Мы едем в городском транспорте Что такое улица и по каким правилам она живет? Посещение цирка «Мы – пешеходы». Занятие-игра «Мы – пассажиры». Занятие-игра Стихи А. Барто о правилах культурного поведения
| 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Всего занятий: 35
Направление воспитательной работы: Охрана здоровья
(3-й год обучения)
№ | Разделы и темы | Количество занятий |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 | Что такое здоровье и как его сохранить? Хорошо здоровым быть! «Гимн Здоровью». Чтение стихов о здоровье Вред грязных рук. Беседа. Чтение стихотворения М. Яснова «Я мою руки» «Откуда грязнули берутся?» Создание игровых ситуаций: «Мишка заболел», «Научим куклу мыть руки», «Доктор Айболит в гостях у ребят», «Девочка чумазая» Гигиена полости рта «Мы едим, для того, чтобы жить» Учимся ухаживать за волосами Уход за ногтями Береги свое зрение «Режиму дня – мы друзья» «Не хочу быть неряхой!» Витаминная семья «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит» «На зарядку становись!» «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней!» «Пришла весна – ребятишкам не до сна!» Лекарственные растения «Лесные опасности». Занятия: - Ядовитые растения; - Съедобные и несъедобные грибы «Домашние опасности». Занятия: - В мире опасных предметов; - Пожар О несовпадении приятной внешности и добрых намерений Чтение художественной литературы: - К.Чуковский «Мойдодыр»; - К.Чуковский «Айболит»; - В.Берестов «Лежебока»; - С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»; - Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по очень важному делу» Сказка-беседа «В стране Болючке» Сюжетно-ролевая игра «Аптека»
| 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 5 1 2 |
Всего занятий: 35
Направление воспитательной работы: Личностное
(4-й год обучения)
№ | Разделы и темы | Количество занятий |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 | «Я сам», «Я и другие» Кто я такой? Что я думаю о себе и о других? «Нарочно и нечаянно» Умеешь ли ты дружить? «Нос задирать – друзей потерять» «Я среди людей» «Дом, в котором ты живешь» Экологическое воспитание «Осень огненная белка». Заучивание стихов «Вы узнаете зиму?» Заучивание стихов «Весной…» Заучивание стихов Человек - часть природы Сравнение комнатных растений Как поливать растение? Как зимуют дикие звери Как зимой помочь птицам Экологические игры: «Опиши, я отгадаю», « В магазине растений», «Кто в домике живет?» Чтение художественной литературы: - А.Майков «Осень»; - А.Фет «Лист сухой валится»; - В.Бианки «Холодно в лесу зимой»; - З.Александрова «Зимняя песенка», «Снежок»; - С.Я.Маршак «Весенняя песенка» Эстетическое воспитание «Осень в пестром сарафане». Рисование «Снежинка-балеринка». Рисование «Весна-красна». Рисование Дымковские игрушки. Любимые сказки Сказка в русской живописи «Детский альбом П.И.Чайковского» - прослушивание произведений: «Вальс», «Зимнее утро», «Песня жаворонка» Лепка «Сказочная птица» Патриотическое воспитание Наша Родина - Россия Символы государства – флаг, герб Прослушивание аудиозаписи – гимна России «Знакомьтесь, русская матрешка» Город, в котором мы живем. Герб города Иркутска Мы рисуем голубя
| 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Всего занятий: 35
Направление воспитательной работы: Эмоционально-волевая сфера
(4-й год обучения)
№ | Разделы и темы | Количество занятий |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 | Элементы выразительных движений: мимика, жесты, поза, походка «Настроения». Ситуативные игры «Дыши и думай красиво» Игры «Торт», «Солнечный зайчик» «Полет птицы» Этюды на выражение внимания, интереса, сосредоточения: «Что там происходит?», «Кузнечик» «Азбука настроений» Обучение элементам техники выразительных движений. Этюды «Заколдованный ребенок», «Вот он какой!», «Шалтай-Болтай» «Моё настроение». Рисование Этюды на выразительность жеста: «До свидания!», «Не покажу!», «Я не знаю» «Ладонь, полная солнца» «Театр прикосновений» «Что я чувствую?» Подвижные игры «Сова», «Белые медведи», «Самый ловкий наездник» Этюды на расслабление мышц «Качели», «Петрушка прыгает» Преодоление двигательного автоматизма. Игры «Пожалуйста!», «Запрещенное движение» Игры на развитие эмоционально-волевой сферы: «Зеркало», «Спаси птенца» «Радость. Веселье». Рисование «Горе». Рисование «Печаль. Грусть». Рисование «Страх. Испуг». Рисование «Удивление». Рисование Развитие эмоционально-волевой сферы: «Гуси-лебеди» «Цветок – имя» | 2 2 1 2 1 2 2 2 2 2 1 1 1 2 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 |
Всего занятий: 35
Направление воспитательной работы: Трудовое воспитание
(4-й год обучения)
№ | Разделы и темы | Количество занятий |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 | Навыки самообслуживания и хозяйственно-бытовой труд «Жилище» Как правильно застилать постель Учимся застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, завязывать тесемки «Домашние хлопоты»: мытье игрушек Проводим уборку в доме у книжек Учимся правильно удалять пыль с предметов в помещении Имитирующие игры «Что я показала?», «Покажи, как ты вытираешь пыль», «Что я забыла сделать?» Подметание и мытье пола. Значение данного вида труда. Предметы труда Учебные ситуации по формированию навыков подметания и мытья пола «Посуда» Посуда и столовые приборы Уход за посудой и столовыми приборами Дидактические игры «Что изменилось?», «Цепочка» Сервировка стола к завтраку. Практическое занятие Сервировка стола к обеду, ужину. Практическое занятие Уборка стола после еды (последовательность уборки стола: уборка посуды, сметание крошек, протирание стола влажной тряпочкой) Мытье посуды «Одежда. Обувь» Представления и знания об одежде (назначение, названия предметов одежды, виды одежды) Уход за одеждой (виды труда по уходу за одеждой) Чистка одежды щеткой. Практическое занятие Хранение одежды (складывание, развешивание). Практическое занятие Стирка одежды. Практическое занятие Техника безопасности при работе с утюгом, иглой, ножницами Значение глажения для внешнего вида одежды. Глажение. Практическое занятие Подготовка сезонной одежды к хранению «Волшебная швейная игла»: пришивание вешалок к одежде Представления и знания об обуви (назначение обуви, названия предметов обуви, виды обуви) Уход за обувью. Мытье Подготовка сезонной обуви к хранению «Комнатные растения» Уход за комнатными растениями. Рыхление земли. Полив Уход за комнатными растениями. Обрезание сухих листьев. Удаление пыли с листьев. Протирание горшков и мытье поддонов «Труд в природе» Сбор семян растений для кормления зимующих птиц Уборка веток и сухих листьев Предметно-практическая деятельность как основа трудового навыка Мастерилка: делаем снежинки из бумаги Обрывная аппликация: «Чудо-дерево» Игрушки из скрученных полосок: «Петрушка» Конструирование из природного материала: «Фантастическое животное»
| 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Всего занятий: 35
Направление воспитательной работы: Основы социализации и общения
(4-й год обучения)
№ | Разделы и темы | Количество занятий |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 | Культура общения Родное слово В школе вежливости Кого называют скромным? Зачем нужны правила? Хорошие манеры в картинках и примерах Как надо называть человека? Как вести себя во время разговора Алло! Алло! Игры по методике телефонного разговора: разговор с другом по телефону, приглашение в гости Как обратиться с просьбой? Урок добра Столовый и гостевой этикет Столовый и гостевой этикет. Основные правила поведения за столом Предметы на праздничном столе Кушать лапой Маша обедает у Юли Сюжетно-ролевая игра «Мы принимаем гостей» Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в гости. Выбор подарка» Мир вокруг нас Профессии. Какие они? Библиотекарь Врач Повар Пожарный Продавец Строитель Портной Парикмахер Водитель Почтальон Предприятия торговли. Виды магазинов Транспорт. Названия транспортных средств Жилище. Представления о видах жилищ Культура поведения в общественных местах Мы едем в городском транспорте Дом, в котором мы живем Мы идем в театр Сюжетно-ролевая игра «Магазин» | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Всего занятий: 35
Направление воспитательной работы: Охрана здоровья
(4-й год обучения)
№ | Разделы и темы | Количество занятий |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 | Как быть здоровым? Полезные и вредные привычки Я здоровье сберегу – сам себе я помогу «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке» Гигиена полости рта Режиму дня – мы друзья «Не хочу быть неряхой!» Учимся ухаживать за волосами Уход за ногтями Береги свое зрение «Опасности». Занятия: - Опасные предметы; - Пожар; - Гроза; - О несовпадении приятной внешности и добрых намерений Чтение художественной литературы: - А. Гришин «Здоровье»; - П.Ефимов «Стихотворение о физкультуре»; - Т.Семисынова «Если хочешь быть здоров» Наш друг светофор. Правила поведения на улице О ступеньках под землю и полосатой «зебре» Сюжетно-ролевые игры: «Аптека», «Поликлиника» И почему иногда у нас болит живот? Марафон загадок Советы Неболита «Движение – жизнь» «Мы едим, для того, чтобы жить» Чтение пословиц, поговорок о здоровье Сказки о здоровье: - М.Лазарев «Фырка и Здравик»; - И.Ревю «Про умное Здоровье» | 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 4 3 2 1 2 1 2 2 2 1 1 2 |
Всего занятий: 35
Направление воспитательной работы: Личностное
(5-й год обучения)
№ | Разделы и темы | Количество занятий |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 | «Я сам», «Я и другие» Кто я? Мои достоинства и недостатки Долг платежом красен Красота лица и души Учусь мечтать С кем я хочу дружить? Привычки хорошие и плохие Учусь себя оценивать Учусь прощать Почему бывают драки? Учусь сочувствовать Почему ты обиделся? Давай помиримся Осторожно, тайна! Чтение рассказов: - Н.Чабаевский «Одинаковые»; - В.Сухомлинский «Как на свете жить?» Экологическое воспитание «Байкал – самый, самый!» Человек – часть природы Лес – живой организм. Этажи леса О чем рассказали звери Живая и мертвая вода Чтение художественной литературы: - А.Толстой «Осень. Осыпается наш бедный сад»; - В.Кондратьев «Метель», М.Пришвин «Ночевка зайца»; - А.Барто «Птичка», «Кто как кричит», В.Чарушин «Яшка» Эстетическое воспитание Животные в русской графике Детский портрет в русской живописи Прослушивание русских народных песен «Ах вы сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я выйду ль я» Слушание песни «Осень» (Муз. Ц.Кюи, сл. А.Плещеева) Слушание песни «Весна» (Муз. П.Чайковского, сл. А.Плещеева) «Краски природы» «Детский альбом П.И.Чайковского» - прослушивание произведений: «Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков» Патриотическое воспитание Имя Родины. Россия на карте мира Гимн России. Герб. Флаг. Руководители Русский народный костюм Ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка) Народы России | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Всего занятий: 35
Направление воспитательной работы: Эмоционально-волевая сфера
(5-й год обучения)
№ | Разделы и темы | Количество занятий |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 | Путешествие в страну «Эмоции» «Азбука настроений» «Поляна Радости». Этюд «Кто как радуется». Упражнение «Нарисуй эмоцию» «Остров Грусти». Игра «Доброе животное» «Пещера Страха». Упражнение «Страшные звуки». Игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь превращусь» «Гора Злости». Упражнения «Зеркало», «Закончи предложение» «Обида». Упражнение «Передай эмоцию». Игры «Лесовичок и его внучок», «Обиженный кустик» «Настроения». Ситуативные игры Этюды на выразительность жеста: «Тише!», «Отдай!», «Иди ко мне», «Уходи», «Игра с камушками», «Дружная семья», «Возьми и передай» Подвижные игры: «Поссорились два петушка», «Иголка и нитка», «Дракон кусает свой хвост» Этюды на выражение внимания, интереса, сосредоточения: «Любопытный», «Раздумье», «Что-то тут не так» Снятие психоэмоционального напряжения у детей. Упражнения «Дождик», «Повтори за мной», «Полет высоко в небе» Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы детей: «Зеркало», «Пиктограмма», «Я радуюсь, когда…», «Музыка и эмоции», «Волшебный мешочек», «Лото настроений», «Назови похожее», «Мое настроение», «Что было бы, если бы…», «Испорченный телефон» Этюды на овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать – «Новая кукла», «Фокус», «Баба-Яга», «Лисичка подслушивает», «Золушка», «Один дома» Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения: «На полянке», «Ласковые ладошки», «Секретики», «Чудесный сон котенка» «Ладонь полная солнца». Рисование Учимся справляться с гневом Поведение в конфликтной ситуации Как справиться с упрямством Значение поступков «Волшебные подарки» «Красота лица и души» «Узнай эмоции» | 1 1 2 2 2 2 2 2 2 1 1 3 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 |
Всего занятий: 35
Направление воспитательной работы: Трудовое воспитание
(5-й год обучения)
№ | Разделы и темы | Количество занятий |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 | Навыки самообслуживания и хозяйственно-бытовой труд «Жилище» Чтение художественной литературы: - А.Барто «Девочка чумазая»; - К.Чуковский «Мойдодыр»; - В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; - С.Капутикян «Кто скорее допьет»; - З.Александрова «Что взяла клади на место», «Топотушка»; - И.Муравейка «Я сама»; - Л.Воронькова «Маша-растеряша»; - потешки «Водичка, водичка…», «Травка-муравка», «Кап-кап-кап» Конкурс «У кого самая аккуратная тумбочка, полочка» Конкурс «У кого самая аккуратная, красивая постель» Ремонт книг из классной библиотеки Дидактическая игра «Наведи порядок» «Домашние хлопоты»: мытье игрушек Учимся правильно удалять пыль с предметов в помещении Учебные ситуации по формированию навыков подметания и мытья пола «Посуда» Какая бывает посуда (чайная, столовая, кухонная). Загадки о посуде Чтение стихотворения К.Чуковского «Федорино горе» Дидактические игры: «Назови правильно», «Какая посуда спряталась?», «Чего не стало?», «Описание посуды» Сюжетно-ролевая игра: «Покорми куклу Катю» Уборка стола после еды (последовательность уборки стола: уборка посуды, сметание крошек, протирание стола влажной тряпочкой) Мытье посуды «Одежда. Обувь» Представления и знания об одежде (назначение, названия предметов одежды, виды одежды) Игры «Волшебный сундучок», «Составь из деталей целое», «Одеваемся» Уход за одеждой (виды труда по уходу за одеждой) Значение глажения для внешнего вида одежды. Глажение. Практическое занятие Хранение одежды (складывание, развешивание). Одежда повседневная и праздничная (развешивание на плечики). Практическое занятие Стирка одежды. Практическое занятие «Волшебная швейная игла»: пришивание пуговиц, вешалок, петель Представления и знания об обуви (назначение обуви, названия предметов обуви, виды обуви) Уход за обувью Подготовка сезонной одежды и обуви к хранению «Комнатные растения» Уход за комнатными растениями. Рыхление земли. Полив Уход за комнатными растениями. Удаление пыли с листьев. Обрезание сухих листьев. Протирание горшков и мытье поддонов Пересадка растений «Труд в природе» Уборка веток и сухих листьев на участке Сбор семян растений для кормления зимующих птиц Предметно-практическая деятельность как основа трудового навыка Конструирование из природного материала: «Жар-птица» «Рисуем» жгутиками из пластилина Знакомство с оригами: бабочка | 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Всего занятий: 35
Направление воспитательной работы: Основы социализации и общения
(5-й год обучения)
№ | Разделы и темы | Количество занятий |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 | Культура общения Кто и зачем придумал правила поведения? Правила этики. Этичные и неэтичные поступки Наши достоинства, недостатки, привычки «Требуется друг..» «Давайте жить дружно!» «Мы не будем ссориться» Чтение и обсуждение стихотворений Г.Остера из книги «Вредные советы» «Путешествие в страну вежливости» Игры по методике телефонного разговора: звонок в поликлинику, звонок в кассу кинотеатра Чтение и рассматривание иллюстраций книги С.А.Насонкиной «Уроки этикета» Чтение: - Т.Дворецкая «Страна Вежливости»; - В.Осеева «Волшебное слово»; - А.Барто «Медвежонок-невежа» Дидактические игры «Вежливый котик», «Хорошо и плохо», «Принеси мне воды», «Наши добрые слова» Рисуем портрет доброго, вежливого человека Столовый и гостевой этикет Правила поведения за столом Предметы на праздничном столе Чтение стихотворений: - И.Горюнова «Правила поведения за столом»; - Т.Клапчук «Правила поведения за столом» Как принимать гостей. Как вести себя в гостях Как принимать подарки Как дарить подарки Чтение стихотворений А.Усачева «Рано или поздно», «Приглашение улитке», «Если вам не нравится подарок» Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в гости. Выбор подарка» Сюжетно-ролевая игра «Мы принимаем гостей» Мир вокруг нас «Закономерности». Занимательные задания Как путешествует письмо? Почему поезда длинные? Зачем нужны самолеты? Зачем строят корабли? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Культура поведения в общественных местах Правила поведения на улице Правила поведения в транспорте. Чтение стихов: - Е.Карганова «В автобусе»; - Н.Шакарян «Как вести себя в общественном транспорте» Правила поведения в театре, кино, в музее, на концерте Правила поведения в магазине | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 |
Всего занятий: 35
Направление воспитательной работы: Охрана здоровья
(5-й год обучения)
№ | Разделы и темы | Количество занятий |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 | Богатство на все времена Здоровый образ жизни – что это такое? Строение тела человека Как работает наш организм? Какие бывают продукты? Поговорим о болезнях Куда пойти лечиться? Любим овощи и фрукты – витаминные продукты Его Высочество – Режим Питание и здоровье Чтение стихотворений: - Б.Белова «Про закалку»; - С.Островский «Будьте здоровы»; - А.Бах «Надо спортом заниматься» Загадки, пословицы, поговорки о здоровье Безопасность Правила поведения на улице. Рассматривание иллюстраций «Кто неправильно ведет себя на улице» Скорая помощь Чистота – залог здоровья Откуда грязнули берутся? Что такое инфекция. Профилактика и первая помощь Личная гигиена девочки «О зубках» «Чтобы глаза видели» Наши верные друзья – полезные привычки Враги красоты и здоровья Сказки и стихи о здоровье: - А.Майков «Друзья здоровья»; - А.Ефремова «Апельсинчик»; - О.Буренков «Сказка о здоровом питании», «Как нужны витамины»; - В.Бойчук «Буду я зарядку делать», «Солнце, воздух и вода…», «Нужно спину так держать», «Соблюдай режим дня», «О витаминах» Ребенок и животные Внимание: насекомые! «Прогулка по дорожке здоровья» Через движение к здоровью! | 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 3 1 1 1 1 |
Всего занятий: 35
Список литературы:
Личностное развитие
- Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Кто живет в воде?- Ярославль.: Академия развития, 2003г.
- Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Кто живет в лесу?- Ярославль.: Академия развития, 2003г.
- Аникин В.П. Сборник русских сказок.- М.: Художественная литература, 1987г.
- Баранчикова Е.В. Ехал грека через реку. Загадки, считалки, дразнилки.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2000г.
- Богуславская З.М. Развивающие игры.- М.: Просвещение, 1991г.
- Бианки В. Рассказы и сказки.- Ленинград.: Детская литература, 1981г.
- Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников.- М.: Просвещение, 1981г.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.- Санкт-Петербург.: Детство-Пресс, 2004г.
- Груздова И. Музыкально-эстетическая культура детей дошкольного возраста: - сущность и пути формирования// Дошкольное воспитание. – 2011. - №2. С.79-88.
- Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству.- Санкт-Петербург.: Детство-Пресс, 2004г.
- Дмитриева Е.Е. Проблемные дети. Развитие через общение.- М.: АРКТИ, 2005г.
- Женило М.Ю. Школа радости. Конкурсы, викторины, игры.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2001г.
- Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома.- М.: Аквариум, 2000г.
- Леонидова Б.Л. Страна «Детсадия».- Москва.: Знание, 1980г.
- Михайлова М.А. Пословицы и поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль, 1997г.
- Маймин Е.А. Эстетика – наука о прекрасном: книга для учащихся. – Москва.: Просвещение, 1982г.
- Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. – Москва.: «ТЦ Сфера», 2004г.
- Попов А.Е. Сам себя воспитать должен.- Москва.: Знание, 1980г.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас.- Москва.: Просвещение, 2003г.
- Плешаков А.А. Как знакомить детей с правилами в природе.//Начальная школа.1988.-№8.
- Степанов В.А. Родная природа. – Тверь.: Фламинго, 2002г.
- Трунова М. Рисуем, творим, фантазируем…//Дошкольное воспитание. 2000. - №6.
- Шорыгина Т.А. Стихи к детским праздникам. – М.: ГНОМ и Д, 2002г.
Эмоционально-волевая сфера
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – Москва: Сфера, 2003г.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – Москва, 1987г.
- Аргайл М. Психология счастья. – Москва, 1999г.
- Баранова М.Л. Справочник руководителя дошкольного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005г.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер Пресс, 2008г.
- Гарбузов В.И. Нервные дети. – Л.: Медицина, 1990г.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – Москва.: Просвещение, 1993г.
- Костяк Т.В. Тревожный ребенок. Младший школьный возраст: книга для родителей. – Москва.: Академия, 2008г.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Москва, 1999г.
- Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб.: Питер Пресс, 1996г.
- Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – Москва.: Просвещение, 1992г.
- Микадзе Ю.В. Моделирование педагогических ситуаций. – Москва.: ИнтелТех, 1981г.
- Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – Москва.: Академия, 2004г.
- Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – Москва-Воронеж, 2000г.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. – Москва, 2002г.
- Славина Л.С. Трудные дети. – Москва.: МПСИ, МОДЭК, 2002г.
- Чистякова М. Психогимнастика. – Москва, 2001г.
Трудовое воспитание
- Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004г.
- Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала. – Москва.: Просвещение, 1991г.
- Геронимус Т. Я все умею делать сам. – Москва.: АСТ-ПРЕСС-ШКОЛА, 2002г.
- Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – Москва.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2006г.
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – Москва.: Просвещение, 1985г.
- Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – Москва.: Просвещение, 1991г.
- Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль.: Академия развития, 1997г.
- Огерчук Л.Ю. Волшебная швейная игла. – Москва.: Школа-Экспресс, 2000г.
- Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. – Москва, 1985г.
- Репьев В.А. Мастерилка. – Дмитров.: Карапуз, 2001г.
- Цирулик Н.А. Умные руки. – Самара.: Учебная литература, 2002г.
- Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества. – Самара.: Учебная литература, 2002г.
- Шинкаренко В.А. Диагностика и формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда у умственно ограниченных детей: Методические материалы в помощь педагогам специальных учреждений и родителей. – Минск, 1997г.
- Шинкаренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы: Учебное пособие. – Минск, 1990г.
Основы социализации и общения
- Анисимова И.М. Хорошие манеры для детей. – Санкт-Петербург.: Дельта, Аквариум, 1996г.
- Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – Москва.: АРКТИ, 2005г.
- Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В. Этикет для малышей, или «Что такое хорошо и что такое плохо». – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003г.
- Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии. – Санкт-Петербург.: КАРО, 2005г.
- Бушелева Б.В. О культуре поведения. – Москва.: Знание, 1974г.
- Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. – Москва.: Просвещение, 2004г.
- Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.: Просвещение, 2004г.
- Дмитриева Е.Е. Проблемные дети. Развитие через общение. – М.: АРКТИ, 2005г.
- Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – Москва-Воронеж.: МОДЭК, 2002г.
- Зотова А.М. Интеграция ребенка-инвалида в среде здоровых сверстников, как метод социальной адаптации// Дефектология, 1997. - №6.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь «особому» ребенку: Книга для педагогов и родителей. – СПб., 2000г.
- Курочкина И.Н. Культура поведения ребенка. – Москва.: Школьная Пресса, 2005г.
- Корк Б. Юный исследователь. – Москва.: РОСМЭН, 1995г.
- Лощинский В.М. Сервировка и этикет стола. – Минск, 1998г.
- Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. – Москва.: ТЦ Сфера, 2004г.
- Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. – Москва, 1996г.
- Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – Москва, 2003г.
- Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практ.пособие. – М., 2000г.
- Николаева С.О. Занятия по культуре поведения. – Москва.: ВЛАДОС, 2003г.
- Семенака С.И. Уроки добра. – Москва.: АРКТИ, 2005г.
- Потерина С.В. Воспитание культуры поведения. – М.: Просвещение, 1986г.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. – Москва.: Просвещение, 2003г.
- Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.
- Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: Союз, 2004г.
Охрана здоровья
- Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду. – Москва.: Сфера, 2003г.
- Андерсон В.А., Викс Л.А., Жбанова Л.С. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. – Москва.: Просвещение, 1991г.
- Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.: Просвещение, 2004г.
- Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников. – М.: Просвещение, 1992г.
- Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. – Москва, 1986г.
- Голубева А.Г., Доскин В.А. Растем здоровыми. – Москва.: Просвещение, 2003г.
- Доронова Т.Н. Из детства в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. – Москва.: Просвещение, 2002г.
- Козак О.Н. Зимние игры для больших и маленьких. – С.-Петербург.: Союз, 1999г.
- Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. – Москва.: АРКТИ, 1999г.
- Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. – Москва.: Просвещение, 1999г.
- Поляков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. – Москва.: Дрофа; ДиК, 1998г.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. – Москва.: Просвещение, 2004г.
- Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье. – Москва.: Просвещение, 1984г.
- Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. – Москва.: «ТЦ Сфера», 2004г.
- Пусть ребенок растет здоровым./ Под ред. П.Ф. Островской. – Москва, 1979г.
Интернет-источники:
URL: http://www.doshkolnuk.com
URL: http://nsportal.ru
URL: http://planetadetstva.net
URL: http://festival.1september.ru
URL: http://www.maam.ru
URL: http://pedlib.ru
URL: http://www.science-education.ru
URL: http://www.edubrilliant.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная адаптированная основная образовательная Программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью
Уважаемые коллеги в области коррекционной педагогики, предлагаю Вашему вниманию примерную адаптированную основную образовательную Программу общего образования обучающихся с умственной отс...
Рабочие программы для детей с умеренной умственной отсталостью и сложным дефектом
Рабочая программа рассчитана на обучение детей со сложной структурой дефекта: сочетание тяжелых интеллектуальных нарушений с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна на фоне глубокого недоразвития речи и значит...
рабочая программа для детей с умеренной умственной отсталостью 6 класса
Данная рабочая программа составлена для детей с умеренной умственной отсталостью для 6 класса по образовательным областям - чтению, письму, математике, ИЗО. На основе программы специальных...
Рабочая программа по факультативному курсу «Ритмика» для обучающихся 2 класса Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по факультативному курсу «Ритмика» для обучающихся 2 класса...
Рабочая программа изобразительного искусства по адаптированной основной образовательной программе для детей с легкой умственной отсталостью
Рабочая программаизобразительного искусства по адаптированной основной образовательной программедля детей с легкой умственной отсталостью...
Рабочая пронрамма Профельный труд. 7 класс. 68 часов, разработанная на основеАдаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на период 2020-2021гг
Рабочая прогнамма. Профильный труд.7 класс.68 часов...
Рабочая программа "Домоводство". 7 класс. 68 часов, разработанная на основеАдаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на период 2020-2021гг
Рабочая программа "Домоводство" 7 класс. 136 часов...