Рабочие программы для детей с умеренной умственной отсталостью и сложным дефектом
рабочая программа на тему
Рабочая программа рассчитана на обучение детей со сложной структурой дефекта: сочетание тяжелых интеллектуальных нарушений с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна на фоне глубокого недоразвития речи и значительных нарушений общей и мелкой моторики. Программа учитывает специфические особенности умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Курс построен на основе линейной концепции. Представлены программы для 2 класса по следующим учебным предметам:
-самообслуживание
-предметно-практическая деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_dlya_detey_s_umerennoy_umstvennoy_otstalostyu_i_slozhnym_defektom.docx | 40.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат VIII вида №7
Рабочая программа
по обучению детей с умеренной умственной отсталостью и сложным дефектом
2 класс
Составитель:
Храмцова М.А.
учитель-дефектолог
высшей квалификационной категории
Паспорт рабочей программы.
Тип программы: программа специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы: для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Категория обучающихся:обучающиеся со сложной структурой дефекта 2 класса.
Сроки освоение программы: 1 год.
Форма обучения: очная.
Формы контроля: устный фронтальный, устный индивидуальный, текущий, контрольная работа.
Пояснительная записка рабочей программы
Данная программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Программы обучения глубоко умственно отсталых детей (составитель-НИИ дефектологии АПН СССР, Москва 1984 г.).
- Московский региональный базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
- Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья под редакцией Н.Н. Малофеева.
-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. БгажноковаИ.М.
Рабочая программа рассчитана на обучение детей со сложной структурой дефекта: сочетание тяжелых интеллектуальных нарушений с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна на фоне глубокого недоразвития речи и значительных нарушений общей и мелкой моторики. Программа учитывает специфические особенности умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Курс построен на основе линейной концепции.
Основной целью программы является овладение учащимися системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков по общеобразовательным и коррекционным курсам, необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.
Программа составлена с учетом основных дидактических принципов: доступности, научности, систематичности и коррекционной направленности.
Программа включает в себя следующие общеобразовательные предметы:
- развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений
окружающей действительности;
- чтение;
- письмо;
- математика;
- самообслуживание;
- предметно-практическая деятельность;
- ручной труд.
Пояснительные записки к каждому предмету дают основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса. Объем и качество усвоения знаний, умений и навыков зависит от
индивидуальных психофизических особенностей и возможностей учащихся. В случае не усвоения программы дальнейшее обучение учащегося максимально индивидуализируется.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся.
Методы и формы обучения.
- Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.
- Процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.
- Детальное расчленение материала на простейшие элементы. Обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем они объединяются в целое, а учащиеся подводятся к обобщению.
- Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.
- Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.
Основные виды организации учебного процесса:
- урок;
- экскурсия;
- частично самостоятельная работа (сильная подгруппа);
- практическая работа на каждом уроке;
- индивидуальная форма работы;
- групповая форма работы.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
- трудовая деятельность;
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- практическая деятельность.
При изучении тем курса используются:
- наглядные пособия (схематические рисунки, макеты);
- дидактический материал;
- коррекционные задания и упражнения.
Критерием обучаемости является опыт социального продвижения учащегося, где ключевым является предметное и чувственное отражение окружающего его мира, развитие его личностного самосознания и самоощущения в окружающем мире.
САМООБСЛУЖИВАНИЕ
Пояснительная записка.
Значительное место в общей системе коррекционно-воспитательной работы с детьми занимает обучение их навыкам самообслуживания. Предмет «Самообслуживание» для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является средством формирования умений и навыков по самостоятельному обслуживанию своих потребностей. В процессе занятий по данному предмету у них вырабатываются практические умения и навыки, необходимые для их повседневной жизни.
Уроки самообслуживания являются средство активного познания окружающей действительности. Практическая деятельность, будучи весьма конкретной и простой по содержанию, является наиболее понятной и доступной воспитанникам. Разнообразие видов труда становится источником приобретения новых знаний и представлений.
Цель: подготовка детей со сложной структурой дефекта к самостоятельному быту.
Задачи:
- формирование у детей положительного отношения и интереса к бытовому труду;
- выработка привычки к личной гигиене, чистоте и аккуратности;
- привитие навыков культуры поведения;
- воспитание уважения к труду взрослых;
- привитие детям навыков самостоятельности.
Большую работу в этом плане учителю необходимо проводить с родителями учащихся. Воспитание навыков личной гигиены и самообслуживания необходимо наладить в семье. Все виды работ по обслуживающему труду должны осуществляться в соответствии с правилами санитарии и техники безопасности. При проведении уроков необходимо следить за состоянием одежды воспитанников.
Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения:
- о частях тела и лица, показать на себе, отождествлять себя с фотографией;
- различать и называть: части тела, части лица, предметы санитарии и гигиены, действия связанные с гигиеной тела;
- правильно мыть руки, лицо, пользоваться полотенцем, носовым платком, расческой, мылом;
- правильно чистить зубы; правильно хранить предметы туалета;
- пользоваться ложкой и вилкой, самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой после еды;
- самостоятельно одеваться и раздеваться;
- самостоятельно мыть руки перед едой и по мере их загрязнения;
- различать и называть предметы одежды и обуви;
- правила ухода за одеждой;
- правила ухода за обувью;
- хранить и находить одежду и обувь в гардеробе;
- различать изнаночную и лицевую сторону одежды;
- применять приемы застегивания и расстегивания пуговиц; шнуровка ботинок под руководством и с помощью учителя;
- правила поведения за столом, на улице, в лесу, в транспорте, в общественных местах;
- помогать взрослым, накрывать на стол с учётом конкретного меню.
По базисному учебному плану общего образования детей со сложной структурой дефекта на самообслуживание во 2 классе отведено:
- в неделю – 1 час. за год – 34 часа.
Тематическое планирование по самообслуживанию 2”Б” класса. (34 часа)
№ урока | Тема. | Кол-во часов | Проверочные работы. | Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения. | |
I четверть (9 часов) | Знать и уметь:
| ||||
1 | Части тела человека: голова, туловище, руки, ноги. | 1 | |||
2 | Части лица и головы. | 1 | |||
3 | Левая и правая половина тела и лица. | 1 | |||
4 | Отождествление себя в зеркале. | 1 | |||
5 | Отождествление себя на фотографии. | 1 | |||
6 | Предметы гигиены, их назначение, хранение. | 1 | |||
7-8 | Последовательность утренних и вечерних гигиенических процедур. | 2 | |||
9 | Повторение пройденного материала за I ч . | 1 | |||
II четверть (7 часов) | |||||
10 | Предметы для приёма пищи: ложка, тарелка, стакан. | 1 | |||
11 | Предметы для приёма пищи: чашка, блюдечко, солонка, сахарница, салфетка, клеёнка. | 1 | |||
12 | Умение различать и называть предметы, нужные для приёма пищи. | 1 | |||
13 | Режим питания. | 1 | |||
14 | Обучение пользованию ложкой и вилкой. | 1 | |||
15 | Дифференциация пищи (узнавание, называние). | 1 | |||
16 | Правила поведения приёма пищи. | 1 | |||
III четверть (10 часов) | |||||
17 | Обобщающее понятие «Одежда». Дифференциация одежды для девочки и мальчика. | 1 | |||
18 | Различение лицевой и изнаночной стороны одежды. | 1 | |||
19 | Последовательность одевания и раздевания. | 1 | |||
20 | Выбор одежды по погоде. | 1 | |||
21 | Чистка одежды щеткой. Хранение одежды. | 1 | |||
22 | Обобщающее понятие «Обувь». Сезонная обувь. | 1 | |||
23 | Распознавание обуви по их функциональному использованию. | 1 | |||
24 | Различение обуви на правую и левую ноги. Упражнение в обувании. | 1 | |||
25 | Выбор обуви по погоде. | 1 | |||
26 | Уход за обувью с помощью щетки. | 1 | |||
IV четверть (8 часов) | |||||
27 | Умение обозначить необходимость помощи (жестом, словом) в различных ситуациях. | 1 | |||
28 | Культура поведения на празднике. | 1 | |||
29 | Культура поведения за столом. | 1 | |||
30 | Культура поведения на улице. | 1 | |||
31 | Культура поведения в лесу. | 1 | |||
32 | Культура поведения в транспорте. | 1 | |||
33 | Культура поведения в общественных местах. | 1 | |||
34 | Повторение пройденного материала за год. | 1 |
ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Пояснительная записка
Занятия по предметно-практической деятельности представляют собой специальный предмет в начальных классах обучения детей со сложной структурой дефекта.
Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, присущих детям со сложной структурой дефекта. Выраженные нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На эти виды работ не отводятся целиком отдельные урок; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции тяжелых нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры, сенсорное развитие этих детей осуществляется по разнообразной системе в предметно-манипуляционной деятельности и в дидактических играх.
Достижение поставленных перед данным предметом единых задач (развитие зрительных, слуховых, осязательных восприятий, координация работы анализаторов, развитие пространственных ориентировок, ручной умелости, развитие наглядного мышления) осуществляется не путем изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности (игра, конструирование, продуктивная деятельность, элементы ручного труда и т.п.). Каждая коррекционная задача по возможности включается в различные виды детской деятельности. Таким способом предусматривается обеспечение максимально возможной динамичности, гибкости, взаимосвязи получаемых детьми знаний, умений и навыков, создание межпредметных, межфункциональных связей. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем широко применяются на всех других уроках.
Указанные в программе предметно-практической деятельности игры не исключают применения данных игр на переменах и других уроках: подвижных игр на уроках физкультуры, направленных на общие физическое развитие учащихся, речевых игр на уроках русского языка и различных дидактических игр на уроках счета и т. д. В данную программу отобраны и включены такие игры, дидактические задачи которых в наибольшей степени согласуются с целями и задачами данного предмета.
Для проведения уроков предметно-практической деятельности необходимо подготовить большое количество наглядных пособий и раздаточного материала. К каждому уроку учитель обязательно должен предварительно подготовить весь необходимый дидактический материал. Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, всемерно побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.
Учебную работу на уроках предметно-практической деятельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках и в различных жизненных ситуациях.
Цели:
- Корригировать нарушения восприятия, внимания, зрительно -двигательной координации, наглядно – образное мышления, развивать элементы логического мышления.
- Повысить уровень познавательной активности, обогатить чувственный опыт детей, пополнить запас общих сведений и речевой запас.
Задачи:
- общее и речевое развитие детей;
- формирование житейских понятий;
- развитие мышления;
- формирование трудовых умений и навыков;
- воспитание учащихся.
Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения:
- выполнять произвольные целенаправленные действия;
- фиксировать взгляд на деятельности, стационарных и движущихся предметах;
- выполнять простые подражательные действия по образцу и словесной инструкции;
- обследовать предмет, узнавать его на картинке и находить по словесной инструкции;
- соотносить два одинаковых предмета;
- выполнять практические действия руками по показу и по словесной инструкции;
- выбирать и раскладывать предметы контрастных цветов;
- выбирать плоскостные и объёмные предметы по образцу и словесной инструкции;
- группировать по форме предметы двух контрастных форм;
- выбирать по образцу и раскладывать контрастные объёмные формы;
- использовать приемы наложения и приложения для их сравнения по величине;
- выполнять постройки из детского строительного материала по образцу, словесной инструкции;
- складывать картинки из 3-6 и более частей;
- складывать из счетных палочек различные фигуры.
По базисному учебному плану общего образования детей со сложной структурой дефекта на предметно-практическую деятельность во 2 классе отведено:
- в неделю – 2 часа.
- за год – 68 часов.
Тематическое планирование по предметно-практической деятельности 2 класс (68 часов)
№ урока | Тема. | Кол-во часов | Проверочные работы. | Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения. | |
I четверть (18 часов) | Знать и уметь: | ||||
1 | Выполнение подражательных движений по словесной инструкции «делаем вместе». | 1 |
| ||
2 | Выполнение подражательных движений рук. Воспроизведение действий, движений изображенных на картинке. | 1 | |||
3 | Выполнение подражательных действий со сменой движений. | 1 | |||
4 | Обследование предметов (зрительное, оральное, обонятельное, осязательное, слуховое). | 1 | |||
5 | Узнавание предметов на ощупь. | 1 | |||
6 | Узнавание предмета по словесной инструкции учителя. | 1 | |||
7 | Собирание листов в стопку. | 1 | |||
8 | Собирание и сортировка монет. | 1 | |||
9 | Собирание вкладных цилиндров. | 1 | |||
10 | Собирание матрешки. | 1 | |||
11 | Нанизывание колец пирамиды с учетом размера. | 1 | |||
12 | Заполнение мелкими предметами сосудов с широким горлышком. | 1 | |||
13 | Заполнение мелкими предметами сосудов с узким горлышком. | 1 | |||
14 | Набирание ложкой крупы. | 1 | |||
15 | Переливание воды из одного сосуда в другой. | 1 | |||
16 | Нанизывание крупных бус одного цвета. | 1 | |||
17 | Нанизывание мелких бус одного цвета. | 1 | |||
18 | Нанизывание бус чередуя по размеру (большая, маленькая). | 1 | |||
II четверть (14 часов) | |||||
19 | Узнавание, различение и называние предметов по цвету. «Картинное цветовое лото». | 1 | |||
20 | Группировка предметов по цвету и раскладывание по коробкам. | 1 | |||
21 | Дидактическая игра «Геометрическое лото». | 1 | |||
22 | Раскладывание однородных предметов разных форм в коробки. | 1 | |||
23 | Сравнение предметов. Нахождение такого же предмета в группе других предметов по качественному признаку (цвет, размер, форма). | 1 | |||
24 | Чередование предметов через один элемент по цвету. Выкладывание их в ряд. | 1 | |||
25 | Чередование предметов через один элемент по форме. Выкладывание их в ряд. | 1 | |||
26 | Чередование предметов через один элемент по размеру. Выкладывание их в ряд. | 1 | |||
27 | Узнавание и различение предметов по длине. | 1 | |||
28 | Узнавание и различение предметов по толщине. | 1 | |||
29 | Узнавание и различение предметов по весу. | 1 | |||
30 | Работа со строительным конструктором. Постройка стула, стола (кубики разной формы, одного цвета). | 1 | |||
31 | Работа со строительным конструктором. Постройка кресла (кубики одинаковой формы и цвета). | 1 | |||
32 | Работа со строительным конструктором. Постройка кровати (кубики разной формы, одинакового цвета). | 1 | |||
III четверть (20 часов) | |||||
33 | Выполнение знакомых построек без образца, по схематическим рисункам. | 1 | |||
34 | Складывание из счетных палочек букв алфавита (а, у, о, м, с, х, ш). | 1 | |||
35 | Складывание из счетных палочек дерево. | 1 | |||
36 | Складывание из счетных палочек кормушка. | 1 | |||
37 | Складывание из счетных палочек машина. | 1 | |||
38 | Складывание из счетных палочек двухэтажный дом. | 1 | |||
39 | Накладывание счетных палочек на изображение колодца. | 1 | |||
40 | Накладывание счетных палочек на изображение качелей. | 1 | |||
41 | Накладывание счетных палочек на изображение письменного стола с ящиком. | 1 | |||
42 | Складывание разрезных картинок из 5-6 частей самых различных форм. | 1 | |||
43 | Складывание крупных пазлов по картинке. | 1 | |||
44 | Складывание картинки из кубиков с картинками. | 1 | |||
45 | Работа с мозаикой. Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей двух цветов через два элемента. | 1 | |||
46 | Работа с мозаикой. Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей трех цветов. | 1 | |||
47 | Работа с мозаикой. Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур (квадрат, треугольник). | 1 | |||
48 | Работа с мозаикой. Ёлочка. | 1 | |||
49 | Работа с мозаикой. Снежинка. | 1 | |||
50 | Работа с мозаикой. Дом с крышей и трубой. | 1 | |||
51 | Работа с мозаикой. Цветок на стебле. | 1 | |||
52 | Работа с мозаикой. Декоративный орнамент «Коврик». | 1 | |||
IV четверть (16 часов) | |||||
53 | Сортировка ниток по цвету. | 1 | |||
54 | Упражнения в разрывании ниток разной длины и толщины. | 1 | |||
55 | Наматывание ниток на катушку. | 1 | |||
56 | Наматывание ниток на клубок. | 1 | |||
57 | Наматывание ниток на картон. | 1 | |||
58-60 | Плетение косичек из толстых шнуров. | 3 | |||
61 | Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Картинное цветное лото». | 1 | |||
62 | Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Почтовый ящик». | 1 | |||
63 | Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Поиск в окружающем». | 1 | |||
64 | Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Светофор». | 1 | |||
65 | Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра Чудесный мешочек». | 1 | |||
66 | Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Что лишнее». | 1 | |||
67 | Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Что изменилось». | 1 | |||
68 | Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Строим дом». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для детей с тяжёлой умственной отсталостью 8 класс
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная ш...
Рабочая программа для детей с тяжёлой умственной отсталостью 9 класс
Рабочая программа для детей с тяжёлой умственной отсталостью 9 класс по предметам:Альтернативное чтениеГрафика и письмоМатематические представления и конструированиеРучной трудСоциально - бытовая орие...
рабочая программа для детей с умеренной умственной отсталостью 6 класса
Данная рабочая программа составлена для детей с умеренной умственной отсталостью для 6 класса по образовательным областям - чтению, письму, математике, ИЗО. На основе программы специальных...
Адаптированная основная воспитательная программа для детей с умеренной умственной отсталостью.
Данная программа предназначена для работы с умственно отсталыми детьми, находящимися в специальных детских домах. Адресована воспитателям данного типа учреждений. Программа рассчитана на трехлетний ср...
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (умственная отсталость) по Всеобщей истории 5 класс
Рабочая программа по истории для 5-го специально – коррекционного класса составлена на основе ФКГОС основного общего образования. Программа разработана с использованием учебника по истории Древн...
Рабочая программа учебного предмета "Домоводство" умеренная умственная отсталость 6 класс
Рабочая программа учебного предмета "Домоводство" умеренная умственная отсталость 6 класс...
Рабочая программа учебного предмета "Домоводство" умеренная умственная отсталость 6 класс
Рабочая программа учебного предмета "Домоводство" умеренная умственная отсталость 6 класс...