Рабочая программа изобразительного искусства по адаптированной основной образовательной программе для детей с легкой умственной отсталостью
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Светличная Валентина Николаевна

Рабочая программа

изобразительного искусства

по адаптированной основной образовательной программе

для детей с легкой умственной отсталостью

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_1-4_izo_8_tip.doc308 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лофицкая основная общеобразовательная школа»

             Рассмотрено на педагогическом                                           «Утверждаю»

             совете школы                                                                                         Директор МКОУ «Лофицкая ООШ»

             Протокол заседания                                                                               __________________ /Талыкова Н.И./

             № 1   от  «29 » августа  2018 г.                                                              Приказ № 47   от «29» августа 2018 г.

Рабочая программа

изобразительного искусства

по адаптированной основной образовательной программе

для детей с легкой умственной отсталостью

 2 - 4 классы

 Срок реализации программы 3 года.

                             Составила:    Светличная Валентина Николаевна

                                                                    учитель ИЗО  и черчения

                                                        I квалификационной категории                                                                                                  

                                                   

                                                     

                                                             

2018 г.

Содержание.

  1. Пояснительная записка.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

  1. Содержание учебного предмета.

  1. Тематическое планирование.

  1. Календарно-тематическое планирование:

а) Календарно-тематическое планирование 2 класс (Приложение 1)

б) Календарно-тематическое планирование 3 класс (Приложение 2)

в) Календарно-тематическое планирование 4 класс (Приложение 3)

                                                       1. Пояснительная записка.

           Настоящая Программа разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановлением Правительства РФ от 10.03. 2000 г. №212.,  23.12.2002,  Методическим письмом «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г., Единой  концепцией  специального Федерального государственного стандарта  для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

        Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой и авторской программы И. А. Грошенкова  «Изобразительное искусство»  – М.; Просвещение, 2006; Базисного учебного плана специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (I вариант), составленного на основании приказа Министерства образования РФ от 10. 04.2002г. №29/2065-п..         

           Курс  «изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство».  Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под редакцией В.В.Воронковой. Москва: «Просвещение»,  2008 год.

    Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного' восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
  • находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
  • содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
  • ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
  • дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
  • знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
  • развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

        Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.

Подготовительные занятия

Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.

В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.

Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.

Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.

После определенной подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.

Декоративное рисование

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.

Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.

Рисование с натуры

Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.

Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.

Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

Рисование на темы

Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

В 1—2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.

В 3—4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.

Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.

Беседы об изобразительном искусстве

Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.

В 1—3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.

В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.

Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.

В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.

Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса:

Учащиеся должны знать:

- название и назначение  инструментов и принадлежностей, используемых на уроках изобразительного искусства;

- выразительные средства изобразительного искусства: «линия», «цвет»;

- основные цвета;

- правила работы с краской, кисточкой, карандашом;

- порядок расположения одного или нескольких изображений на листе бумаги.

Учащиеся должны уметь:

- правильно сидеть за партой, правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой;

- правильно держать при рисовании карандаш, кисть;

Ориентироваться на изобразительной плоскости:  середина, край листа бумаги;

- подготавливать к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место;

-обводить карандашом шаблоны несложной формы, пользоваться трафаретом;

- проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, не вращая лист бумаги; соединять линии и точки;

- различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображение;

- закрашивать цветными карандашами, соблюдая контуры;

 Рисовать сразу кистью, без предварительного изображения карандашом.;

- узнавать, называть и показывать геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);

- передавать в рисунках форму несложных  плоскостных  и объёмных объектов, устанавливать  с помощью учителя её сходство с известными геометрическими формами;  отожествлять свой рисунок с предметом.

  1. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративноприкладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественнотворческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

          Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

3. Содержание учебного курса «Изобразительное искусство»

Первый класс

Первое полугодие

Подготовительные упражнения

Осуществлять сенсорное воспитание первоклассников: учить их различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); определять разницу по величине между предметами одной и той же формы; ориентироваться на плоскости листа бумаги; находить середину, верхний, нижний, правый и левый края; формировать графические представления формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), различать круг и овал.

Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать моторику руки, формировать графические навыки и умения; навыки и умения владения карандашом; навык произвольной регуляции силы нажима; навык произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), навык прекращения движения в нужной точке: навык удержания направления движения.

Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, белый.

Учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось), не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура.

Первая четверть

Упражнения на различение предметов по форме и цвету. Рисование (на одном листе) предметов разной формы и окраски (после наблюдения и показа учителем).

Упражнения на различение предметов по форме и размерам; рисование (на одном листе) предметов разной формы и величины (после наблюдения и показа учителем).

Игровые графические упражнения — рисование прямых линий в различных направлениях (по показу): высокие столбы, заборчик и др. (прямые вертикальные линии); провода, дорожки, цветные веревочки и др. (прямые горизонтальные линии); идет косой дождь, высокие горы, туристические палатки и др. (наклонные линии).

Игровые графические упражнения — рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (по показу): лесенки, окошки, рамки, шахматная доска, качели и др.

Игровые графические упражнения — рисование дугообразных линий (по показу): дым идет, бьет фонтанчик, самолет летит, плывет кораблик по волнам, скачет мяч, прыгает лягушка, бабочка перелетает с цветка на цветок и др.

Игровые графические упражнения — рисование замкнутых круговых линий (по показу): намотаем несколько клубков ниток, воздушные шарики, много колечек — цепочка, тележка с разноцветными колесами, ветка с ягодами и др.

Игровые графические упражнения — рисование (по показу) знакомых детям предметов разной величины (размеров): разноцветные шары — большие и маленькие, клубки ниток — большие и маленькие, ленты — длинные и короткие, карандаши — толстые и тонкие, елочки — высокие и низкие и др.

Игровые графические упражнения — рисование (по показу) предметов круглой, овальной и квадратной формы (арбузы, апельсины, яблоки, огурцы, лимоны, сливы, рамки, кубики, коробки и др.

Игровые графические упражнения — рисование (по показу) предметов прямоугольной и треугольной формы: альбомы, линейки, книги, флажки, чертежные треугольники, дорожные знаки и др.

Вторая четверть

Рисование по опорным точкам знакомых предметов: дом, скворечник, кораблик, лесенка.

Рисование по клеткам несложных геометрических узоров в полосе (полосу в тетради ученика проводит учитель).

Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов и .квадратов).

Рассматривание в иллюстрациях простейших изображений предметов, сравнивание их по форме, цвету и величине; рисование этих предметов.

Рисование по шаблону круга (диаметр 6 см). Деление круга на четыре равные части, построение внутри него квадрата, раскрашивание элементов с соблюдением контура.

Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей (флажки, бусы).

Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов (веточки ели).

Рисование по памяти (после показа) несложных по форме елочных игрушек (4—6 на листе бумаги).

Рисование по представлению знакомых детям предметов (веточка елки с игрушками).

Второе  полугодие

Декоративное рисование

Выработать у учащихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами-мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый.

Рисование с натуры

Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры.

Рисование на темы

Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом.

Беседы об изобразительном искусстве

Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения: развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине.

Третья четверть

Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка).

Рисование на тему «Снеговик».

Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам (прямоугольник делят пополам, а в полученных квадратах проводят диагонали; треугольники раскрашивают в контрастные цвета).

Рисование с натуры игрушки-светофора. Рисование с натуры связки воздушных шаров.

Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки.

Рисование с натуры игрушки-кораблика.

Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта.

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

Рисование по замыслу «Что бывает круглое?».

Рассматривание иллюстраций к книге Е. Рачева «Колобок». Рисунок к сказке («Колобок лежит на окошке», «Колобок катится по дорожке»).

Четвертая  четверть

Декоративное рисование — узор в круге (круг — готовая форма).                                                                               

Тематический рисунок «Я ракету нарисую».

Геометрический узор в полосе из треугольников. Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».

Рисование с натуры праздничного флажка. Рисование узора в полосе растительных элементов. Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Рисунок к этой сказке (три чашки разной величины и расцветки).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;

выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;

обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;

ориентироваться на плоскости листа бумаги;

закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось):

различать и называть цвета;

узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;

передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;

узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.

Второй класс

Декоративное рисование

Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.

Рисование с натуры

Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.

Рисование на темы

Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей {сверху, снизу, рядом, около).

Беседы об изобразительном искусстве

Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета.

Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.).

Первая  четверть

Рисование с натуры овощей и фруктов. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.

Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор).

Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу).

Самостоятельное составление учащимися узора в полосе.

Рисование геометрического орнамента в квадрате (построить в квадрате осевые линии, полученные треугольники раскрасить цветными карандашами).

Рисование в квадрате узора из веточек с листочками (на осевых линиях).

Рисование на тему «Деревья осенью». Рассматривание иллюстраций в детских книжках.

Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы (например, папка, линейка, треугольник чертежный).

Декоративное рисование — узор из цветов для коврика прямоугольной формы.

Вторая  четверть

Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике (по образцу).

Декоративное рисование — орнамент в квадрате. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Знакомство с иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.).

Рисование в квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях).

Рисование с натуры веточки ели. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.

Рисование с натуры праздничных флажков. Рисование с натуры елочных украшений. Рисование на тему «Веточка с елочными игрушками».

Третья четверть

Рисование узора из снежинок (украшение шарфа или свитера).

Рисование на тему «Снеговики».

Беседа по картинам. Рисование с натуры рамки для картины.

Рисование с натуры игрушки-рыбки. Рисование на тему «Рыбки в аквариуме среди водорослей».

Рисование с натуры предмета прямоугольной формы (ранец, портфель, сумка).

Беседа об изобразительном искусстве. Знакомство с полхов-майданскими изделиями. Рисование узора в полосе.

Декоративное рисование — узор в полосе для косынки треугольной формы (треугольник — готовая форма).

Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность» (равносторонний треугольник желтого цвета с черным восклицательным знаком и красной полосой по краям).

Рисование узора в круге — расписная тарелка (круг - готовая форма).

Рисование на классной доске и в тетрадях несложных предметов, сочетающих в себе различные геометрические формы (домик — квадрат и треугольник, тележка — прямоугольник и два круга, скворечник — прямоугольник и треугольник и т. п.).

Четвертая  четверть

Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур, данных учителем.

Декоративное оформление открытки «Ракета летит».

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров.

Тематический рисунок «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками».

Рисование узора в полосе из цветов и листочков. Узор из цветов в круге (круг — готовая форма). Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картинам.

Основные  требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;

ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;

использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;

закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;

рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;

понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);

различать и знать названия цветов;

узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.

Третий класс

Декоративное раскрашивание

Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.

Рисование с натуры

Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.

Рисование на темы

Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке {ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

Беседы об изобразительном искусстве

Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.

Первая четверть

Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» или др.

Рисование узора в полосе из веток с листочками. Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (например, ветка вишневого дерева).

Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картинам об осени (И. Левитан. «Золотая осень», В. Поленов. «Золотая осень»).

Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь).

Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3—4 флажка на одном листе).

Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.

Рисование шахматного узора в квадрате. Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.

Вторая четверть

Рисование геометрического орнамента в квадрате. Рисование с натуры игрушечного домика.

Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.

Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма).

Рисование с натуры будильника круглой формы.

Рисование с натуры двухцветного мяча.

Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).

Беседа по картинам на тему «Зима пришла». Рисование на тему «Нарядная елка».

Третья  четверть

Рисование узора на рукавичке (выкройка вырезается из бумаги — готовая форма). Рисование симметричного узора по образцу.

Рисование на тему «Елка зимой в лесу».

Рисование с натуры молотка. Рисование с натуры несложного по форме инструмента (например, шпатель, напильник с ручкой, ручные вилы и т. п.).

Рисование с натуры теннисной ракетки. Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень» или др. Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».

Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта. Рисование по образцу орнамента из квадратов. Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

Рисование с натуры игрушки-вертолета (изготавливается из картона).

Четвертая четверть

Рисование узора из растительных форм в полосе.

Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна» и др.). Рисование с натуры весенней веточки. Рисование на тему «Деревья весной».

Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы).

Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют).

Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат — готовая форма).

Рисование с натуры куста земляники с цветами. Рисование с натуры цветов.

Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи. «Березовая роща», А. Пластов. «Сенокос» или др.).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;

самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;

ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;

правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

делить лист на глаз на две и четыре равные части;

анализировать с помощью учителя строение предмета;

изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;

рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);

в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;

различать и называть цвета и их оттенки;

узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;

анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.

Четвёртый класс

Рисование с натуры

Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной,

цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

Декоративное рисование

Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.

Рисование на темы

Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Первая  четверть

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4—6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске.

Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя (раздаточный материал).

Рисование с натуры ветки рябины.

Составление узора в квадрате из растительных форм.

Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов. «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).

Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме — крышка для столика квадратной формы.

Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка).

Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объема светотенью.

Вторая четверть

Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).

Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся).

Рисование с натуры игрушки-автобуса. Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона). Рисование на тему «Городской транспорт».

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

Третья  четверть

Декоративное рисование панно «Снежинки».

Беседа по картинам на тему «Кончил дело — гуляй смело» (В. Сигорский. «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!», С. Григорьев. «Вратарь»).

Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты).

Рисование с натуры раскладной пирамидки.

Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал).

Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (например, бульдозер, подъемный кран, экскаватор и т. п.).

Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта.

Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).

Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»).

Четвертая  четверть

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).

Рисование на тему «Космические корабли в полете».

Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы — настольные, настенные, напольные и т. п.).

Рисование с натуры в виде набросков (3—4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов.

Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт и т. п.).

Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).  

Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например, цветы и бабочки).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;

использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;

передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);

подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);

пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);

анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);

употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;

рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.

  1. Тематическое планирование.

Виды деятельности

Количество часов

общее

на беседы

Второй класс

Декоративное рисование

16

3

Рисование с натуры

11

1

Рисование на темы

7

4

Итого

34

8

Третий класс

Декоративное рисование

11

1

Рисование с натуры

16

4

Рисование на темы

7

3

Итого

34

8

Четвёртый класс

Декоративное рисование

13

3

Рисование с натуры

16

3

Рисование на темы

5

2

Итого

34

8

                                    Критерии оценки знаний обучающихся

Оценка «5» ставится ученику, если он: в полном объёме и правильно устанавливает существенные признаки, сходства,  различия изображаемого предмета; в полном объёме ориентируется в задании, воспринимает и использует словесную инструкцию учителя, графическо-инструкционную карту; закрашивает рисунок карандашом или красками, соблюдая направление штрихов и равномерный характер нажима.

Оценка «4» ставится ученику, если он: в полном объёме, но с незначительной помощью учителя устанавливает признаки, сходства, различия изображаемого предмета; не в полном объёме ориентируется в задании, воспринимает и использует словесную инструкцию учителя, графическо-инструкционную карту; не в полном объёме соблюдает правила штриховки, закрашивания изображаемого предмета.

Оценка «3» ставится ученику, если он: не в полном объёме и с существеннной помощью учителя устанавливает признаки, сходства, различия изображаемого предмета; не ориентируется в задании самостоятельно,  не воспринимает и не использует самостоятельно словесную инструкцию учителя, графическо-инструкционную карту, требуется контроль учителя; с выраженными отклонениями соблюдает правила штриховки, закрашивания изображаемого предмета.

Оценка «2» ставится ученику, если он: при установлении существенных признаков, сходства, различий изображаемого предмета выполняет часть работы с помощью учителя; не ориентируется в задании самостоятельно,  не воспринимает и не использует без значительной помощи словесную инструкцию учителя, графическо-инструкционную карту, требуется постоянный контроль учителя; с многочисленными ошибками соблюдает правила штриховки, закрашивания изображаемого предмета.

Методические пособия для учителя

И.А.Грошенков.  «Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы». Москва: «Просвещение», 1970 год.

И.А.Грошенков.  «Уроки рисования в I-VI классах вспомогательной школы». Москва: «Просвещение», 1969 год.

Литература

О.П.Гаврилушкина. «О некоторых особенностях изобразительной деятельности умственно отсталых школьников». «Дефектология», 1972 год, №1.

Т.Н.Головина. «Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы». Москва: «Педагогика», 1974 год.

Т.Н.Головина. «Недостатки пространственной ориентировки у умственно отсталых учащихся и коррекционное влияние занятий рисованием на её развитие». В кн. «Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе». Под ред. Ж.И.Шиф. Москва: «Педагогика», 1972 год.

Т.Н.Головина. «О некоторых особенностях развития цветоразличения у умственно отсталых школьников». «Специальная школа», 1968 год, вып. 4.

И.А.Грошенков. «Цвет в рисунках учащихся вспомогательной школы». В кн. «Вопросы олигофренопедагогики». Москва: 1972 год.

Л.А.Метиева, Э.Я.Уварова. «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии». Сборник  игр и игровых упражнений. Москва: «Книголюб», 2008 год.

Т.В.Баташева. «Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук». Ярославль: «Академия развития», 1998 год.

Печатные пособия

Иллюстрации к детским книгам и сказкам.

Иллюстраций картин С. Григорьева, Н. Жукова, Л. Кербель, А. Куинджи, И. Левитана, А. Пахомова,   В. Поленова, А. Саврасова , А. Пластова, В. Сигорского, , К. Юона,

Т. Яблонской и др.

Иллюстрации изделий мастеров декоративно-прикладного искусства: «Золотая хохлома», «Дымковские узоры», «Городецкая роспись», « Гжель», «Полхов-майданская роспись», «Богородская игрушка», вышивка, кружево, резьба по дереву, керамика.  

Приложение 1

к адаптированной основной образовательной программе

для детей с легкой умственной отсталостью по ИЗО

 Календарно-тематическое планирование

2 класс

Учебник: Изобразительное искусство. Для VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой и авторской программы И. А. Грошенкова  «Изобразительное искусство»  – М.; Просвещение, 2013

№ п/п

Тема

Дата проведения

План

Факт

1

Рисование с натуры овощей и фруктов. Беседа по картинам.

2

Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор)

3

Рисование в полосе узора из листьев и ягод по образцу.

4

Самостоятельное составление учащимися узора в полосе.

5

Рисование орнамента в квадрате.

6

Рисование в квадрате узора из веточек с листочками.

7

Рисование на тему « Деревья осенью» Беседа по картинам.

8

Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы.

9

Декоративное рисование праздничного плаката.

10

Декоративное рисование орнамента в квадрате. Беседа по картинам.

11

Рисование в квадрате узора из веточек ели.

12

Рисование с натуры ветки ели. Беседа по картинам.

13

Рисование с натуры праздничных флажков.

14

Рисование с натуры ёлочных украшений.

15

Рисование на тему « Ветка с ёлочными игрушками»

16

Рисование на тему « Новый год»

17

Рисование узора из снежинок для шарфа.

18

Рисование на тему « Снежные бабы»

19

Беседа по картинам. Рисование с натуры рамки для картины.

20

Рисование с натуры игрушки рыбки.

21

Рисование на тему « Рыбки в аквариуме среди водорослей»

22

Рисование открытки к 23 февраля.

23

Рисование с натуры портфеля.

24

Декоративное рисование узора для косынки.

25

Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность!» Беседа по картинам.

26

Рисование узора в круге.(расписная тарелка)

27

Рисование в полосе узора из квадратов с чередующимися геометрическими элементами.

28

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

29

Рисование с натуры праздничного флажка.

30

Рисование узора в полосе.

31

Рисование на тему: « День Победы».

32

Рисование узора в круге.

33

Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картинам.

34

Рисование на тему: « Лето».

Отметка о выполнении программы и корректировка.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

к адаптированной основной образовательной программе

 для детей с легкой умственной отсталостью по ИЗО.

 Календарно-тематическое планирование

3 класс

Учебник: Изобразительное искусство. Для VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой и авторской программы И. А. Грошенкова  «Изобразительное искусство»  – М.; Просвещение, 2013

№ п/п

Тема

Дата проведения

План

Факт

1

Введение. Техника безопасности на уроках труда

2

Экскурсия в природу «Сбор природного материала»

3

Изготовление жирафа

4

Изготовление по рисунку паука

5

Окантовка картона полосками бумаги, листом

6

Изготовление  подложек

7

Экскурсия в слесарную мастерскую

8

Изготовление из проволоки стилизованных  рыб

9

Изготовление из проволоки стилизованных  птиц

10

Изготовление из проволоки стилизованных  животных

11

Экскурсия в столярную мастерскую

12

Изготовление подставок для изделий из природных материалов и макетов

13

Изготовление по образцу флажков и цветов

14

Изготовление плечиков для одежды

15

Изготовление по замыслу изделий из природного материала

16

Сборка треугольника из трех

плоских планок

17

Сборка квадрата

18

Сборка лопатки из большого квадрата и планки

19

Сборка лесенки

20

Сборка стола по образцу

21

Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации

22

Изготовление елочных игрушек

23

Изготовление карнавальных полумасок и масок из  картона

24

Отделка изделий аппликативными украшениями

25

Изготовление из картона карнавальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком)

26

Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке

27

Составление по образцам рисунка на листе бумаги в клетку

28

Оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д.

29

Оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д.

30

Изготовление открытых коробок из картона

31

Самостоятельное изготовление корабликов

32

Самостоятельное изготовление корабликов

33

Изготовление кукольной мебели (кровать)

34

Поделки на тему: « Лето».

Отметка о выполнении программы и корректировка.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3

К адаптированной основной образовательной программе

для детей с легкой умственной отсталостью по изобразительному искусству.

Календарно - тематическое планирование.

4 класс.

Учебник: Изобразительное искусство. Искусство и ты. 4 класс: учеб. ИЗО для общеобразоват. учреждений / [ Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С, А.С. Питерских и др.] под ред. Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

план

факт

Истоки родного искусства.

Какого цвета Родина? Осенний вернисаж.

Пейзаж родной земли. Березовая роща.

Гармония жилья с природой

Деревня - деревянный мир

Образ русского человека (женский образ)

Образ русского человека (мужской образ)

Воспевание труда в искусстве

Народные праздники.

Ярмарка. Обобщение по теме «Истоки родного искусства»

Древние города нашей земли.

Древнерусский город - крепость

Древние соборы

Древний город и его жители

Древнерусские воины- защитники

Города Русской земли. Золотое кольцо России.

Узорочье теремов. Изразцы.

Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение по теме «Древние города нашей земли».

Праздник как  элемент художественной культуры страны. Образ японских построек

Каждый народ –  художник

Отношение к красоте природы в японской культуре

Образ человека, характер одежды в японской культуре.

Искусство народов гор и степей.

Образ художественной культуры Средней Азии.

Образ красоты древнегреческого человека

Древнегреческая культура

Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции.

Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура

Средневековые готические костюмы. Ремесленные цеха

Многообразие художественных культур в мире. Обобщение по теме «Каждый народ – художник»

Искусство объединяет народы

Портрет мамы.

Я и моя мама.

Все народы воспевают мудрость старости.

Сопереживание – великая тема искусства

Герои, борцы и защитники

Герои, борцы и защитники.

Юность и надежды.

Образ радости детства и светлой юности.

Отметка о выполнении программы и корректировка.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 1

К рабочей программе студия «Юный художник» 1-4 классы

                                         Календарно – тематическое планирование.

№ п/п

Тема урока.

 1.

Рисование с натуры овощей и фруктов.

 2.

 Рисование с натуры листа дуба.

 Беседа по картинам.

 3.

 Рисование с натуры ветки рябины.

 4.

 Составление узора из растительных форм.

 5.

 Рисование геометрического орнамента в квадрате.

 6.

 Рисование на тему «Строитель-

ство нового дома». Беседа по картинам.

 7.

 Рисование с натуры предметов

цилиндрической формы.

 8.

 Рисование на тему «Салют на Красной площади» Беседа по картинам.

 9

Рисование с натуры игрушки-грузовика.

10

Рисование с натуры игрушки-автобуса.

11

 Рисование на тему «Виды транспорта».

12

 Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

13

Рисование с доски пятиконечной звезды. Беседа по картинам.

14

 Декоративное рисование. Составление орнамента в полосе с введением в него пятиконечной звезды и веточек ели.

15

Декоративное рисование. Снежинка. Беседа по картинам.

16

Рисование с натуры вымпела с изображением ракеты.

17

 Рисование с натуры раскладной пирамидки.

18

 Рисование с натуры бумажного стаканчика.

19

 Декоративное рисование. Плакат «Полёт в космос».

20

 Рисование с натуры игрушки-ракеты на машине. Беседа по картинам.

21

 Декоративное рисование. Листок календаря к празднику 8 Марта.

22

 Рисование с натуры скворечника.

23

 Беседа по картинам.

24

 Рисование на тему  «Пришла весна».

 25

 Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

26

 Декоративное рисование. Составление в круге узора из лепестков. Беседа по картинам.

27  

 Рисование на тему « Наши спутники в космосе».

28

 Рисование с натуры лучковой пилы.

29

 Декоративное рисование. Плакат к 1 Мая.

30

 Рисование с натуры бабочки. Беседа по картинам.

31.

 Рисование узора крышки коробки квадратной формы.

32.

Рисование на тему «Старая, старая сказка».

33.

 Выполнение работы  в цвете.

34

Обобщение темы четверти.

Отметка о выполнении программы.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа обучения на дому ученика 6 класса для детей с умеренной умственной отсталостью.

Данная программа разработана на основании нормативно-правовых документов: Закона «Об образовании в РФ», Приказа министерства образования и науки  РФ от 30 августа 2013г. №1015 «Об утвержден...

Адаптированная образовательная программа "Цветоводство и декоративное садоводство", 7 класс ( для детей с глубокой умственной отсталостью)

Адаптированная образовательная программа разработана для 7 класса (класс для детей с глубокой умственной отсталостью) и включает в себя изучение учебного предмета «Цветоводство и декоративное садоводс...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Английский язык», 6 класс для детей с легкой умственной отсталостью на 2018-2019 учебный год.

Предметными результатами изучения курса «Английский язык» в 6-м классе для детей с ОВЗ являются:Говорениерассказывать о себе, своей семье, друзьях, сообщать краткие сведения о своем городе...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих детей с легкой умственной отсталостью( 9 класс).

Адаптированная рабочая программа направлена на реализацию обязательного минимума содержания образования детей, имеющих разный уровень слухоречевого развития и психофизических особенностей. Программа с...

АННОТАЦИЯ К КУРСУ «КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по адаптированной основной образовательной программе АООП НОО (вариант 1)

Документ подходит для учителей-логопедов коррекционных школ. Данная аннотация представлена к курсу "Коррекция и развитие устной и письменной речи" для обучающихся с лёгкой умственной отстало...