Индивидуальный подход в процессе активизации и развитии познавательных интересов у обучающихся с нарушением зрения и интеллекта.
статья на тему

У младших школьников с нарушением зрения или его отсутствии в сочетании с умственной отсталостью возникают ограничения в знакомстве с окружающим миром, ориентировке в пространстве и окружающей среде, трудности передвижения, общения и обучения.

Специализированная помощь детям с нарушением зрения и интеллекта предполагает целенаправленное обучающее воздействие педагога, которое способствует коррекции дефектов развития. Принцип индивидуального, дифференцированного подхода в обучении слепых и слабовидящих предполагает всестороннее изучение каждого ребенка, учет индивидуальных особенностей учащихся, выявление причин, характера и тяжести дефекта, особенностей психического и физического развития, интересов, способностей к учению. Этот принцип является одним из условий качественного обучения детей с нарушениями зрения так как он включает в себя понимание особенностей зрительных возможностей каждого такого ребенка и учет этих возможностей в течение всего процесса обучения, а также во всех видах психолого-педагогического и семейного воздействия.

Особенности внимания детей с нарушением зрения и умственной отсталостью характеризуются значительным отставанием в развитии. Отмечено, что внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, неравномерной работоспособностью. Трудно привлечь и собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении того или иного этапа урока. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действует импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

Для поддержания устойчивого интереса к получению и закреплению знаний важную роль играет оценивание работы обучающихся с учетом его способностей в учебной деятельности. Положительная оценка прошлых успехов для активизации его волевых качеств на преодоление трудностей в текущей работе; развитие интереса к учебной деятельности; временное переключение на выполнение другого задания в случае острого переживания неудачи в деятельности. Контроль и оценка деятельности учащегося рассматривается только в динамике относительно предыдущих успехов ребенка и не подразумевает сравнения с другими детьми. Педагогические действия контроля направлены на выявления уровня сформированности учебной деятельности у ребенка на разных этапах обучения, а также на процесс формирования общих способностей ребенка. Основная функция контроля видится в постоянном прослеживании хода выполнения учебных действий, своевременном обнаружении различных погрешностей в их выполнении. Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ребёнок, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности. Каждый ребенок с нарушениями зрения справится с программным материалом, если создать необходимые для него условия работы. Нужно отметить, что индивидуально-дифференцированный подход в обучении детей с нарушениями зрения даёт результаты при условии превращения его в систему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Макеева Анжела Петровна,

учитель,

ОГСКОУ «Школа-интернат №8»

г. Иркутск

Индивидуальный подход в процессе активизации и развитии

познавательных интересов у обучающихся

с нарушением зрения и интеллекта.

     У младших школьников с нарушением зрения или его отсутствии   в сочетании с умственной отсталостью возникают ограничения в знакомстве с окружающим миром, ориентировке в пространстве и окружающей среде, трудности передвижения, общения и обучения.  

Специализированная помощь детям с нарушением зрения и интеллекта предполагает целенаправленное обучающее воздействие педагога, которое способствует коррекции  дефектов развития. Одним из таких способов воздействия, направленных на активизацию и развитие познавательной деятельности, создание положительного эмоционального настроя, повышение интереса является принцип индивидуально-дифференцированного подхода. Сущность принципа индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей. Принцип индивидуального, дифференцированного подхода в обучении слепых и слабовидящих предполагает всестороннее изучение каждого ребенка, учет индивидуальных особенностей учащихся, выявление причин, характера и тяжести дефекта, особенностей психического и физического развития, интересов,  способностей к учению. Этот принцип является одним из условий качественного обучения детей с нарушениями зрения так как он включает в себя понимание особенностей зрительных возможностей каждого такого ребенка и учет этих возможностей в течение всего процесса обучения, а также во всех видах психолого-педагогического и семейного воздействия.         Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы:         1).систематическое изучение каждого ученика;        

        2).постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;

        3).выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;

        4).фиксация и анализ полученных результатов;

        5).постановка новых педагогических задач.

        Рассмотрим некоторые методы и приемы, которые используются при реализации индивидуально-дифференцированного подхода в обучении детей с нарушениями зрения. Эти методы делятся на две группы. К первой группе относятся методы и приемы, связанные с определенными индивидуально-типологическими особенностями учащихся. Во вторую входят методы и приемы широкого спектра действий. Они направлены на создание условий, в которых действие методов первой группы было бы более результативным. В связи с этим методы первой группы называют специфическими, а второй -неспецифическими. К неспецифическим методам и приемам индивидуально-дифференцированного подхода относятся:

  1. создание в классе атмосферы доброжелательности, товарищеской взаимо-помощи;
  2. единство действий учителей в решении задач индивидуальной коррекции;
  3. работа с семьей;
  4. особое внимание к доступности учебных заданий и сокращение помощи с учетом продвижений учащихся;
  5. дополнительные индивидуальные занятия и беседы с учениками, у которых возникают трудности в обучении;
  6. индивидуальные домашние задания, самостоятельные и контрольные работы;
  7. диагностирующий контроль за продвижениями учащихся;
  8.  разбор недостатков учебной деятельности ( работа надо ошибками).

        Специфические методы и приемы при реализации индивидуально-дифференцированного подхода в обучении детей с нарушениями зрения:

- Предварительное устное повторение пройденного учебного материала с целью облегчения планирования новой работы или усвоения новых знаний;

- Дополнительное усвоение (закрепление) нового материала;

- Учет темпа восприятия нового познавательного материала всеми учащимися;

- Расчленение при планировании сложного задания на его более простые компоненты (сужение конечной цели работы );

- Уточнение формулировки вопроса, первоначально заданного всем учащимся, в более общей форме при обращении к ученику, имеющему затруднения в понимании смысла вопроса;

- Предоставление отдельным учащимся больше времени на обдумывание ответа.

        Особенности внимания детей с нарушением зрения и умственной отсталостью характеризуются значительным отставанием в развитии. Отмечено, что внимание этих детей характеризуется неустойчивостью,  неравномерной работоспособностью. Трудно привлечь и собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении того или иного этапа урока. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действует импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

        Приемы, стимулирующие концентрацию внимания:

  1. 1) Фактор новизны, которую можно организовать с помощью приема нарушения ожиданий, раскрытия нового содержания, новых сторон и связей в уже известном материале;

2) Фактор неполного представления содержания, недосказанности, неполноты структуры предъявляемого материала;

3) Фактор контрастности, возникающей при сравнении компонентов изучаемого материала;

4) Фактор понятности, то есть связь нового материала с известным;

5) обращения к отдельным ученикам во время общего обращения;

6) учащийся с ослабленным вниманием постоянно находится в поле зрения учителя.

        Рассмотрим более подробно, как осуществляется индивидуально - дифференцированный подход на этапе закрепления пройденного материала и на этапе контроля:

Необходимость дифференциации особенно велика при закреплении и применении знаний. Поэтому учащиеся нуждаются в закреплении и упражнениях не на одинаковом уровне и не в одинаковом количестве. У более сильных учеников на этом этапе работы освобождается время на выполнение дополнительных заданий, расширяющих и углубляющих их знания и умения. Именно в ходе выполнения учебных задач происходит усвоение теоретических знаний, формируются практические умения, поэтому на этапе закрепления должны быть сконцентрированы усилия учителя. При этом очень важно так организовать учебную работу, чтобы каждый ученик выполнял посильную для себя работу, получая на каждом уроке возможность испытывать учебный успех. Дидактическим обеспечением дифференцированного подхода к учащимся на этапе закрепления материала является подбор системы упражнений. Такая система заданий должна включать:

  • широкий спектр заданий обязательного уровня;
  •  задание для предупреждения типичных ошибок;
  • задания повышенной сложности, предназначенные для учеников, быстро продвигающихся в усвоении материала.

Для поддержания устойчивого интереса к получению и закреплению знаний важную роль играет оценивание работы обучающихся с учетом его способностей в учебной деятельности. Положительная оценка прошлых успехов для активизации его волевых качеств на преодоление трудностей в текущей работе; развитие интереса к учебной деятельности; временное переключение на выполнение другого задания в случае острого переживания неудачи в деятельности. Контроль и оценка деятельности учащегося рассматривается только в динамике относительно предыдущих успехов ребенка и не подразумевает сравнения с другими детьми. Педагогические действия контроля направлены на выявления уровня сформированности учебной деятельности у ребенка на разных этапах обучения, а также на процесс формирования общих способностей ребенка. Основная функция контроля видится в постоянном прослеживании хода выполнения учебных действий, своевременном обнаружении различных погрешностей в их выполнении.         Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ребёнок, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности. Каждый ребенок с нарушениями зрения справится с программным материалом, если создать необходимые для него условия работы. Нужно отметить, что индивидуально-дифференцированный подход в обучении детей с нарушениями зрения даёт результаты при условии превращения его в систему.

Список литературы:

1. Волкова И.П. Индивидуально-типологические особенности лиц с нарушени-ями зрения // Дефектология - №3. - С.39-47. - 2005 г.

2. Воспитание и обучение слепого дошкольника / Под ред. Л.И. Солнцевой. М., 1967 г. с.78-84

3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики, М.,2000 г. с.146 -147

4. Жаринцева Ю.Д. Методика обучения слабовидящих детей ,М.1933 г. с.99

5. Литвак А.Г. Тифлопсихология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 Дефектология.- М.: Просвещение, 1985. С.60-70

6. Солнцева Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушениями зрения, М., 1999 г. с.56-59

7. Солнцева Л.И. О некоторых особенностях развития слепого ребенка дошкольного возраста // Воспитание и обучение слепого дошкольника / под ред. Л.И. Солнцевой. - М., 1967.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной деятельности на уроках геграфии и биологии через коррекцию познавательных интересов школьников с нарушением интеллекта

Вызвать у школьников живой интерес к изучаемому предмету и устойчивое желание узнать о том, что будет изучаться на уроке....

Проблемы реализации индивидуального подхода в обучении воспитанников с нарушениями интеллекта в условиях Вяземской спец (корр) школы VIII вида

В данной работе представлены коррекционно-педагогические методы и приемы реализации рабочих программы по технологии (швейное дело)....

Открытое индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения в старшей группе

Открытое индивидуальные, подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с использованием современных педагогических технологий....

Развитие устной речи учащихся начальных классов с нарушением зрения и интеллекта

Статья будет интересна учителям ОУ, воспитателям, дефектологам, а также тем, кто работает с детьми с ОВЗ....

Обобщение опыта работы по теме "Индивидуальный подход в процессе внеурочнй деятельности по информатике"

В сообщении раскрыты особенности применения индивидуального подхода при реализации курса внеурочной деятельности по предмету "Информатика"...

Дети с нарушениями зрения и интеллекта

В последние годы в системе специального образования значительно возрос интерес к проблеме всесторонней помощи детям со сложными нарушениями. Повышенное внимание к этой категории аномальных детей можно...

СТАТЬЯ. Активизация мыслительной деятельности на уроках географии и биологии через коррекцию познавательных интересов школьников с нарушением интеллекта.

СТАТЬЯ. Активизация  мыслительной  деятельности  на  уроках  географии и биологии  через  коррекцию  познавательных  интересов  школьников с нарушение...