СТАТЬЯ. Активизация мыслительной деятельности на уроках географии и биологии через коррекцию познавательных интересов школьников с нарушением интеллекта.
статья
СТАТЬЯ. Активизация мыслительной деятельности на уроках географии и биологии через коррекцию познавательных интересов школьников с нарушением интеллекта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Активизация мыслительной деятельности на уроках географии и биологии через коррекцию познавательных интересов школьников с нарушением интеллекта.
Преподавание предметов естественно - географических дисциплин в специальных коррекционных школах как и общеобразовательных решает общие учебно - воспитательные задачи и направлено на коррекцию недостатков психофизического развития школьников с нарушением интеллекта, их познавательных интересов, а также на формирование личности и социальную адаптацию.
Главная и основная задача нашей школы заключается в развитии учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни и труду в социуме и микромире.
Общеобразовательной задачей преподавания географии, биологии и природоведения в специальной (коррекционной) школе VIII вида является формирование элементарных представлений и понятий, доступных умственно отсталым детям о неживой и живой природе, об организме человека и охране его здоровья, проведения через эти предметы экологического воспитания, бережного отношения к природе, окружающей среде.
Естественно - географический материал обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельностью школьников с нарушениями интеллектуального развития. Такие дети учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты, понимать причинно -следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе, устанавливать взаимозависимость живых организмов между собой и с не живой природой, взаимосвязи человека с природой, развивать у школьников наблюдательность, речь и мышление. Систематическая словарная работа на уроке расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Содержание географии и биологии в коррекционной школе постепенно усложняется и расширяется от V к IX классу, что способствует более глубокому усвоению умственно отсталыми учащимися географических и биологических знаний.
Моя основная задача, как учителя, в доступной форме довести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных географических, биологических и экологических данных, используя необходимые, дополнительные сведения, а также новейшие интерактивные формы и методы обучения на уроках и во внеурочное время, способствующие более сознательному усвоению всего материала.
Поэтому, чтобы вызвать у школьников живой интерес к изучаемому предмету и устойчивое желание узнать о том, что будет изучаться на уроке, я должна хорошо продумать построение урока, организацию практической или самостоятельной работы, экскурсии, уроков повторения и закрепления с использованием обязательно наглядности, дидактических игр, краеведческого материала и современных компьютерных технологий. Таким образом, использование на уроке разнообразных видов работ постепенно помогают ученикам преодолевать их недостатки в психофизическом развитии, активизировать мыслительную деятельность через коррекцию познавательных интересов.
При исследовании того, как учащиеся усваивают знания по моим предметам, было выявлено, что при преимущественно словесных методах обучения учащиеся с ограниченными возможностями усваивают не более 30 - 40% новых сведений; при совместном использовании слова и наглядности дети усваивают до 50 - 60% полученной информации и только при использовании слова, наглядности, дидактических игр, опорных схем, таблиц, тестов, программированных и занимательных заданий, а также современных ТСО обучения и компьютерных технологий - школьники усваивают до 80 - 90% знаний.
Поэтому я сторонник активных и интерактивных методов обучения. Они необходимы, чтобы разнообразить учебный процесс, активизировать мыслительную деятельность учащихся. К активным методам и приёмам я отношу и нестандартные формы, и приёмы обучения. Начиная с 5 класса это уроки-игры по закреплению, обобщению и систематизации знаний: уроки-путешествия, устные журналы, уроки-соревнования, викторины, экскурсии, интегрированные уроки, КВНы, кругосветки и др.
I. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Большая роль в повышении эффективности обучения учащихся с нарушением интеллекта и коррекционно-воспитательной работы принадлежит дидактическим играм. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения более интересным и помогает преодолевать трудности в усвоении нового материала. Поэтому в игре учащиеся более охотно выполняют то, что вне игры им кажется неинтересным и трудным.
В процессе игры дети учатся самостоятельно помогать друг другу и взаимно проверять себя. Разнообразные игровые моменты помогают развивать память, мышление, внимание, речь, сосредоточенность, волю.
Дидактические игры бывают простые (это загадки, ребусы, кроссворды, чайнворды и др.) и сложные (географическое лото, цифровой диктант, биологические и экологические задачи, вопрос-ответ и др.).
Игры можно проводить в начале урока, чтобы привлечь внимание учащихся класса к новому материалу или в качестве повторения в середине урока. Но чаще всего я использую игры в конце урока для закрепления пройденного материала.
Таким образом, игра активно воздействует на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, даёт возможность повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. Эффективность игры на уроке во многом будет зависеть и от эмоционального настроя учителя и его результатах.
II. ТЕСТЫ
В теории и практике обучения разработаны и успешно применяются не только в массовых, но и в специальных коррекционных школах различные виды, формы и методы повторения и закрепления изученного материала для коррекции и развития психофизических недостатков учащихся с нарушением интеллекта.
Определённое место в процессе повторения и закрепления занимают тесты. Тесты – это стандартизированные задания с вариантами ответов, среди которых даются верные и не верные. Нередко в задании закладывается не только содержание ответа, но и его форма. Последняя, часто бывает также стандартизированной, например:
● – вычеркнуть лишнее;
● – продолжить запись;
● - отметить правильный ответ знаком (+), неправильный знаком (-);
● – отметить выбранный ответ с помощью определённого сигнала, например: (☻,☺).
Работающий с тестами ученик должен определить верный ответ и выделить его в соответствии с заданной формой. Приведу пример использования тестов, решение которых приводит к созданию схем, графиков – это объединение стрелками («дорожками») элементов, связанных между собой знаний.
Работа с такими тестами помогает ученику устанавливать связь между понятиями. Этот вид тестов нередко называется «тест – перекрёст», т.к. при рисовании стрелок они почти всегда пересекаются.
Современные требования к школе постоянно требуют поиска новых подходов в обучении. В работе с тестами совершенствуется внимание, память, стремление к улучшению результата, самоконтроль, также способствуют развитию умения обобщать знания, чётко формулировать ответ.
Дети с большим увлечением работают с тестами. Эта деятельность во многом им напоминает отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов. Как и в работе с названными занимательными материалами, при работе с тестами активизируется любопытство, что в свою очередь выступает основой развития любознательности.
Недостатки тестов – правильный ответ может быть случайным, другой – практически исключена возможность формирования связной речи. Поэтому тесты не следует применять как единственную форму повторения и закрепления учебного материала.
Приведу примеры тестов при закреплении темы «Вода» в 6 классе по биологии.
1. - В природе происходят разные явления. Некоторые из них связаны со льдом, другие со снегом, третьи с водой. Проведи стрелки, показывающие эти связи.
ДОЖДЬ РОСА
ПОЛОВОДЬЕ ЛЁД СОСУЛЬКА
ГОЛОЛЁД СНЕГ СНЕГОПАД
ИЗМОРОЗЬ ВОДА МЕТЕЛЬ
НАВОДНЕНИЕ ЛЕДОХОД
При закреплении темы «Почва» в 5 и 6 классах.
2. – Из чего в почве образуется перегной?
а) – из песка и глины;
б) – из воды и воздух;
в) – из остатков растений и животных.
3. – Какие типы почв тебе известны? Вычеркни неверное.
а) – чернозёмные;
б) – пластмассовые;
в) – глинистые;
г) – пластилиновые;
д) – торфяные;
е) – песчаные и т.д.
III. ИНТЕГРАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Актуальность интегрирования продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к современной школе. Многолетняя работа в школе VIII вида показала, что реабилитация общеобразовательной, коррекционной и воспитательной задач невозможна без тесной связи между преподаванием разных учебных предметов.
Процесс интеграции, его цели, задачи и функции в образовательном процессе необходимо рассматривать с точки зрения общего развития школьника с нарушением интеллекта, формирование социально – приспособленного к самостоятельной жизни. В своей работе при проведении таких уроков и внеклассных занятий я всегда выделяю четыре содержательных блока:
- Естественно-географический;
- Исторический;
- Природоведческий;
- Экологический, с использованием краеведческого материала.
Например, интеграция географии, краеведения и урока истории – это географические открытия и история исследования Сахалина и Курильских островов. Для осуществления географического краеведения провожу связь с природоведением и биологией или связь биологии с ОБЖ, или экологии с математикой.
- Приведу пример такой связи.
1. Подсчитано, что одна пара поползней приносит птенцам около 300 гусениц, дятлы в 3раза больше, скворцы в5 раз больше поползней. Сколько уничтожат гусениц дятлы и скворцы?
2.Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?
Учащиеся с интересом включаются в работу и пытаются одновременно решить проблемную ситуацию и правильно ответить на поставленные вопросы.
Таким образом, систематическая работа по совершенствованию новых форм и методов обучения развивает и активизирует мыслительную деятельность, расширяет кругозор, способствует формированию патриотических чувств, активизирует и психические процессы, вызывает у учащихся с нарушениями развития живой интерес к процессу познания не только к дисциплинам естественно-географического цикла, но и к другим предметам.
IV. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
Много лет в нашей школе проводились тематические предметные месячники. Сейчас это предметные декады. Я, как учитель географии и биологии, отвечаю за декаду по своим предметам, названия которых самые разнообразные. Это: «Родного края красота», «Наедине с природой», «Тайны родной природы», «К природе с любовью» и др. При проведении таких мероприятий среди школьников равнодушных не бывает.
Чтение книг, журналов, научно-популярных книг: о природе, экологии и краеведению; просмотр видеофильмов, DVD фильмов об исчезающих и редких животных и растениях; знакомство с не раскрытыми ещё тайнами природы родного края, заставляют детей задуматься о тех причинах, которые происходят в природе в настоящее время, а также о надвигающейся опасности нарушения в природе экологического равновесия не только всего живого на Земле, но и в целом планеты Земля.
Свою боль и тревогу дети отражали в своих стенных газетах, сочинениях, рефератах, тематика которых была самой разнообразной.
Такие газеты как «Природа в опасности», «Лечить планету сообща», «Красная книга», «Лекарственные и ядовитые растения Сахалина», «Травы-гиганты» являются для меня наглядными пособиями на уроках.
С учащимися среднего и старшего звена провожу викторины («Знаешь ли ты свой край», «Самое, самое», «Мозговой штурм», «Сахалинские орешки»), выставки поделок из природного материала, пластилина, аппликации, оригами из бумаги, вторсырья, конкурсы по разным номинациям с чтением стихов о природе, музыкальных номеров. Неоднократно учащиеся принимали участие в кругосветках: «Островок», «Лесной серпантин», «Экологическое ассорти», «Экологический марафон», «Здравствуй, осень золотая» и др. Продолжаю использовать креативные (нестандартные) формы и приёмы обучения не только на уроках, но и во внеурочное время, которые помогают развивать познавательную и мыслительную деятельность у умственно отсталых школьников уже вне школьных занятий, также презентации с использованием инновационных форм и методов воспитания и обучения.
Таким образом, такая форма работы вырабатывает у детей с ограниченными возможностями любознательность, умение находить правильные ответы, делать выводы, сравнивать, способствует повышению качества знаний, повышает эффективность урока, делает урок более организованным, а детей дисциплинированными.
Перечисленные мною некоторые активные и интерактивные формы и методы работы помогают преодолевать недостатки в развитии высших форм познавательной деятельности у аномальных школьников, более сознательно и прочно усваивать и закреплять полученные знания по всем предметам, умения и навыки, формировать познавательный интерес, оживлять и активизировать учащихся, содействовать коррекции внимания, мышления, памяти, речи и других психических процессов - как речевое недоразвитие, несформированность обобщений и недостатки в психической деятельности.
Анализ по системе Никонова за прошлый учебный год показал, что средний балл по географии составил – 3,7 балла, биологии – 3,8 балла, по природоведению – 3,9 балла, т.е. на 0,2; 0,3; 0,4 – балла выше среднего.
Итак, знания, полученные в результате активной познавательной деятельности, как правило, более глубокие и прочные, осознанны и направлены, в конечном итоге, на формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации и повышения уровня общего развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....