Обобщение опыта работы по теме "Индивидуальный подход в процессе внеурочнй деятельности по информатике"
статья по информатике и икт
В сообщении раскрыты особенности применения индивидуального подхода при реализации курса внеурочной деятельности по предмету "Информатика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_soobshcheniya.docx | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности.
Мусатова Ирина Борисовна, учитель информатики
МАОУ СОШ №9 г. Златоуста
Индивидуальный подход – это такая организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося.
Цель индивидуального подхода заключается не столько в обеспечении необходимого минимума в усвоении знаний, умений и навыков, сколько в обеспечении максимально возможной глубины в овладении материалом, надлежащего развития способностей каждого ученика, наибольших сдвигов в развитии каждого ребенка
Индивидуальный подход обеспечивает:
- устранение трудностей в учении отдельных обучающихся;
- возможность развития всех сил и способностей обучающихся.
Приёмы индивидуализации во внеурочной деятельности:
- индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы;
- опережающие задания.
Во внеурочной деятельности по предмету «Информатика» индивидуальный подход реализую в процессе проектной деятельности и учебно-исследовательской деятельности.
Проект, как результат проектной деятельности, направлен на получение конкретного запланированного продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования.
Создание проекта – это пять этапов:
- Проблема;
- проектирование (планирование);
- поиск информации;
- продукт;
- презентация.
На всех этапах создания проекта реализуется индивидуальный подход – обучающийся выбирает тему, которая интересует конкретно его; формулирует проблему, значимую для него; выполняет поиск информации в соответствии со своими предпочтениями; продукт создаёт и представляет в соответствии со своими возможностями.
На занятиях выполняются творческие и исследовательские проекты индивидуально и в малых группах.
Если у учащихся недостаточно опыта, знаний для самостоятельного поиска, проект выполняется при непосредственном моём руководстве и является исполнительским. Не навязываю своё мнение, а вношу варианты для обсуждения совместных действий, показываю логику построения проектной деятельности, проходя с учащимися путь создания и реализации проекта.
Проектные продукты – рисунки, коллажи, презентации, буклеты, видеофрагменты - успешно в течение нескольких лет ученики представляют на школьный конкурс проектов, на городской конкурс компьютерной графики и мультимедиа, другие конкурсы разных уровней.
В ходе учебного исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работы.
При подготовке учебно-исследовательских работ обучаю детей логике построения исследовательской деятельности, которая включает:
- формулировку проблемы исследования;
- выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы);
- экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.
При выполнении учебного исследования строится индивидуальная траектория. На первых порах исследование выполняется с помощью учителя, а в дальнейшем помогаю в формулировке проблемы исследования.
Результаты своих учебных исследований - исследовательские работы - мои ученики неоднократно и успешно представляли на научных конференциях - школьное НОУ, городской конкурс НОУ, «Шаг в будущее - созвездие НТТМ».
Во внеурочной деятельности, взаимодействуя с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитываю их личностные особенности, в том числе тип мышления; склонности и увлечения. Это привело к тому, что часть детей занимается программированием, другие изучают информационные технологии.
Индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, опережающие задания предлагаются обучающимся по этим двум направлениям.
У обучающихся, которые посещают внеурочную деятельность, отмечаю высокий уровень мотивации к изучению предмета.
Но по степени самостоятельности в реализации проекта их можно разделить на группы:
- Частично-продуктивный уровень - способность к реализации проекта при активной помощи педагога на всех этапах деятельности.
- Продуктивный: базовый проектный уровень- способность к реализации хорошо формализованных проектов с применением типовых программных средств и способов - без определения архитектуры программного продукта или информационной системы.
- Продуктивный: проектно-исследовательский уровень - способность к самостоятельному анализу предметной области, постановке задачи и принятию архитектурных решений.
Учебные проекты успешно создают обучающие первого уровня.
Обучающиеся, соответствующие второму уровню, создают проектные продукты, которые могут быть представлены на различные творческие и интеллектуальные конкурсы различных уровней.
Учебное исследование может быть выполнено обучающимися с повышенным уровнем мотивации и обученности. Это ученики 3 группы. Они участвуют в научных конференциях разного уровня.
Для меня трудностью в реализации индивидуального подхода является большая подготовительная работа перед занятием:
- проведение педагогического мониторинга;
- переработка содержания материала;
- подготовка дидактических материалов.
Вместе с тем отмечаю положительные аспекты индивидуального подхода:
- Отсутствие отстающих учащихся – каждый работает в своём ритме в соответствии с индивидуальной траекторией;
- полная занятость всех учащихся;
- формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, уверенности в себе, творчества;
- повышение познавательного интереса и мотивации к обучению;
- развитие способностей учащихся.
Отмечу, что уже несколько лет из учащихся с повышенной мотивацией к изучению предмета формируются команды, успешно выступающие в групповых конкурсах на муниципальном уровне:
- «Созвездие Кассандры»;
- «Мама, папа, я – компьютерная семья»;
- «Поколение WEB2.0»;
- «Алгоритмический поезд».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы методиста по теме: "Педагогическая деятельность, направленная на оценку результативности образовательного процесса"
"Педагогическая деятельность, направленная на оценку результативности образовательного процесса" обобщение опыта работы методиста...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В работе раскрывается обобщенный опыт учителя обществознания по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания"...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В работе раскрывается обобщенный опыт учителя обществознания по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания"...
Обобщение опыта работы по теме «Активизация образовательного процесса путем приобщения учащихся к ценностям русской культуры»
«Сегодня ничего не нужно изобретать, нужно только по-хозяйски подойти к подлинному изучению родной культуры, откуда и вырисовывается образ нашей школы. Сегодня каждая школа, независимо...
Обобщение опыта работы по методической теме "Межпредметная интеграция исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций учащихся"
Мониторинг результативности педагогического опыта в соответствии методической темой...
Обобщение опыта работы по составлению рабочей программы по внеурочной деятельности.
Данный материал является примером составления рабочесй программы по внеурочной деятельности в рамках ФГОС....
Обобщение опыта работы по теме "Внедрение технологии проектно - исследовательской деятельности обучающихся"
Данная методическая статьясодержит теоретические и практические советы по организации проектной деятельности обучающихся....