Активизация мыслительной деятельности на уроках геграфии и биологии через коррекцию познавательных интересов школьников с нарушением интеллекта
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekciya.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация мыслительной деятельности на уроках географии и биологии через коррекцию познавательных интересов школьников с нарушением интеллекта.
Преподавание предметов естественно - географических дисциплин в специальных коррекционных школах VIII вида как и общеобразовательных решает общие учебно - воспитательные задачи и направлено на коррекцию недостатков психофизического развития школьников с нарушением интеллекта, их познавательных интересов, а также на формирование личности и социальную адаптацию.
Главная и основная задача нашей школы заключается в развитии учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни и труду в социуме и микромире.
Общеобразовательной задачей преподавания географии, биологии и природоведения в специальной (коррекционной) школе VIII вида является формирование элементарных представлений и понятий, доступных умственно отсталым детям о неживой и живой природе, об организме человека и охране его здоровья, проведения через эти предметы экологического воспитания, бережного отношения к природе, окружающей среде.
Естественно - географический материал обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельностью школьников с нарушениями интеллектуального развития. Такие дети учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты, понимать причинно -следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе, устанавливать взаимозависимость живых организмов между собой и с не живой природой, взаимосвязи человека с природой, развивать у школьников наблюдательность, речь и мышление. Систематическая словарная работа на уроке расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Содержание географии и биологии в коррекционной школе постепенно усложняется и расширяется от V к IX классу, что способствует более глубокому усвоению умственно отсталыми учащимися географических и биологических знаний.
Моя основная задача, как учителя, в доступной форме довести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных географических, биологических и экологических данных, используя необходимые, дополнительные сведения, а также новейшие интерактивные формы и методы обучения на уроках и во внеурочное время, способствующие более сознательному усвоению всего материала.
Поэтому, чтобы вызвать у школьников живой интерес к изучаемому предмету и устойчивое желание узнать о том, что будет изучаться на уроке, я должна хорошо продумать построение урока, организацию практической или самостоятельной работы, экскурсии, уроков повторения и закрепления с использованием обязательно наглядности, дидактических игр, краеведческого материала и современных компьютерных технологий. Таким образом, использование на уроке разнообразных видов работ постепенно помогают ученикам преодолевать их недостатки в психофизическом развитии, активизировать мыслительную деятельность через коррекцию познавательных интересов.
При исследовании того, как учащиеся усваивают знания по моим предметам, было выявлено, что при преимущественно словесных методах обучения учащиеся с ограниченными возможностями усваивают не более 30 - 40% новых сведений; при совместном использовании слова и наглядности дети усваивают до 50 - 60% полученной информации и только при использовании слова, наглядности, дидактических игр, опорных схем, таблиц, тестов, программированных и занимательных заданий, а также современных ТСО обучения и компьютерных технологий - школьники усваивают до 80 - 90% знаний.
Поэтому я сторонник активных и интерактивных методов обучения. Они необходимы, чтобы разнообразить учебный процесс, активизировать мыслительную деятельность учащихся. К активным методам и приёмам я отношу и нестандартные формы, и приёмы обучения. Начиная с 5 класса это уроки-игры по закреплению, обобщению и систематизации знаний: уроки-путешествия, устные журналы, уроки-соревнования, викторины, экскурсии, интегрированные уроки, КВНы, кругосветки и др.
I. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Большая роль в повышении эффективности обучения учащихся с нарушением интеллекта и коррекционно-воспитательной работы принадлежит дидактическим играм. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения более интересным и помогает преодолевать трудности в усвоении нового материала. Поэтому в игре учащиеся более охотно выполняют то, что вне игры им кажется неинтересным и трудным.
В процессе игры дети учатся самостоятельно помогать друг другу и взаимно проверять себя. Разнообразные игровые моменты помогают развивать память, мышление, внимание, речь, сосредоточенность, волю.
Дидактические игры бывают простые (это загадки, ребусы, кроссворды, чайнворды и др.) и сложные (географическое лото, цифровой диктант, биологические и экологические задачи, вопрос-ответ и др.).
Игры можно проводить в начале урока, чтобы привлечь внимание учащихся класса к новому материалу или в качестве повторения в середине урока. Но чаще всего я использую игры в конце урока для закрепления пройденного материала.
Таким образом, игра активно воздействует на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, даёт возможность повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. Эффективность игры на уроке во многом будет зависеть и от эмоционального настроя учителя и его результатах.
II. ТЕСТЫ
В теории и практике обучения разработаны и успешно применяются не только в массовых, но и в специальных коррекционных школах различные виды, формы и методы повторения и закрепления изученного материала для коррекции и развития психофизических недостатков учащихся с нарушением интеллекта.
Определённое место в процессе повторения и закрепления занимают тесты. Тесты – это стандартизированные задания с вариантами ответов, среди которых даются верные и не верные. Нередко в задании закладывается не только содержание ответа, но и его форма. Последняя, часто бывает также стандартизированной, например:
● – вычеркнуть лишнее;
● – продолжить запись;
● - отметить правильный ответ знаком (+), неправильный знаком (-);
● – отметить выбранный ответ с помощью определённого сигнала, например: (☻,☺).
Работающий с тестами ученик должен определить верный ответ и выделить его в соответствии с заданной формой. Приведу пример использования тестов, решение которых приводит к созданию схем, графиков – это объединение стрелками («дорожками») элементов, связанных между собой знаний.
Работа с такими тестами помогает ученику устанавливать связь между понятиями. Этот вид тестов нередко называется «тест – перекрёст», т.к. при рисовании стрелок они почти всегда пересекаются.
Современные требования к школе постоянно требуют поиска новых подходов в обучении. В работе с тестами совершенствуется внимание, память, стремление к улучшению результата, самоконтроль, также способствуют развитию умения обобщать знания, чётко формулировать ответ.
Дети с большим увлечением работают с тестами. Эта деятельность во многом им напоминает отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов. Как и в работе с названными занимательными материалами, при работе с тестами активизируется любопытство, что в свою очередь выступает основой развития любознательности.
Недостатки тестов – правильный ответ может быть случайным, другой – практически исключена возможность формирования связной речи. Поэтому тесты не следует применять как единственную форму повторения и закрепления учебного материала.
Приведу примеры тестов при закреплении темы «Вода» в 6 классе по биологии.
1. - В природе происходят разные явления. Некоторые из них связаны со льдом, другие со снегом, третьи с водой. Проведи стрелки, показывающие эти связи.
ДОЖДЬ РОСА
ПОЛОВОДЬЕ ЛЁД СОСУЛЬКА
ГОЛОЛЁД СНЕГ СНЕГОПАД
ИЗМОРОЗЬ ВОДА МЕТЕЛЬ
НАВОДНЕНИЕ ЛЕДОХОД
При закреплении темы «Почва» в 5 и 6 классах.
2. – Из чего в почве образуется перегной?
а) – из песка и глины;
б) – из воды и воздух;
в) – из остатков растений и животных.
3. – Какие типы почв тебе известны? Вычеркни неверное.
а) – чернозёмные;
б) – пластмассовые;
в) – глинистые;
г) – пластилиновые;
д) – торфяные;
е) – песчаные и т.д.
III. ИНТЕГРАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Актуальность интегрирования продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к современной школе. Многолетняя работа в школе VIII вида показала, что реабилитация общеобразовательной, коррекционной и воспитательной задач невозможна без тесной связи между преподаванием разных учебных предметов.
Процесс интеграции, его цели, задачи и функции в образовательном процессе необходимо рассматривать с точки зрения общего развития школьника с нарушением интеллекта, формирование социально – приспособленного к самостоятельной жизни. В своей работе при проведении таких уроков и внеклассных занятий я всегда выделяю четыре содержательных блока:
- Естественно-географический;
- Исторический;
- Природоведческий;
- Экологический, с использованием краеведческого материала.
Например, интеграция географии, краеведения и урока истории – это географические открытия и история исследования Сахалина и Курильских островов. Для осуществления географического краеведения провожу связь с природоведением и биологией или связь биологии с ОБЖ, или экологии с математикой.
- Приведу пример такой связи.
1. Подсчитано, что одна пара поползней приносит птенцам около 300 гусениц, дятлы в 3раза больше, скворцы в5 раз больше поползней. Сколько уничтожат гусениц дятлы и скворцы?
2.Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?
Учащиеся с интересом включаются в работу и пытаются одновременно решить проблемную ситуацию и правильно ответить на поставленные вопросы.
Таким образом, систематическая работа по совершенствованию новых форм и методов обучения развивает и активизирует мыслительную деятельность, расширяет кругозор, способствует формированию патриотических чувств, активизирует и психические процессы, вызывает у учащихся с нарушениями развития живой интерес к процессу познания не только к дисциплинам естественно-географического цикла, но и к другим предметам.
IV. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
Много лет в нашей школе проводились тематические предметные месячники. Сейчас это предметные декады. Я, как учитель географии и биологии, отвечаю за декаду по своим предметам, названия которых самые разнообразные. Это: «Родного края красота», «Наедине с природой», «Тайны родной природы», «К природе с любовью» и др. При проведении таких мероприятий среди школьников равнодушных не бывает.
Чтение книг, журналов, научно-популярных книг: о природе, экологии и краеведению; просмотр видеофильмов, DVD фильмов об исчезающих и редких животных и растениях; знакомство с не раскрытыми ещё тайнами природы родного края, заставляют детей задуматься о тех причинах, которые происходят в природе в настоящее время, а также о надвигающейся опасности нарушения в природе экологического равновесия не только всего живого на Земле, но и в целом планеты Земля.
Свою боль и тревогу дети отражали в своих стенных газетах, сочинениях, рефератах, тематика которых была самой разнообразной.
Такие газеты как «Природа в опасности», «Лечить планету сообща», «Красная книга», «Лекарственные и ядовитые растения Сахалина», «Травы-гиганты» являются для меня наглядными пособиями на уроках.
С учащимися среднего и старшего звена провожу викторины («Знаешь ли ты свой край», «Самое, самое», «Мозговой штурм», «Сахалинские орешки»), выставки поделок из природного материала, пластилина, аппликации, оригами из бумаги, вторсырья, конкурсы по разным номинациям с чтением стихов о природе, музыкальных номеров. Неоднократно учащиеся принимали участие в кругосветках: «Островок», «Лесной серпантин», «Экологическое ассорти», «Экологический марафон», «Здравствуй, осень золотая» и др. Продолжаю использовать креативные (нестандартные) формы и приёмы обучения не только на уроках, но и во внеурочное время, которые помогают развивать познавательную и мыслительную деятельность у умственно отсталых школьников уже вне школьных занятий, также презентации с использованием инновационных форм и методов воспитания и обучения.
Таким образом, такая форма работы вырабатывает у детей с ограниченными возможностями любознательность, умение находить правильные ответы, делать выводы, сравнивать, способствует повышению качества знаний, повышает эффективность урока, делает урок более организованным, а детей дисциплинированными.
Перечисленные мною некоторые активные и интерактивные формы и методы работы помогают преодолевать недостатки в развитии высших форм познавательной деятельности у аномальных школьников, более сознательно и прочно усваивать и закреплять полученные знания по всем предметам, умения и навыки, формировать познавательный интерес, оживлять и активизировать учащихся, содействовать коррекции внимания, мышления, памяти, речи и других психических процессов - как речевое недоразвитие, несформированность обобщений и недостатки в психической деятельности.
Анализ по системе Никонова за прошлый учебный год показал, что средний балл по географии составил – 3,7 балла, биологии – 3,8 балла, по природоведению – 3,9 балла, т.е. на 0,2; 0,3; 0,4 – балла выше среднего.
Итак, знания, полученные в результате активной познавательной деятельности, как правило, более глубокие и прочные, осознанны и направлены, в конечном итоге, на формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации и повышения уровня общего развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогическая коррекция внимания младших школьников с нарушением интеллекта
виды внимания, нарушения внимания, пути коррекции...
Активизация мыслительной деятельности на уроках математики
О применении различных приёмов, с помощью которых можно активизировать мыслительную деятельность учащихся....
Статья "Активизация мыслительной деятельности на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий"
Из опыта работы...
Активизация мыслительной деятельности как средство развития одарённости детей через нестандартные формы работы при изучении физики
Активизация мыслительной деятельности. Работа с одарёнными детьми...
Активизация мыслительной деятельности как средство развития одарённости детей через нестандартные формы работы при изучении физики
Активизация мыслительной деятельности как средство развития одаренности...
Программа работы «Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся в процессе обучения биологии в условиях реализации ФГОС».
В настоящее время в связи с изменениями в разных сферах жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, будут мобильно ориентироваться в...
СТАТЬЯ. Активизация мыслительной деятельности на уроках географии и биологии через коррекцию познавательных интересов школьников с нарушением интеллекта.
СТАТЬЯ. Активизация мыслительной деятельности на уроках географии и биологии через коррекцию познавательных интересов школьников с нарушение...