Активизация мыслительной деятельности на уроках геграфии и биологии через коррекцию познавательных интересов школьников с нарушением интеллекта
методическая разработка на тему

Ливоненкова Ирина Семёновна
Вызвать у школьников живой интерес к изучаемому предмету и устойчивое желание узнать о том, что будет изучаться на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrekciya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

        Активизация  мыслительной  деятельности  на  уроках  географии и биологии  через  коррекцию  познавательных  интересов  школьников с нарушением  интеллекта.

Преподавание предметов естественно - географических дисциплин в специальных коррекционных школах VIII вида как и общеобразовательных решает общие учебно - воспитательные задачи и направлено на коррекцию недостатков психофизического развития школьников с нарушением интеллекта, их познавательных интересов, а также на формирование личности и социальную адаптацию.

Главная и основная задача нашей школы заключается в развитии учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни и труду в социуме и микромире.

Общеобразовательной задачей преподавания географии, биологии и природоведения в специальной (коррекционной) школе VIII вида является формирование элементарных представлений и понятий, доступных умственно отсталым детям о неживой и живой природе, об организме человека и охране его здоровья, проведения через эти предметы экологического воспитания, бережного отношения к природе, окружающей среде.

Естественно - географический материал обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельностью школьников с нарушениями интеллектуального развития. Такие дети учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты, понимать причинно -следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе, устанавливать взаимозависимость живых организмов между собой и с не живой природой, взаимосвязи человека с природой, развивать у школьников наблюдательность, речь и мышление. Систематическая словарная работа на уроке расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Содержание географии и биологии в коррекционной школе постепенно усложняется и расширяется от V к IX классу, что способствует более глубокому усвоению умственно отсталыми учащимися географических и биологических знаний.

Моя основная задача, как учителя, в доступной форме довести до сознания учащихся учебный материал на основе современных  научных географических, биологических и экологических данных, используя необходимые, дополнительные сведения, а также новейшие интерактивные формы и методы обучения на уроках и во внеурочное время, способствующие более сознательному усвоению всего материала.

Поэтому, чтобы вызвать у школьников живой интерес к изучаемому предмету  и устойчивое желание узнать о том, что будет изучаться на уроке, я должна хорошо продумать построение урока, организацию практической или самостоятельной работы, экскурсии, уроков повторения и закрепления с использованием обязательно наглядности, дидактических игр, краеведческого материала и современных компьютерных технологий. Таким образом, использование  на уроке разнообразных видов работ постепенно помогают ученикам преодолевать их недостатки в психофизическом развитии, активизировать мыслительную деятельность через коррекцию познавательных интересов.

При исследовании того, как учащиеся усваивают знания по моим предметам, было выявлено, что при преимущественно словесных методах обучения учащиеся с ограниченными возможностями усваивают не более 30 - 40% новых сведений; при совместном использовании слова и наглядности дети усваивают до 50 - 60% полученной информации и только при использовании слова, наглядности, дидактических игр, опорных схем, таблиц, тестов, программированных и занимательных заданий, а также современных ТСО обучения и компьютерных технологий -  школьники усваивают до 80 - 90% знаний.

Поэтому я сторонник активных и интерактивных методов обучения. Они необходимы, чтобы разнообразить учебный процесс, активизировать мыслительную деятельность учащихся. К активным методам и приёмам я отношу и нестандартные формы, и приёмы обучения. Начиная с 5 класса это уроки-игры по закреплению, обобщению и систематизации знаний: уроки-путешествия, устные журналы, уроки-соревнования, викторины, экскурсии, интегрированные уроки, КВНы, кругосветки и др.

                        I. ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ

Большая роль в повышении эффективности обучения учащихся с нарушением интеллекта и коррекционно-воспитательной работы принадлежит дидактическим играм. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения более интересным и помогает преодолевать трудности в усвоении нового материала. Поэтому в игре учащиеся более охотно выполняют то, что вне игры им кажется неинтересным и трудным.

В процессе игры дети учатся самостоятельно помогать друг другу и взаимно проверять себя. Разнообразные игровые моменты помогают развивать память, мышление, внимание, речь, сосредоточенность, волю.

Дидактические игры бывают простые (это загадки, ребусы, кроссворды, чайнворды и др.) и сложные (географическое лото, цифровой диктант, биологические и экологические задачи, вопрос-ответ и др.).

Игры можно проводить в начале урока, чтобы привлечь внимание учащихся класса к новому материалу или в качестве повторения в середине урока. Но чаще всего я использую игры в конце урока для закрепления пройденного материала.

Таким образом, игра активно воздействует на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, даёт возможность повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. Эффективность игры на уроке во многом будет зависеть и от эмоционального настроя учителя и его результатах.

                                

                                II. ТЕСТЫ

В теории и практике обучения разработаны и успешно применяются не только в массовых, но и в специальных коррекционных школах различные виды, формы и методы повторения и закрепления изученного материала для коррекции и развития психофизических недостатков учащихся с нарушением интеллекта.

Определённое место в процессе повторения и закрепления занимают тесты. Тесты – это стандартизированные задания  с вариантами ответов, среди которых даются верные и не верные. Нередко в задании закладывается не только содержание ответа, но и его форма. Последняя, часто бывает также стандартизированной, например:

● – вычеркнуть лишнее;

● – продолжить запись;

● -  отметить правильный ответ знаком (+), неправильный знаком (-);

● – отметить выбранный ответ с помощью определённого сигнала, например: (☻,☺).

        

Работающий с тестами ученик должен определить верный ответ и выделить его в соответствии с заданной формой. Приведу пример использования тестов, решение которых приводит к созданию схем, графиков – это объединение стрелками («дорожками») элементов, связанных между собой знаний.

Работа с такими тестами помогает ученику устанавливать связь между понятиями. Этот вид тестов нередко называется «тест – перекрёст», т.к. при рисовании стрелок они почти всегда пересекаются.

Современные требования к школе постоянно требуют поиска новых подходов в обучении. В работе с тестами совершенствуется внимание, память, стремление к улучшению результата, самоконтроль, также способствуют развитию умения обобщать знания, чётко формулировать ответ.

Дети с большим увлечением работают с тестами. Эта деятельность во многом им напоминает отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов. Как и в работе с названными занимательными материалами, при работе с тестами активизируется любопытство, что в свою очередь выступает основой развития любознательности.

Недостатки тестов – правильный ответ может быть случайным, другой – практически исключена возможность формирования связной речи. Поэтому тесты не следует применять как единственную форму повторения и закрепления учебного материала.

 Приведу примеры тестов при закреплении темы «Вода» в 6 классе по биологии.

        

1. -  В природе происходят разные явления. Некоторые из них связаны со льдом, другие со снегом, третьи с водой. Проведи стрелки, показывающие эти связи.

        

ДОЖДЬ                                                                        РОСА

ПОЛОВОДЬЕ                        ЛЁД                                        СОСУЛЬКА

ГОЛОЛЁД                                СНЕГ                                СНЕГОПАД

ИЗМОРОЗЬ                        ВОДА                                МЕТЕЛЬ

НАВОДНЕНИЕ                                                                ЛЕДОХОД

        При закреплении темы «Почва» в 5 и 6 классах.

2. – Из чего в почве образуется перегной?

а) – из песка и глины;

б) – из воды и воздух;

в) – из остатков растений и животных.

3. – Какие типы почв тебе известны? Вычеркни неверное.

а) – чернозёмные;

б) – пластмассовые;

в) – глинистые;

г) – пластилиновые;

д) – торфяные;

е) – песчаные                и т.д.

        III. ИНТЕГРАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

  Актуальность интегрирования продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к современной школе. Многолетняя работа в школе VIII вида показала, что реабилитация общеобразовательной, коррекционной и воспитательной задач невозможна без тесной связи между преподаванием разных учебных предметов.

Процесс интеграции, его цели, задачи и функции в образовательном процессе необходимо рассматривать с точки зрения общего развития школьника с нарушением интеллекта, формирование социально – приспособленного к самостоятельной жизни. В своей работе при проведении таких уроков и внеклассных занятий я всегда выделяю четыре содержательных блока:

  1. Естественно-географический;
  2. Исторический;
  3. Природоведческий;
  4. Экологический, с использованием краеведческого материала.

 Например, интеграция географии, краеведения и урока истории – это географические открытия и история исследования Сахалина и Курильских островов. Для осуществления географического краеведения провожу связь с  природоведением и биологией или связь биологии с ОБЖ, или экологии с математикой.

        - Приведу пример такой связи.

1. Подсчитано, что одна пара поползней приносит птенцам около 300 гусениц, дятлы в 3раза больше, скворцы в5 раз больше поползней. Сколько уничтожат гусениц дятлы и скворцы?

2.Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?

        

Учащиеся с интересом включаются в работу и пытаются одновременно решить проблемную ситуацию и правильно ответить на поставленные вопросы.

Таким образом, систематическая работа по совершенствованию новых форм и методов обучения развивает и активизирует мыслительную деятельность, расширяет кругозор, способствует формированию патриотических чувств, активизирует и психические процессы, вызывает у учащихся с нарушениями развития живой интерес к процессу познания не только к дисциплинам естественно-географического цикла, но и к другим предметам.

                        IV. ВНЕКЛАССНАЯ  РАБОТА

Много лет в нашей школе проводились тематические предметные месячники. Сейчас это предметные декады. Я, как учитель географии и биологии, отвечаю за декаду по своим предметам, названия которых самые разнообразные. Это:  «Родного края красота», «Наедине с природой», «Тайны родной природы», «К природе с любовью»  и др. При проведении таких мероприятий среди школьников равнодушных не бывает.

Чтение книг, журналов, научно-популярных книг: о природе, экологии и краеведению; просмотр видеофильмов, DVD фильмов об исчезающих и редких животных и растениях;  знакомство с не раскрытыми ещё тайнами природы родного края,  заставляют детей задуматься о тех причинах, которые происходят в природе в настоящее время, а также о надвигающейся опасности  нарушения  в природе экологического равновесия не только всего живого на Земле, но и в целом планеты Земля.

Свою боль и тревогу дети отражали в своих стенных газетах, сочинениях, рефератах, тематика которых была самой разнообразной.

Такие газеты как «Природа в опасности», «Лечить планету сообща», «Красная книга», «Лекарственные и ядовитые растения Сахалина», «Травы-гиганты» являются для меня наглядными пособиями на уроках.

С учащимися среднего и старшего звена провожу викторины («Знаешь ли ты свой край», «Самое, самое», «Мозговой штурм», «Сахалинские орешки»), выставки поделок из природного материала, пластилина, аппликации, оригами из бумаги, вторсырья, конкурсы по разным номинациям с чтением стихов о природе,  музыкальных номеров.         Неоднократно учащиеся принимали участие в кругосветках: «Островок», «Лесной серпантин», «Экологическое ассорти», «Экологический марафон», «Здравствуй, осень золотая» и др. Продолжаю использовать креативные (нестандартные) формы и приёмы обучения не только на уроках, но и во внеурочное  время, которые помогают развивать познавательную и мыслительную деятельность у  умственно отсталых школьников уже вне школьных занятий, также презентации с использованием инновационных форм и методов  воспитания и обучения.

Таким образом, такая форма работы вырабатывает у детей с ограниченными возможностями любознательность, умение находить правильные ответы, делать выводы, сравнивать, способствует повышению качества знаний, повышает эффективность урока, делает урок более организованным, а детей дисциплинированными.

Перечисленные мною некоторые активные и интерактивные формы и методы работы помогают преодолевать недостатки в развитии высших форм познавательной деятельности у аномальных школьников, более сознательно и прочно усваивать и закреплять полученные знания по всем предметам, умения и навыки, формировать познавательный интерес, оживлять и активизировать учащихся, содействовать коррекции внимания, мышления, памяти, речи и других психических процессов -  как речевое недоразвитие, несформированность обобщений и недостатки в психической деятельности.

Анализ по системе Никонова  за прошлый учебный  год показал, что средний балл по географии составил – 3,7 балла, биологии – 3,8 балла, по природоведению – 3,9 балла, т.е. на 0,2; 0,3; 0,4 – балла выше среднего.

Итак, знания, полученные в результате активной познавательной деятельности, как правило, более глубокие и прочные, осознанны и направлены, в конечном итоге, на формирование знаний и умений, способствующих  социальной адаптации и повышения уровня общего развития.

                                        

                                                                                                                

                                                                

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной деятельности на уроках математики

О применении различных приёмов, с помощью которых можно активизировать мыслительную деятельность учащихся....

Программа работы «Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся в процессе обучения биологии в условиях реализации ФГОС».

В настоящее время в связи с изменениями в разных сферах жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, будут мобильно ориентироваться в...

СТАТЬЯ. Активизация мыслительной деятельности на уроках географии и биологии через коррекцию познавательных интересов школьников с нарушением интеллекта.

СТАТЬЯ. Активизация  мыслительной  деятельности  на  уроках  географии и биологии  через  коррекцию  познавательных  интересов  школьников с нарушение...