Дети с нарушениями зрения и интеллекта
учебно-методический материал
В последние годы в системе специального образования значительно возрос интерес к проблеме всесторонней помощи детям со сложными нарушениями. Повышенное внимание к этой категории аномальных детей можно объяснить как дальнейшим расширением дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, так и тенденцией к увеличению данной категории детей.
К сложным (комплексным) нарушениям развития относятся нарушения, представленные несколькими первичными дисфункциями, которые, будучи взятыми, отдельно, определили бы характер и структуру аномального развития.
Каждое из выявленных в сочетании нарушений оказывает многообразное воздействие на все другие, что приводит их к взаимному усилению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_s_narusheniyami_zreniya_i_intelekta_detyuhina_lz-41.docx | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети с нарушениями зрения и интеллекта
Работа по дисциплине «Логопедическая работа с детьми с комплексными нарушениями»
Учителя-логопеда
Детюхиной Д. Д.
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………….3
2. Теоретические исследования распространенности комплексных нарушений………………………………………………………………………..3
3. Диагностика детей……………………….……………………………………3
4. Сложности коррекции детей с нарушениями зрения интеллекта………….3
5. Характеристика развития детей с нарушением зрения и интеллекта…..….4
6. Обучение детей с нарушениями зрения и интеллекта………………………5
7. Заключение…………………………………………………………………….6
8. Список литературы……………………………………………………………6
Введение
В последние годы в системе специального образования значительно возрос интерес к проблеме всесторонней помощи детям со сложными нарушениями. Повышенное внимание к этой категории аномальных детей можно объяснить как дальнейшим расширением дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, так и тенденцией к увеличению данной категории детей.
К сложным (комплексным) нарушениям развития относятся нарушения, представленные несколькими первичными дисфункциями, которые, будучи взятыми, отдельно, определили бы характер и структуру аномального развития.
Каждое из выявленных в сочетании нарушений оказывает многообразное воздействие на все другие, что приводит их к взаимному усилению.
В силу этого отрицательные последствия данных дисфункций оказываются качественно и количественно значительно грубее по сравнению с простой суммацией отдельных нарушений
Теоретические исследования распространенности комплексных нарушений
В середине 80-х годов М. Г. Блюминой была сделана попытка определить теоретически ожидаемую распространенность некоторых видов сложного дефекта (умственной отсталости с дефектами слуха; умственной отсталости с дефектами зрения; нарушений зрения и слуха).
По зарубежным данным, более 40% детей, которые имеют двигательные и интеллектуальные нарушения, страдают и нарушениями зрения.
По Российской Федерации частота интеллектуальной недостаточности среди слепых и слабовидящих школьников составила 9,8 и 6,8 % соответственно.
Диапазон интеллектуальных нарушений при нарушении зрения может быть чрезвычайно велик:
- От незначительных отклонений в интеллектуальном развитии
- До самых тяжелых степеней умственной отсталости
Диагностика детей
- Диагностика комплексных нарушений чрезвычайно затруднительна, так как они могут проявляться в сенсорной, двигательной, речевой, познавательной сферах ребенка.
- Дифференциальная диагностика детей, имеющих такие нарушения, осуществляется с учетом всех факторов, определяющих их психическое развитие.
Сложности коррекции детей с нарушениями зрения интеллекта
Среди умственно отсталых есть небольшое количество детей, которые из-за глубокого поражения мозга не обучаемы.
Большинство же детей с нарушением зрения и интеллекта способны к обучению, но в каком объеме, и за какой срок они могут освоить грамоту, счет и другие полезные знания и навыки, предсказать трудно.
Нелегко найти пути коррекции (исправления имеющихся недостатков), а также определить оптимальные формы занятий с каждым ребенком.
Характеристика развития детей с нарушением зрения и интеллекта
- У детей с глубокими нарушениями зрения и интеллекта отмечается снижение результативности всей познавательной деятельности.
- Низкий уровень владения конкретным мышлением нарушает развитие произвольности, тормозит формирование интеллектуальной активности, самостоятельности, отрицательно сказывается на становлении целенаправленной учебной деятельности.
- Изучение представлений слепых умственно отсталых детей выявляет специфические особенности, которые проступают в стереотипности представлений, выражающихся в идентичности всех воспроизводимых фигур, в крайней их схематичности, отражающей только самые общие свойства объекта (например, голова, ноги, туловище), указывающие лишь на родовые признаки.
- Таким детям свойственна самая незначительная возрастная динамика результативности запоминания.
- Замедленность образования произвольных процессов отрицательно сказывается на продуктивности мнестической деятельности. А нарушения в развитии произвольной деятельности резко ограничивают возможности формирования у этих детей активности, самостоятельности и целенаправленности всех их действий и поведения.
- Дети испытывают трудности переключения внимания и перехода к другому объекту деятельности.
- У умственно отсталых детей, имеющих нарушения зрения, выявляется недоразвитие двигательной сферы, выражающееся в низкой точности движений головы, рук, тела. Характерно множество лишних движений, неумение объединять отдельно выполняемые движения в единое слитное целое, что неизбежно сказывается на их скорости.
- Отмечены значительные затруднения при формировании письменной речи.
Результаты клинико-психолого-педагогического исследования детей с нарушениями зрения и интеллекта позволяют сделать ряд практических выводов по организации и разработке содержания и методов обучения детей данной категории, а также для приспособления их к жизни и посильному труду.
1. Изучение комплекса выделенных особенностей показывает, что эта категория довольно полиморфна и требует проведения диагностических мероприятий и своевременного начала коррекционной работы.
2. Материалы исследований указывают на необходимость изучения таких детей на самых ранних ступенях возрастного развития с целью определения общих и специфических закономерностей формирования психических функций и поиска компенсаторных механизмов для их социальной адаптации.
Характеристика коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения и интеллекта
- Коррекционная работа с детьми, имеющими умственную отсталость и нарушения зрения, ориентирована на их социализацию.
- Ее основные задачи — максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и подготовка воспитанников к участию в посильном производительном труде.
Обучение детей с нарушениями зрения и интеллекта
Дети, сочетающие умственную отсталость и нарушения зрения, обучаются девять лет во вспомогательных классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений III вида.
Они изучают начальный курс языка, математики, знакомятся с окружающим миром и рядом других доступных их восприятию и необходимых для коррекции развития предметов. Учитывая недостаточность зрительной перцепции при значительном снижении зрения, интеллектуальные нарушения и непосредственно связанные с этим особенности развития (офаниченный запас знаний и представлений об окружающем мире, недостатки в формировании моторики и речи, в развитии личности и др.)
Учитывая недостаточность зрительной перцепции при значительном снижении зрения, интеллектуальные нарушения и непосредственно связанные с этим особенности развития (офаниченный запас знаний и представлений об окружающем мире, недостатки в формировании моторики и речи, в развитии личности и др.) в учебный план включаются следующие коррекционные курсы:
1. Коррекция недостатков развития (мелкой моторики рук, осязания, мимики).
2. Социально-бытовая и пространственная ориентировка.
3. Лечебная физкультура.
4. Ритмика.
Условия обучения детей с нарушениями зрения и интеллекта
Обязательными являются индивидуальные занятия по охране и развитию слабого зрения, зрительного восприятия, исправлению речевых недостатков.
Специальное обучение и воспитание детей с нарушениями зрения и интеллекта практически должно быть организовано с самого начала жизни ребенка.
Направления обучения
На первое место выступают такие направления обучения:
- Самообслуживание;
- Хозяйственно – бытовой труд;
- Социально – бытовые поведения;
- Ориентировка в пространстве.
Сложности обучения
Для данного контингента детей процесс формирования навыков самообслуживания и адекватного поведения чрезвычайно осложнен, требует специальной организации и отбора содержания, основанного на понимании особенностей их развития.
На занятиях по самообслуживанию ребенка учат простейшим гигиеническим операциям:
- Застёгиванию пуговиц;
- Использование столовых приборов;
- Личной гигиене и др.
Для сохранения на длительное время полученных знаний особое значение имеет этап запоминания, который предполагает продуманную и согласованную систему повторений. Различные понятия, правила, теоретический материал усваиваются в упражнениях разного вида с последующим применением в разнообразных ситуациях.
Сочетание дефектов зрения и умственной отсталости предопределяет своеобразие нарушения в целом, свойственное каждому конкретному ребенку.
Это обусловливает применение дифференцированного подхода и индивидуализации обучения, которые достигаются тем, что педагог для каждого ребенка целенаправленно организует практическую деятельность, подбирает методы объяснения, вносит элементы игровой деятельности, определяет индивидуальную меру помощи.
Заключение
Организованная коррекционная помощь детям с нарушениями зрения и интеллекта должна быть направлена на коррекцию всех структурных компонентов на основе использования сохранных зрительных и интеллектуальных возможностей детей.
Список литературы
1. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М. В. Жигорева. — М.: Издательский центр «Академия», 2006 г. — 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности развития мышления у детей с нарушением зрения
Развитие той стороны умственного развития детей, которая связана с овладением детьми общими способами умственных действий, а именно с умением работать по плану (инструкции), извлекать познавательную и...
Перспективный план работы учителя-дефектолога в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения
В перспективном плане прослеживаются все направления деятелньости учителя-дефектолога: организационная, диагностическая, коррекционная, методическая, просветительская работа, а также такой вид деятель...
ПРОФИЛАКТИКА ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ И НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ
Одна из самых больших ценностей человека – зрение. После жизни и разума, зрение, пожалуй, самое необходимое. Необходимо беречь этот дар Природы, не давать ему угаснуть и развивать его возможности....
«Использование электронной лупы при реабилитации детей с нарушениями зрения»
Благодаря современным технологическим разработкам становится возможным обеспечить доступность восприятия текстов, таблиц и изображений различной сложности слабо...
Индивидуальный подход в процессе активизации и развитии познавательных интересов у обучающихся с нарушением зрения и интеллекта.
P { margin-bottom: 0.21cm; } У младших школьников с нарушением зрения или его отсутствии в сочетании с умственной отсталостью возникают ограничения в знакомстве с окружающим миром, ориентировке в...
Развитие устной речи учащихся начальных классов с нарушением зрения и интеллекта
Статья будет интересна учителям ОУ, воспитателям, дефектологам, а также тем, кто работает с детьми с ОВЗ....
Опыт работы по использованию иллюстрированных книжек для маленьких слепых детей благотворительного фонда "Иллюстрированные книжки..." в группе для детей с нарушением зрения.
Наш детский сад тесно сотрудничает с Благотвортельным фондом со дня его открытия. Книги, издаваемые фондом, очень помогают детям с нарушением зрения при ознакомлении с окружающим миром. Все книги очен...