Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Ах, как весело зимой!
план-конспект занятия по теме
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на тему: «Ах, как весело зимой!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_3.docx | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
занятия по развитию речи в группе для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
«Ах, как весело зимой!»
Автор – составитель:
Капустина Наталья Вячеславовна – учитель-дефектолог
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения № 129 - детского сада «Зоренька»
города Тулы
Цель: развитие навыков связной речи посредством речевых игр и упражнений.
Задачи: Связная речь: учить детей составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы.
Словарь: обогащение словаря прилагательными и однокоренными словами. Использование в активном словаре слов с противоположным значением.
Грамматика: упражнять детей в употреблении предлогов с пространственным значением.
Звуковая культура речи: учить отчётливо произносить фразы, насыщенные словами со звуками с и ш, говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять голосом из фразы отдельные слова. Учить вслушиваться в звучание слогов в слове.
Ход занятия
- Организационный момент.
Чтение отрывка из стихотворения И. Никитина:
Здравствуй, гостья зима!
Просим милости к нам.
Песни севера петь
По лесам и степям.
Называние зимних месяцев детьми.
- Упражнение “Выложи схему”.
Учитель – дефектолог просит детей составить о зиме по одному предложению и выложить схемы составленных предложений. После этого каждый ребенок по схеме анализирует своё предложение.
- Игра “Какой, какая?”
Учитель – дефектолог называет слова, а дети подбирают признаки к предметам и явлениям.
Зима (какая?) – холодная, морозная, снежная, веселая, радостная, долгая, ледяная…
Снег (какой?) – белый, пушистый, мягкий, чистый, серебристый, сверкающий…
Мороз (какой?) – сильный, злой, крепкий, слабый, трескучий, кусачий …
- Учитель – дефектолог:
- Зимой вы играете в разные игры.
- Сегодня я вам предлагаю рассказать про свои любимые игры зимой. Подумайте и расскажите, во что вы любите играть, как договариваетесь с товарищами об игре, интересно ли вы играете.
После двух-трёх рассказов педагог спрашивает детей, какой рассказ им понравился больше всего и чем.
- Физкультминутка. Подвижная игра “Зима” на координацию речи с движением:
Вот снежинки вниз летят, (Руки подняты вверх, постепенно опускающиеся)
На дома и на ребят. (Кисти рук изображают падающие снежинки.)
Мы на улицу пойдем. (Ходьба по кругу с размахиванием руками)
И в снежки играть начнем. (Наклониться, “слепить снежок”, бросить.)
Падай снег, веселей! (Руки поднять вверх, постепенно опускать и поднимать.)
Будет все кругом белей. (Круговые движения руками).
Мы снежинки, мы пушинки (руки в стороны, повороты влево, вправо)
Покружиться мы не прочь (кружимся вокруг себя, руки вверх “фонарики”)
Мы снежинки – балеринки
Мы танцуем день и ночь (пружинка, взмахи руками)
Мы деревья побелили (работают кисти вытянутых вперед рук)
Крыши пухом замели (взмахи рук над головой)
Землю бархатом укрыли,
И от стужи сберегли. (Пружинистые приседания с плавными движениями рук перед собой)
- Игра «Противоположности»
Учитель – дефектолог:
- Помогите мне найти слова, противоположные по смыслу в стихотворении Д.Чиарди «Прощальная игра»:
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь... (низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь... (близко).
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты... (храбрец).
Теперь начало я скажу —
Ну, отвечай... (конец).
— Теперь сами придумайте пары слов, противоположных по значению.
- Чистоговорки.
Учитель – дефектолог:
- Мы с вами сегодня очень интересно играли, а сейчас я вам предлагаю закончить шутки-чистоговорки:
Са-Са-Са… в лесу живёт лиса (на дворе роса…)
Ша-ша-ша… мы купаем малыша ( мы сидим у шалаша)
- Скороговорки.
Учитель – дефектолог предлагает детям повторить скороговорку Саше дали кашу, а Клаше простоквашу сначало быстро, а затем медленно. Тихо и громко.
(Хоровые и индивидуальные ответы)
Подведение итога занятия.
Литература:
Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – Воронеж : НПО 'МОДЭК', 2002. – 224 с.
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. –– М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Как медвежата зиму искали"
Конспект занятия по развитию речи в группе для детей старшего дошкольного возраста с Задержкой психического развития "Как медвежата зиму искали"...
Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Колючая голова"
Конспект занятия по развитию речи в группе для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Колючая голова»...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Поле чудес»
В конспекте представлена интеграция образовательных областей художественно-эстетического и речевого развития....
Проект «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через использование фольклорного жанра – частушки».
Используемая нами в логопедической работе, "Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи" под редакцией профессора Л.В. Лопатиной (С-П...
ПРОЕКТ «Развитие высших психических функций с помощью интерактивных дидактических игр как база для успешного развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Проект направлен на повышение уровня развития психических процессов у детей с общим недоразвитием речи посредством интерактивных дидактических игр, что служит базой для успешного развития речи....
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...
Развитие графомоторных навыков как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Эффективность метода кинезиологии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста, проект «Играем и дома пальчики развиваем", игры с камешками "Марплс"...