Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Как медвежата зиму искали"
план-конспект занятия по теме

Капустина Наталья Вячеславовна

Конспект занятия по развитию речи в группе для детей старшего дошкольного возраста с Задержкой психического развития "Как медвежата зиму искали"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по развитию речи в группе для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

«Как медвежата зиму искали»

Автор – составитель:

Капустина Наталья Вячеславовна – учитель-дефектолог                                            

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного  

учреждения № 129 - детского сада  «Зоренька»

 города Тулы

Цель:  развитие навыков связной речи посредством речевых игр и упражнений.

Задачи: Связная речь: учить детей при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые распространённые и сложные).

Словарь: учить подбирать определения к заданным словам.

Грамматика: совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребёнок рассказывает, учитель-дефектолог записывает рассказ).

Звуковая культура речи: учить правильно пользоваться интонацией вопроса, делить двухсложные и трёхсложные слова на слоги.

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. Игра «Медвежата»

Учитель – дефектолог:

  • Вспомните рассказ В. Бианки «Купание медвежат».

Я расскажу вам про этих медвежат. Вот выкупались они, и пошли гулять по лесу. Но какие, же медвежата были разные! Первый медвежонок – весёлый, подвижный, очень любит играть. Залез он на дерево. Чует – мёдом пахнет. Обрадовался, полакомился мёдом, слез с дерева и побежал к маме – медведице. Вот какой был медвежонок.

  • К слову «весёлый» подберите слова, близкие по смыслу.

Дети:

  • Радостный, оживлённый, шустрый, бодрый, резвый…

Учитель – дефектолог:

  • И к маме он не побежал, а…

Дети:

  • Помчался, понёсся, полетел стрелой, помчался сломя голову

Учитель – дефектолог:

  • Другой медвежонок был совсем не похож на братца: уж очень он был медлительный. Как можно сказать о нём по-другому?

Дети:

  • Неуклюжий, нерасторопный, неловкий, неповоротливый

Учитель – дефектолог:

  • Только он хотел мёду поесть, его ужалила пчела. Стало медвежонку совсем плохо, или…

Дети:

  • Грустно, невесело, обидно, скучно.

Учитель – дефектолог:

  • Каким теперь был медвежонок?

Дети:

  • Грустным, обиженным, огорчённым, печальным.

Учитель – дефектолог:

  • И к маме он не просто пошёл, а…

Дети:

  • Побрёл, поплёлся, засеменил, еле-еле переставлял ноги.

  1. Игра «Расскажи о зиме»

Учитель – дефектолог:

  • Предлагаю вам придумать рассказ о том, как неугомонный и весёлый медвежонок развеселил своего братца и заставил его забыть про свою медлительность. А для начала, посмотрите, что у меня лежит на столе?

Дети:

  • Конверт.

Учитель – дефектолог:

  • Давайте откроем его и посмотрим, что находится внутри.

(Учитель-дефектолог вместе с детьми открывает конверт и достаёт от туда картинки, на которых нарисована зима. Вместе рассматривают.)

Учитель – дефектолог:

  • Ребята, а вы знаете, что медвежата никогда не видели зиму

Дети:

  • Да, потому что медведи зимой спят.

Учитель – дефектолог:

  • Предлагаю вам сегодня придумать рассказ о зиме. Вспомнить, что бывает только зимой. Чем отличается зима от других времён года. И рассказать об этом нашим медвежатам. Согласны?

Дети:

  • Да.

Учитель – дефектолог:

  • Какой снег зимой? Когда мы идём по снегу, что с ним происходит?

Дети:

  • Хрустит, скрипит, поёт песенку

Учитель – дефектолог:

  • Какая бывает погода зимой?

Дети:

  • Холодная, снежная, вьюжная, морозная, ветряная.

Учитель – дефектолог:

  • Что происходит зимой с деревьями?

Дети:

  • Они отдыхают, укрывшись снегом

Учитель – дефектолог:

  • Какими словами можно сказать о зиме, какая она?

Дети:

  • Снежная, красивая, морозная, вьюжная, сверкающая…

  1. Весёлая переменка. Физкультминутка.

Организуется игра. Одна половина детей (девочки) изображает снежинки, другая (мальчики) – ветер. Ветер дует, снежинки кружатся. Игра повторяется дважды. При повторении дети меняются ролями.

  1. Игра «О зиме или о снеге»

Учитель – дефектолог:

  • Вы вспомнили и сказали много разных слов о зиме (холодная, снежная, морозная, вьюжная) и о снеге (пушистый, белый, искристый, скрипучий). А сейчас послушайте и догадайтесь, о чём я буду говорить – о зиме или о снеге.

Холодная….

  • Дети:
  • Зима

Учитель – дефектолог:

  • Пушистый…

Дети:

  • Снег

Учитель – дефектолог:

  • Вьюжная

Дети:

  • Зима

Учитель – дефектолог:

  • Скрипучий

Дети:

  • Снег

(интонационно педагог выделяет окончания слов)

  1. Ситуация «письменной речи»

Учитель – дефектолог:

  • А сейчас мы придумаем рассказ о зиме. Используйте в своих рассказах слова о зиме, погоде и снеге, которые вы сейчас подобрали.
  • Сегодня я буду записывать ваши рассказы. Лучший рассказ мы подарим нашим медвежатам, чтобы они «нашли» зиму, познакомились с ней.

(педагог записывает рассказы детей, давая детям понять, успевает ли он записывать, побуждая говорить медленнее. Выясняет, какой рассказ больше понравился и какой дети подарят медвежатам.

Подведение итога занятия.

Литература:

Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – Воронеж : НПО 'МОДЭК', 2002. – 224 с.

Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. –– М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. – 256 с.

Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Колючая голова"

    Конспект занятия по развитию речи в группе для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Колючая голова»...

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Ах, как весело зимой!

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на тему: «Ах, как весело зимой!»...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Поле чудес»

В конспекте представлена интеграция образовательных областей художественно-эстетического  и  речевого развития....

Проект «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через использование фольклорного жанра – частушки».

Используемая нами в логопедической работе, "Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи" под редакцией профессора  Л.В. Лопатиной (С-П...

ПРОЕКТ «Развитие высших психических функций с помощью интерактивных дидактических игр как база для успешного развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Проект направлен на повышение уровня развития психических процессов у детей с общим недоразвитием речи посредством интерактивных дидактических игр, что служит базой для успешного развития речи....

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...

Развитие графомоторных навыков как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Эффективность метода кинезиологии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста, проект «Играем и дома пальчики развиваем", игры с камешками "Марплс"...