Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Как медвежата зиму искали"
план-конспект занятия по теме
Конспект занятия по развитию речи в группе для детей старшего дошкольного возраста с Задержкой психического развития "Как медвежата зиму искали"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_1.docx | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
занятия по развитию речи в группе для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
«Как медвежата зиму искали»
Автор – составитель:
Капустина Наталья Вячеславовна – учитель-дефектолог
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения № 129 - детского сада «Зоренька»
города Тулы
Цель: развитие навыков связной речи посредством речевых игр и упражнений.
Задачи: Связная речь: учить детей при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые распространённые и сложные).
Словарь: учить подбирать определения к заданным словам.
Грамматика: совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребёнок рассказывает, учитель-дефектолог записывает рассказ).
Звуковая культура речи: учить правильно пользоваться интонацией вопроса, делить двухсложные и трёхсложные слова на слоги.
Ход занятия
- Организационный момент.
- Игра «Медвежата»
Учитель – дефектолог:
- Вспомните рассказ В. Бианки «Купание медвежат».
Я расскажу вам про этих медвежат. Вот выкупались они, и пошли гулять по лесу. Но какие, же медвежата были разные! Первый медвежонок – весёлый, подвижный, очень любит играть. Залез он на дерево. Чует – мёдом пахнет. Обрадовался, полакомился мёдом, слез с дерева и побежал к маме – медведице. Вот какой был медвежонок.
- К слову «весёлый» подберите слова, близкие по смыслу.
Дети:
- Радостный, оживлённый, шустрый, бодрый, резвый…
Учитель – дефектолог:
- И к маме он не побежал, а…
Дети:
- Помчался, понёсся, полетел стрелой, помчался сломя голову
Учитель – дефектолог:
- Другой медвежонок был совсем не похож на братца: уж очень он был медлительный. Как можно сказать о нём по-другому?
Дети:
- Неуклюжий, нерасторопный, неловкий, неповоротливый
Учитель – дефектолог:
- Только он хотел мёду поесть, его ужалила пчела. Стало медвежонку совсем плохо, или…
Дети:
- Грустно, невесело, обидно, скучно.
Учитель – дефектолог:
- Каким теперь был медвежонок?
Дети:
- Грустным, обиженным, огорчённым, печальным.
Учитель – дефектолог:
- И к маме он не просто пошёл, а…
Дети:
- Побрёл, поплёлся, засеменил, еле-еле переставлял ноги.
- Игра «Расскажи о зиме»
Учитель – дефектолог:
- Предлагаю вам придумать рассказ о том, как неугомонный и весёлый медвежонок развеселил своего братца и заставил его забыть про свою медлительность. А для начала, посмотрите, что у меня лежит на столе?
Дети:
- Конверт.
Учитель – дефектолог:
- Давайте откроем его и посмотрим, что находится внутри.
(Учитель-дефектолог вместе с детьми открывает конверт и достаёт от туда картинки, на которых нарисована зима. Вместе рассматривают.)
Учитель – дефектолог:
- Ребята, а вы знаете, что медвежата никогда не видели зиму
Дети:
- Да, потому что медведи зимой спят.
Учитель – дефектолог:
- Предлагаю вам сегодня придумать рассказ о зиме. Вспомнить, что бывает только зимой. Чем отличается зима от других времён года. И рассказать об этом нашим медвежатам. Согласны?
Дети:
- Да.
Учитель – дефектолог:
- Какой снег зимой? Когда мы идём по снегу, что с ним происходит?
Дети:
- Хрустит, скрипит, поёт песенку
Учитель – дефектолог:
- Какая бывает погода зимой?
Дети:
- Холодная, снежная, вьюжная, морозная, ветряная.
Учитель – дефектолог:
- Что происходит зимой с деревьями?
Дети:
- Они отдыхают, укрывшись снегом
Учитель – дефектолог:
- Какими словами можно сказать о зиме, какая она?
Дети:
- Снежная, красивая, морозная, вьюжная, сверкающая…
- Весёлая переменка. Физкультминутка.
Организуется игра. Одна половина детей (девочки) изображает снежинки, другая (мальчики) – ветер. Ветер дует, снежинки кружатся. Игра повторяется дважды. При повторении дети меняются ролями.
- Игра «О зиме или о снеге»
Учитель – дефектолог:
- Вы вспомнили и сказали много разных слов о зиме (холодная, снежная, морозная, вьюжная) и о снеге (пушистый, белый, искристый, скрипучий). А сейчас послушайте и догадайтесь, о чём я буду говорить – о зиме или о снеге.
Холодная….
- Дети:
- Зима
Учитель – дефектолог:
- Пушистый…
Дети:
- Снег
Учитель – дефектолог:
- Вьюжная
Дети:
- Зима
Учитель – дефектолог:
- Скрипучий
Дети:
- Снег
(интонационно педагог выделяет окончания слов)
- Ситуация «письменной речи»
Учитель – дефектолог:
- А сейчас мы придумаем рассказ о зиме. Используйте в своих рассказах слова о зиме, погоде и снеге, которые вы сейчас подобрали.
- Сегодня я буду записывать ваши рассказы. Лучший рассказ мы подарим нашим медвежатам, чтобы они «нашли» зиму, познакомились с ней.
(педагог записывает рассказы детей, давая детям понять, успевает ли он записывать, побуждая говорить медленнее. Выясняет, какой рассказ больше понравился и какой дети подарят медвежатам.
Подведение итога занятия.
Литература:
Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – Воронеж : НПО 'МОДЭК', 2002. – 224 с.
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. –– М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Колючая голова"
Конспект занятия по развитию речи в группе для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Колючая голова»...
Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Ах, как весело зимой!
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на тему: «Ах, как весело зимой!»...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Поле чудес»
В конспекте представлена интеграция образовательных областей художественно-эстетического и речевого развития....
Проект «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через использование фольклорного жанра – частушки».
Используемая нами в логопедической работе, "Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи" под редакцией профессора Л.В. Лопатиной (С-П...
ПРОЕКТ «Развитие высших психических функций с помощью интерактивных дидактических игр как база для успешного развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Проект направлен на повышение уровня развития психических процессов у детей с общим недоразвитием речи посредством интерактивных дидактических игр, что служит базой для успешного развития речи....
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...
Развитие графомоторных навыков как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Эффективность метода кинезиологии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста, проект «Играем и дома пальчики развиваем", игры с камешками "Марплс"...