Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Колючая голова"
план-конспект занятия по теме
Конспект занятия по развитию речи в группе для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Колючая голова»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_2.docx | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
занятия по развитию речи в группе для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
«Колючая голова»
Автор – составитель:
Капустина Наталья Вячеславовна – учитель-дефектолог
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения № 129 - детского сада «Зоренька»
города Тулы
Цель: Развитие навыков связной речи, развитие звуковой стороны речи дошкольников
Задачи:
Связная речь: учить детей составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей), учить детей отвечать полным предложением, развивать умение рассуждать.
Словарь: воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках.
Звуковая культура речи: упражнения на отработку дикции.
Предварительная работа: дети знакомятся с произведением В. Сутеева «Палочка-выручалочка»
Ход занятия
- Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
Учитель – дефектолог:
- Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.
- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнешь, – и не найти.
- Сюрпризный момент.
Появляется волшебный мешочек, в котором спрятана игрушки ежа.
Учитель – дефектолог загадывает загадку о еже:
Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки ни одной.
(Н. Артюхова)
- Правильно, ребята, это ёжик, он прибежал к нам из сказки.
- Учитель – дефектолог предлагает послушать стихотворение Б. Заходера «Ёжик»
- Что ж ты, ёж, такой колючий?
-Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы. Волки и медведи.
Учитель – дефектолог:
- Чем покрыто тело ежа?
Дети:
- Иголками.
-Да, правильно. А почему сказано, сто он - недотрога?
Дети:
- Потому что он весь в иголках, до него нельзя дотронутся, он колючий, его нельзя взять голыми руками.
- Учитель – дефектолог выставляет картину «Ёжи»
(из серии «Дикие животные), автор П.С. Меньшикова)
Даёт детям задание придумать рассказ по картине.
Учитель – дефектолог:
- Какими словами можно сказать о еже? Какой он? С чем можно сравнить ежа?
После нескольких рассказов ответы оцениваются детьми с помощью вопросов педагога. («Чей рассказ вам понравился? Чем? Интересный ли получился рассказ?)
После высказываний детей, педагог подводит итог (рассказ интересный, короткий, законченный).
Далее составляется коллективный рассказ.
- Физкультминутка.
При проведении физкультминутки дети выполняют движения, иллюстрируя стихи, которые они читают вместе с дефектологом.
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгай-ка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)
- Учитель – дефектолог:
– Вы научились произносить много разных звуков. Давайте вместе вспомним, какие это
звуки (при затруднениях педагог беззвучно демонстрирует артикуляцию звуков)
- Упражнение на отработку дикцииПосле рассматривания картинки «Еж и ежата», педагог предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками Ш и Ж:
«Ша-ша-ша — мы купаем малыша»;
«Шу-шу-шу — дам грибочек малышу»;
«Ши-ши-ши — где гуляют малыши?»;
«Жа-жа-жа — мы увидели ежа»;
«Жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу?»;
«Жи-жи-жи — где грибы берут ежи?».
Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.
- «Что такое звук, слово, предложение?»
Педагог спрашивает детей: «Какие звуки вы знаете? (Гласные — согласные, твердые — мягкие, звонкие — глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово стол? (Предмет мебели.).
– Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Поэтому мы говорим: «Что значит (или обозначает) слово...?»
Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения.
Учитель – дефектолог:
– Как мы различаем друг друга?
Дети:
– По именам.
Учитель – дефектолог:
– Назовите имена своих родителей, родных и близких.
Учитель – дефектолог:
– У кого в доме есть кошка? собака? Как их зовут?
– У людей имена, а у животных... (клички).
– У каждой вещи есть свое имя, название. Посмотрите вокруг и скажите, что может двигаться? Что может звучать? На чем можно сидеть? Спать? Ездить?
Подведение итога занятия.
Литература:
Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – Воронеж : НПО 'МОДЭК', 2002. – 224 с.
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. –– М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Как медвежата зиму искали"
Конспект занятия по развитию речи в группе для детей старшего дошкольного возраста с Задержкой психического развития "Как медвежата зиму искали"...
Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Ах, как весело зимой!
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на тему: «Ах, как весело зимой!»...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Поле чудес»
В конспекте представлена интеграция образовательных областей художественно-эстетического и речевого развития....
Проект «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через использование фольклорного жанра – частушки».
Используемая нами в логопедической работе, "Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи" под редакцией профессора Л.В. Лопатиной (С-П...
ПРОЕКТ «Развитие высших психических функций с помощью интерактивных дидактических игр как база для успешного развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Проект направлен на повышение уровня развития психических процессов у детей с общим недоразвитием речи посредством интерактивных дидактических игр, что служит базой для успешного развития речи....
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...
Развитие графомоторных навыков как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Эффективность метода кинезиологии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста, проект «Играем и дома пальчики развиваем", игры с камешками "Марплс"...