Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Колючая голова"
план-конспект занятия по теме

Капустина Наталья Вячеславовна

      Конспект занятия по развитию речи в группе для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Колючая голова»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по развитию речи в группе для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

«Колючая голова»

Автор – составитель:

Капустина Наталья Вячеславовна – учитель-дефектолог                                            

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного  

учреждения № 129 - детского сада  «Зоренька»

 города Тулы

Цель:  Развитие навыков связной речи, развитие звуковой стороны речи дошкольников

Задачи:

Связная речь: учить детей составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей), учить детей отвечать полным предложением, развивать умение рассуждать.

Словарь: воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках.

Звуковая культура речи: упражнения на отработку дикции.

Предварительная работа: дети знакомятся с произведением В. Сутеева «Палочка-выручалочка»

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Учитель – дефектолог:

- Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь, – и не найти.

  1. Сюрпризный момент. 

Появляется волшебный мешочек, в котором спрятана игрушки ежа.

Учитель – дефектолог загадывает загадку о еже: 

Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.

Иголок очень много, а нитки ни одной.

                                                                (Н. Артюхова)

- Правильно, ребята, это ёжик, он прибежал к нам из сказки.

  1. Учитель – дефектолог предлагает послушать стихотворение Б. Заходера «Ёжик»

- Что ж ты, ёж, такой колючий?

-Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы. Волки и медведи.

Учитель – дефектолог:

- Чем покрыто тело ежа?

Дети:

- Иголками.

-Да, правильно. А почему сказано, сто он  - недотрога?

Дети:

- Потому что он весь в иголках, до него нельзя дотронутся, он колючий, его нельзя взять голыми руками.

  1. Учитель – дефектолог выставляет картину «Ёжи»  

(из серии «Дикие животные), автор П.С. Меньшикова)

Даёт детям задание придумать рассказ по картине.  

Учитель – дефектолог:

- Какими словами можно сказать о еже? Какой он? С чем можно сравнить ежа?

После нескольких рассказов ответы оцениваются детьми с помощью вопросов педагога. («Чей рассказ вам понравился? Чем? Интересный ли получился рассказ?)

После высказываний детей, педагог подводит итог (рассказ интересный, короткий, законченный).

Далее составляется коллективный рассказ.

  1. Физкультминутка.

При проведении физкультминутки дети выполняют движения, иллюстрируя стихи, которые они читают вместе с дефектологом.

Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгай-ка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)

  1. Учитель – дефектолог:

       –  Вы научились произносить много разных звуков. Давайте вместе вспомним, какие это              

         звуки (при затруднениях педагог беззвучно демонстрирует артикуляцию звуков)

  1. Упражнение на отработку дикцииПосле рассматривания картинки «Еж и ежата», педагог предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками Ш и Ж:

«Ша-ша-ша — мы купаем малыша»;

«Шу-шу-шу — дам грибочек малышу»;

«Ши-ши-ши — где гуляют малыши?»;

«Жа-жа-жа — мы увидели ежа»;

«Жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу?»;

«Жи-жи-жи — где грибы берут ежи?».

Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.

  1. «Что такое звук, слово, предложение?»

Педагог спрашивает детей: «Какие звуки вы знаете? (Гласные — согласные, твердые — мягкие, звонкие — глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово стол? (Предмет мебели.).

 Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Поэтому мы говорим: «Что значит (или обозначает) слово...?»

Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения.

      Учитель – дефектолог:

 Как мы различаем друг друга?

      Дети:

 По именам.

     Учитель – дефектолог:

 Назовите имена своих родителей, родных и близких.

     Учитель – дефектолог:

 У кого в доме есть кошка? собака?  Как их зовут?

 У людей имена, а у животных... (клички).

 У каждой вещи есть свое имя, название. Посмотрите вокруг и скажите, что может двигаться? Что может звучать? На чем можно сидеть? Спать? Ездить?

Подведение итога занятия.

Литература:

Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – Воронеж : НПО 'МОДЭК', 2002. – 224 с.

Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. –– М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. – 256 с.

Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Как медвежата зиму искали"

Конспект занятия по развитию речи в группе для детей старшего дошкольного возраста с Задержкой психического развития "Как медвежата зиму искали"...

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Ах, как весело зимой!

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на тему: «Ах, как весело зимой!»...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Поле чудес»

В конспекте представлена интеграция образовательных областей художественно-эстетического  и  речевого развития....

Проект «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через использование фольклорного жанра – частушки».

Используемая нами в логопедической работе, "Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи" под редакцией профессора  Л.В. Лопатиной (С-П...

ПРОЕКТ «Развитие высших психических функций с помощью интерактивных дидактических игр как база для успешного развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Проект направлен на повышение уровня развития психических процессов у детей с общим недоразвитием речи посредством интерактивных дидактических игр, что служит базой для успешного развития речи....

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...

Развитие графомоторных навыков как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Эффективность метода кинезиологии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста, проект «Играем и дома пальчики развиваем", игры с камешками "Марплс"...