ПРОЕКТ «Развитие высших психических функций с помощью интерактивных дидактических игр как база для успешного развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
проект

Беляева Наталья Ивановна

Проект направлен на повышение уровня развития психических процессов у детей с общим недоразвитием речи посредством интерактивных дидактических игр, что служит базой для успешного развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx70.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Сладковский детский сад «Сказка»

ПРОЕКТ

«Развитие высших психических функций с помощью интерактивных дидактических игр как база для успешного развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Автор проекта: учитель-логопед

Беляева Наталья Ивановна

Сроки реализации проекта: 01.09.2017 г.– 31.05. 2018 г.

Сладково, 2018 г.

Актуальность исследования

        Проблема развитие высших психических функций у дошкольников с нарушениями речи является одной из актуальных. Лев Семенович Выготский доказал связь речи со всеми психическими процессами: ощущением, восприятием, памятью, вниманием, мышлением, которые и составляют психологическую базу речи. Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы, а так же сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Данные экспериментальных исследований ученых показывают, что дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями, у них недостаточно сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память. Очень важно выявить нарушения как можно раньше и своевременно обеспечить ребенку коррекционно-педагогическую помощь и предупредить вторичные отклонения.

        Советские психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития. Л.С. Выготский писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения». Игра создает «зону ближайшего развития ребенка».

        Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Особая заслуга принадлежит Е.И. Тихеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. В игре ребенок учится непреднамеренно. Дидактическая игра может выступать в качестве метода обучения, потому что выполняет следующие функции: обучающую, мотивационную.

        Почему мы взяли именно дидактические интерактивные игры? В современном мире чтобы заинтересовать детей, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Решить эту задачу можно с помощью информационной технологии обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией (Г. К. Селевко).

        Данное направление, как подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом. Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А. В. Запорожца исследователями под руководством Л. А. Парамоновой, Л. С. Новоселовой, Л. Д. Чайновой. В 2008 году были разработаны теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ, начали активно создаваться программы для дошкольников.

        Использование интерактивных дидактических игр в работе с детьми с нарушением речи дает целый ряд преимуществ:

  • предъявление информации на экране - несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом для детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • в процессе своей деятельности за компьютером, около интерактивной доски дошкольник приобретает уверенность в себе;
  • использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия;
  • решение поставленных развивающих и коррекционных задач осуществляется в более короткие сроки, в том числе и за счет механизма биологической обратной связи (ребенок получает ответные зрительные и слуховые сигналы при выполнении заданий).

        Использование компьютерных технологий в совместной и самостоятельной деятельности ребенка способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками, их умственному и речевому развитию.

Цель проекта: повышение уровня развития психических процессов у детей с общим недоразвитием речи посредством интерактивных дидактических игр, как базы для успешного развития речи.

Тип проекта: практико-ориентированный, исследовательский. 

Сроки реализации проекта: 01.09. 2017 - 31.05.2018

Участники проекта: дети с ОНР, посещающие логопедический пункт ДОУ, родители воспитанников.

Место проведения: МАДОУ детский сад «Сказка».

В представленном опыте интегрируются в основном две образовательные области : познание и речевое развитие.

Новизна проекта заключается в выработке комплексного подхода применения дидактических игр в познавательно-речевом развитии старших дошкольников с ОНР. Созданы интерактивные дидактические игры, разработаны методы руководства играми и особенности их использования в образовательном процессе.

Практическая значимость проекта заключается в том, что разработанные интерактивные дидактические игры могут быть использованы в практической работе логопедами, педагогами и заинтересованными родителями.

Возможные риски отсутствуют.

Предполагаемый результат

Для детей:

  • сформировано положительное отношение к коррекционным занятиям;
  • отмечена положительная динамика в развитии психологической базы речи,
  • положительная динамика речевого развития.

Для родителей:

  • родители активно включены в процесс развития психических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями;
  • самостоятельно используют полученные знания на практике в домашних условиях.

Для ДОУ:

  • обогатилась образовательная среда логопедического кабинета ДОУ;
  • повысилась эффективности работы всех специалистов по развитию психических процессов  у детей с ОНР.

        Практико-ориентированный, исследовательский проект построен с учётом инновационных технологий обучения,  составлен в соответствии с ФГОС ДО.

        Организация проекта

        1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач

        Проблема исследования:   Наш логопедический пункт посещают дети с разными речевыми нарушениями, из них с ОНР шесть детей: три ребенка из подготовительной группы и три ребенка из старшей. Проводя в начале учебного года логопедическое обследование я отметила, что у детей слабо развита психологическая база речи. В детском саду у нас нет психолога.  Для проведения диагностики школьный психолог мне предложила понятную и посильную для меня методику обследования мыслительных операций (см. приложение № 1). Данные обследования  показали, что дети  плохо владеют анализом, зрительным синтезом, испытывают трудности при классификации, сравнении и обобщении,  у них плохо развито восприятие. У нас возникла проблема: Как не в ущерб реализации логопедических задач на занятиях способствовать развитию высших психических функций детей?

        Для решения этой проблемы решила использовать интерактивные дидактические игры.

        Была выдвинута гипотеза исследования: если целенаправленно и систематически использовать интерактивные дидактические игры, как часть занятия, то можно повысить уровень высших психических функций детей.

        В соответствие с проблемой и гипотезой исследования была  поставлена цель: показать эффективность интерактивных дидактических игр в развитии высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

        Достижение обозначенной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Изучить и проанализировать существующие методики, технологии по данной теме.
  2. Выявить актуальный уровень высших психических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР.
  3. Разработать, систематизировать и внедрить интерактивные дидактические игры, включив их в структуру логопедического занятия, привлекая к сотрудничеству педагогов и родителей.
  4. Определить и оценить характер изменения показателей развития высших психических функций у детей с ОНР после внедрения интерактивных дидактических игр в коррекционный процесс.

        Объектом  исследования является высшие психические функции дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).

        Предмет исследования – Процесс развития высших психических функций у старших дошкольников с ОНР посредством интерактивных дидактических игр.

        Для достижения цели и проверки гипотезы использовала следующие методы: Изучение разнообразных источников информации, анализ литературы по проблеме исследования, методы психодиагностического исследования, анализ результатов.

        2 этап. Организация исследования в рамках проекта

        I. Сбор, анализ и систематизация информации:

  1. Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме.
  2. Изучение основных психических процессов, их особенностей и развития у детей, страдающих речевыми нарушениями.
  3. Выявление уровня развития высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, посещающих логопедический пункт ДОУ.
  4. Информирование родителей об уровне развития речи, психологической базы речи их детей.
  5. Выработка и принятие единых требований, предъявляемых родителями и педагогами к психоречевому развитию дошкольников и выполнению домашних заданий по закреплению умений, полученных в логопедическом пункте ДОУ.

        

        II. Разработка и систематизация интерактивных дидактических игр, включение их в структуру логопедического занятия.

        Изучив основные психические процессы, их особенности и развитие у детей с ОНР, я сделала подборку дидактических игр. На их основе лично мной были созданы презентации в программе Microsoft Power Point. Так же решила использовать  готовое электронное пособие для демонстрации на компьютере: Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно» . Из этого пособия использовала игры из раздела «Неречевые звуки» , «Звукоподражание» на развитие слухового восприятия.

        При разработке презентаций придерживалась общедидактических и специальных принципов:

  • принцип научности – использовала достоверные сведения об окружающем мире;
  • принцип доступности – задания подбирала в соответствии с возрастом детей с учетом зоны их актуального и ближайшего развития, лексический материал использовала доступный по семантике и слоговой структуре;
  • принцип последовательности и систематичности – при создании презентаций игры разбила по уровням от простого к сложному.
  • принцип наглядности – иллюстрации использовала крупные и реалистичные, не перегруженные лишними деталями;
  • принцип индивидуального подхода – управление презентацией, осуществляется с помощью гиперссылок и кнопок перехода, что позволяет выбирать дидактическую игру  для конкретного ребенка в рамках данной презентации;
  • принцип системного подхода – с помощью игр можно развивать как речь, так и психологическую базу речи.

        В каждой презентации присутствует обратная связь: звуковые сигналы, как на правильные, так и на неправильные ответы.

        III. Проведение непосредственной коррекционно-развивающей работы по выбранному направлению с детьми, реализация планов работы с педагогами и родителями.

        Разработанные на основе лексических тем интерактивные дидактические игры включила в структуру традиционных логопедических занятий (см. приложение № 2). В течение недели на традиционных занятиях использовала одну или две игры. Новый материал сначала отрабатывала без использования компьютера, затем с использованием презентаций, содержащих аналогичный материал. Занятия с использованием компьютера провожу строго в соответствии с требованиями СанПина. Успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство, поэтому я своим поведением, эмоциональным настроем стараюсь  вызывать у ребенка положительное отношение к игре, желание ребенка действовать вместе и добиваться положительного результата. В процессе игры я с одной стороны руковожу познавательным процессом, организую обучение, а с другой – являюсь участником игры, партнером, направляю ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости даю образец поведения в игре, одновременно слежу за выполнением правил.

        Работу с интерактивными дидактическими играми  выстраиваю в три этапа:

1 этап — за счет того, что игры включены в структуру традиционного логопедического занятия игровая мотивация уже создана и ребенок готов  выполнять поставленную задачу.

2 этап — основной. Развиваю психические процессы у ребенка: восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение.  

3 этап — заключительный. Снимаю зрительное, мышечное и нервное напряжение с помощью гимнастик и упражнений.

В решении проблем по формированию психологической базы речи детей с ОНР, очень важен комплексный подход. Поэтому работу провожу во взаимодействии с воспитателями, специалистами ДОУ и родителями.

После того, как игру отработали на логопедическом занятии, для закрепления предлагаю эту игру воспитателям. Если дети достаточно хорошо освоили данную игру, то подбираю подобную, но на другом лексическом материале. При самостоятельном подборе дидактических игр даю рекомендации воспитателям по руководству дидактической игрой,  учитывая разнообразные средства воздействия.

        К работе над развитием высших психических функций подключила родителей. Провела мастер-класс «Учимся, играя», где представила интерактивные дидактические игры. Разместила некоторые игры на официальном сайте детского сада и на личном мини-сайте, чтобы все желающие могли ими воспользоваться. Родителям детей с ОНР для закрепления отправляю игры по электронной почте. В результате родители стали ответственнее относится к домашним заданиям, внимательнее прислушиваться к советам педагогов, активнее участвовать в мероприятиях.

        В результате анализа диагностических исследований мыслительных операций детей и исходя из результатов логопедической диагностики за 2017-18учебный год, можно увидеть положительную динамику в развитии высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, посещающих логопедический пункт ДОУ. Дети научились размышлять, анализировать, самостоятельно делать выводы обобщать, классифицировать, увеличился объем запоминающего материала, увеличился словарный запас, увеличилась концентрация внимания (см. приложение № 3). Вместе с тем у детей отмечалась значительная положительная динамика в развитии речи. У детей повысилась самооценка, уверенность в себе, чувство удовлетворённости от достигнутых успехов.

        Выводы: В ходе реализации проекта я изучила и проанализировала существующие методики, технологии по данной теме; разработала, систематизировала и внедрила интерактивные дидактические игры в коррекционный процесс; привлекла к сотрудничеству педагогов и родителей; определила и оценила характер изменения показателей развития высших психических функций у детей с ОНР после внедрения интерактивных дидактических игр в коррекционный процесс. На основе этих показателей в конце исследования сделала вывод, который подтвердил мое предположение: если целенаправленно и систематически использовать интерактивные дидактические игры, как часть занятия, то можно повысить уровень высших психических функций детей. Вместе с тем, систематическое использование интерактивных дидактических игр на развитие высших психических процессов позволяет достичь значительной положительной динамики речевого развития детей с ОНР,  повысить у них познавательный интерес  к занятиям. Что, в свою очередь, положительно сказывается на результате коррекционной работы учителя - логопеда.

        3 этап. Презентация результатов исследовательской деятельности

  1. Выступление на районном методическом объединении учителей-логопедов с опытом работы по данной теме.
  2. Творческий отчёт на педагогическом совете.
  3. Итоговое занятие для родителей в конце учебного года.

        В перспективе я планирую изготовить новые интерактивные дидактические игры, доработать некоторые имеющиеся и распространять свой опыт среди коллег и родителей.

        Использованная литература:

  1. Белопольская Н. Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию. 2–е изд. стереотип. – М., «Когито–Центр», 2006. – 30 с.
  2. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Б82 Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. / Под ред. проф. Т.Б. Филичевой. — М.: "Гном-Пресс", 1999. — 64с.
  3. Интерактивная педагогика в детском саду: методическое пособие / Под ред. Н. В. Микляевой. — М.: Т Ц Сфера, 2012. — 128 с. — (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
  4. Компьютерные игры в обучении детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста // Качество дошкольного образования: проблемы и перспективы: Сб.науч.ст. по мат-лам науч.-практ. Конференции / Под ред. Н.В. Микляевой. М., 2006.
  5. Репина З.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения // Вопросы гуманитарных наук. 2004, №5(14), стр. 283-285.
  6. Стребелева Е.А. «Психолого – педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста» Москва «Полиграф - сервис» 1998 г.
  7. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : Кн. для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. —М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. —180 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// Образовательная политика.  2014. No 1

Приложение № 1

«Методики обследования мыслительных операций»

  • Методика «Что лишнее?»

Исследуются умственные операции анализа и обобщения. Детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы: «На каждой из этих картинок один из предметов является лишним. Внимательно посмотри и определи, какой предмет и почему является лишним».

Оценка результатов

10 баллов – ребенок решил поставленную задачу меньше чем за 1 мин.

8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.

6-7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.

4-5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

2-3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.

0-1 балл – ребенок за 3 мин не справился с заданием.

  • Методика «Разложи картинки»

Исследуется умственные операции классификация и обобщение. Перед ребенком в два ряда раскладывают 11 карточек с изображением различных предметов: "Рассмотри внимательно и разложи их на группы, так, чтобы в каждой группе предметы подходили друг к другу. Назови каждую группу одним словом".

Оценка результатов

3 балла – картинки разложены правильно по группам и группы названы обобщающим словом.

2 балла – картинки разложены правильно по группам, но группы не названы обобщающим словом.

1 баллов – ребенок не справился с заданием.  

  • Методика «Мисочки» 

Исследуется умственная операция сериация. Направлена на выявление уровня восприятия отношений предметов по величине. 8- 9 мисочек одинаковой формы, но разных по величине, которые упорядочены как элементы сериационного ряда. Показать мисочки, вложенные одна в другую (принцип матрешки), затем разложить их в беспорядке: «Собери правильно все мисочки».

Оценка результатов

3 балла  –  задание выполнено на основе зрительного соотнесения.

2 балла  –  задание выполнено не с первой попытки.

1 балл  –  задание самостоятельно не выполнил.

  • Методика «Разрезные картинки» 

Исследуется умственная операция зрительный синтез. Направлена на объединение элементов в целостный образ. Используются картинки, состоящие из нескольких частей (от двух до шести). Разложить картинки перед ребенком так, чтобы ему нужно было не просто сдвинуть их вместе, а придать им нужное пространственное положение: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе? Сложи части и посмотрим, что нарисовано на картинке».

Оценка результатов

3 балла  –  задание выполнено на основе зрительного соотнесения.

2 балла  –  задание достигнутое путём проб и прикладываний.

1 балл  – задание выполняет с неадекватными пробами, или совсем не выполняет.

  • Методика «Самое непохожее» 

Исследуется умственные операции анализа, сравнения и обобщения. Предложить ребёнку 8 геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, величине: 4 квадрата, 4 круга. Четыре фигуры одного цвета (один круг маленький, другой — большой; один квадрат — маленький, другой — большой). Остальные фигуры — другого цвета. Разложить фигуры в ряд в произвольной последовательности: «Посмотри, здесь все фигуры разные. Чем они отличаются друг от друга?». Подвести итог: «Значит, здесь есть фигурки квадратные и круглые, красные и синие, большие и маленькие».

Оценка результатов

3 балла  – задание выполнено на основе преобладания выбора по трём признакам и называние одного - двух.

2 балла  – задание выполнено на основе преобладания выбора по двум признакам и называние одного.

1 балл  – задание выполнено на основе преобладания выбора по одному признаку без называния.

Приложение № 2

Перспективный план проведения интерактивных дидактических игр на развитие психологической базы речи на логопункте
с детыми старшей группы с ОНР

на 2017 - 2018учебный год

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Нед

ели

Лексическая

тема

Интерактивная дидактическая игра на развитие психологической базы речи. Цель

1,2

3

Овощи

1. «Вершки-корешки»

Цель: упражнение в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

2. Компьютерная игра «Музыканты» (1 уровень)

Цель: развитие слухового восприятия .

4

Фрукты

«Четвертая картинка»

Цель: развитие умения пользоваться наглядной моделью при решении элементарных логических задач на классификацию.

2. Компьютерная игра «Музыканты» (2 уровень)

Цель: развитие слухового восприятия .

1

Лес. Грибы,

ягоды, деревья

1. «Что лишнее? Учим цвета»

Цель: закрепление основных цветов, развитие умения классифицировать предметы.

2. Компьютерная игра  «Лес»

Цель: развитие слухового восприятия .

2

Осень

1. «Четвертый лишний»

Цель: развитие речи, мышления (умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать).  (1 уровень)

2. Компьютерная игра  «Дождик»

Цель: развитие слухового восприятия .

3

Перелетные птицы

1. «Найди 4 отличия»

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания.

2. Компьютерная игра «Музыканты» (3 уровень)

Цель: развитие слухового восприятия .

4

Сад-огород

1. Тренажер «Овощи-фрукты»

Цель: развитие умения различать фрукты и овощи, называть и группировать их.

2. Компьютерная игра  «Музыканты» (4 уровень)

Цель: развитие слухового восприятия .

1

Детский сад

1. «Какой игрушки не стало?», «Какая игрушка появилась?»,  «Назови убранные игрушки»

Цель: развитие речи, внимания, памяти и мыслительной деятельности. (1 уровень)

2. Компьютерная игра «Музыканты» (5 уровень)

Цель: развитие слухового восприятия .

2

Мебель

1. «Четвертый лишний»

Цель: развитие речи, мышления (умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать).    (2 уровень)

2. Компьютерная игра «Наш дом»

Цель: развитие слухового восприятия .

3

Игрушки

1. «Какой игрушки не стало?», «Какая игрушка появилась?»,  «Назови убранные игрушки»

Цель: развитие речи, внимания, памяти и мыслительной деятельности. (2 уровень)

2. Компьютерная игра «Музыканты» (6 уровень)

Цель: развитие слухового восприятия .

4

Одежда

«Судоку для малышей»

Цель: развитие логического мышления и внимания. (1 уровень)

2. Компьютерная игра «Музыканты» (7 уровень)

Цель: развитие слухового восприятия .

II период обучения (декабрь, январь, февраль)

1

Обувь, одежда,

головные уборы

1. «Найди заплатку»

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания.

2. Компьютерная игра  «Транспорт» (1-2 уровень)

Цель: развитие слухового восприятия .

2

Ателье

1. «Найди 5 отличий»

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания.

2. Компьютерная игра  «Транспорт» (3 уровень)

Цель: развитие слухового восприятия.

3

Зима.

Зимние забавы

«Судоку для малышей»

Цель: развитие логического мышления и внимания. (2 уровень)

4

Новый год

1. Тренажер «Что изменилось?»

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, речи.

2. Компьютерная игра «Транспорт» (4 уровень)

Цель: развитие слухового восприятия.

1,2

3

Зимующие птицы

«Четвертый лишний»

Цель: развитие речи, мышления (умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать).    (3 уровень)

4

Дикие животные

зимой

1. «Кто спрятался?»

Цель: развитие речи, зрительной памяти, произвольного внимания.

2. Компьютерная игра «Транспорт» (5 уровень)

Цель: развитие слухового восприятия.

1

Транспорт

1. «Продолжи ряд»

Цель: развитие речи, логического мышления и внимания, классификация транспорта на наземный, водный и воздушный. 

2. Компьютерная игра «Транспорт» (6 уровень)

Цель: развитие слухового восприятия.

2

Почта

1. «Четвертый лишний»

Цель: развитие речи, мышления (умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать).     (4 уровень)

2. Компьютерная игра «Транспорт» (7 уровень)

Цель: развитие слухового восприятия.

3

Наша армия

«Что что зачем и почему?»

Цель: развитие речи, мышления (умение располагать картинки в порядке развития сюжета).

4

Профессии

«Четвертый лишний»

Цель: развитие речи, мышления (умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать).  (5 уровень)

III период обучения (март, апрель, май)

1

Весна

2

Праздник 8 Марта

1. «Найди пару»

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания.

2. Компьютерная игра

«Колокольчики» (1 уровень)

Цель: развитие слухового восприятия.

3

Комнатные растения

1. «Что изменилось?»

Цель: развитие пространственного мышления; пространственного восприятия; зрительной памяти.

2. Компьютерная игра

«Колокольчики» (2 уровень)

Цель: развитие слухового восприятия.

4

Наша пища

«Четвертый лишний»

Цель: развитие речи, мышления (умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать).   (6 уровень)

1

Откуда хлеб пришел?

«Что сначала, что потом»

Цель: развитие речи, мышления (умение располагать картинки в порядке развития сюжета).

2

Посуда

«Судоку для малышей»

Цель: развитие логического мышления и внимания. (3 уровень)

3

Мой дом

1. «Четвертый лишний»

Цель: развитие логического мышления и внимания.

2. Компьютерная игра

«Кто живет рядом с нами»

Цель: развитие слухового восприятия.

4

Насекомые

1. «Четвертый лишний»

Цель: развитие речи, мышления (умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать).   (7 уровень)

2. Компьютерная игра

«Колокольчики» (3-4 уровень)

Цель: развитие слухового восприятия.

1

Наша страна.

Мой родной край

1. «Почини игрушку»

Цель: развитие зрительного внимания, расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи.

2. Компьютерная игра

«Колокольчики» (5 уровень)

Цель: развитие слухового восприятия.

2

Домашние животные и их детеныши

1. «Найди мою тень»

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания.

2. Компьютерная игра

«Скотный двор»

Цель: развитие слухового восприятия.

3

Человек

«Какой игрушки не стало?», «Какая игрушка появилась?»,  «Назови убранные игрушки»

Цель: развитие речи, внимания, памяти и мыслительной деятельности. (3 уровень)

2. Компьютерная игра «Голоса»

Цель: развитие слухового восприятия.

4

Лето

1. «Логические цепочки»

Цель: развитие логического мышления и внимания.

2. Компьютерная игра

«Колокольчики» (6-7 уровень)

Цель: развитие слухового восприятия.

Приложение № 3

Анализ диагностических исследований мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с ОНР

ФИ ребенка

Методика «Что лишнее?»

Методика «Разложи картинки»

Методика «Мисочки»

Методика «Разрезные картинки»

Методика «Самое непохожее»

Начало уч. г.

Конец уч. г.

Начало уч. г.

Конец уч. г.

Начало уч. г.

Конец уч. г.

Начало уч. г.

Конец уч. г.

Начало уч. г.

Конец уч. г.

Вова М.

2

5

1

2

2

3

1

2

1

2

Валя М.

5

7

2

3

2

3

2

3

2

3

София Х

5

8

2

3

1

3

1

2

1

2

Степа П.

7

10

2

3

3

3

2

3

2

3

Костя К.

5

8

2

3

3

3

2

3

2

3

Ира П.

2

5

1

2

1

2

1

2

1

2

Анализ диагностических исследований мыслительных операций

Софии Х.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Поле чудес»

В конспекте представлена интеграция образовательных областей художественно-эстетического  и  речевого развития....

Проект «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через использование фольклорного жанра – частушки».

Используемая нами в логопедической работе, "Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи" под редакцией профессора  Л.В. Лопатиной (С-П...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами пальчикового театра

В современной  логопедии  остро  встает  вопрос о недостатках  связного  высказывания  детей  с  общим  недоразвитием речи. Увеличение телевизио...

Программа по развитию лексико-грамматической стороны речи и связной речи (для детей старшего дошкольного возраста)

Работа по данной программе направлена на развитие умений для овладения детьми совершенными формами связной речи....

Развитие графомоторных навыков как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Эффективность метода кинезиологии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста, проект «Играем и дома пальчики развиваем", игры с камешками "Марплс"...

Статья: "Закономерности развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием"

Статья раскрывает ответы на  вопросы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием....