Взаимодействие учителя-логопеда и родителей, как необходимый компонент при устранении речевых нарушений учащихся.
статья по теме

Работа направлена на использование различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей для повышения качества коррекционного воздействия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoe_partnyorstv._uchitel-logoped_bobrikova_i.a.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей, как необходимый компонент при устранении речевых нарушений  учащихся.

Бобрикова Инна Алексеевна

учитель-логопед МБОУ СШ №21
г. Нижневартовск

Каждый родитель мечтает,  чтобы его ребёнок приходя в школу стал успешным, умело взаимодействовал с окружающими его людьми, добивался поставленных целей. Но мало кто из них задумывается, что способствует росту и развитию ученика. Какое важное значение  при этом имеет красивая, грамотно оформленная речь. Хотя обще известно, что чёткая дикция, ясное  изложение информации являются составляющими успеха современного человека.

К сожалению, с каждым годом  всё острее встаёт вопрос об обучении детей с речевыми нарушениями. Происходит увеличение учащихся, имеющих качественный рост компонентов дефекта. Будучи неуспешными в учебной деятельности, они нуждаются в коррекционно-образовательном воздействии. При этом полноценная поддержка в условиях средней образовательной школы возможна лишь при тесном сотрудничестве логопеда и родителей.

 Главным в сложившейся ситуации является разъяснительная работа, формирование мотивации к совместной деятельности поскольку среди родителей есть такие, которые в силу разных причин просто не замечают дефекты детей, не уделяют достаточное внимание их развитию и воспитанию, имеют низкий уровень педагогических навыков.

Создание единого пространства речевого развития для ребенка является очень важным, поскольку только члены семьи могут, находясь рядом в течении длительного времени, закреплять формируемые умения, а это, в свою очередь, будет залогом стабильной положительной динамики. При этом оба участника и родитель и логопед имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Взаимодействие всех участников образовательного процесса должно носить комплексный и планомерный   характер.

Цель работы: использование различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей для повышения качества коррекционного воздействия.

Задачи:

  • установление партнёрских отношений с семьёй каждого обучающегося;
  • создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка;
  • оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций;
  • обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс  позволяет значительно повысить эффективность работы. В условиях современной школы сотрудничество семьи и логопеда становится всё более востребованным. Согласно индивидуальным особенностям детей и интересам родителей, предлагаются различные формы и методы работы. В каждом конкретном случае они свои, и всё же можно выделить и обобщить наиболее востребованные и эффективные формы работы:

Родительские собрания, где ключевой становится какая либо тема "Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы", "Предупреждение дисграфических ошибок".  Преимущество данной формы состоит в том, что вопросы, на которые родители хотят услышать ответ, могут быть схожими, либо они  могут носить познавательный характер для всех участников собрания.

Индивидуальная консультация, на которой можно очень подробно рассмотреть все речевые нарушения конкретного ребёнка, дать рекомендации, убедить родителей в необходимости их выполнения.

Тестирование и анкетирование. Дает возможность получить правдивую информацию о семье и среде, где воспитывался ребенок, его периодах развития и т.д.

Работа с сайтом школьной логопедической службы является доступным источником для каждого родителя, где каждый сможет найти необходимый материал для дополнительного взаимодействия с ребенком (пособия, тесты, методические материалы).

Семинары-практикумы помогают родителям овладевать приемами коррекционной работы, дают возможность научиться правильной подаче материала. Повышают уровень знаний в области логопедии.

Дни открытых дверей - это открытые логопедические занятия для родителей, где они наблюдают как занимаются дети, отмечая для себя, как объяснить тот или иной материал дома.

Праздники и развлечения. Родители посещают конкурсы чтецов, тематические праздники, спортивно-логопедические викторины в дни здоровья, где каждый ребенок  демонстрирует все свои достижения, показывает, чему именно он научился в течение определенного промежутка времени.

Совместные действия учителя - логопеда и родителей - это важное условие для полноценного развития учеников начальной школы, имеющих речевые нарушения. Важно отметить, что понятие "взаимодействия с семьёй" гораздо шире, чем просто работа с родителями, она предполагает партнерские отношения, в которых контроль осуществляется ненавязчиво, а полученный положительный результат радует и педагога и родителей.

Список литературы:

1. О. В. Бачина, Л. Н. Самородова. - М. : ТЦ Сфера, 2009. - 57 с.

2. Садовникова И.Н. Нарушения устной и письменной речи и их преодоление у

младших школьников. М., 1997.

3. Научно-методический журнал "Логопед" №1-2006 год.

4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных

классов. М., 2006.

5. Филичева Т.Б, Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. Москва,

"Просвещение" 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Координационный план взаимодействия учителя-логопеда, узких специалистов и воспитателей по реализации принципа преемственности в коррекционной работе и устранению речевой патологии.

Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с общим недоразвитием речи. Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и узких специалистов к активному участию в коррекционной логопедич...

Проект "Взаимодействие учителя - логопеда. воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешностью работф с семьями воспитанников ДОУ. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность дея...

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей в работе по развитию речи и формированию коммуникативных способностей детей старшего возраста.

В последнее время по ряду причин значительно увеличилось количество детей с выраженными недостатками развития речи. Дети не умеют правильно произносить звуки, недостаточно развиты фонематические проце...

Опыт работы по теме "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в преодолении речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи"

В работе представлены формы работы с родителями воспитанников. Указаны причины по которым родители не всегда могут откликаться на просьбы специалистов ДОУ, намечены перспективы работы с родителями....

Опыт работы по теме "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в преодолении речевых нарушений у детей"

В работе представлены формы взаимодействия пелагогов ДОУ и  родителей в преодолении речевых недостатков, причины недостаточно активного участия родителей в мероприятиях ДОУ, намечены перспективы ...

Проектная деятельность как метод взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

В данной статье представлен опыт работы по использованию метода проектирования в коррекционной работе учителя-логопеда....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧАСТНИКАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые наруше¬ния, во многом зависят от квалификации специалистов, которые с ним работают в школьном образовательном учреждении. ...