Проектная деятельность как метод взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
проект по теме

Порожняя Ольга Адольфовна

В данной статье представлен опыт работы по использованию метода проектирования в коррекционной работе учителя-логопеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как метод взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы  с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

(из опыта работы учителя-логопеда МБДОУ №87 «Моряночка» Порожней О.А., город Северодвинск)

         Результативность коррекционной  работы во многом зависит от сотрудничества и взаимодействия учителя-логопеда и семьи. Только от родителей зависит развитие малыша в первые годы жизни , и  они устанавливают так называемый «интимный круг общения» (по А.Н.Леонтьеву), который оказывает наибольшее влияние на становление всех психических процессов в дошкольном детстве. Значимость семейного окружения стала определяющим направлением в данном проекте.  Цель проекта – показать  значимость и важность своевременной коррекционной помощи, сделать родителей активными участниками коррекционной работы. В ходе реализации проекта родители должны понять ценность семейного воспитания и включиться в коррекционную работу.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

Практико-ориентированный проект: в нем заложен четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников проекта.

Открытый проект – в нем принимали участие дети группы компенсирующей напрвленности, а также семьи воспитанников, так как именно такие проекты дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности.

Коллективный проект - дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

     В ходе проекта, решая различные коррекционно-практические задачи при участии родителей, дети приобретают навыки необходимые для правильного произношения звуков в различных видах деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции — удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых — порождают у ребенка уверенность в своих силах.


    При реализации проекта было необходимо помочь понять родителям, какие виды речевых нарушений существуют, как они влияют на развитие ребенка; разъяснить и показать им, в чем состоит работа логопеда в дошкольном учреждении; повысить компетенцию родителей в области дошкольной коррекционной педагогики и психологии.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Проводились следующие виды работ:

- анкетирование и беседы, целью которых являлось изучение отношения родителей к недостаткам речевого развития своего ребенка, стиля общения в семье, уровня знаний родителей в области коррекционной педагогики и психологии, методов воспитания детей.

- консультации учителя-логопеда с родителями, на которых родители ознакомились с содержанием коррекционно-развивающей работы в условиях группы компенсирующей направленности, с итогами развернутого логопедического обследования речи детей.

- индивидуальное консультирование, на котором члены семьи узнавали о речевых нарушениях своего ребенка и особенностях коррекционной работы с ним.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП.

Включал в себя:

- семинары-практикумы для родителей по темам:  «Артикуляционная гимнастика, её значение и необходимость на подготовительном этапе коррекционной работы», «Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи». На этих семинарах-практикумах родителям разъяснялись правила проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях, и

представлены были игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников.

- оформили стенд для родителей «Вместе с логопедом», на котором размещается вся необходимая информация в соответствии с этапами коррекционной работы с детьми группы компенсирующей направленности. На этом стенде помещены буклеты-памятки, которые родители могут взять в качестве подсказок с необходимой информацией.

- в кабинете учителя-логопеда организована «Библиотечка для родителей», в которой есть вся необходимая литература для ознакомления по вопросам коррекции речевого недоразвития у детей.

- работа с индивидуальными тетрадями, в которые учитель-логопед записывает все необходимые рекомендации по закреплению необходимого материала с ребёнком дома.

- индивидуальные занятия в присутствии родителей и при активном их участии, на которых показываются необходимые методы и приёмы коррекционно-развивающей работы по формированию правильного звукопроизношения, совместно с детьми оцениваются имеющиеся трудности и успехи ребёнка.

- обучающие тренинги и тематические консультации по плану учителя-логопеда и по необходимости: « Развитие слухового внимания и памяти у детей с нарушениями речи», « Развитие мимической произвольной мускулатуры и её значение для детей с нарушениями речи», « Особенности режима дня для детей с речевыми нарушениями» и т.д.

ИТОГОВО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП.

Заключительный этап проводился в конце учебного года, он включал в себя следующие виды работ:

- итоговое обследование речевого развития детей;

- анкетирование родителей с целью выявления результативности коррекционной работы;

- обсуждение и выбор тем для оформления проектов, которые дети представляют на выпускной комиссии из группы компенсирующей направленности,

- проведение исследовательской деятельности родителей совместно с детьми в домашних условиях,

- оформление проектов родителями совместно с детьми ,

- беседа учителя-логопеда с воспитанниками по теме индивидуального проекта каждого, кто принимает участие,

- представление детьми своих проектов на выпускной комиссии из группы компенсирующей направленности,

- награждение родителей активно участвовавших в коррекционной работе;

- поощрение воспитанников за успехи и достижения в речевом развитии.

Результаты работы:

Родители детей , имеющих речевые нарушения, осознанно включаются в коррекционную работу , и активно сотрудничают с  учителем-логопедом. Они становятся полноправными членами педагогического воздействия, незаменимыми помощниками в процессе автоматизации поставленных звуков. Учитель-логопед и родители начинают тесно сотрудничать и предъявлять единые требования к качеству речи ребенка, что благотворно влияет на речевое развитие дошкольника. Взаимодействие родителей и учителя логопеда значительно повышает эффективность коррекции речевых недостатков.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с речевым заключением и ЗПР.

Данное занятие проводилось в рамках городского конкурса "Педагог года 2007" с детьми старшей логопедической группы....

Проект "Взаимодействие учителя - логопеда. воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешностью работф с семьями воспитанников ДОУ. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность дея...

Формирование оптико-пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

В данной работе большое внимание уделялось начальному этапу формирования временных ощущений путем перекодирования их в пространственные представления на конкретных предметах, развитию тактильно-двигат...

Семинар-практикум для педагогов «Адаптированные методы ТРИЗ – РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

В ходе данного мероприятия педагоги познакомятся с методом ТРИЗ, направленным на  активизацию речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»...

Система взаимодействия логопеда и специалистов в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевую патологию

В статье представлена система взаимодействия специалистов по улучшению речи у детей дошкольного возраста...

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ...