Проектная деятельность как метод взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
проект по теме
В данной статье представлен опыт работы по использованию метода проектирования в коррекционной работе учителя-логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_kak_metod_vzaimodeystviya_uchitelya.doc | 637 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как метод взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
(из опыта работы учителя-логопеда МБДОУ №87 «Моряночка» Порожней О.А., город Северодвинск)
Результативность коррекционной работы во многом зависит от сотрудничества и взаимодействия учителя-логопеда и семьи. Только от родителей зависит развитие малыша в первые годы жизни , и они устанавливают так называемый «интимный круг общения» (по А.Н.Леонтьеву), который оказывает наибольшее влияние на становление всех психических процессов в дошкольном детстве. Значимость семейного окружения стала определяющим направлением в данном проекте. Цель проекта – показать значимость и важность своевременной коррекционной помощи, сделать родителей активными участниками коррекционной работы. В ходе реализации проекта родители должны понять ценность семейного воспитания и включиться в коррекционную работу.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА
Практико-ориентированный проект: в нем заложен четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников проекта.
Открытый проект – в нем принимали участие дети группы компенсирующей напрвленности, а также семьи воспитанников, так как именно такие проекты дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности.
Коллективный проект - дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
В ходе проекта, решая различные коррекционно-практические задачи при участии родителей, дети приобретают навыки необходимые для правильного произношения звуков в различных видах деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции — удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых — порождают у ребенка уверенность в своих силах.
При реализации проекта было необходимо помочь понять родителям, какие виды речевых нарушений существуют, как они влияют на развитие ребенка; разъяснить и показать им, в чем состоит работа логопеда в дошкольном учреждении; повысить компетенцию родителей в области дошкольной коррекционной педагогики и психологии.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Проводились следующие виды работ:
- анкетирование и беседы, целью которых являлось изучение отношения родителей к недостаткам речевого развития своего ребенка, стиля общения в семье, уровня знаний родителей в области коррекционной педагогики и психологии, методов воспитания детей.
- консультации учителя-логопеда с родителями, на которых родители ознакомились с содержанием коррекционно-развивающей работы в условиях группы компенсирующей направленности, с итогами развернутого логопедического обследования речи детей.
- индивидуальное консультирование, на котором члены семьи узнавали о речевых нарушениях своего ребенка и особенностях коррекционной работы с ним.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП.
Включал в себя:
- семинары-практикумы для родителей по темам: «Артикуляционная гимнастика, её значение и необходимость на подготовительном этапе коррекционной работы», «Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи». На этих семинарах-практикумах родителям разъяснялись правила проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях, и
представлены были игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников.
- оформили стенд для родителей «Вместе с логопедом», на котором размещается вся необходимая информация в соответствии с этапами коррекционной работы с детьми группы компенсирующей направленности. На этом стенде помещены буклеты-памятки, которые родители могут взять в качестве подсказок с необходимой информацией.
- в кабинете учителя-логопеда организована «Библиотечка для родителей», в которой есть вся необходимая литература для ознакомления по вопросам коррекции речевого недоразвития у детей.
- работа с индивидуальными тетрадями, в которые учитель-логопед записывает все необходимые рекомендации по закреплению необходимого материала с ребёнком дома.
- индивидуальные занятия в присутствии родителей и при активном их участии, на которых показываются необходимые методы и приёмы коррекционно-развивающей работы по формированию правильного звукопроизношения, совместно с детьми оцениваются имеющиеся трудности и успехи ребёнка.
- обучающие тренинги и тематические консультации по плану учителя-логопеда и по необходимости: « Развитие слухового внимания и памяти у детей с нарушениями речи», « Развитие мимической произвольной мускулатуры и её значение для детей с нарушениями речи», « Особенности режима дня для детей с речевыми нарушениями» и т.д.
ИТОГОВО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП.
Заключительный этап проводился в конце учебного года, он включал в себя следующие виды работ:
- итоговое обследование речевого развития детей;
- анкетирование родителей с целью выявления результативности коррекционной работы;
- обсуждение и выбор тем для оформления проектов, которые дети представляют на выпускной комиссии из группы компенсирующей направленности,
- проведение исследовательской деятельности родителей совместно с детьми в домашних условиях,
- оформление проектов родителями совместно с детьми ,
- беседа учителя-логопеда с воспитанниками по теме индивидуального проекта каждого, кто принимает участие,
- представление детьми своих проектов на выпускной комиссии из группы компенсирующей направленности,
- награждение родителей активно участвовавших в коррекционной работе;
- поощрение воспитанников за успехи и достижения в речевом развитии.
Результаты работы:
Родители детей , имеющих речевые нарушения, осознанно включаются в коррекционную работу , и активно сотрудничают с учителем-логопедом. Они становятся полноправными членами педагогического воздействия, незаменимыми помощниками в процессе автоматизации поставленных звуков. Учитель-логопед и родители начинают тесно сотрудничать и предъявлять единые требования к качеству речи ребенка, что благотворно влияет на речевое развитие дошкольника. Взаимодействие родителей и учителя логопеда значительно повышает эффективность коррекции речевых недостатков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с речевым заключением и ЗПР.
Данное занятие проводилось в рамках городского конкурса "Педагог года 2007" с детьми старшей логопедической группы....
Проект "Взаимодействие учителя - логопеда. воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешностью работф с семьями воспитанников ДОУ. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность дея...
Использование ИКТ в процессе содействия овладению детьми старшего дошкольного возраста восприятием основных видов музыкальной деятельности
Использованме ИКТ на музыкальных занятиях...
Формирование оптико-пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
В данной работе большое внимание уделялось начальному этапу формирования временных ощущений путем перекодирования их в пространственные представления на конкретных предметах, развитию тактильно-двигат...
Семинар-практикум для педагогов «Адаптированные методы ТРИЗ – РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».
В ходе данного мероприятия педагоги познакомятся с методом ТРИЗ, направленным на активизацию речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»...
Система взаимодействия логопеда и специалистов в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевую патологию
В статье представлена система взаимодействия специалистов по улучшению речи у детей дошкольного возраста...
СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ...