Дифференциация звуков В - Ф
план-конспект по теме

Миличкина Анна Викторовна


Конспект логопедического занятия  по предупреждению дисграфии в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_differentsiatsiya_zvukov_v-_f.docx34.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по предупреждению дисграфии

 в 1-м классе 

Тема:  Дифференциация  звуков  В - Ф

Цель: научить учащихся дифференцировать звуки [в] - [ф] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

Задачи:

  • образовательные: закрепить знания о механизме образования данных звуков и различать эти звуки изолированно, в слогах, словах и предложениях.
  • коррекционно-развивающие: развивать артикуляционный аппарат; совершенствовать навыки фонематического восприятия, развивать фонематический слух; развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; научить дифференцировать звуки [в] - [ф] изолированно, в слогах, словах, предложениях, закрепить навык самоконтроля правильной речи в самостоятельной речи; развивать умение соотносить звуки [в] - [ф] с буквами В и Ф.
  • воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, умение слушать друг друга, умение работать самостоятельно.

Оборудование: зеркала, проектор, интерактивная доска.

Ход

  1. Организационный момент

( слайд 2)

- Ребята, сегодня в гости к нам пришел Старичок Звуковичок. Решил он  отправиться в гости на далекий Север. Там у него живут  хорошие друзья: Вова и Фаина. Стал он собирать чемодан. На Севере очень холодно. Что с собой взять?

(слайд 3)

Детям предлагаются картинки, из которых нужно выбрать предметы одежды и обуви со звуками в или  ф (кофта, варежки, шарф, валенки, фуфайка, футболка).

(слайд 4)

Педагог: Задумался Старичок Звуковичок: Что можно взять к чаю, чтобы угостить друзей?  Помоги Звуковичку выбрать угощение со звуками в или ф.

Дети: конфеты, вафли.

Педагог: С какими звуками мы придумывали слова?

Дети: со звуками в и ф.

(слайд 5)

(слайд 6)

 II. Артикуляционная гимнастика

- Ребята, чтобы красиво и правильно говорить, нужно сделать артикуляционную гимнастику. Давайте достанем зеркала и покажем Вове и Фаине, как мы её умеем делать! Научим их делать артикуляционную гимнастику вместе с нами!

1. «Улыбочка».

2. «Трубочка».

3. «Заборчик».

4. «Чистим зубки».

5. «Лошадка».

6. «Орешек».

III.  Анализ артикуляция звуков [в], [ф] (сходство, различие).

  Сравнительная характеристика звуков в и ф. Давайте посмотрим, чем похожи и чем отличаются звуки  в и ф?

Сходство:  эти звуки согласные. При произнесении звуков в и ф нижняя губа должна касаться передних, верхних зубов, верхняя губа поднята, воздух проходит сквозь щель между зубами и губой и воспроизводит эти звуки. При произнесении согласных  в и ф спинка языка поднимается к твердому небу.

Различия: если приложить ладошку к горлышку и спеть звук ф – горлышко молчит, а если спеть звук в – горлышко звенит. 

(слайд 7)

IV. Характеристика звуков [в], [ф].

- Ребята, а сейчас дайте характеристику звуков [в], [ф].

- Звук [в], какой он? (Согласный, потому что струя воздуха встречает преграду.)

- Звук [в] – звонкий или глухой? (Звонкий.)

- Почему? (Голосовые связки дрожат.)

- Переходим к звуку [ф]. Охарактеризуйте его. (Глухой – потому что голосовые связки не дрожат.)

- Назовите в чём отличие? (Звук [в] – звонкий, а звук [ф] – глухой. При произнесении  звука [в] голосовые связки дрожат, а при произнесении звука [ф] – не дрожат.)

 V.  «Поймай звук».

Звуки: ф,  р, с, в, н, ч, к, ф, ч, в, к, в, д, н, ф, к, ч.

Слоги: па, ка, ва,  са, но, фо, ну, ву, ты, фы.

Слова: футболка, утка, вагон, факел, сова, кофта, валенки, книга.

 VI.   Игра «Собери слова».

Старичок Звуковичок  разделил слова на слоги и перемешал их. Вова и Фаина должны были собрать слова ,  добавляя слоги: - вы или – фы:

шка-…,  тык- …,  голь-…,   жира-…,  бук-…,  тра-…,  шар-…

V II. Соотнесение звуков [в] и [ф] с буквами В и Ф

(слайд 8)

- Ребята, какой буквой обозначается звук [в]? (Буквой ВЭ.)

- На что похожа буква В? Из скольких частей состоит буква В. (Буква В состоит из трёх частей.)

- Какой буквой обозначается звук [ф]? (Буквой ЭФ.)

- На что похожа буква Ф? Из скольких частей состоит буква Ф. (Буква В тоже состоит из трёх частей.) 

  (слайд 9)

V III. Физминутка «Звериная зарядка».

– Ребята, давайте представим себя маленькими зверушками  и выполним те движения, которые делают они.

Раз – присядка, два – прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята, как проснутся, (кулачками потереть глаза) 

Любят долго потянуться, (потянуться)

Обязательно зевнуть, (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть.

(движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть, (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый, (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы, (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе, (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте, (раскачивание туловища в стороны)

 А кому зарядки мало – начинает все сначала.

      IX.   Формирование навыков письма.

- Ребята, Вова и Фаина очень любят писать. Они придумали для вас задание. Нужно правильно дописать в тетрадях буквы В, в  и  Ф, ф.

Изображение 018Изображение 018

 

   

X.  Речевая разминка        

- Повторяете за мной  чистоговорки:

Ва-ва-ва - во дворе трава
Фа-фа-фа – у невесты фата
Во-во-во - бушуют волны
Фо-фо-фо – горят фонари
Вы-вы-вы – глазки у совы
Фы-фы-фы – фыркают ежи

(слайд 10)

X I .Нахождение картин со звуками В – Ф, определение места звука в слове (в начале, середине, конце)

- Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки В-Ф. Предлагаю распределить картинки между Вовой и Фаиной. У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания.

(После того, как дети распределят картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.)

- Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.

X II. Игра «Что лишнее?»

Найди лишнее слово ( по наличию звуков [в] или [ф]:

кофта, фартук, ворота, фонарик  (ворота)

сова, ванна, диван, фокусник  (фокусник)

фамилия, фрукты, факел, валенки (валенки)

волк, фазан, ворона, сова (фазан)

фонтан, волосы, волна, воздух (фонтан)

XIII. Итог занятия

- Какие звуки мы сегодня различали?

- Как они называются? (Парные согласные)

- Какие слова вы запомнили со звуками В – Ф? Назовите их.

- Какие задания вам понравились?        

- Благодарю всех за работу, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ, 2004 г., статья в журнале "ЛОГОПЕД"

В статье представлены авторские логопедические игры по автоматизации звуков на этапе "слово", "предложение", а так же конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, как п...

Уровневая дифференциация на уроках математики

Актуальность использования технологии уровневой дифференциации в образовательном процессе, положительные и отрицательные аспекты.    ...