Формирование правильного звукопроизношения: звук [Ш].
методическая разработка на тему
Представлен примерный индивидуальный план по постановке, автоматизации и дифференциации звука [Ш].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sh.docx | 18.46 КБ |
Предварительный просмотр:
План
индивидуального занятия
(подробный)
- Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков (с – ш) в слогах, начале слова в игре «Кто говорит Саня или Шура?»
Покажи пальчиком (на картинку), кто говорит Саня или Шура? (с, ш, ш, с; са, ша, су, шу, со, шо, сы, ши, сэ, ше; сад, шар, санки, шапка, сук, шут, сын, шина, сок, шок, сутки, шутки, сумка, суп, шуба).
- Отработка артикуляционных упражнений, подготавливающих к постановке звука Ш.
- «Рупор» - губы округлены и чуть вытянуты вперед, зубы сомкнуты (4-5 раз).
- «Качели» - попеременно поднимание и опускание кончика языка за верхние и нижние зубки (4-5 раз).
- «Почисти зубки» – водить кончиком языка то за нижними, то за верхними зубами (4-5 раз).
- «Вкусное варенье» - вести широким кончиком языка с верхней губки внутрь в рот, губы в улыбке, рот приоткрыт (4-5 раз).
- «Чашечка» - рот широко открыт, передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов (4-5 раз).
- «Фокус» - поднять широкий кончик языка к верхней губе (не прижимать) и дуть на кончик носа, где лежит ватка. Ватка должна от дутья подниматься вверх (4-5 раз).
- Постановка звука Ш.
Сначала пробую поставить звук Ш по подражанию, основываясь на тактильные ощущения. Если у ребенка не получается, то ставлю звук с помощью следующего приема.
Ребенок несколько раз произносит слог СА и во время его произнесения постепенно (плавно) поднимает кончик языка по направлению к альвеолам. По мере подъема языка меняется характер шума согласного звука. В момент появления шипящего шума, соответствующего акустическому эффекту нормированного Ш, логопед фиксирует внимание ребенка с помощью зеркала на этой позе. Затем просит сильно подуть на кончик языка, присоединяя к выходу звук а (в результате слышится слог Ша).
Ребенок произносит слог СА при верхнем положении языка и внимательно прислушивается к тому, какой звук при этом получается.
- Автоматизация поставленного звука Ш.
- Изолированно в игре «Змея шипит» - ш-ш-ш-ш несколько раз (можно то громче, то тише).
- В слогах: ша-ша-ша, шу-шу-шу, шо-шо-шо, ши-ши-ши, ше-ше-ше (медленно и утрированно).
- В начале слова, фразах (в ответах на вопросы логопеда предложениями) по картинкам, карточкам.
Например:
- Шаль – Что у мамы? – У мамы шаль.
- Шакал – Кто в клетке? – В клетке шакал.
- Шалун – Кто Вова? – Вова шалун.
- Шапка – Что у Димы? – У Димы шапка и т. д.
- Отработка слоговой структуры слова и определение позиции звука Ш в слове. Например: шу-ба – 2 части (слога), звук Ш в начале слова.
- Автоматизация звука Ш на последующих занятиях в середине слова в словах и фразах по картинкам и карточкам.
Например:
- Лошадка – Что у Шуры? – У Шуры лошадка.
- Кушал – Что делал Дима? – Дима кушал.
- Каша – Что кушал Дима? – Дима кушал кашу.
- Зачем на последующих занятиях звук Ш отрабатывается в слогах со стечением согласных и в словах в начале слова.
Например: шка-шко-шку
- Шкаф – Что купили? – Купили шкаф.
- Школа – Куда идет Шура? – Шура идет в школу.
- Далее звук Ш автоматизируется в закрытых слогах.
Например: аш-ош-уш-ыш-иш
- Кошка – Кто ловит мышку? – Кошка ловит мышку.
- Ушки – Что у кошки? – У кошки ушки.
- Далее звук Ш автоматизируется в чистоговорках, потешках, стихах, загадках, пересказе рассказов и т. д.
- Шапка да шубка.
Вот и весь Мишутка.
- Шайба да клюшка,
Вот и весь Илюшка.
- Чашка да ложка
Вот и весь Антошка.
- Далее на занятиях осуществляется дифференциация в речи звуков: (ш-с) по той же схеме: изолированно, в слогах, в начале и середине слова, в закрытых слогах, фразах, чистоговорках и текстах, дидактических играх.
Например: игра «Вставь нужное слово»
- сок – шок
Маша пила …(сок).
У Сани от боли был … (шок).
- шутки - сутки
Папа приехал на следующие … (сутки).
Он сразу начал говорить … (шутки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы оптимизации процесса формирования правильного звукопроизношения у детей-логопатов
Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют стойкий характер. Иногда проходит довольной большой период времени, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной ар...
игры для формирования правильного звукопроизношения
ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ...
Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения
Советы родителям по правильному выполнению артикуляционных упражнений....
«Формирование правильного звукопроизношения у детей»
Формирование правильного произношения у детей это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспри...
Формирование правильного звукопроизношения: звук [С].
Представлен примерный индивидуальный план по постановке звука [С]....
Формирование правильного звукопроизношения: звук [Ж].
Представлен примерный индивидуальный план по постановке и автоматизации звука [Ж]....
Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
В современных условиях развития общества перед логопедией стоят задачи поиска наиболее оптимальных методов обучения и воспитания детей с ТНР. В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей становится ...