«Формирование правильного звукопроизношения у детей»
консультация по теме

            Формирование правильного произношения у детей это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. В результате такой работы к четырем-пяти годам ребенок должен овладеть чётким произношением всех звуков речи.             Но у многих детей этот процесс задерживается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultacii.rar9.44 КБ

Предварительный просмотр:


муниципального казенного специального(коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников c ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №260» IV вида



                Консультация для родителей

 

«Формирование правильного звукопроизношения у детей»




                                                                                             Подготовил:

                                                                      учитель – логопед

                                                                      Кальченко Ольга Герасимовна






Формирование правильного звукопроизношения у детей

            Формирование правильного произношения у детей это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. В результате такой работы к четырем-пяти годам ребенок должен овладеть чётким произношением всех звуков речи.

            Но у многих детей этот процесс задерживается. Ребенку 5лет, но он не произносит отдельные звуки /р/,/л/, группу звуков /с/,/з/,/ц/ или несколько групп звуков: шипящие заменяются свистящими /"коска"-кошка,"зук"-жук/;звук /л/ произносится как /в/— /"вошка"-ложка/;звук /р/--картаво--/"гхука"-рука. Нередко у детей страдают и гласные звуки, они произносят их не четко. Между тем правильное произношение глухих звуков очень важно, поскольку гласные служат основой для развития навыка звукослогового,  звукобуквенного, анализа, что подготавливает ребёнка к обучению грамоте.  

            Систематические упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой гимнастики, способствующей  выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса, дикции.

            Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.

   Внятность и  чистота произношения звуков зависит от многих факторов и в  первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы челюсти, от умения человека ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости  речевых зон коры головного мозга.        

              При нарушениях двигательной функции. артикуляционного аппарата нарушается    динамика     движений     языка,    губ,  челюсти  из-за этого звуки,

особенно в потоке речи, звучат смазано. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. При этом могут страдать отдельные звуки, группа звуков или несколько групп: соноры, свистящие, шипящие. Такого рода нарушения наблюдаются обычно у детей с органическим поражением ЦНС.

          Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей, подверженных частым заболеванием, у таких детей задерживается усвоение системы звукопроизношения. Они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими   органами артикуляции, Такие дети смешивают, глотают  или искажают звуки.

           В первом случае ребенок не различает звонкие и глухие звуки. Поэтому он заменяет один звук на другой (На березе распустились бочки " -вместо "почки").Во втором случае ребенок умеет правильно произносить тот или иной звук, но не может правильно осуществлять выбор звуков/"Маса пошла в сколу"/. В третьем случае при искаженном произношении неправильный звук по своему звучанию близок к правильному. У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата   страдает и  мелкая моторика пальцев рук, что также является  одной из причин более позднего становления звуков речи.

            Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка. Материл по тренировке мелкой моторики, развитию движений речевого аппарата, ощущений  от движения органов артикуляционного аппарата    преподносят детям в виде сказок, стихов, загадок, что делает занятие интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребенок, увлекаясь игрой, стараясь соблюсти ее условия, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс   развития   артикуляционной   моторики    будет    протекать  активнее, преодоление трудностей проходит легче. Уже в 4 года у большинства детей велико тяготение к  рифме, поэтому предложенные стихотворные тексты будут развивать у ребенка внимание к звуковой стороне речи, а значит, способность к звуковому анализу.

           Как отмечал К.Д.Ушинский, когда ребенок видит картинку, ему сразу хочется заговорить. Поэтому речевые упражнения лучше сопровождать иллюстрациями; обязательно внимательно рассмотрите их и обсудите их содержание. Помните, что продолжительность занятий зависит от возраста и  работоспособности ребенка, по нашему мнению, она не должна    превышать 15-20 минут. Но, если ребенок увлекся, не стоит резко останавливать его.


Методические указания

к    проведению  гимнастики.

  1. Упражнения  для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады , которые необходимо сформировать. 
  2. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
  3. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений.
  4. При отборе материала надо соблюдать последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
  5. В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляется последовательно, с паузами перед каждым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребенок – ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль.
  6. После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата).
  7. Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы –«Качели»), к нему подбирается картинка – образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики.
  8. Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого данного ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем можно доводить количество повторений до 15-20 .
  9. Из выполняемых трех упражнений новым может быть только одно, два других даются для повторения и закрепления.
  10. Проводить артикуляционную гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Для  красочного и забавного занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, художественное слово.
  11. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и свое лицо. Лицо должно быть хорошо освещено, а губы – ярко окрашены.
  12. Педагог следит за качеством выполняемых упражнений: точностью и правильностью  движения, плавностью и легкостью , достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое.





Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:

-         рассказ    педагога   о   предстоящем   упражнении  с     использованием

         игровых  приемов;

-         показ   педагогом   упражнения;

-         выполнение   упражнения   детьми   перед   зеркалом;

-         проверка   правильности   выполнения,   указание   на    ошибку.

На подготовительном этапе используются два вида общеразвивающих упражнений: статические и динамические с образными названиями.

Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения 6-8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.  






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы оптимизации процесса формирования правильного звукопроизношения у детей-логопатов

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют стойкий характер. Иногда проходит довольной большой период времени, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной ар...

«Использование нетрадиционных и инновационных технологий при формировании правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».

Работа над формированием правильного звукопроизношения у детей - это продолжительный и очень трудоёмкий процесс, основным этапом которого является артикуляционная гимнастика.      Ребён...

Развитие артикуляционной моторики - основа формирования правильного звукопроизношения у детей

Выпускная работа в рамках курсов повышения квалификации на базе МГПУ. Содержит отражение основной работы логопеда по формированию правильного произношения у детей и способы активного привлечения родит...

Презентация по вопросам рзвития артикуляционной моторики - основы формирования правильного звукопроизношения у детей

Статистика, результаты мониторинга речи детей, содержание логопедической работы логопеда ДОУ по формированию звукопроизношения....

«Формирование правильного звукопроизношения у детей через нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики»

Мастер-класс предназначен для восптиателей комбинированных групп, а так же для родителей, имеющих детей с нарушениями речи....

Логопедическое занятие по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Предметная область Формирование правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.Тип занятия Логопедическое занятие для детей с общим недоразвитием речи с...