«Формирование правильного звукопроизношения у детей»
консультация по теме
Формирование правильного произношения у детей это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. В результате такой работы к четырем-пяти годам ребенок должен овладеть чётким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultacii.rar | 9.44 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципального казенного специального(коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников c ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №260» IV вида Консультация для родителей «Формирование правильного звукопроизношения у детей» Подготовил: учитель – логопед Кальченко Ольга Герасимовна Формирование правильного звукопроизношения у детей Формирование правильного произношения у детей это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. В результате такой работы к четырем-пяти годам ребенок должен овладеть чётким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается. Ребенку 5лет, но он не произносит отдельные звуки /р/,/л/, группу звуков /с/,/з/,/ц/ или несколько групп звуков: шипящие заменяются свистящими /"коска"-кошка,"зук"-жук/;звук /л/ произносится как /в/— /"вошка"-ложка/;звук /р/--картаво--/"гхука"-рука. Нередко у детей страдают и гласные звуки, они произносят их не четко. Между тем правильное произношение глухих звуков очень важно, поскольку гласные служат основой для развития навыка звукослогового, звукобуквенного, анализа, что подготавливает ребёнка к обучению грамоте. Систематические упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой гимнастики, способствующей выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса, дикции. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы челюсти, от умения человека ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга. При нарушениях двигательной функции. артикуляционного аппарата нарушается динамика движений языка, губ, челюсти из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. При этом могут страдать отдельные звуки, группа звуков или несколько групп: соноры, свистящие, шипящие. Такого рода нарушения наблюдаются обычно у детей с органическим поражением ЦНС. Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей, подверженных частым заболеванием, у таких детей задерживается усвоение системы звукопроизношения. Они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции, Такие дети смешивают, глотают или искажают звуки. В первом случае ребенок не различает звонкие и глухие звуки. Поэтому он заменяет один звук на другой (На березе распустились бочки " -вместо "почки").Во втором случае ребенок умеет правильно произносить тот или иной звук, но не может правильно осуществлять выбор звуков/"Маса пошла в сколу"/. В третьем случае при искаженном произношении неправильный звук по своему звучанию близок к правильному. У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка. Материл по тренировке мелкой моторики, развитию движений речевого аппарата, ощущений от движения органов артикуляционного аппарата преподносят детям в виде сказок, стихов, загадок, что делает занятие интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребенок, увлекаясь игрой, стараясь соблюсти ее условия, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, преодоление трудностей проходит легче. Уже в 4 года у большинства детей велико тяготение к рифме, поэтому предложенные стихотворные тексты будут развивать у ребенка внимание к звуковой стороне речи, а значит, способность к звуковому анализу. Как отмечал К.Д.Ушинский, когда ребенок видит картинку, ему сразу хочется заговорить. Поэтому речевые упражнения лучше сопровождать иллюстрациями; обязательно внимательно рассмотрите их и обсудите их содержание. Помните, что продолжительность занятий зависит от возраста и работоспособности ребенка, по нашему мнению, она не должна превышать 15-20 минут. Но, если ребенок увлекся, не стоит резко останавливать его. Методические указания к проведению гимнастики.
Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности: - рассказ педагога о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов; - показ педагогом упражнения; - выполнение упражнения детьми перед зеркалом; - проверка правильности выполнения, указание на ошибку. На подготовительном этапе используются два вида общеразвивающих упражнений: статические и динамические с образными названиями. Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения 6-8 раз движений, координации, хорошей переключаемости. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы оптимизации процесса формирования правильного звукопроизношения у детей-логопатов
Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют стойкий характер. Иногда проходит довольной большой период времени, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной ар...
«Использование нетрадиционных и инновационных технологий при формировании правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».
Работа над формированием правильного звукопроизношения у детей - это продолжительный и очень трудоёмкий процесс, основным этапом которого является артикуляционная гимнастика. Ребён...
Развитие артикуляционной моторики - основа формирования правильного звукопроизношения у детей
Выпускная работа в рамках курсов повышения квалификации на базе МГПУ. Содержит отражение основной работы логопеда по формированию правильного произношения у детей и способы активного привлечения родит...
Презентация по вопросам рзвития артикуляционной моторики - основы формирования правильного звукопроизношения у детей
Статистика, результаты мониторинга речи детей, содержание логопедической работы логопеда ДОУ по формированию звукопроизношения....
«Формирование правильного звукопроизношения у детей через нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики»
Мастер-класс предназначен для восптиателей комбинированных групп, а так же для родителей, имеющих детей с нарушениями речи....
Логопедическое занятие по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Предметная область Формирование правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.Тип занятия Логопедическое занятие для детей с общим недоразвитием речи с...
Использование нетрадиционных приёмов работы по формированию правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ
Консультация для учителей-логопедов...