Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения
статья по теме
Советы родителям по правильному выполнению артикуляционных упражнений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика
как эффективное средство формирований
правильного звукопроизношения
Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей. На первых занятиях ученики с удовольствием знакомятся со строением артикуляционного аппарата (рот, губы, зубы, язык, щеки). Они выполняют простейшие артикуляционно-двигательных и мимических упражнений. Например, «Часики». «Качели», «Окошко», «Улыбочка», «Грибок» и др.
Вначале ученики выполняют статические упражнения, целью которых является разогрев мышц артикуляционного аппарата для последующей работы. Основной трудностью при выполнении статических упражнений является удержание артикуляционной позы в течение некоторого времени. Это требует согласованной работы зрительного и кинестетического анализаторов. С этой целью можно широко использовать занимательный игровой материал: счетные палочки, фишки, песочные часы, спички, бусы, камушки и т.д.
Затем ученики знакомятся с динамическими упражнениями: «Лошадка», «Маляр», «Посчитаем зубки», «Варенье» и др. Дети учатся контролировать движения органов артикуляции вначале посредством подражания за взрослым, потом - перед зеркалом. Логопед обращает внимание детей на характер движений (быстро, медленно, ритмично, чётко, спокойно), на положение органов артикуляции (за зубами ,на верхней или нижней губе, вперёд-назад, вверх-вниз).
Ученики, которые не посещали логопедические занятия до поступления в школу, впервые знакомятся с такими названиями, как нёбо, альвеолы, уздечка. Детям становится доступно выполнение более сложных артикуляционных упражнений: «Мотор», «Гармошка», «Чашечка», «Лопаточка», «Иголочка» и др.
В настоящее время существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка. Сочетание сказочного сюжета и артикуляционных упражнений позволяет оптимизировать логопедическую работу по формированию правильного звукопроизношения.
При выполнении артикуляционных упражнений необходимо придерживаться ряда рекомендаций:
1. Упражнения выполнять обычно: перед завтраком или после ужина - спустя 1,5-2 часа. В течение дня комплекс упражнений повторять 2-3 раза.
2. В зависимости от степени и характера нарушенного звукопроизношения упражнения выполнять от 2-3 до 5-6 дней в неделю.
3. Необходимо сочетать статические и динамические упражнения, а также упражнения, направленные на выработку и закрепление правильного звукопроизношения.
4. При выполнении новых упражнений обязательно закреплять «старый» комплекс артикуляционной гимнастики.
5. Каждое упражнение выполнять в течение 1-2 минуте постепенным увеличением темпа движений.
6. Перед выполнением артикуляционных упражнений использовать упражнения на развитие дыхания и голосообразования: мимических мышц, мелкой моторики, речевого, зрительного, и слухового восприятия.
Артикуляционную гимнастику можно выполнять и вначале, и в конце логопедического занятия, она позволяет активизировать внимание детей, воспитывает усидчивость и терпеливость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование нетрадиционных и инновационных технологий при формировании правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».
Работа над формированием правильного звукопроизношения у детей - это продолжительный и очень трудоёмкий процесс, основным этапом которого является артикуляционная гимнастика. Ребён...
Развитие артикуляционной моторики - основа формирования правильного звукопроизношения у детей
Выпускная работа в рамках курсов повышения квалификации на базе МГПУ. Содержит отражение основной работы логопеда по формированию правильного произношения у детей и способы активного привлечения родит...
«Формирование правильного звукопроизношения у детей через нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики»
Мастер-класс предназначен для восптиателей комбинированных групп, а так же для родителей, имеющих детей с нарушениями речи....
Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения.
Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровож...
Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения»
Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения»...
Консультация для педагогов и родителей "Артикуляционная гимнастика и ее роль в формировании правильного звукопроизношения у дошкольников"
Консультация для педагогов и родителей "Артикуляционная гимнастика и ее роль в формировании правильного звукопроизношения у дошкольников"...
Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного звукопроизношения
артикуляционная гимнастика с котиками...