Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
план-конспект на тему
В современных условиях развития общества перед логопедией стоят задачи поиска наиболее оптимальных методов обучения и воспитания детей с ТНР. В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе -игровых. Учитывая особенности развития такого ребенка трудно удержать его на одном месте и добиться от него многократного повторения одного и того же звука до его автоматизации. И чтобы заинтересовать его, необходимо придумывать разнообразные способы привлечения внимания. Очень хорошо в этом случае помогает использование проблемно-поисковой технологии. Где во время занятия ребенок становится полноценным участником происходящего на занятии, а не простым слушателем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_s_ispolzovaniem_problemno-poiskovoy_tehnologii.docx | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
занятия по формированию правильного звукопроизношения с использованием проблемно-поисковой технологии в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (5-6 лет) по теме : «Путешествие на воздушном шаре. Звук Ш» учителя-логопеда МБДОУ № 11 «Родничок» г. Тихорецка.
ЦЕЛИ:
Коррекционно-образовательные:
-Познакомить детей со звуком Ш и его характеристикой с опорой на артикуляцию.
- формировать правильное произношение звука в слогах и словах.
-закрепить понятия «согласный звук», «глухой звук», «твердый звук».
-совершенствование навыков слогового и звукового анализа слов.
Коррекционно-развивающие:
-развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики.
-развитие фонематических представлений.
-развитие слухового восприятия, памяти, мышления.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание навыков сотрудничества и взаимопонимания.
ОБОРУДОВАНИЕ: плоскостное изображение принцессы Шурши, инд.зеркала по числу детей, мешочек с изображениями артикуляционных упражнений, плоскостные изображения бревен с наклеенными предметными картинками со звуком ш( душ, камыш, малыш, карандаш, мышь, ключ, бочка, машина), массажеры су-джок по числу детей, плоскостные изображения 5 ключей, мышки Маши, слоговой домик с окошками, три корзинки со схемами для звукового анализа.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Орг.момент. (Объявление темы занятия. Создание эмоционально-положительного фона)
Логопед: Здравствуйте, ребята!
Каждый день всегда, везде;
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим!
К нам в детский сад пришло письмо . Посмотрите на этот конверт, от кого оно? От принцессы Шурши из волшебной страны Шотландии.
-А какой первый звук мы слышим в этом имени? ( звук Ш)
Правильно! Это самый любимый звук в той стране, где живет принцесса Шурша. Она пишет, что злой волшебник запер ее в высокой башне с пятью замками, а ключи потерял. Шурша в своем письме просит нас о помощи . Поможем ей? (Да)
Чтобы помочь ей, мы должны научиться правильно произносить ее любимый звук и найти все ключи.
На чем же мы можем добраться до далекой страны? ( На поезде, на машине, на воздушном шаре).
2. Артикуляционная гимнастика. Характеристика звука с опорой на артикуляцию. (Развитие артикуляционной моторики. Знакомство со звуком)
-Правильно! Полетим туда на воздушном шаре. Для этого нужно чтобы наши язычки были сильными. А для этого что нужно сделать? (Гимнастику для язычка)
-Давайте, поиграем. Достанем зеркала. В этом мешочке лежат картинки с заданиями. Какую картинку достанем, то упражнение и выполним.
« Наказать непослушный язычок», «Приклей конфетку», «Грибок», «Кто дальше загонит мяч?», «Гармошка», «Фокус».
Молодцы! Теперь надуем наши шарики ш- ш – щ – ш. Что делают наши губы, когда мы произносим звук ш? Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?( Они круглые как бублик.)
-Что делает наш язычок, когда мы произносим звук ш? (Поднимается вверх)
-Откройте рот, покажите ,где у вас находится язык, когда мы произносим звук ш?
-А какой воздух- теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук ш?
Когда мы говорим ш губы округлены. Слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхними зубами. Выходит струя теплого воздуха.
-А что делает голос, когда мы произносим ш: спит или песни поет?
Приложите все руку к шее, скажем ш-ш-ш-ш. В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожат.
Ребята, звук ш согласный или гласный? ( Звук ш согласный)
Звонкий или глухой?(Глухой). Твердый или мягкий ? Да, верно, звук ш-твердый, глухой, согласный звук.
Давайте, поднесем ладошки ко рту и надуем наши шарики, на которых мы полетим на помощь к принцессе Шурше.
(Ш-ш-ш-ш-ш-ш-). Полетели! Все дети хором произносят :
« На большом воздушном шаре
Полетели влево-вправо
Наклонились, покружились, приземлились.»
Вот мы и прилетели на место, теперь нужно искать ключи.
3. Упражнение «Мостик» (Развитие фонематического слуха)
Смотрите,ребята! Речка. Чтобы построить мостик, надо положить бревнышки с картинками . в которых есть звук ш. (Дети выбирают картинки, в названиях которых есть звук ш и выкладывают импровизированный мостик.)
В самом конце дети находят первый ключ.
Полетели дальше!
« На большом воздушном шаре
Полетели влево-вправо
Наклонились, покружились, приземлились»
4. Пальчиковая гимнастика с массажерами су-джок (Формирование правильного произношения звука ш в слогах. Развитие мелкой моторики)
Посмотрите, кто это здесь? (Ежик). И кажется у него есть ключ, но отдаст он нам его, если мы расскажем про него историю.(Взяли в руки массажеры су-джок и повторяем все хором и катаем шарики между ладонями)
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Шел ежик неспеша.
Ша-ша-ша,ша-ша-ша,
К мышатам-малышам.
К мышонку Паше
И мышке Маше
Их мама мышка
Напекла пышки.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Вышли пышки хороши.
5. Упражнение «Слоговой домик»( Совершенствование слогового анализа слов. Формирование правильного произношения звука в словах)
Идем дальше. Смотрите на нашем пути стоит домик. В домике том три этажа и рядом предметные картинки с изображением предметов со звуком ш (мышь, шуба, душ, ландыш). Все предметы непростые в домике живут , песенку поют ш-ш-ш-ш-.
На 1 этаже -живут слова с одним слогом, на втором этаже-с двумя слогами, на третьем-с тремя слогами. Надо каждой картинке найти свое окошко. (После этого задания дети находят второй ключ)
Логопед: Вот мы и второй ключ нашли.
6. Физкультминутка «Ложка-это ложка» (Координация речи с движением)
Полетели дальше!
« На большом воздушном шаре
Полетели влево-вправо
Наклонились, покружились, приземлились». Повторяем все вместе.
Ложка-это ложка (Шагаем на месте)
Ложкой суп едят (Хлопаем в ладоши)
Кошка-это кошка (Шагают на месте)
У кошки семь котят (Хлопаем в ладоши)
Тряпка-это тряпка (Шагаем на месте)
Тряпкой вытру стол. (Прыжки на месте)
Шапка-это шапка (Шагаем на месте)
Оделся и пошел.(Прыжки на месте)
Вот и нашли мы третий ключ.
Полетели дальше!
« На большом воздушном шаре
Полетели влево-вправо
Наклонились, покружились, приземлились»
7. Игра « Корзинки кошки Маши» ( совершенствование навыков звукового анализа слов)
Идем дальше! И на пути нам встречается кошка Маша с тремя корзинками. Нужно определить место звука ш в словах и разложить по корзинкам (предлагаются корзинки для звукового анализа-дети определяют место звука ш в слове ( в начале, в середине или в конце ) и кладут картинку в соответствующую корзинку.
Вот и 4 ключ мы получили!
8. Игра «Закончи предложение» (Закрепление правильного произношения звука в словах)
Полетели дальше!
« На большом воздушном шаре
Полетели влево-вправо
Наклонились, покружились, приземлились»
На дороге попадается конверт с заданием. Послушайте, что здесь написано. Надо добавить в каждое предложение слово со звуком ш., которое подходит по смыслу.
Под полом скребется .. . . .(мышь)
В коляске спит . . . . .(малыш)
В лесу расцвел. . . . . .(ландыш)
Греется на солнце маленький. . . . .(уж)
Петя взял цветной . . . . . (карандаш)
Со стола упал. . . . . .(нож)
У нас сломался. . . . . (душ)
Около озера растет. . . . (камыш)
Итог занятия. (Рефлексия)
Вот мы и нашли все ключи и спасли принцессу Шуршу и ее звук ш. Вспомним , какой это звук? (Звук Ш. согласный, твердый, глухой)
Как мы спасали принцессу? (Выполняли задания Злого волшебника-летали на воздушном шаре, помогали героям, которых встречали на своем пути.)
Шурша благодарит нас за спасение и дарит нам сушки. Вы ребята-молодцы, очень хорошо работали на занятии!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя семья"
Уважаемые коллеги! Буду рада, если предлагаемое занятие пригодится Вам, в первую очередь молодым логопедам. Это занятие поможет Вам в игровой форме расширить активный словарь детей, познакомить с...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Звуки П-Пь»
Занятие по теме "Звуки П-Пь" в старшей группе компенсирующей направленности с персонажем Почтальон Печкин. Материал, включённый в задания способствует уточнению характеристики звуков П-Пь, а также диф...
1.00 СТАРШАЯ ГРУППА КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР) - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 6 ГОДА ЖИЗНИ
Информация для родителей наших воспитанников...
Логопедическое занятие по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Предметная область Формирование правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.Тип занятия Логопедическое занятие для детей с общим недоразвитием речи с...
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Автоматизация звука [C] в слогах, словах, играх «Поможем фее Снежинке», с использованием ИКТ технологии
Материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ, работающих с детьми с ОНР и ФФНР.В конспекте представлено подгрупповое занятие по автоматизации звука [с], с использованием средств ИКТ. Закрепляя ран...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Постановка звука [C]" в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта
laquo;Постановка звука [С]», индивидуальное занятие (на уровне ДОУ)....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Морское путешествие навстречу весне»
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности....
Комментарии
Давайте позаботимся о
Давайте позаботимся о безопасности детей вместе. Родители, световозвращатели помогут спасти жизнь вашего ребенка в темное время суток.