Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
план-конспект на тему

В современных условиях развития общества перед логопедией стоят задачи поиска наиболее оптимальных методов обучения и воспитания детей с ТНР. В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе -игровых. Учитывая особенности развития такого ребенка трудно удержать его на одном месте и добиться от него многократного повторения одного и того же звука до его автоматизации. И чтобы заинтересовать его, необходимо придумывать разнообразные способы привлечения внимания. Очень хорошо в этом случае помогает использование проблемно-поисковой технологии. Где во время занятия ребенок становится полноценным участником происходящего на занятии, а не простым слушателем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_s_ispolzovaniem_problemno-poiskovoy_tehnologii.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                  КОНСПЕКТ

занятия по формированию правильного звукопроизношения с использованием проблемно-поисковой технологии в старшей группе компенсирующей направленности  для детей с ТНР  (5-6 лет) по теме : «Путешествие на воздушном шаре. Звук Ш» учителя-логопеда МБДОУ № 11 «Родничок» г. Тихорецка.

ЦЕЛИ:

Коррекционно-образовательные:

-Познакомить детей со звуком Ш и его характеристикой с опорой на артикуляцию.

- формировать правильное произношение звука в слогах и словах.

-закрепить понятия «согласный звук», «глухой звук», «твердый звук».

-совершенствование навыков слогового и звукового анализа слов.

Коррекционно-развивающие:

-развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики.

-развитие фонематических представлений.

-развитие слухового восприятия, памяти, мышления.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание навыков сотрудничества и взаимопонимания.

ОБОРУДОВАНИЕ: плоскостное изображение принцессы Шурши, инд.зеркала по числу детей, мешочек с изображениями артикуляционных упражнений, плоскостные изображения бревен с наклеенными предметными картинками со звуком ш( душ, камыш, малыш, карандаш, мышь, ключ, бочка, машина), массажеры су-джок по числу детей, плоскостные изображения 5 ключей, мышки Маши, слоговой домик с окошками, три корзинки со схемами для звукового анализа.

                         ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Орг.момент. (Объявление темы занятия. Создание эмоционально-положительного фона)

Логопед: Здравствуйте, ребята!

          Каждый день всегда, везде;

          На занятиях, в игре

          Верно, четко говорим,

          Никуда мы не спешим!

 К нам в детский сад пришло письмо . Посмотрите на этот конверт, от кого оно? От принцессы Шурши из волшебной страны Шотландии.

-А какой первый звук мы слышим в этом имени? ( звук Ш)

Правильно! Это самый любимый звук в той стране, где живет принцесса Шурша. Она пишет, что злой волшебник запер ее в высокой башне с пятью замками, а ключи потерял. Шурша в своем письме просит нас о помощи . Поможем ей? (Да)

Чтобы помочь ей, мы должны научиться правильно произносить ее любимый звук и найти все ключи.

На чем же мы можем добраться до далекой страны? ( На поезде, на машине, на воздушном шаре).

2. Артикуляционная гимнастика. Характеристика звука с опорой на артикуляцию.  (Развитие артикуляционной моторики. Знакомство со звуком)

-Правильно! Полетим туда на воздушном шаре. Для этого нужно чтобы наши язычки были сильными. А для этого что нужно сделать? (Гимнастику для язычка)

-Давайте, поиграем. Достанем зеркала. В этом мешочке лежат картинки с заданиями. Какую картинку достанем, то упражнение и выполним.

« Наказать непослушный язычок», «Приклей конфетку», «Грибок», «Кто дальше загонит мяч?», «Гармошка», «Фокус».

Молодцы! Теперь  надуем наши шарики ш- ш – щ – ш. Что делают наши губы, когда мы произносим звук ш?  Губы выдвигаются  вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?( Они круглые как бублик.)

-Что делает наш язычок, когда мы произносим звук ш? (Поднимается вверх)

-Откройте рот, покажите ,где у вас находится язык, когда мы произносим звук ш?

-А какой воздух- теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук ш?

Когда мы говорим ш губы округлены. Слегка выдвинуты  вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхними зубами. Выходит струя теплого воздуха.

-А что делает голос, когда мы произносим ш: спит или песни поет?

Приложите все руку к шее, скажем ш-ш-ш-ш. В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожат.

Ребята, звук ш согласный или гласный? ( Звук ш согласный)

Звонкий или глухой?(Глухой). Твердый или мягкий ? Да, верно, звук ш-твердый, глухой, согласный звук.

Давайте, поднесем ладошки ко рту и надуем наши шарики, на которых мы полетим на помощь к принцессе Шурше.

(Ш-ш-ш-ш-ш-ш-). Полетели! Все дети хором произносят :

« На большом воздушном шаре

Полетели влево-вправо

Наклонились, покружились, приземлились.»

Вот мы и прилетели на место, теперь нужно искать ключи.

3. Упражнение «Мостик» (Развитие фонематического слуха)

 Смотрите,ребята! Речка. Чтобы построить мостик, надо положить бревнышки с картинками . в которых есть звук ш. (Дети выбирают картинки, в названиях которых есть звук ш и выкладывают импровизированный мостик.)

В самом конце дети находят первый ключ.

Полетели дальше!

« На большом воздушном шаре

Полетели влево-вправо

Наклонились, покружились, приземлились»

4. Пальчиковая гимнастика с массажерами су-джок (Формирование правильного произношения звука ш в слогах. Развитие мелкой моторики)

Посмотрите, кто это здесь? (Ежик). И кажется у него есть ключ, но отдаст он нам его, если мы расскажем про него историю.(Взяли в руки массажеры су-джок и повторяем все хором и катаем шарики между ладонями)

Ша-ша-ша, ша-ша-ша

Шел ежик неспеша.

Ша-ша-ша,ша-ша-ша,

К мышатам-малышам.

К мышонку Паше

И мышке Маше

Их мама мышка

Напекла пышки.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши

Вышли пышки хороши.

5. Упражнение «Слоговой домик»( Совершенствование слогового анализа слов. Формирование правильного произношения звука в словах)

Идем дальше. Смотрите на нашем пути стоит домик. В домике том три этажа и рядом предметные картинки с изображением предметов со звуком ш (мышь, шуба, душ, ландыш). Все предметы непростые в домике живут , песенку поют ш-ш-ш-ш-.

На 1 этаже -живут слова с одним слогом, на втором этаже-с двумя слогами, на третьем-с тремя слогами. Надо каждой картинке найти свое окошко.  (После этого задания дети находят второй ключ)

Логопед: Вот мы и второй ключ нашли.

6. Физкультминутка «Ложка-это ложка» (Координация речи с движением)

Полетели дальше!

« На большом воздушном шаре

Полетели влево-вправо

Наклонились, покружились, приземлились». Повторяем все вместе.

Ложка-это ложка (Шагаем на месте)

Ложкой суп едят (Хлопаем в ладоши)

Кошка-это кошка (Шагают на месте)

У кошки семь котят (Хлопаем в ладоши)

Тряпка-это тряпка (Шагаем на месте)

Тряпкой вытру стол. (Прыжки на месте)

Шапка-это шапка (Шагаем на месте)

Оделся и пошел.(Прыжки на месте)

Вот и нашли мы третий ключ.

Полетели дальше!

« На большом воздушном шаре

Полетели влево-вправо

Наклонились, покружились, приземлились»

7. Игра « Корзинки кошки Маши» ( совершенствование навыков звукового анализа слов)

Идем дальше! И на пути нам встречается кошка Маша с тремя корзинками. Нужно определить место звука ш в словах и разложить по корзинкам (предлагаются корзинки для звукового анализа-дети определяют место звука ш в слове ( в начале, в середине или в конце ) и кладут картинку в соответствующую корзинку.

Вот и 4 ключ мы получили!

8.  Игра «Закончи предложение» (Закрепление правильного произношения звука в словах)

Полетели дальше!

« На большом воздушном шаре

Полетели влево-вправо

Наклонились, покружились, приземлились»

На дороге попадается конверт с заданием. Послушайте, что здесь написано. Надо добавить в каждое предложение слово со звуком ш., которое подходит по смыслу.

Под полом скребется  .. . . .(мышь)

В коляске спит . . . . .(малыш)

В лесу расцвел. . . . . .(ландыш)

Греется на солнце маленький. . . . .(уж)

Петя взял цветной . . . . . (карандаш)

Со стола упал. . . . . .(нож)

У нас сломался. . . . . (душ)

Около озера растет. . . . (камыш)

Итог занятия. (Рефлексия)

Вот мы и нашли все ключи и спасли принцессу Шуршу и ее звук ш. Вспомним , какой это звук? (Звук Ш. согласный, твердый, глухой)

Как мы спасали принцессу? (Выполняли задания Злого волшебника-летали на воздушном шаре, помогали героям, которых встречали на своем пути.)

Шурша благодарит нас за спасение и дарит нам сушки. Вы ребята-молодцы, очень хорошо работали на занятии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя семья"

Уважаемые коллеги! Буду рада, если предлагаемое занятие пригодится Вам, в первую очередь молодым логопедам. Это занятие поможет Вам в игровой форме расширить активный словарь детей, познакомить с...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Звуки П-Пь»

Занятие по теме "Звуки П-Пь" в старшей группе компенсирующей направленности с персонажем Почтальон Печкин. Материал, включённый в задания способствует уточнению характеристики звуков П-Пь, а также диф...

Логопедическое занятие по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Предметная область Формирование правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.Тип занятия Логопедическое занятие для детей с общим недоразвитием речи с...

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Автоматизация звука [C] в слогах, словах, играх «Поможем фее Снежинке», с использованием ИКТ технологии

Материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ, работающих с детьми с ОНР и ФФНР.В конспекте представлено подгрупповое занятие по автоматизации звука [с], с использованием средств ИКТ. Закрепляя ран...


 

Комментарии

Андрианова Алевтина Леонидовна

Давайте позаботимся о безопасности детей вместе. Родители, световозвращатели помогут спасти жизнь вашего ребенка в темное время суток.