Дифференциация гласных звуков [и] – [ы] и букв Ии – ы
план-конспект по теме
Применение здоровьесберегающих технологий особенно актуально для детей с нарушениями речи, у которых нередко страдает эмоционально-волевая, познавательная, двигательная сферы. Использование физминуток, динамических пауз, возможность двигаться во время занятия, различные виды гимнастики: артикуляционная, пальчиковая, мимическая – всё это способствует укреплению физического и психического здоровья детей, что в свою очередь повышает эффективность коррекционно-логопедической работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
фронтальное занятие звуки и буквы (Ии-ы) | 47.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27 г.о. Химки
141407 г.о. Химки, ул.Горшина, стр 5А,тел./8(905)5338610
Фронтальное логопедическое занятие на тему:
«Дифференциация гласных звуков [и]- [ы] буквы - Ии-ы
(1 класс)
Подготовила:
Учитель-логопед:
О.Е.Токарева
Цель:
- Учить различать парные звуки [и] – [ы] в слогах, словах, предложениях и обозначать их на письме буквами «ы», «и».
- Учить слышать твёрдые и мягкие согласные звуки.
- Развивать фонематическое восприятие.
- Совершенствовать слого- звуковой анализ и синтез слов.
- Активизировать и обогащать словарь и грамматические формы речи.
- Формировать связное учебное высказывание.
Оборудование:
Картинки, слоговые таблицы, таблицы слов, индивидуальные карточки
Ход урока
1. Орг. момент.
- Сейчас, мы с вами покажем, какие мы внимательные.
- Сколько звуков я скажу?
- Кто отгадал садится. (ау, иуа, оу, ауио).
- Какие звуки я вам называла?
- Почему они гласные?
2. Постановка цели урока.
Прослушайте стихотворение.
Что глядишь корова,
Строго и сурово?
Мишка – лодырь через «а»
Написал корова,
Напишите вы
Мишку через «ы»
Проучите мишку –
Превратите в мышку.
Кошка мышку хвать!
Будет лодырь знать.
«Рисунок 1».
Мишка | Мышка |
Сравните слова: мишка, мышка.
- Чем они отличаются? (звуками и –ы). Повесить карточки со словами: мишка, мышка.
- А сейчас чем отличаются эти слова? (буквами и -ы).
- Догадались, какие буквы мы будем сегодня различать?
- Запишите число, тему урока «Буквы и - ы»
- Какие это звуки? (гласные). Почему? А что ещё можно сказать об этих звуках?
Артикуляционная характеристика звука:
Язык «и» - кончик языка упирается в нижние резцы,
«ы» - кончик языка отодвинут от нижних зубов.
Губы «и» - губы в улыбке,
«ы» - губы не напряжены.
Зубы «и» - зубы сближены, но не сомкнуты,
«ы» - зубы разомкнуты,
Воздушная струя «и», «ы» - проходит через рот,
Голос «и», «ы» - работает.
3. Дифференциация звуков и букв в слогах.
- Прочитайте слоги первой и второй строчки:
пы, ты, мы, сы, ры, ды, бы, кы;
пи, ти, ми, си, ри, ди, би, ки.
- Как произносятся согласные, которые вы прочитали сначала, потом? (твёрдо, мягко).
- Назовите гласный, перед которой согласный звук звучит твёрдо – ы, мягко – и.
Игра «наоборот».
-Я называю вам слоги с твёрдым согласным звуком, а вы с мягким согласным звуком.
Логопед Дети
пы пи Как звучали мои
ры ри согласные?
кы ки Почему?
ны ни
- А теперь поменяемся гласными?.
Логопед Дети
ки кы А сейчас как звучали
си сы мои согласные?
ни ны Почему?
ви вы
Возьмите карточку №1. Пы, ты, пи, мы, ти, ми, ры, ды, ри, ди.
- Запишите слоги в две строчки: с буквой ы – в первую строчку, с и – во вторую.
Итог. Чем мы занимались? (различали буквы и – ы в слогах).
4. Дифференциация звуков и букв в словах.
-Я буду говорить слова, а вы выкладывайте цепочку из треугольников и квадратов. Треугольник это «ы», а квадрат – «и». (Мышь, рысь, тигр, лиса, сыч).
- Вспомните какие слова вы зашифровали? (выставляются картинки).
«Рисунок 2».
- Какая картинка не подходит? (сыч – птица, остальные – дикие животные).
Выкладывание звуковой дорожки слов: сыч, лиса, мышка.
Возьмите карточку №2. Вставьте пропущенные буквы «ы», «и».
Скворц…, ласточк…, грач…, синиц…, снегир…, аист…, кукушк…, клест…, стриж…, свиристел…, дрозд…, сов… , щегл… .
- Прочитайте слова, вставив пропущенные буквы и- ы.
- Как можно одним словом назвать слова, которые вы прочитали? (птицы).
- Скажите на какие две группы можно разделить этих птиц? (перелётные, зимующие).
- Почему их так называют?
- Каких зимующих птиц вы знаете? Каких перелётных птиц вы знаете?
- Запишите слова в тетрадь в два столбика. Подчеркните букву ы одной чертой, и – двумя чертами красной ручкой.
Итог. Что мы делали? (различали звуки и буквы в словах).
5. Физ. минутка.
Две птички.
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели, Все люди глядели,
Как они садились,
Все люди дивились.
6. Дифференциация звуков и букв в словосочетаниях.
Возьмите карточку №3.
Составьте словосочетания, подбирая подходящие по смыслу слова из первого столбика ко второму.
Холодные морозы
сильные снежинки
лёгкие ветры
- Составьте предложения, используя эти словосочетания.
Итог. Что мы делали? (различали звуки и буквы в словосочетаниях).
7. Дифференциация звуков и букв в предложениях.
- Прочитайте предложения.
Зима.
Наступила зима. Дуют ветры. Кругом сугробы. Тихо в лесу. Медведи залегли в берлогу и спят. Белки сидят в дупле и грызут орехи. Зайки залезли под кусты. Злые волки бегают по лесу.
- Что вы прочитали? (предложения).
- Связаны ли предложения по смыслу?
- Как мы называем такие предложения? (рассказ).Правильно. Запишите рассказ в тетрадь. Подчеркните буквы и – ы.
- Как ведут себя зимой медведи, белки, зайки и злые волки?
Итог. Что мы делали? (различали звуки и буквы в предложениях).
8. Итог занятия.
- О каких звуках мы сегодня говорили?
- Почему мы называем их гласными?
- Какой звук придаёт мягкость, твёрдость согласным?
- Что вы узнали нового на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация гласных букв у – ю.
Дифференциация гласных букв у – ю. Конспект занятия, для детей с нарушение письма, обусловленных ОНР...
Дифференциация гласных звуков и букв 1и2 ряда (3 класс)
Данное занятие разработано для учащихся 3 класса, имеющих диагноз нарушение чтения и письма, обусловленные ОНР, по теме дифференциация гласных звуков...
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Дифференциации смешиваемых в письменной речи гласных звуков» для школ VIII вида.
Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношени...
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ТЕМА: «Дифференциация гласных и согласных звуков - школа Бабы Яги»
Детский сад «Детство» Конспект группового логопедического занятия в старшей группе комбинированного вида №10 учитель - логопед Насонова Т.Р. 06.04.2017г.Дети вместе со взр...
Тренировочные упражнения по дифференциации гласных букв для обучающихся с ОВЗ (2-3 класс)
Из многолетнего опыта логопедической работы постоянно наблюдаю за трудностями обозначения мягких согласных гласными 2 ряда у обучающихся с ОВЗ, в частности, с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). Эт...
Игра для выделения гласного звука в начале слова (кроме звука Ы) и соотнесения звука с графическим символом гласного звука (по Бардышевой)
Цель: научить детей выделять первый гласный звук в слове и соотносить звучащий гласный с символом гласного звука.Инструкция: "Надави" голосом на первый звук (как я: аааангел). Какой звук ты ...
Коррекционное занятие-конспект: Звуки речи. Гласные звуки и буквы первого ряда (1 класс).
Для коррекции специфических звукобуквенных ошибок в письменной речи учащихся с фонематическим недоразвитием, ФФНР,ОНР....