Тренировочные упражнения по дифференциации гласных букв для обучающихся с ОВЗ (2-3 класс)
тренажёр

Аширова Елена Васильевна

Из многолетнего опыта логопедической работы постоянно наблюдаю за трудностями обозначения мягких согласных гласными 2 ряда у обучающихся с ОВЗ, в частности, с тяжёлыми нарушениями речи  (ТНР). Эту тему мы начинаем отрабатывать с ребятами на групповых занятиях с 1 класса по 3 класс, усложняя тренировочные задания. Но с отдельными учениками на индивидуальных занятиях коррекционная работа продолжается и в 4 классе, в зависимости от тяжести речевого расстройства. Упражнения подготавливаю самостоятельно, учитывая уровень подготовки школьников. В сегодняшний период экономии офисной бумаги формирую задания так, чтобы один лист умещал материал для двух учеников. В зависимости от уровня полученных на уроке знаниях и умениях, а также степени тяжести речевых нарушений, карточку могу использовать на всё занятие, разделить на два занятия, или разрешаю индивидуально отдельным ученикам "уйти" вперёд, периодически проверяя правильность выполнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

№1. Вставь в слова пропущенные буквы А-Я, подчеркни зелёным цветом согласный перед Я, синим цветом – перед А. Что обозначают эти цвета?

Рук…, к…ш…, м…шин…, м…со, к…ток, л…мп…, б…нк…, п…ть, букв…, кл…тва, пл…м…,  р…бот…, дын…, дес…ть, белка, тр…пк…, пул… .

№2. Вставь в слова пропущенные буквы А-Я, подбери к каждому из левого столбика подходящее слово из правого.

хитрая                           б…бочк…

ловкая                           мышк…

пушистая                      зме…

серая                             обезь…н…

ядовитая                       кошк…

яркая                            лис…

№3. Предложения рассыпались на отдельные слова. Собери  из слов предложение и запиши его в тетрадь. Выделите буквы А-Я и согласные перед ними.

Ваня, лесом, любовался.

Стал, Ваня, собирать, землянику.

Соком, алым, налилась, земляника.

Он, ягодами, свою, угостил, сладкими, бабушку.

№4. Впиши пропущенные буквы А-Я  в следующие предложения:

М…ч уп…л в …му.

С…ш… бр…л на руки бр…т… .

На столе леж…л… тр…пк… .

Ирин… и Т…н… игр…ли в пр…тки.

№1. Вставь в слова пропущенные буквы А-Я, подчеркни зелёным цветом согласный перед Я, синим цветом – перед А. Что обозначают эти цвета?

Рук…, к…ш…, м…шин…, м…со, к…ток, л…мп…, б…нк…, п…ть, букв…, кл…тва, пл…м…,  р…бот…, дын…, дес…ть, белка, тр…пк…, пул… .

№2. Вставь в слова пропущенные буквы А-Я, подбери к каждому из левого столбика подходящее слово из правого.

хитрая                           б…бочк…

ловкая                           мышк…

пушистая                      зме…

серая                             обезь…н…

ядовитая                       кошк…

яркая                             лис…

№3. Предложения рассыпались на отдельные слова. Собери  из слов предложение и запиши его в тетрадь. Выделите буквы А-Я и согласные перед ними.

Ваня, лесом, любовался.

Стал, Ваня, собирать, землянику.

Соком, алым, налилась, земляника.

Он, ягодами, свою, угостил, сладкими, бабушку.

№4. Впиши пропущенные буквы А-Я  в следующие предложения:

М…ч уп…л в …му.

С…ш… бр…л на руки бр…т… .

На столе леж…л… тр…пк… .

Ирин… и Т…н… игр…ли в пр…тки.



Предварительный просмотр:

  1. 1.Вставь пропущенные буквы О или Ё. Прочитай.

С__ль, нес__м, п__ле, к__чка, щ__тка, гн__зда, к__льц__, гв__зди, с__мга, сер__жки, прыж__к, вар__ный, б__льш __й, вес__лый, св__кла

2.Выбери из скобок только правильную букву, лишнюю зачеркни. Прочитай.

Л(о, ё)ва слушает ради(о, ё).

  • Пчела да(о, ё)т м(о, ё)д.
  • П(о, ё)вар нес(о, ё)т пир(о, ё)г.
  • (О, Ё)тец прив(о, ё)з в(о, ё)з сена.
  • У Буратин(о, ёдлинный н(о, ё)с.
  • (О, Ё)ля чистит щётк(о, ё)й пальт(о, ё).
  • 3. Прочитай, запомни слова с гласными О-Ё. Ответь на вопросы.

Ёжик.

Взял Лёня корзинку и пошёл собирать яблоки.

Насобирал почти полную корзину.

Потянулся за следующим яблоком.

Мимо пробегал ёжик.

Увидел ёжик корзинку с яблоками,

Наколол все яблоки на иголки и убежал.

Лёня оглянулся, а яблок в корзинке, как и не было.

- В каких словах гласная Ё стоит в начале слова?

-Как произносим согласную в словах с буквой Ё?

- Назови имя мальчика. 

-Кто собрал все яблоки из корзинки? 

  • -Построим схему предложения из текста: Взял Лёня корзинку и пошёл собирать яблоки.
  1. 1.Вставь пропущенные буквы О или Ё. Прочитай.

С__ль, нес__м, п__ле, к__чка, щ__тка, гн__зда, к__льц__, гв__зди, с__мга, сер__жки, прыж__к, вар__ный, б__льш __й, вес__лый, св__кла

2.Выбери из скобок только правильную букву, лишнюю зачеркни. Прочитай.

Л(о, ё)ва слушает ради(о, ё).

  • Пчела да(о, ё)т м(о, ё)д.
  • П(о, ё)вар нес(о, ё)т пир(о, ё)г.
  • (О, Ё)тец прив(о, ё)з в(о, ё)з сена.
  • У Буратин(о, ёдлинный н(о, ё)с.
  • (О, Ё)ля чистит щётк(о, ё)й пальт(о, ё).
  • 3. Прочитай, запомни слова с гласными О-Ё. Ответь на вопросы.

Ёжик.

Взял Лёня корзинку и пошёл собирать яблоки.

Насобирал почти полную корзину.

Потянулся за следующим яблоком.

Мимо пробегал ёжик.

Увидел ёжик корзинку с яблоками,

Наколол все яблоки на иголки и убежал.

Лёня оглянулся, а яблок в корзинке, как и не было.

- В каких словах гласная Ё стоит в начале слова?

-Как произносим согласную в словах с буквой Ё?

- Назови имя мальчика. 

-Кто собрал все яблоки из корзинки? 

- Построим схему предложения из текста: Взял Лёня корзинку и пошёл собирать яблоки.



Предварительный просмотр:

Задание 1. Вставь пропущенный слог в словах.

ЛУ или ЛЮ - п  ...  с,  … жок, к  ... в,  ...  ди, каб … к.

БУ или БЮ - ...  ква,   ...  мага, ба ... шка, ...  сы.  

РЮ или РУ -  т  ...  с,    ...  ки,  б … ки, ледо  ...  б.

ДУ или ДЮ - де ...  шка, по …  шка,  …ны.

ТУ или ТЮ - у  ...  ги,  ...  лень, с …лья, с …жа.

Задание 2. Измени слово по образцу, подставив местоимение «я». Подчеркни последнюю букву. Образец: писать — пишу

Смотреть - …, говорить - …, петь - …, спать - …, читать - …, пугать - …, кричать - …, летать - ..., вертеть - …, качать - …, пищать - …, трещать - …

Задание 3. Внимательно прочитай словосочетания. Найди ошибки и запиши словосочетания правильно. Подчеркните согласные буквы перед «У» и «Ю».

Горячий утуг. Вкюсные арбюзы. Северный тулень. Красивые голюби. Крюпные бюсы.

Задание 4. Составьте предложения из словосочетаний (устно).

Мыла шею;  грела утюг;  кормлю индюка;

любит айву;  учат уроки;  жуют булки;

рисует клюкву;  любит изюм

Задание 5. Вставь пропущенные буквы У или Ю в словах.

Кат  ...  ша    кормит    к  ...  р. Я   вста ...    рано    ...  тром.

Ил  ...  ша   рис  ...  ет    ваз ... . Л  ...  ба   и   Ил  ...  ша   гуля  ... т. Л  ... к   растёт   на   грядке. Па  ...  к   плетёт  

па  ...  тин ... . Мама   к  ...  пила    ...  бк... .
Л  ...  ба   играет  с    ...  лой. ...   птицы   прочный   кл  ...  в.

Ил  ...  ша   л  ...  бит   л  ...  к.  ...  ля   надела   ...  бку.

Задание 1. Вставь пропущенный слог в словах.

ЛУ или ЛЮ - п  ...  с,  … жок, к  ... в,  ...  ди, каб … к.

БУ или БЮ - ...  ква,   ...  мага, ба ... шка, ...  сы.  

РЮ или РУ -  т  ...  с,    ...  ки,  б … ки, ледо  ...  б.

ДУ или ДЮ - де ...  шка, по …  шка,  …ны.

ТУ или ТЮ - у  ...  ги,  ...  лень, с …лья, с …жа.

Задание 2. Измени слово по образцу, подставив местоимение «я». Подчеркни последнюю букву. Образец: писать — пишу

Смотреть - …, говорить - …, петь - …, спать - …, читать - …, пугать - …, кричать - …, летать - ..., вертеть - …, качать - …, пищать - …, трещать - …

Задание 3. Внимательно прочитай словосочетания. Найди ошибки и запиши словосочетания правильно. Подчеркните согласные буквы перед «У» и «Ю».

Горячий утуг. Вкюсные арбюзы. Северный тулень. Красивые голюби. Крюпные бюсы.

Задание 4. Составьте предложения из словосочетаний (устно).

Мыла шею;  грела утюг;  кормлю индюка;

любит айву;  учат уроки;  жуют булки;

рисует клюкву;  любит изюм

Задание 5. Вставь пропущенные буквы У или Ю в словах.

Кат  ...  ша    кормит    к  ...  р. Я   вста ...    рано    ...  тром.

Ил  ...  ша   рис  ...  ет    ваз ... . Л  ...  ба   и   Ил  ...  ша   гуля  ... т. Л  ... к   растёт   на   грядке. Па  ...  к   плетёт  

па  ...  тин ... . Мама   к  ...  пила    ...  бк... .
Л  ...  ба   играет  с    ...  лой. ...   птицы   прочный   кл  ...  в.

Ил  ...  ша   л  ...  бит   л  ...  к.  ...  ля   надела   ...  бку.



Предварительный просмотр:

1.Вставить пропущенные буквы И-Ы в слова.

Р…С, М…Р, С…Р, К…Т, Р…СЬ, М…ЛО, К…НО, С…РО, С…ЛА, Р…БА, Л…ДА, Р…ТА, В...Л...,  М...Л..., Л...С... .

2. Игра «Один - много». Например: сад – сады.

Коза – …, сова – …, игра – …, роза – …, сапог – …, стакан – …, рысь – …, стол – … .    

-Какие звуки появлялись в конце слова, когда мы изменяли слова?

3. Прочитай и выбери слово из скобок. 

Я в походе (был – бил).
В барабан я (был – бил).
Я веревочку (выл – вил).
Волк в лесу (выл – вил).
Малыш был очень (мил – мыл).
Он руки с мылом (мил – мыл).

4.  Исправь ошибки в словосочетаниях.

БЕЛИЕ    ПУШЫНКИ

ДУШИСТЫЕ    ЛАНДИШИ

ОСТРИЕ    КЛИКИ

ЛЁГКЫЕ    СНЕЖЫНКИ 

ДРУЖНИЕ    МАЛИШИ

ВЕСЁЛИЕ    КАНЫКУЛЫ 

5. Прочитайте предложения. Вставьте И-Ы в слова, подчеркните.

Зима.

     Наступ…ла зима. Дуют ветр... . Кругом сугроб… . Т…хо в лесу. Медвед… залегл…  в берлогу и спят.  Белк… с…дят в дупле и гр…зут орех… . Зайк…  залезл… под куст… . Зл…е  волк…  бегают по лесу.

- Что вы прочитали? (предложения). 
- Связаны ли предложения по смыслу? 
- Как мы называем такие предложения? (текст, рассказ).

1.Вставить пропущенные буквы И-Ы в слова.

Р…С, М…Р, С…Р, К…Т, Р…СЬ, М…ЛО, К…НО, С…РО, С…ЛА, Р…БА, Л…ДА, Р…ТА, В...Л...,  М...Л..., Л...С... .

2. Игра «Один - много». Например: сад – сады.

Коза – …, сова – …, игра – …, роза – …, сапог – …, стакан – …, рысь – …, стол – … .    

-Какие звуки появлялись в конце слова, когда мы изменяли слова?

3. Прочитай и выбери слово из скобок. 

Я в походе (был – бил).
В барабан я (был – бил).
Я веревочку (выл – вил).
Волк в лесу (выл – вил).
Малыш был очень (мил – мыл).
Он руки с мылом (мил – мыл).

4.  Исправь ошибки в словосочетаниях.

БЕЛИЕ    ПУШЫНКИ

ДУШИСТЫЕ    ЛАНДИШИ

ОСТРИЕ    КЛИКИ

ЛЁГКЫЕ    СНЕЖЫНКИ 

ДРУЖНИЕ    МАЛИШИ

ВЕСЁЛИЕ    КАНЫКУЛЫ 

5. Прочитайте предложения. Вставьте И-Ы в слова, подчеркните.

Зима.

     Наступ…ла зима. Дуют ветр... . Кругом сугроб… . Т…хо в лесу. Медвед… залегл…  в берлогу и спят.  Белк… с…дят в дупле и гр…зут орех… . Зайк…  залезл… под куст… . Зл…е  волк…  бегают по лесу.

- Что вы прочитали? (предложения). 
- Связаны ли предложения по смыслу? 
- Как мы называем такие предложения? (текст, рассказ).
 



Предварительный просмотр:

1. Прочитай слоги. Подчеркни мягкие согласные вместе с гласной второго ряда.

Эм – ем, мэ – ме; эн – ен, нэ – не; эс – се, сэ – се; эк – ек, кэ – ке; эр – ер, рэ – ре; эв – ев, вэ – ве.

2. Прочитай. Все ли слова тебе знакомы? Начерти их слоговые схемы. Впиши в схемы буквы Э и Е. Поставь ударение в слова и схемы.  Образец: ежиха     е__|__|__. 

Экватор, еловый, экипаж, ехидна, Эрмитаж, Евангелие, экзотика, эвкалипт, епископ, эскалатор, электрик, эстафета, элеватор, Эдик, поэзия, еженедельник.

3. Прочитай слова, проговаривай каждый слог. Все ли слова тебе знакомы? Спиши слова, не деля их на слоги. Подчеркни букву Э одной красной чёрточкой, букву Е — двумя красными чёрточками.

Э-та-жи, э-та-лон, е-же-ви-ка, е-но-ты, э-ше-лон, ез-ди-ли, е-ра-лаш, эс-та-ка-да Ев-ро-па, э-пи-зод, эк-за-ме-ны.

4. Составь и напиши предложения, используя данные слова. Подчеркни грамматическую основу каждого предложения.

а) сдаёт отлично, Эдик, экзамены.

Лене, Егор, эстафету, передал.

этюды, играет, Ева, хорошо.

б) эхо, слышно, в, далеко, лесу.

рассказал, егерь, эпизод, из, животных, жизни.

корзине, этой, в, носить, мы, щепки, будем.

1. Прочитай слоги. Подчеркни мягкие согласные вместе с гласной второго ряда.

Эм – ем, мэ – ме; эн – ен, нэ – не; эс – се, сэ – се; эк – ек, кэ – ке; эр – ер, рэ – ре; эв – ев, вэ – ве.

2. Прочитай. Все ли слова тебе знакомы? Начерти их слоговые схемы. Впиши в схемы буквы Э и Е. Поставь ударение в слова и схемы. Образец: ежиха     е__|__|__. 

Экватор, еловый, экипаж, ехидна, Эрмитаж, Евангелие, экзотика, эвкалипт, епископ, эскалатор, электрик, эстафета, элеватор, Эдик, поэзия, еженедельник.

3. Прочитай слова, проговаривай каждый слог. Все ли слова тебе знакомы? Спиши слова, не деля их на слоги. Подчеркни букву Э одной красной чёрточкой, букву Е — двумя красными чёрточками.

Э-та-жи, э-та-лон, е-же-ви-ка, е-но-ты, э-ше-лон, ез-ди-ли, е-ра-лаш, эс-та-ка-да Ев-ро-па, э-пи-зод, эк-за-ме-ны.

4. Составь и напиши предложения, используя данные слова. Подчеркни грамматическую основу каждого предложения.

а) сдаёт отлично, Эдик, экзамены.

Лене, Егор, эстафету, передал.

этюды, играет, Ева, хорошо.

б) эхо, слышно, в, далеко, лесу.

рассказал, егерь, эпизод, из, животных, жизни.

корзине, этой, в, носить, мы, щепки, будем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочные упражнения .ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ И БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Материал направлен на выявление качества имеющихся знаний...

Дифференциация гласных букв у – ю.

Дифференциация гласных букв у – ю. Конспект занятия, для детей с нарушение письма, обусловленных ОНР...

Дифференциация гласных звуков и букв 1и2 ряда (3 класс)

Данное занятие разработано для учащихся 3 класса, имеющих диагноз нарушение чтения и письма, обусловленные ОНР,  по теме дифференциация гласных звуков...

Дифференциация гласных звуков [и] – [ы] и букв Ии – ы

Применение здоровьесберегающих технологий особенно актуально для детей с нарушениями речи, у которых нередко страдает эмоционально-волевая, познавательная, двигательная сферы. Использование физминуток...

Чтение гласных букв в открытом и закрытом слоге_2_класс

Чтение гласных букв I и II тип чтения...

Упражнения на чтение гласных букв

Очень важно научиться правильно читать на английском языке. Особую сложность в чтении представляют гласные буквы. Попробуем потренироваться в их правильном прочтении....

Конспект логопедического занятия "Дифференциация гласных I и II ряда: ы – и» (2 класс)

Цели и задачи: 1.     Закреплять у учащихся умение различать гласные Ы-И в устной и письменной речи.2.     Закреплять умение дифференцировать согласные звуки пе...