Логопедическое занятие Тема: «Значения и правописание суффиксов» (группа ОНР, НВОНР, 2-3 класс)
план-конспект на тему

Петрович Ольга Дмитриевна

Данное логопедическое занятие поводится в группах с наушением чтения и письма, обусловленное ОНР, НВОНР. во 2-3 классах. На занятие отводится два часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_znachenie_suffiksov_okon_variant.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие

Тема: «Значения и правописание суффиксов»

(группа ОНР, НВОНР, 2-3 класс)

        

                                                                       Составитель: Петрович О.Д.

                                                                      учитель-логопед

                                                                     МБОУ гимназия, г.Советский


Тема: Значения и  правописание суффиксов.

Цель: Создать условия для ознакомления обучающихся с группой суффиксов (суффиксы, образующие ласкательно-уменьшительную форму, увеличительную и суффиксы в профессии людей)

Задачи занятия:

Предметные

-формировать у обучающихся умения образовывать слова с помощью суффиксов;

-углублять представления о значении суффикса в слове;

-обогащать словарный запас ;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;

-познавательные УУД

- поиск и выделение необходимой информации

-анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;

-умение применять правила и пользоваться инструкциями;

Познавательные УУД (информационные)

-обучение работе с разными видами информации;

-познавательные УУД (логические)

-подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- формировать умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Личностные:

-самоопределение;

Оборудование:  сигналы, лист-задания, увеличительное стекло, таблица с суффиксами.

1.Организационно-мотивационный момент.

Цель: Организовать направленное внимание на начало урока.

Прозвенел уже звонок,

Нам пора начать занятие.

 Проверьте готовность к уроку.

Упражнение на развитие слухового внимания.

Сейчас мы выполним задание, которое нам поможет сосредоточиться и отвлечься от посторонних мыслей.

Откройте тетради.

На полях тетради поставьте столько точек, сколько раз встретиться слово «три»:

Посчитай и посмотри

Хорошенько – раз-два-три:

Три у клевера листка,

Три у дыма завитка,

Три зубца у старой вилки,

Три в тетради у Данилки-

Он урок не доучил,

Вот и тройку получил!(7) Молодцы! Хороший настрой на работу!

Загадка:  Работа в парах. Закончи предложение.

Тает снеж..,

Ожил лужо..,,

Ден..  прибывает,

Когда это бывает?

- О каком времени года эти слова?

Какое сегодня число? (можно обратиться к календарю)

 Какой по счёту месяц в году?

Что ещё мы можем сказать об этом месяце? (весенний месяц, первый весенний месяц)

II.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

На доске дерево.

На дереве набухли почки, раскрыться листочкам нам помогут знания, которые мы сегодня получим на занятии.

 Запишите число.

(Логопед раздаёт листы-задания каждому ребёнку)

Задание №1

К...ток, сн...жок, л...док,, д..нёк, с…дик, в.тер

 Какое нужно задание  выполнить?  ( вставить пропущенные буквы)

Прочитайте слова по цепочке.

Какие буквы пропущены в словах.

На какие две группы можно разделить эти слова. ( с гласной а и е)

Запишите эти слова в тетрадь.

Выделите корень. (совместная работа)

Прочитайте слова и подумайте какое слово лишнее. Почему?

Лишнее слово ветер, т.к. в нём нет суффикса.

Назовите суффиксы в этих словах?

С каким значением эти суффиксы? (уменьшительно – ласкательным)

Образуйте от слова ветер слово с новым значением (ветерок) Какой суффикс в этом слове?

Сформулируйте тему урока. (суффикс, весна)

… Всё на свете из чего-либо состоит. Облака – из капель воды. Лес- из деревьев. Наша речь-из предложений. Предложения состоят из слов, а слова имеют свой строительный материал Вспомните из каких частей состоят слова…

Дети называют.

 Сегодня мы  продолжим образовывать новые слова при помощи суффиксов и познакомимся с новыми суффиксами?

Рефлексия: Зачем нужны эти знания, где можно применить?

Игра в снежки.

 Например: снег, а ласково?... Дети: снежок. А если много?... Дети: снежки. Поиграем в снежки?

У каждого свой снежок:Вам нужно кинуть снежок ...?, называя любой предмет весны просто и ласково!  Я собираю снежки в корзину.

Я называю слово без суффикса , а ребёнок обратно со снежком - ласковое.

Игра в снежки: ручей - ручеёк, сосулька-сосулечка, дождь-дождик, цветок-цветочек, лёд-ледок, ветер-ветерок, солнце-солнышко  и т.д.)

Рефлексия: Как мы называли слова (ласково) С каким значением мы использовали суффиксы для образования новых слов (уменьшительно-ласкательным).

 Назовите эти суффиксы.

Рефлексия: Чувствуется приближение весны. Какие чувства вызывает у вас это состояние природы?

Задание №2.

Прочитайте  эти слова. Подумайте, как они образовались? Почему зажглись красные фонарики?

Лида-Лид…чка         Таня -  Тан…чка           Петя -    Пет…нька    

(Гласные в суффиксах обозначены кр. точками.)      

Это опасное место. В чём опасность? (мы можем допустить ошибку в написании гласной в суффиксе)

Перед нами  учебная задача. Проблема. Как мы можем её решить? Что надо сделать? (Обратиться к таблице суффиксов).

Найдите эти суффиксы и вставьте пропущенные буквы.

Устная работа. Образуйте слова.  Возможна запись одного слова с ум-лас суфф.

Валя -                              Марина -                       Алёша –

Задание №3

Исправьте ошибки. Примените полученные знания и исправьте ошибки.

Ваничка пускает кораблики. Надинька лепит снеговика. Ирачка копает грядку.

Задание №4.

 Закончи предложение : для образования ласковых имен людей используют суффикс…….с гласной, суффикс ……с гласной, суффикс…..с гласной…..

Назовите ласково свои имена.

III. Как называется часть слова, которую мы выделяли? С каким значением эти суффиксы?

А сейчас мы должны вспомнить всё, что знаем о суффиксе и найти верные утверждения. Подчеркните верные утверждения.(Логопед читает утверждения)

Задание №5

1.Суффикс – это маленькое слов.

Суффикс – это часть слова.

2.Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

3.Суффикс стоит после корня,

Суффикс стоит перед корнем.

Прочитайте верные утверждения. (Один ребёнок читает, другие дети работают с цветовыми сигналами: зелёный – верно, красный – не верно)

Задание №6

Пользуясь верными утверждениями составьте слова.

IV.Физминутка.

Ах, грач на горе…(Поднять руки вверх, соединив их над головой)

Знать весна на дворе! (Разводят руки вверх, в стороны)

Голубочки, голубочки! (Взмахи кистями)

Принесите по клубочку! ( Крутят кулачками)

Чечётки, чечётки, (взмахи кистями)

Принесите всем по щетке! (Потирают ладони)

Жаворонки, прилетите! (Взмахи руками вверх-вниз)

Весну – красну принесите (Протянуть руки вперёд)

V.Суффикс- волшебник приготовил нам в подарок весенний цветок, но он не простой, а суффиксальный. Чтобы разгадать его тайну нужно собрать слова, которые он загадал.

Это слова: цветок, цветочек, цветник, цветной, цветущий, цветик

Что вы можете сказать о словах, которые у нас получились.

Это однокоренные слова.

Назовите корень? (цвет)

Эти слова обозначают одно и тоже.

Вывод: Нет,  у нас получились однокоренные слова, которые обозначают разные предметы и признаки.

Какая часть слова помогла нам образовать от одного корня разные слова.

Назовите слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос что.

(цвет, цветник, цветочек, цветик)

Задайте вопрос к словам цветной и цветущий.

Составьте словосочетания с этими словами. (цветной карандаш, цветущий сад)

Вывод: назовите общую часть в словах и ту часть, которая меняет значение слова.

Работа с картинками (логопед показывает картинку, дети образуют новые слова: берёза, рыба, лес)

 берёза-берёзка-берёзовый сок

рыба- рыбка- рыбный суп –рыбак, лес-лесок, лесной -лесник

VI.Слова с  суффиксом –ищ.

Весной пробуждается природа. На деревьях набухают почки. Веселее поют птицы. Просыпаются насекомые.

Детям раздаются картинки с насекомыми.

 Назовите, кого вы видите на картинках, так, чтобы мы поняли какого они размера (жучок, комарик, пчёлка и т.д.)

А теперь посмотрим в увеличительное стекло на эти предметы. Какие они стали? Большие, огромные….большущие, здоровущие

Дети называют слова: жучище, комарище, пчелище……а какие у них лапки….лапищи, носищи, глазищи….и т.д.

Назовите одинаковую часть в этих словах. –ИЩ-

Запишите два любых слова с суффиксом –ищ, выделите суффикс.

Вывод: какое значение придаёт это суффикс словам (значение увеличительности)

VII. Суффиксы в словах, обозначающих профессии  и занятия людей.

С приходом весны у людей появляется много работы в поле, саду, огороде.

Ответьте на вопрос.

Кто ухаживает за садом? - садовник Кто пашет поле?- пахарь

Кто пашет поле на тракторе?- тракторист.

Кто работает в огороде? – огородник

Как образовались эти слова? Назовите суффиксы.

Что обозначают эти слова? (профессии людей)

Все профессии нужны, все профессии важны.

Кто сеет семена? Сеятель.

Назовите слова, обозначающие профессии людей с суффиксом  -тель

Назовите одинаковую часть в этих словах. (тель)

Почему зажглись фонарики? (опасное место). В чём опасность? Как мы должны решить эту учебную задачу, проблему?

Сделайте вывод: суффикс –тель- пишется с гласной е.

У вас у каждого есть слово-секрет оно находится в задании №7. 

Загадайте эти слова, составьте вопрос ( слова: писатель, водитель, руководитель, читатель, целитель, создатель) Дети задают свои вопросы ( Кто пишет книги? и т.д.)

Для чего нужны суффиксы?  А для чего нам эти слова?

VIII. Чтобы наша речь была более яркой, выразительной, эмоциональной. Чтобы слова более точно выражали наши чувства, отношение к предмету для этого мы используем слова с суффиксами.

Задание №8.

Прочитайте текст.

Пришла весна. Светит яркое солнце. Дует легкий ветер. Поют весенние песни синицы и воробьи.

Наступает весна. Мы радуемся ей. При помощи суффиксов от подчеркнутых слов в тексте образуйте новые слова (солнышко, ветерок, песенки, синички, воробушки), которые бы показали радостное отношение к весне.

IX.Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД: самоопределение.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Какой части слова был посвящен урок? Какие проблемы мы решали? (правильное написание суффиксов)

Определите, что вы знаете и умеете.

 Если умеете - нарисуйте зелёный кружок, если затрудняйтесь –жёлтый, не понял – красный.

-Понимаю, что такое суффикс

-Умею находить суффикс в слове

-Знаю значения суффиксов

-Умею образовывать новые слова при помощи суффиксов.

Ребята вы хорошо потрудились, оказывается вы не

только хорошие ученики, но и умелые строители слов….

Итог: На дереве не раскрылись листочки…. Поможем. Дети подходят к дереву переворачивают листочик, на котором написаны суффиксы. Дети называют слова с суффиксами. На одном листочке написана приставка. Это суффикс – нет. Что это? Отвечая на этот вопрос мы узнаем тему следующего занятия. Что общего между приставкой и суффикс.

Приложение.

Лист-задание.

Задание №1

1.К…ток, сн…жок, л…док, д…нёк, в…тер, с..дик.  

Задание№2

Лида –Лид…чка , Таня – Тан…чка, Петя – Пет…нька

Образуйте новые слова:

 Валя - ….,        Марина -…..,           Алёша -….

Задание №3 Исправь ошибки

Ваничка пускает кораблики. Надинька лепит снеговика. Ирачка копает грядку.

Задание№4. Закончи предложение: для образования ласковых имен людей используют суффикс…………………с гласной……., суффикс…………с гласной……, суффикс…………с гласной…….

Задание №5 Прочитайте, найдите и прочитайте верные утверждения:

1.Суффикс – это маленькое слово.

Суффикс – это часть слова.

2.Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

3.Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс стоит после корня.

Задание №6  Собери слово:         ушк, изб, а

Задание №7  Слово – секрет: издатель.

Задание №8 

Пришла весна. Светит яркое солнце.  Дует лёгкий ветер. Поют весенние песни  синицы и воробьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

Занятие по обучению грамоте  с использованием интересных игровых приёмов и упражнений проводится в подготовительной группе детского сада ....

Конспект логопедического занятия "Звук и буква Ы" для группы учащихся с ОНРIII 1 класса общеобразовательной школы.

       Данный конспект является частью системной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с учащимися 1 класса по устранению у них общего недоразвития речи третьего-...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР III уровень по теме: « Зима. Зимние игры и забавы».

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР III уровень по теме: « Зима. Зимние игры и забавы»....

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме: "Значение и правописание частиц"

Тип урока:  повторительно-обобщающийЦели:Закрепление  понятия о функциях частицы как служебной части речи.Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.Задачи:Показат...

Перспективно- тематическое планирование логопедических занятий для детей с ОНР (старшая группа)

План составлен в соответствии с лексическими темами для детей старшей группы с диагнозом ОНР III уровня....

Презентация к уроку русского языка на тему"Значение уменьшительно-ласкательных суффиксов в русском языке"

Урок представлен как изучение  употребления и правописания уменьшительно- ласкательных суффиксов в слове.Данный материал можно использовать в 5-6 классах. Урок является звеном общей темы "Словооб...

Открытое логопедическое занятие для детей подготовительной к школе группе «В поисках Нолика» Тема: Звуки Р-Рь, буква Р.

В конспекте отражено знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов,  деление слов на слоги, работа с предложением. Конспект по...