СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
проект на тему

Алпатова Виктория Викторовна

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ И

МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

(ТМНР)

 

 

 

Проект выполнен

слушателем курсов

повышения квалификации

КРО-46

учителем начальных классов

ГБОУ Школы 2124

«Центр развития и коррекции»

Алпатовой В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2015

 

1.     Психолого-педагогическая характеристика (фрагмент)

 

Эмиль А., 7 лет:

Наблюдаются грубые нарушения поведения и общения.

Эмоционально-волевая сфера. Контакт устанавливает, но носит нестабильный, формальный характер. Глазной контакт эпизодический. Не реагирует на эмоции других детей. Преобладающий эмоциональный фон нейтральный.

Волевая регуляция значительно снижена, привлекается к заданиям только индивидуально с педагогом. Все действия выполняются совместно с педагогом.

 

Речь. Не реагирует на своё имя. Понимание обращённой речи затруднено. Возможно понимание простых инструкций, если взять ребёнка за руку и сопровождать свои слова жестами. При этих условиях выполняет простые инструкции (встань, сядь) после многократного обращения педагога. Указательный жест в стадии формирования. Собственной речи нет. Есть отдельные вокализации и звукокомплексы (а, ми-ми).

2.     Примерное тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» на 1 четверть (18 часов). Предметная область  - «Язык и речевая практика».

 

Цели и задачи: - учить реагировать на своё имя

        - развитие понимания обращённой речи

                             - развитие понимания смысла доступных невербальных графических знаков (фотографий, рисунков)

                            - формирование указательного жеста

 

К-во

часов

Тема

Виды работ

Оборудование

3

Звуки окружающей действительности.

Игра «Звуки вокруг нас», соотнесение звуков с картинкой (поезд, пароход, колокольчик),  задания на

звукоподражание.

Аудиозаписи, игрушки, предметные картинки.

2

Тихие и громкие звуки. 

 Действия с музыкальными инструментами и звучащими игрушками. Различение звуков по силе. Игра «Громко-тихо». Соотнесение звучащих инструментов с картинкой. Задания на  звукоподражание.

 Аудиозаписи, барабан, свисток, бубен, погремушка,

картинки.

3

Голоса животных

Прослушивание записи голосов животных (собака, корова, свинья, волк). Просмотр музыкальной книжки со звучащими кнопками. Соотнесение голосов животных с картинками (совместно с педагогом). Задания на подражание голосам животных.

Аудиозаписи, музыкальная книжка, изображения животных.

3

Это я

Упражнения на рассматривание себя в зеркале, повторение своего имени, игры перед зеркалом «Кто это?», «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий».  Развитие умения откликаться на своё имя.

Зеркало.

3

Моё лицо

Рассматривание лица в зеркале, проговаривание частей лица, массаж лица. Упражнения на подражание выражению лица учителя, игры перед  зеркалом: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Запомни моё лицо»; «Повтори движения».

Зеркало.

4

Моя семья

Просмотр фотографий ребёнка и ближайших членов семья. Выделение самого себя на фотографиях (из 2-х фотографий). Упражнения с фотографиями, задания: «Покажи себя», «Где мама?», «Где папа?», «Кто это?». Повторение слов сопряжено с педагогом: мама, папа.

Фотографии с членами семьи.

 

Примечание: на каждом уроке проводится артикуляционная гимнастика, упражнения выполняются сначала пассивно (с помощью педагога), далее самостоятельно.

 

Список литературы:

1. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред.Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

2. Альтернативная коммуникация. Методический сборник. – Новосибирск, 2012.

3. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы/ Под.ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Владос, 2010.

4. Рязанова А.В., Ермолаева Д.В. Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. – Теревинф, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_sipr_kro-46.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ И

МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

(ТМНР)

Проект выполнен

слушателем курсов

повышения квалификации

КРО-46

учителем начальных классов

ГБОУ Школы 2124

«Центр развития и коррекции»

Алпатовой В.В.

Москва – 2015

  1. Психолого-педагогическая характеристика (фрагмент)

Эмиль А., 7 лет:

Наблюдаются грубые нарушения поведения и общения.

Эмоционально-волевая сфера. Контакт устанавливает, но носит нестабильный, формальный характер. Глазной контакт эпизодический. Не реагирует на эмоции других детей. Преобладающий эмоциональный фон нейтральный.

Волевая регуляция значительно снижена, привлекается к заданиям только индивидуально с педагогом. Все действия выполняются совместно с педагогом.

Речь. Не реагирует на своё имя. Понимание обращённой речи затруднено. Возможно понимание простых инструкций, если взять ребёнка за руку и сопровождать свои слова жестами. При этих условиях выполняет простые инструкции (встань, сядь) после многократного обращения педагога. Указательный жест в стадии формирования. Собственной речи нет. Есть отдельные вокализации и звукокомплексы (а, ми-ми).

  1. Примерное тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» на 1 четверть (18 часов). Предметная область  - «Язык и речевая практика».

Цели и задачи: - учить реагировать на своё имя

        - развитие понимания обращённой речи

                             - развитие понимания смысла доступных невербальных графических знаков (фотографий, рисунков)

                            - формирование указательного жеста

К-во

часов

Тема

Виды работ

Оборудование

3

Звуки окружающей действительности.

Игра «Звуки вокруг нас», соотнесение звуков с картинкой (поезд, пароход, колокольчик),  задания на

звукоподражание.

Аудиозаписи, игрушки, предметные картинки.

2

Тихие и громкие звуки.  

 Действия с музыкальными инструментами и звучащими игрушками. Различение звуков по силе. Игра «Громко-тихо». Соотнесение звучащих инструментов с картинкой. Задания на  звукоподражание.

 Аудиозаписи, барабан, свисток, бубен, погремушка,

картинки.

3

Голоса животных

Прослушивание записи голосов животных (собака, корова, свинья, волк). Просмотр музыкальной книжки со звучащими кнопками. Соотнесение голосов животных с картинками (совместно с педагогом). Задания на подражание голосам животных.

Аудиозаписи, музыкальная книжка, изображения животных.

3

Это я

Упражнения на рассматривание себя в зеркале, повторение своего имени, игры перед зеркалом «Кто это?», «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий».  Развитие умения откликаться на своё имя.

Зеркало.

3

Моё лицо

Рассматривание лица в зеркале, проговаривание частей лица, массаж лица. Упражнения на подражание выражению лица учителя, игры перед  зеркалом: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Запомни моё лицо»; «Повтори движения».

Зеркало.

4

Моя семья

Просмотр фотографий ребёнка и ближайших членов семья. Выделение самого себя на фотографиях (из 2-х фотографий). Упражнения с фотографиями, задания: «Покажи себя», «Где мама?», «Где папа?», «Кто это?». Повторение слов сопряжено с педагогом: мама, папа.

Фотографии с членами семьи.

Примечание: на каждом уроке проводится артикуляционная гимнастика, упражнения выполняются сначала пассивно (с помощью педагога), далее самостоятельно.

Список литературы:

1. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред.Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

2. Альтернативная коммуникация. Методический сборник. – Новосибирск, 2012.

3. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы/ Под.ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Владос, 2010.

4. Рязанова А.В., Ермолаева Д.В. Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. – Теревинф, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования (вариант 6.4) для обучающихся с умеренной, тяжёлой и...

Аннотация к специальной индивидуальной программе развития обучающегося 1 класса с РАС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15501419","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]Аннотация к специальной индивидуальной программе развития обуч...

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II).

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II).

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант II).

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....