СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПО ПРЕДМЕТАМ УЧЕБНОГО ПЛАНА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ИНДИВИДУАЛЬНО НА ДОМУ
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ)
УТВЕРЖДЕНА
Приказом № 112 от 02.09.2019 года
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
ПО ПРЕДМЕТАМ УЧЕБНОГО ПЛАНА
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ИНДИВИДУАЛЬНО НА ДОМУ
Платонова Данила
1 класс
(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями)
(редакция 2019)
Объём: 264 часов
Речь и альтернативная коммуникация 66
Математические представления 66
Окружающий природный мир 16,5
Человек 33
Окружающий социальный мир 16,5
Коррекционно-развивающие занятия 66
Учитель Ким Л.П.
г. Нефтеюганск-2019
Оглавление
1 | Индивидуальные сведения о ребенке | |
2 | Психолого-педагогическая характеристика | |
3 | Индивидуальный учебный план | |
4 | Содержание образования | |
4.1 | Нравственное воспитание | |
4.2 | Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни | |
4.3 | Внеурочная деятельность | |
5 | Программа сотрудничества с семьей | |
6 | Специалисты, участвующие в реализации СИПР | |
7 | Перечень необходимых технических средств, дидактических материалов | |
8 | Средства мониторинга и оценки динамики обучения | |
9 | Календарно-тематическое планирование | |
9.1 | Речь и альтернативная коммуникация | |
9.2 | Математические представления | |
9.3 | Окружающий природный мир | |
9.4 | Человек | |
9.5 | Окружающий социальный мир | |
9.6 | Коррекционно-развивающие занятия | |
10 | Приложение |
1. Индивидуальные сведения о ребёнке
Ф.И.О ребенка:
Дата рождения:
Адрес проживания:
Ф.И.О мамы:
Дата рождения:
Образование:
Место работы:
Телефон:
Ф.И.О :
Дата рождения:
Образование:
Место работы:
2. Психолого-педагогическая характеристика
Общие сведения. Платонов Данил Андреевич, 14.12.2010 года рождения, проживает по адресу: г. Нефтеюганск, микрорайон 8 дом 7 кв 85. Обучается в КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» с 01.09.2018 года, (протокол психолого -медико - педагогического обследования от 24.01.2018 года № 120). Обучается по состоянию здоровья индивидуально на дому.
Сведения о семье. Данил воспитывается в полной семье, состоящей из четырёх человек. Семья проживает в благоустроенной квартире. Отношение к ребёнку в семье доброжелательное. Мальчик обеспечен всем необходимым для обучения и жизнедеятельности. Родители заботливо и доброжелательно относятся к сыну, заинтересованы в успешном развитии ребёнка.
Общая осведомлённость и социально - бытовая ориентировка. Культурно-гигиенические навыки сформированы. Пищу самостоятельно принимает. Правила личной гигиены соблюдает с помощью взрослого.
Развитие устной речи. Собственная речь полностью отсутствует. Есть незначительные трудности в понимании обращённой речи.
Характер учебной деятельности. Учебная мотивация не сформирована. В учебной деятельности пассивен, не мотивирован: учебные задачи принимает формально, не проявляет поисковой активности. Учебный материал не воспринимает. Нуждается в помощи направляющего и обучающего характера. При длительном напряжении быстро утомляется, снижается концентрация внимания.
Чтение. Не умеет слушать, когда читают, отворачивается. Смысл прочитанного не понимает.
Математика. Владеет математическими представлениями: различает геометрические фигуры и группирует по цветовой гамме.
Сформированность школьно - значимых умений. Рабочее место самостоятельно к уроку не готовит.
Развитие волевых качеств. Не умеет управлять своими чувствами, эмоциями и поведением. Проявлять упорство при выполнении трудных заданий не может. Нуждается в постоянной мотивации и совместных действиях с взрослым, в поддержке и поощрении.
Общие выводы и впечатления о ребенке. Рекомендуется обучение по адаптированной образовательной программе по учебному плану образовательной организации, реализующей адаптированные образовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью, по второму варианту. Форма обучения – обучение на дому (индивидуальная).
Заключение ПМПК
По результатам психолого-педагогической диагностики , от 30.05.2019 г, были поставлены задачи индивидуального образовательного маршрута на 2019-2020 учебный год.
Задачи:
Учебно-коррекционная задача: Сформировать умение понимать и принимать простейшую инструкцию педагога, фиксировать взгляд на задании.
Коррекционно-воспитательная: Формировать умение правильно сидеть за партой, готовиться к уроку с обучающей помощью учителя.
Коррекционно-развивающая: Коррекция и развитие сенсорных процессов, общей и мелкой моторики.
3. Индивидуальный учебный план на 2019 – 2020 учебный год
Класс | Учебные предметы | Число учебных занятий | Контрольные работы | Практические (лабораторные). творческие работы |
1 | «Речь и альтернативная коммуникация» | 2 | 10 | |
«Математические представления» | 2 | 4 | 10 | |
«Окружающий природный мир» | 0,5 | 15 | ||
«Человек» | 1 | 15 | ||
«Окружающий социальный мир» | 0,5 | 10 | ||
«Коррекционно – развивающие занятия» | 0,5 | 5 |
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы-интерната содержание программы представлено образовательными областями и учебными дисциплинами:
№ п/п | Предметные области | Учебные дисциплины |
1 | Филология | «Речь и альтернативная коммуникация» |
2 | Математика | «Математические представления» |
3 | Естествознание | «Окружающий мир» |
4 | «Человек» | |
5 | «Окружающий социальный мир» | |
6 | Искусство | «Изобразительная деятельность» |
Объём учебных предметов
По учебному плану для изучения предметов отводится 165 часов в год.
№ | Кол-во часов Предмет | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
«Речь и альтернативная коммуникация» | 18 | 14 | 18 | 16 | 66 | |
«Математические представления» | 18 | 14 | 18 | 16 | 66 | |
«Окружающий мир» | 4,5 | 3,5 | 4,5 | 4 | 16,5 | |
«Человек» | 9 | 7 | 9 | 8 | 33 | |
«Окружающий социальный мир» | 4,5 | 3,5 | 4,5 | 4 | 16,5 | |
«Коррекционно – развивающие занятия» | 18 | 14 | 18 | 16 | 66 | |
Итого: | 72 | 56 | 72 | 64 | 264 |
4. Содержание образования
Базовые учебные действия
Содержание |
Формирование базовых учебных действий |
направленность взгляда: |
|
|
выполнение инструкций педагога: |
|
|
|
использование по назначению учебных материалов |
выполнение действия |
|
|
|
выполнение задания от начала до конца |
Коррекция поведенческих проблем
Проблемы поведения | Функция поведения. Способы и методы коррекции |
Коррекция агрессии, самоагрессии и аффек-тивных вспышек: агрессия, направленная на себя, бьет себя по голове | Избегание неприятного. Проблемное поведение прерывают, переключают внимание ребёнка на другие действия (выйти из помещения, пройти по коридору, умыться), интересную для ребенка деятельность (на то, что может его заинтересовать (шариковый бассейн) |
Коррекция неадекватного крика, плача | Избегание неприятного (внутренний дискомфорт). Переключение ребенка на интересную для него деятельность. |
Коррекция эмоционально-аффективных стереоти-пий | Аутостимуляция. Повторяющиеся эпизоды крика, которые вызывают аффект у самого ребенка, заменяют прослушиванием музыки. |
Коррекция сенсорно-двигательных стереоти- пий (отталкивает стол, сползает со стула) | Аутостимуляция. Переключение. Стереотипию прерывают, предлагают ребенку другую знакомую, не вызывающую негативизма деятельность (сортировка предметов, нанизывание крупных бусин на шнурок с наконечником, собирание пазлов). |
4.2.Содержание учебного предмета, курса
«РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
Пояснительная записка
Программа составлена на основе «Примерной адаптированной основной общеобразо вательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множествен ными нарушениями развития» (Вариант 2)
Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлечённых понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируе тся понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. У многих детей языковые средства часто оказываются несформирован ными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.
Цель обучения - формирование коммуникативно-речевых умений, овладение которы- ми в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в окружающей жиз-
ни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Задачи учебного предмета:
- научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрес- сивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих воз- расту житейских задач;
- развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира; понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;
- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, зрительное, слуховое восприятие, ориентировку в пространстве, речь, мышление;
- формировать первоначальные знания о букве, слоге, слове и предложении;
начальные навыки чтения, носящие практический характер, и письма, понимание смысла узнаваемого слова; узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов; использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации;
- воспитывать интерес к чтению (печатных инструкций, связанных с уроками труда, уличных вывесок, коротких рассказов и т.д.).
- развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
На занятии по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объёму и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития ребёнка.
Организация обучения на каждом этапе урока подразумевает параллельность, т.е. в процессе обучения нецелесообразно отдельно выделять занятия по чтению, письму, развитию речи: каждое из них включается в единый комплекс, нацеленный на развитие речи, активизацию познавательной деятельности, а также на обучение чтению и письму с учётом индивидуальных достижений.
В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуника- тивных навыков. Подбор дидактического материала осуществляется в соответствии с содержанием и задачами урока, с учётом уровня развития речи обучающейся.
Место предмета в учебном плане.
Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в образовательную область «Язык и речевая практика». В учебном плане предмет представлен с расчётом по 2 часа в неделю, 66 часов в год.
Личностные и предметные результаты
освоения курса
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учётом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой отсталостью требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Возможные личностные результаты освоения программы могут включать:
- освоение доступной социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
Возможные предметные результаты должны отражать
- способность понимать обращённую речь;
- умение определять интонацию;
- умение вступать в контакт;
- понимать смысл доступных жестов и графических изображений, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
- умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядами, мимикой для выражения индивидуальных потребностей.
Содержание учебного предмета, коррекционного курса
«Речь и альтернативная коммуникация» (2 часа в неделю)
Примерное содержание предмета «Коммуникация»
Коммуникация с использованием вербальных средств:
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника.
Реагирование на собственное имя.
Приветствие собеседника звуком (словом).
Привлечение к себе внимания звуком (словом).
Выражение своих желаний звуком (словом).
Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом).
Выражение согласия (несогласия) звуком (словом).
Выражение благодарности звуком (словом).
Ответы на вопросы словом.
Прощание с собеседником звуком (словом).
Коммуникация с использованием невербальных средств:
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.
Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.
Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь:
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
Реагирование на собственное имя.
Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Экспрессивная речь:
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
Называние собственного имени.
Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса).
Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
«Математические представления»
Пояснительная записка
Цель учебного предмета: формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Задачи учебного предмета:
- сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:
- сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
- сформировать способность пользоваться математическими знаниями в решении соответствующих возрасту житейских задач.
Общая характеристика учебного предмета в учебном плане
Содержание предмета «Математические представления» представлено следующими разделами: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Математические представления» входит в образовательную область
«Математика». В учебном плане предмет представлен с расчётом по 2 часа в неделю, 66 часов в год.
Личностные и предметные результаты
освоения курса
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учётом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой отсталостью требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Возможные личностные планируемые результаты:
- освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Возможные предметные планируемые результаты:
- Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.
- Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).
- Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий.
- Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
- Умение пересчитывать предметы в доступных ребёнку пределах.
Для описания личностных и предметных достижений, обучающихся применяется уровневый подход, который включает в себя следующие уровни достижений: базовый, минимально необходимый, индивидуальный, пониженный и низкий уровни.
Базовый уровень (оценки отлично - хорошо, отметки - «5» / «4» / «зачтено») - сформирована система знаний (качество) в соответствии с запланированными результатами, обучающийся решает учебно-практические и учебно-познавательные задачи, основанные на учебном материале.
Минимально необходимый (оценка удовлетворительно/ отметка «3», для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости – отметка «зачтено») – сформирована система знаний в соответствии с запланированными результатами, обучающийся решает учебно-практические и учебно-познавательные задачи, основанные на учебном материале с организующей помощью учителя.
Индивидуальный для обучающихся по ИОМ (оценка хорошо, отметка - «зачтено») - наблюдается положительная динамика относительно индивидуально запланированных результатов.
Для описания подготовки, обучающихся фронтально, уровень достижений которых ниже минимального могут быть применены такие уровни как:
Пониженный уровень достижений (оценка неудовлетворительно/ отметка «2») – отсутствует система базовой подготовки, обучающийся не освоил и половины планируемых результатов, которые осваивают большинство обучающихся со схожими проблемами психофизического развития. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания. Данная группа обучающихся нуждается в дополнительной психолого-педагогической диагностике и занятиях, направленных на восполнение пробелов в знаниях
Низкий уровень достижений (оценка «плохо», отметка «1») – наличие фрагментарных знаний по предмету, что требует корректировки образовательного маршрута, специальной коррекционной помощи.
Важным элементом при обучении и воспитании детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью и ТМНР является диагностика уровня их развития. Даже минимальные изменения в знаниях, характере выполнения действий, в общении и др. своевременно выявляются педагогами и на их основе строится дальнейшая работа.
Содержание учебного предмета, коррекционного курса «Математические
представления»
Количественные представления
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчёта, с пересчётом). Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств). Представление о числовой последовательности. Пересчёт предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Решение простых задач на увеличение на несколько единиц. Представление о денежном знаке.
Представления о форме
Различение круглых и некруглых геометрических форм, тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой (куб – квадрат, шар – круг). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование
геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).
Представление о величине
Сравнение предметов по величине. Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.
Пространственные представления
Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду
Временные представления
Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий.
Тематическое содержание учебного предмета, коррекционного курса
На каждом году обучения имеет место повторение программного содержания по курсу «Математические представления» за каждый предыдущий год. Программный материал по предмету «Математические представления» выборочно повторяется на 9 – 10 годах обучения.
1класс (2 часа в неделю)
Количественные представления
Нахождение одинаковых предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры.
Представления о форме
Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).
Представление о величине
Сравнение предметов по величине. Сравнение предметов по длине. Сравнение предметов по ширине. Сравнение предметов по высоте. Сравнение предметов по весу.
Пространственные представления
Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»).
Временные представления
Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»).
Количественные представления
Нахождение одинаковых предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры.
Представления о форме
Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).
Представление о величине
Сравнение предметов по величине. Сравнение предметов по длине. Сравнение предметов по ширине. Сравнение предметов по высоте. Сравнение предметов по весу.
Пространственные представления
Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»).
Временные представления
Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»).
«Окружающий природный мир»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития» (Вариант 2)
Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающейся представле-
ний о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодей- ствии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
1) формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы,
2) формирование временных представлений,
3) формирование представлений о растительном и животном мире.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание предмета «Окружающий природный мир» представлено следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления».
В процессе формирования представлений о неживой природе обучающейся получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. обучающийся знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание обучающейся обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, обучающаяся учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Место учебного предмета в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Окружающий природный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. Предмет «Окружающий природный мир» относится к предметной области «Окружающий мир». Срок изучения учебного предмета – 7 лет,. В учебном плане предмет представлен с расчётом 1 час в неделю, 16,5 часа в год.
Возможные личностные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
- представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям;
- представления об объектах неживой природы (солнце, огне);
- умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья;
- представления о животном и растительном мире;
- элементарные представления о течении времени: смена событий дня, суток;
умение различать части суток.
Содержание учебного предмета «Окружающий природный мир»
1класс (0,5 часа в неделю)
Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты природы».
Растительный мир.
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).
Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива).
Животный мир.
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных. Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок). Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр).
Объекты природы.
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса.
Узнавание глобуса – модели Земли.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца.
«Человек»
Пояснительная записка
Приобщение ребёнка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Цель обучения - состоит в формировании представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания. Формирование представлений о человеке как о части живой природы, о взаимодействии человека с природой, образе жизни человека.
Задачи программы:
- уточнить имеющиеся у обучающейся представления о человеке и его образе жизни, дать новые знания об основных его элементах;
- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о человеке как о части живой природы и о социальной роли в обществе;
- научить обучающуюся вести здоровый образ жизни;
- уточнять и расширять знания о роли семьи в жизни человека, знать свою роль в семье.
Общая характеристика учебного предмета в учебном плане
В ходе организации и проведения уроков по предмету «Человек» необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Задачи формирования представлений детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и об окружающем мире, развития их речи решаются на комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению.
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания. Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях.
Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д.
Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды.
Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой.
Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет».
В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Обучающаяся учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье.
Содержание разделов представлено с учётом возрастных особенностей.. В учебном плане предмет представлен на протяжении 4-х лет обучения. С обучающимися старшего возраста формирование навыков самообслуживания осуществляется в рамках коррекционно-развивающих занятий. Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие обучающегося, формирование его представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительности. Она тесно связана с содержанием сюжетно-ролевых и театрализованных игр, продуктивной деятельностью обучающегося на учебных занятиях, а также с коррекционно-адаптационной областью учебного плана.
Место учебного предмета в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта предмет «Человек» обозначен как самостоятельный предмет, включён в федеральную (базисную) часть учебного плана (образовательная область: «Окружающий мир»), что подчёркивает его особое значение в системе образования детей.
На его изучение отведено 4 года обучения.
В учебном плане предмет представлен с расчётом 1 час в неделю, 33 часа в год.
Возможные личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса
Возможные личностные результаты:
Формирование персональной идентичности:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность;
определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Этническая идентичность:
- национальность.
Возрастная идентификация:
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
Формирование социально-эмоциональной составляющей:
«Уверенность в себе»:
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»:
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»:
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Компоненты социально-познавательной сферы:
Мотивационно – личностный блок:
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Навыки адаптации:
Биологический уровень:
- о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Освоение доступных ролей:
- семейно – бытовых
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь:
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи:
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность:
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Возможные предметные результаты:
- представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других: соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
- представления о собственном теле;
- отнесение себя к определённому полу;
- умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст;
- умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.;
- умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
- умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами: умение определять своё самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;
- умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытьё рук перед едой и после посещения туалета);
- умение следить за своим внешним видом.
Для описания личностных и предметных достижений, обучающихся применяется уровневый подход, который включает в себя следующие уровни достижений: базовый, минимально необходимый, индивидуальный, пониженный и низкий уровни.
Базовый уровеньсформирована система знаний (качество) в соответствии с запланированными результатами, обучающийся решает учебно-практические и учебно-познавательные задачи, основанные на учебном материале.
Минимально необходимый для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости – отметка «зачтено») – сформирована система знаний в соответствии с запланированными результатами, обучающийся решает учебно-практические и учебно-познавательные задачи, основанные на учебном материале с организующей помощью учителя.
Индивидуальный для обучающихся по ИОМ (оценка хорошо, отметка - «зачтено») - наблюдается положительная динамика относительно индивидуально запланированных результатов.
Для описания подготовки, обучающихся фронтально, уровень достижений которых ниже минимального могут быть применены такие уровни как:
Пониженный уровень достижений отсутствует система базовой подготовки, обучающийся не освоил и половины планируемых результатов, которые осваивают большинство обучающихся со схожими проблемами психофизического развития. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания. Данная группа обучающихся нуждается в дополнительной психолого-педагогической диагностике и занятиях, направленных на восполнение пробелов в знаниях
Низкий уровень достижений– наличие фрагментарных знаний по предмету, что требует корректировки образовательного маршрута, специальной коррекционной помощи.
Важным элементом при обучении и воспитании детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью и ТМНР является диагностика уровня их развития. Даже минимальные изменения в знаниях, характере выполнения действий, в общении и др. своевременно выявляются педагогами и на их основе строится дальнейшая работа.
Содержание учебного предмета «Человек»
1 класс (1 час в неделю)
Представления о себе.
Представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки).
Гигиена тела.
Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Нанесение крема на руки.
Обращение с одеждой и обувью.
Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей предметов одежды. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная). Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок).
Туалет.
Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой/большой нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.
Прием пищи.
Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть.
Семья.
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.
Описание материально технического обеспечения образовательной деятельности
Окружающий социальный мир»
Пояснительная записка.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действитель- ности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Цель обучения – формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Основными задачами программы являются:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепри нятые нормы поведения),
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многооб разие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
В процессе обучения по программе у обучающегося формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, обучающийся учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включён, обучающийся учится соотносить своё поведе ние и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ученик учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе. Жизнь в обществе предполагает следование определённым правилам.
Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у обучающегося типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупок в магазине, во время пожара и др.
Предполагаемые личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами освоения предмета обучающихся являются:
- социально - эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира), развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения.
Предметные результаты:
- представления о мире, созданном руками человека: интерес к объектам, созданным человеком;
- представления о доме, школе, расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка и др.), транспорте и т.д.;
- умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
- опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
- умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребёнка.
- накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни: представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них;
- умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
Содержание учебного предмета «Окружающий социальный мир».
Программа представлена следующими разделами:
«Школа и учебная деятельность»
Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников. Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного поведения.
Соблюдение очередности. Следование правилам игры. Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах.
«Квартира, дом, двор»
Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
Ориентация в помещениях своего дома. Представление о типах домов (одно-этажные /многоэтажные, каменные/ деревянные). Представление о местах общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Представление о помещениях квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон). Представление об убранстве дома, о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод).Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).. Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Ориентация во дворе. Представление о благоустройстве квартиры (отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение). Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.). Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря.
Предметы быта.
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь,). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором.). Знание назначения предметов мебели. Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера.
Данный раздел направлен на формирование представления о классе, его зонах и в местах расположения учебных принадлежностей. Ориентацию в помещениях школы, на школьной территории; в распорядке школьного дня. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников. Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного поведения.
Соблюдение очередности. Следование правилам игры. Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах.
«Квартира, дом, двор»
«Предметы быта»
Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
Ориентация в помещениях своего дома. Представление о типах домов (одноэтажные /многоэтажные, каменные/ деревянные). Представление о местах общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Представление о помещениях квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон). Представление об убранстве дома, о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод).Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Ориентация во дворе. Представление о благоустройстве квартиры (отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение). Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).
Представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, магнитофон, видеоплеер, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен). Представление о часах. Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер, планшет). Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни.
Тематическое планирование по предмету «Окружающий социальный мир»
(0,5 ч в неделю)
«Школа»
Что такое школа и для чего она нужна? Кто работает в школе? Школьные принадлежности.
Как вести себя на уроке? Я - ученик. Почему я должен учиться? Учитель-ученик. Бережное отношение к учебникам и школьным тетрадям Повторение по теме «Школа»
«Дом, квартира, двор»
Мой дом – моя крепость. Части дома: стены, крыша Ориентация в помещениях своего дома Представление о типах домов Места общего пользования в доме и в квартире.
Представление о помещениях квартиры. Убранство дома. Предметы мебели. Посуда.
Посуда для сервировки стола Посуда для приготовления пищи. Представление о территории двора
Правила поведения во дворе. Ребёнок на детской площадке. Ребёнок во дворе и незнакомые люди.
Повторение по теме «Дом, квартира, двор».
«Предметы быта».
Электроприборы и их роль в жизни человека Телевизор, утюг, микроволновая печь
Назначение электроприборов. Правила электробезопасности. Электрический чайник, дрель, миксер. Действия при чрезвычайной ситуации. Предметы интерьера. Часы.
Повторение по теме «Предметы быта».
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени или с ТМНР.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
-обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
-формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами..
Задачи:
1. Создавать стимулирующие условия для развития элементарного восприятия.
2. Учить реагировать на различные раздражители.
3. Вырабатывать взаимодействие между анализаторными системами.
4. Учить выражать свои ощущения, предпочтения.
5. Учить воспринимать предметы разной формы, цвета, величины.
Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Учитывая специфику индивидуального психофизического развития и возможности конкретного обучающегося, образовательная организация имеет возможность дополнить содержание коррекционной работы, отражая его в СИПР.
Планируемые личностные и предметные результаты
Возможные личностные результаты:
-адекватные коммуникативные проявления (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия;
-устойчивый интерес к взаимодействию со знакомым взрослым, потребность в общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию при использовании невербальных и вербальных, альтернативных средств общения;
-эмоциональные, голосовые и двигательные проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия;
-зрительный контакт «глаза в глаза»;
- фиксация и прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной ситуации.
Возможные предметные результаты:
- выполнение конкретного действия по инструкции взрослого,
- использование пишущего предмета по назначению,
- проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов,
- рассматривание иллюстраций,
- использование невербальных и альтернативных средств коммуникации в знакомых ситуациях социального взаимодействия,
- проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям,
- элементарные графо-моторные умения,
- соотнесение иллюстрации со знакомым текстом.
Содержание программы
Программа включает игровые упражнения, игровые ситуации.
Рассматривание предметов; восприятие, перемещение предметов в руке для их рассматривания. Упражнения на прокатывание мяча двумя руками друг другу. Упражнения для кистей рук: сжимание, разжимание, встряхивание с увеличением амплитуды движений в суставах. Ритмические упражнения на общую моторику под звуки музыкальных инструментов. Ходьба в заданном направлении с игрушкой под удары бубна, барабана. Упражнения в перешагивании через препятствия под хлопки или удары музыкальных инструментов.
Упражнения с природным материалом и бытовыми предметами.
Игры с пирамидками, матрешками, кубиками, настольным конструктором. Игры-пантомимы, этюды.
Рисование. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы.
Игры и упражнения на простейшую группировку по образцу статических и динамических изображений предметов, животных, людей.
Как правило, умственно отсталые дети инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Умственно отсталые дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Содержание учебного предмета, коррекционного курса:
Дидактическая игра «Найди пару».
Прослушивание с обучающейся музыкальной сказки.
Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук, учащихся по образцу, данному учителем.
Рисование по точкам (яблоко, груша, апельсин).
Вырезание предметов по шаблону (яблоко, груша, апельсин)
Рисование узоров в круге и в полосе.
Письмо букв и цифр по трафаретам.
Запись своего имени (фамилии) по контурным ориентирам и самостоятельно.
Прослушивание с обучающейся музыкальной сказки.
Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук, учащихся по образцу, данному учителем.
Рисование по точкам (листья, ягоды).
Вырезание узор для аппликации (ягоды, листья).
Настольная игра «Лото».
Дидактическая игра на зрительное восприятие «Соотнеси картинки»
Упражнения - ориентировку на листе бумаги «Солнышко наверху, цветы внизу», «Снег идет».
Коллективная аппликация «Новогодняя ёлка».
Прослушивание с обучающейся музыкальной сказки.
Изготовление открытки «23 февраля».
Рисование по точкам (помидор, морковь, огурец).
Раскраска по серии сказки «Колобок»
Изготовление открытки «8 марта».
Коллективная аппликация из цветной и белой ткани (наклеивание готовых элементов для композиции «Колобок»).
Плетение из полосок бумаги «Коврик».
Раскраска «Кукла».
Изготовление книжек-самоделок.
Изготовление закладки для книги.
Прослушивание с обучающейся музыкальной сказки.
Рисование на шаблонах (божья коровка, бабочка).
Вырезание предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое (Цветы).
Коллективная аппликация из цветной и белой ткани (наклеивание готовых элементов «Цветы на лугу».
Раскраска по серии сказки «Репка».
Изготовление закладки- «косичк».
Рисование «Машины».
Рассматривание иллюстраций и картин к прочитанным произведениям.
Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Цель:
1.Определить уровень знаний, учащихся за учебный год.
2.Проводить контроль за усвоением программного материала.
Личностные результаты:
Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.
Результаты:
- 0 баллов - нет продвижения;
- 1 балл – минимальное продвижение;
- 2 балла – среднее продвижение;
- 3 балла – значительное продвижение.
Предметные результаты
Бальная система оценки:
- 0 балл - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
- 1 балла - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
- 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
- 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
- 4 баллов – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
- 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированной представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Например,
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
представление:
«узнает объект»,
«не всегда узнает объект» (ситуативно),
«не узнает объект».
4.3 . Нравственное воспитание
- Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;
- доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приёма пищи и др.);
- умение выражать свои желания, делая выбор;
- усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учёбе, работе, досуге.
4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
- Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья;
- безопасное поведение в окружающей среде.
4.5. Внеурочная деятельность.
Название мероприятия | Планируемая деятельность ребенка в мероприятии |
«Золотая осень» | Сделать поделку из природного материала. |
«Декада инвалидов» | подготовка к мероприятию: изготовление заготовок для мастер-класса по ИЗО; участие в мастер-классах |
«Новый год» | подготовка к мероприятию: изготовление украшений класса, новогодних открыток; участие в новогоднем празднике |
«День защитника Отечества» | подготовка к мероприятию: изготовление поздравительной открытки, разучивание четверостишия, песни. |
«День 8 Марта» | подготовка к мероприятию: изготовление поздравитель-ной открытки, разучивание четверостишия, песни. |
«Масленица» | подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, приготовление теста и выпекание блинов; участие в мероприятии |
Игра | игры с мячом, настольные дидактические игры «Лото», «Домино», игры в сенсорной комнате, подвижные игры в спортивном зале |
5. Программа сотрудничества с семьей.
Задачи | Мероприятия |
Повышение осведомлённости родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребёнка |
|
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации |
|
организация регулярного обмена информацией о ребёнке, о ходе реализации СИПР и результатах её освоения |
|
Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях |
|
6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР
Сведения об авторе:
ФИО: Ким Лилия
Образование: Высшее
Стаж работы: 29 лет
Квалификационная категория:
Специалисты: учитель-дефектолог, учитель-логопед, психолог
7. Перечень необходимых технических средств, дидактических материалов
- Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками
- Наглядный и дидактический (демонстрационный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты»
- Набор пиктограмм
- Логические блоки Дьенеша, набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрёшка, пирамидка, счётный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей
- Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки
- Компьютер, презентации, видеозаписи
Учебно-методическое обеспечение
1. В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина «Букварь» для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Издательство: Москва «Просвещение» 2010
2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 2015
3. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (проект). – М., 2014
4.Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии : Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2014.- 124 с.
5. Емельянова И. Д. Мелкая моторика рук как предпосылка овладения навыками письма дошкольников с ОНР.// Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии –М.: Издательство Московского социально-гуманитарного института , 2015
6. С.В. Комарова «Речевая практика» 1 класс. Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Издательство: Москва, «Просвещение» 2017
7. А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И. Шишкова «Букварь» 1 класс (2 части). Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Издательство: Москва, «Просвещение» 2017
8. Т.В. Алышева «Математика» 1 класс (2 части). Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Издательство: Москва, «Просвещение» 2017
9. М.Ю. Рау «Мир природы и человека» 1 класс (2 части). Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Издательство: Москва, «Просвещение» 2017
10. М.Ю. Рау, М.А. Зыкова «Изобразительное искусство» 1 класс. Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Издательство: Москва, «Просвещение» 2017
11. Л.А. Кузнецова «Ручной труд» 1 класс. Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Издательство: Москва, «Просвещение» 2017
Базовая. Программы подготовительных 1–4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ, 2010
Печатные пособия
Наборы картинной азбуки;
Наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам;
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой урока.
Учебно-практическое оборудование
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (для фронтальной и индивидуальной работы, образцы начертания рукописных букв);
Опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы;
Дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
Наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам.
Технические средства обучения – ноутбук, интерактивная доска; экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы и т.д.).
Интернет ресурсы:http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/,
http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://elenaranko.ucoz.ru/ - шаблон для презентации
8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественны критериях по итогам выполняемых практических действий путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:
0 – действие выполняется взрослым (ребенок только позволяет что-либо сделать,
действие не выполняет).
1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью.
2 – выполняет совместно с педагогом с частичной помощью взрослого
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной инструкции (вербальной или невербальной).
5 – выполняет действие самостоятельно.
• «узнает объект»,
• «не всегда узнает объект»,
• «не узнает объект».
Выявление представлений, умений и навыков, обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
9. Календарно-тематическое планирование
10. Приложение
№ п.п | Нозологии | Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал | Формы, методы и приемы работы с обучающимися |
1. | Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, дети РАС |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому
Программа составлена с учетом требований федерального образовательного стандарта образования для обучающих с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),...
Рабочая программа по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому
Приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Рабочая программа по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому 6 класс
Данная рабочая программа индивидуального обучения написана в соответствии с УМК и основновными требованиями федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (с умственн...
Рабочая программа по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому 2 класс
Данная программа соответствует целям и задачам образовательной организации и основным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталос...
Пояснительная записка к рабочей программе по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому
Пояснительная записка(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(2 вариант)редакция 2019 года...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому...
Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому (8 класс)
Программа составлена с учетом требований федерального образовательного стандарта образования для обучающих с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),...