Звук и буква Т
план-конспект на тему
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели и задачи:
- развитие фонематического восприятия;
- дифференциация звуков Т-Ть по твердости-мягкости;
- закрепление навыков чтения и печатания;
- закрепление образа буквы Т;
- развитие мелкой моторики;
- развитие слухового внимания.
Оборудование:
Магнитофон, домики зеленого и синего цвета с куклами, предметные картинки на заданные звуки, разрезные азбуки по количеству детей, индивидуальные тетради, шариковые ручки зеленого и синего цветов, сухие бассейны с горохом и фасолью, индивидуальные карточки с неправильно написанными буквами, элементы буквы Т и ранее изученных букв (а,о,у,ы,э,и, и т.д.), фломастеры, картинки с похожими на букву Т предметами, слоговые таблицы для чтения, корзинка с игрушками, в названии которых присутствует буква Т по количеству детей.
Ход занятия:
- Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в мир звуков и букв. А поедет с нами тот, кто правильно прицепит свой вагон к поезду.
Игра «Слоговая цепочка»
У логопеда первое слово, у детей - остальные картинки.
Инструкция:
- На какой слог заканчивается слово, с такого же слога начинается следующее слово.
(нора, рамы, мышата, тапки, кисточка, каша, шары, рыба, банка)
Дети выстраиваются в форме поезда и «едут».
- Вот колёса застучали: т-т-т. В путь дорожку нас позвали: ть-ть-ть.
(Звучит музыка со звуками деревни). Дети подходят к домикам с куклами.
- Посмотрите ребята, мы приехали в тихую деревню, которая называется Трюфельки. Здесь живут два друга, два волшебника. Живут, не тужат, потому что дружат. Дома у них похожи. Посмотрите, чем они отличаются? (цветом). И имена у них похожи. Припомните, как зовут друзей? Как вы догадались, кого как зовут?
Назовите первый звук в слове Том, Тим. (т, ть)
1. Характеристика звуков.
- Расскажите, что вы знаете об этих звуках, какие они.
Дети дают характеристику: звук Т - согласный, глухой. Может звучать твёрдо или мягко, обозначается синим или зелёным цветом.
2. Дифференциация звуков по твёрдости - мягкости.
- Друзья любят перекликаться, превращая твёрдые звуки в мягкие и наоборот. Если один говорит твёрдо: ТА, то другой отвечает мягко: ТЯ.
Поиграем. Логопед выбирает двух детей, умеющих читать и даёт им слоги. -Тихон будет говорить за Тома, а мы - отвечать:
Ты- ...ти, ту- ...тю, то- ...тё, тэ- ...те, та-...
А Саша будет говорить за Тима:
Ти- ...ты, тё- ...то, те- ...тэ, тю- ...ту, тя- ...та.
3. Звуковой анализ.
- На дверях домов Тима и Тома висели таблички - схемы их имён. Но
ветром их унесло. Давайте вернём их на место.
Дети объясняют свой выбор.
- Молодцы, теперь можно пойти в гости к друзьям. А когда мы ходим в гости, то дарим подарки. Вот и мы принесли с собой подарки (логопед достаёт корзину с игрушками: труба, телёнок, термометр, тигр, телефон, тёрка, термос, танк, точилка, тыква).
• Определение первого звука в слове.
Том любит свой звук - Т твёрдый, а Тим - свой звук Ть - мягкий. Подарим то, что им понравится. Слушаем начало слова. (Дети достают игрушки, произносят слово, определяют первый звук, ставят игрушку возле нужного домика.)
• Определение, добавление последнего звука в слове. Волшебникам понравились ваши подарки и они хотят с вами поиграть. Логопед раздаёт детям символы звуков (синий и зелёный квадрат каждому ребёнку). Дети сидят на ковре.
- В этой игре нужно добавить последний звук (т или ть). Я называю слово без последнего звука. А вы поднимаете нужную карточку. Например: сала....т, се....ть (салю..., буке..., кист..., компо..., крова..., мос..., и др.)
- Молодцы!
• Чтение слогов, добавление до слова.
- Том и Тим решили показать вам свой волшебный ящик, а что внутри, вы догадаетесь сами. В ящике находятся слоги с их любимой буквой Т. Нужно прочитать слог, сказать, какое слово может начинаться с этого слога.
Дети называют предполагаемые слова, а когда кто- то угадает спрятанное слово, логопед достаёт этот предмет. (та - тарелка, то - точка, ту - туфельки, ты - тыква, ти - тигрёнок).
- А ещё у друзей жили котята. Их тоже звали Тим и Том. Они приглашают вас поиграть.
Логопед раздаёт массажные мячики. Дети под музыку и текст выполняют движения:
Смотрите, два котёнка! Их Тим и Том зовут.
Они сейчас по крыше, мяу, мяу! тихонечко идут.
(перебирать пальцами по туловищу)
Идут до края крыши, идут, идут, идут,
Посмотрят вниз на землю, мяу, мяу, тихонько повернут.
(качать мяч, сгибая локти)
Поднимутся повыше, улягутся поспать.
(перебирать пальцами вверх по туловищу, прижать и пружинить)
Обнимутся друг с другом, чтоб мягче было спать.
Потом они проснулись, запрыгали вдвоём:
Сначала Тим на Тома, потом на Тима Том.
Тим оказался сверху, а после сверху Том,
( чередовать ладони)
И вдруг они по крыше скатились кувырком.
(круговые движения мячом по ладоням)
И, жалобно мяукнув, упали в лужу - плюх!
(скатиться по мячу, ударить по полу ладонями)
Задрав хвосты, помчались куда - то во весь дух (шевелить мизинцами)
И долго умывались шершавым языком,
(подражательные движения руками)
И лапкой причесались котята Тим и Том.
(большие пальцы гладят остальные пальцы)
После окончания звучания - слышится музыка с шумом дождя. Что это, ребята?
• Конструирование букв из элементов.
Пока мы играли, на улице пошёл дождь, но не простой, а буквенный. На доске появляется картина. Капельки упали к вам на столы и буквы рассыпались по элементам. Садитесь на свои места и соберите каждый свою букву. (у детей элементы изученных букв: а о у ы и э м в н п - у каждого разные буквы)
• Работа над зрительным образом буквы Т.
Припоминание образа буквы Т, выделение её из ряда похожих фигур.
- Тим и Том очень любят свою букву, поэтому даже в их рисунках обязательно прячутся буквы Т. Увидите ли вы их?
(На доске рисунки: окно, антенна, дом с трубой, гриб, телефон). Дети фломастером обводят букву.
• Уточнение образа буквы.
- Из каких элементов состоит буква Т?
Логопед показывает образец правильно написанной буквы, проговаривает стих для запоминания. Дети собирают буквы из элементов.
• Закрепление правильного образа буквы
- Возьмите листочки с написанными буквами. Зачеркните неправильно написанные буквы. Тим и Том хотят, чтобы вы научились писать их букву.
На доске появляется семейка букв T (разные по размеру буквы, написанные точками). Дети поочерёдно выходят к доске, обводят буквы по контуру. Далее придумывают имена на T (Тамара, Таня, Тоня, Таня, Тихон, Тарас).
- Вы порадовали друзей - и волшебники от радости стали танцевать. Потанцуем вместе, сидя на стульчиках.
6. Пальчиковая гимнастика под музыку «Тук, ток»
Тук, ток, туки ток - бьёт кулак как молоток (правый кулак)
Тук, Ток, туки ток - бьёт кулак как молоток (левый кулак)
Тук, тук, тук, туки - застучали две руки (по коленям)
Тук, тук, тук, туки - застучали две руки (поочерёдно)
Тук, ток, туки ток - застучал мой каблучок (правый)
Тук, ток, туки ток - застучал мой каблучок (левый)
Тук, тук, тук, туки - застучали каблучки (одновременно)
Тук, тук, тук, туки - две ноги и две руки (вместе)
Тук, тук, тук, туки - две ноги и две руки (поочерёдно)
7. Поиск букв Т в лотках с горохом, фасолью.
• Письмо букв
- Открыли тетради. Будем писать дорожку из букв Т. Пишем большую букву, чередуем синюю и зелёную, (письмо разноцветными ручками).
• Письмо слогов под диктовку разноцветными ручками.
- По дорожке шли друзья и пели песни, тренируя голос.
Логопед диктует слоги: Та, то, ты, ти, ту, ат, ит, ут. Закрыли тетради.
- А теперь почитаем (с доски)
Тон, там, Том, Тим, тут, тап, пот, вот, это.
Найти лишнее, что не является словом?
10. Составление слов из букв разрезной азбуки.
Каждому из вас друзья написали слово, буквы лежат у вас в лотке. Попробуйте составить свои слова.
11. Подведение итогов, закрепление материала.
- Тим и Том довольны вашей работой и они решили узнать у вас, запомнили ли вы их звук и букву? А чем же отличается звук от буквы?
Логопед предъявляет символы.
- Что мы видим и пишем, а что говорим и слышим?
Кто из ребят хочет рассказать на прощание волшебникам скороговорки с их любимым звуком?
Примерные ответы детей:
От топота копыт пыль по полю летит.
Ткач ткёт ткани на платье Тане.
Не будь тороплив, а будь терпелив.
Тетерев сидел в клетке, а тетёрка с тетеревятками на ветке.
Три сороки - тараторки тараторили на горке.
Молоток стучит «тук- тук! Букве Т я старый друг!»
Таракан живёт за печкой, то- то тёплое местечко.
Буква Т стоит на крыше, телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась и на крыше очутилась.
Дядя Тихон ходит тихо, тихо ходит дядя Тихон.
12.Оценка деятельности детей, сюрпризы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."
Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....
Урок чтения Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.
Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.Технология: на ситуативной (игровой) основе Задачи:образовательные: познакомить учащихся со звуком и буквой д; создать условия для формирования у ...
Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква А".
Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста, опубликован на официальном сайте Мимио в России.В нем используются различные...
Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква У".
В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...
Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Д".
В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...
Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Р".
Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста.В нем используются различные игры и игровые упражнения, направленные на разви...