Логопедические игры для логопедов
картотека на тему
Предварительный просмотр:
Омельченко Л. Техника для памяти//Обруч, 2009, №1, с.28-30.
Специалисты убеждены, что нет плохой памяти, а есть лишь отсутствие нужных навыков запоминания. Это утверждение адресовано тем, кто столкнулся со следующими проблемами: ребенок плохо запоминает буквы, ему сложно согласовывать слова в предложении, имеются проблемы с нарушением внимания, памяти, логического мышления. Учитель-логопед Л.Омельченко из г. Россоши считает, что многие подобные сложности можно преодолеть с помощью игр.
В работе с детьми, у которых наблюдается ОНР, мы уже на протяжении четырех лет используем приемы мнемотехники, очень эффективные в развитии связного выражения мысли. Не менее полезны они и для коррекции лексико-грамматической стороны речи. Первой важной задачей преодоления ОНР является обогащение словаря ребенка. Для этой и других целей мы используем ряд игр.
Игра «Копилка слов»
Дети «собирают» новые слова в «копилку» — рисуют, обозначают при помощи символов — сразу после знакомства с ними или с отсрочкой (выполнив другие упражнения, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в свою «копилку», и составить предложение или рассказ с их использованием.
Игра «Зашифруем слова»
Логопед просит ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, соответствующий предметам, возникает легко, поэтому детям предлагается «зашифровать» такие словосочетания и слова, как «вкусный суп», «радость» и т. п.
Игра «Волшебники»
Перед ребенком раскладывают несколько карточек со схематичным изображением отдельных предметов (например, елка, дом, крылья и т. д.). Педагог называет несколько слов и предлагает выбрать картинки, которые помогут запомнить эти слова, т. е. «заколдовать» их. Затем ребенок берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает слова, которые он услышал. Это упражнение поможет ребенку усвоить логические связи между предметами.
Игра «Теремок»
Детям предлагают картинки и несколько теремков со схематичным изображением сада (для фруктов), огорода (для овощей), лес (для диких животных), дома (для домашних животных) и т. д. Задание: «поселить» картинки в нужный теремок (критерий классификации не называется) и объяснить свои действия.
Игра «Цветик-семицветик»
Дети получают картинку (серединку картонного цветка) с символом действия, например, «ныряет», «плывет», «светит» и размещают вокруг нее лепестки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.
Игра «Кто в домике живет?»
(по И. А. Чистяковой)
Детям раздают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать обитающие в них животные. Например: летает, вьет (гнездо), клюет, поет (это птица). Правильность проверяется с помощью открытия ставень.
Игры для формирования навыка словообразования
Игра «Поезд»
Игра помогает закрепить умение ребенка образовывать существительные с помощью суффиксов -ик, -ищ. Детям предлагаются несколько картинок с изображением одинаковых предметов (маленьких, средних и больших) и поезд с тремя вагончиками, на каждом из которых нарисована схематическая гора (маленькая, средняя и большая). Дети находят одинаковые предметы, называют их и кладут в нужный вагончик. Например: носик, нос, носище и т. п.
Игра помогает закреплению навыков образования приставочных глаголов. Детям предлагается игровое поле с изображением дороги и препятствий, которые им следует преодолеть. Возле каждого препятствия нарисована схема приставки. Дошкольники составляют рассказ о воображаемом путешествии, например: Соня по дороге шла, ...к домику подошла, ...в домик вошла,.. .из домика вышла,.. .опять по дороге пошла, ...к речке подошла, ...через мостик перешла, ... к пеньку подошла, ... вокруг пенька обошла и т. д.
Игра «Семья слов»
Игра помогает закреплению навыков образования родственных слов. На доске прикрепляют изображение дома, в котором «живут» слова. Окна в нем сделаны из прозрачной пленки. За каждым окном скрывается один из символов. Выбираем слово, от которого будем образовывать родственные, например «рыба». Слово большое (большая гора) — «рыбища»; слово маленькое, ласковое (маленькая горка) — «рыбка»; слово-признак (красная лента) — «рыбный»; слово-действие (две горизонтальные полосы) — «рыбачить»; слово, которое означает, когда кого-то или чего-то много (три прямоугольника) — «рыбы»; слово-человек (человечек) — «рыбак», «рыболов». Дети получают картинки с изображением большой рыбы, маленькой рыбки, ухи, удочки, нескольких рыб, рыбака и расселяют их по нужным квартирам.
Игра «Дерево родственных слов»
Применяется на более поздних этапах обучения, в подготовительной группе для закрепления навыков образования родственных слов. К доске прикрепляется дерево, на котором «растут» не листья, а слова. На большинстве листочков изображены символы, описанные в предыдущей игре. Детям предлагается придумать и назвать слова, которые могут «расти» на этом дереве, но уже без опоры на предметные картинки, только при помощи символов.
Игры для формирования навыка словоизменения
Игра «Убираем урожай»
Игра помогает закрепить формы винительного падежа существительных. Логопед приносит четыре корзины, в каждой из которых лежат картинки со схематичным изображением действий (срывают— рука,
выдергивают — рука в кулаке, выкапывают — лопата, срезают — нож) и говорит, что сейчас дети будут собирать урожай и рассказывать, как люди убирают овощи. Дети составляют предложения: «Морковку выдергивают», «Капусту срезают» и т.д.
Игра «Магазин»
Игра помогает дифференцировать существительные единственного и множественного числа. На «прилавке магазина» — картинки с изображением различных предметов (один предмет и несколько предметов), у детей — «деньги», на которые можно купить только определенный товар. Например, если на карточке у ребенка нарисованы дерево (обозначает фрукт) и три полоски (означают «много»), он может «купить» бананы, яблоки и т. п. Когда все товары в магазине «раскуплены», дети становятся парами и составляют предложения, например: «У Никиты банан, а у Лены бананы».
Игра «Карусель»
Игра учит изменять глаголы прошедшего времени по родам, согласовывать слова в предложении, закреплять структуры простого предложения. Два круга
(один меньше другого) соединены в центре так, что маленький круг можно вращать. На большом круге нарисованы символы действий, на маленьком — люди, животные, предметы. Логопед называет действие, дети вращают маленький круг, выбирая, о ком они будут составлять предложение, и составляют предложения типа: «Мальчик рисовал дерево» и т. д.
Игра «Мой, моя, мое, мои»
Игра направлена на закрепление согласования местоимений «мой», «моя», «мое», «мои» с существительными. На доску помещают четыре домика со схематическим изображением девочки (моя), мальчика (мой), солнышко (мое), девочки и мальчика (мои). Дети получают картинки с изображением различных предметов и «расселяют» их в нужные домики, составляя предложения: «Это мой телефон», «Это моя книга» и т. д.
Игра «Что делал? Что делала»?
Игра помогает научиться изменять глаголы прошедшего времени по родам. На гранях кубика изображены символы действий. Ребенок бросает кубик и составляет предложения: «Коля сидел», «Соня сидела», «Коля и Соня сидели».
Лото «Предлоги»
Игра помогает закреплять умение употреблять предлоги в речи. Дети получают большие карточки лото, на которых изображены два предмета: один внутри другого, один на другом и т. д. Логопед показывает схему предлога, дети составляют по своей картинке предложение с нужным предлогом и закрывают картинку схемой предлога.
Игра «Какой по цвету?»
Игра учит согласовывать прилагательные с существительными. На доске выставляют одинаковые предметы разного цвета (несколько видов). Дети получают карточки с изображением цветового пятна и схематическим изображением предмета. Задача: подобрать картинку к своей карточке и составить предложения: «У меня красная шапка», «У меня синее пальто».
Литвинова И. «Полянка родственных слов»//Обруч, 2005, №2, с. 25-26.
При знакомстве детей с понятием «родственные слова» наблюдается такая закономерность: часто малыши называют родственные слова от главного лишь при предъявлении им картинок или предметов. Они могут отыскать и выделить родственные слова, но только из текста, рассказа.
Работая над этой темой, я старалась найти способ привлечения детей к активному участию в процессе словообразования или словоизменения. Так родилась идея создания наглядного пособия «Дерево родственных слов», где от «корня» — главного слова — «растут» на ветках родственные слова (карточки в кармашках с написанными на них родственными словами — для подгруппы читающих детей, и карточки с нарисованными на них схемами слов — для нечитающих детей). Выяснилось, что, работая со схемами и повторяя «выросшие» слова, дети становятся более активными и часто придумывают новые варианты родственных слов вместо забытых или сказанных ранее. Это показалось мне неслучайным, и я решила превратить процесс образования родственных слов в увлекательную развивающую игру с элементами головоломки и соревнования. Вся предварительная работа детей со схемами слов стала основой для создания наглядного пособия «Полянка родственных слов».
Вот как выглядит это пособие: левая сторона его поля представляет собой условные обозначения слов, расположенных друг под другом:
две прямые горизонтальные линии — слово, которое говорят, когда «предмета много»;
большой прямоугольник — слово, обозначающее большой предмет;
маленький прямоугольник — слово, обозначающее уменьшенный предмет;
контур человечка — слова, образующиеся от взаимодействия человека с главным словом;
две прямые горизонтальные линии — слово-действие;
красная волнистая линия — слова-признаки (красивые (красные) слова).
На правой стороне поля пособия находятся окошечки с выдвижными линейками, которые ребенок может открыть, лишь придумав родственное слово. В левом верхнем углу расположен прозрачный карман для картинки — главного слова, которое обозначено одной горизонтальной линией, К нему и будут подбираться родственные слова.
В приложении к пособию прилагается большой яркий конверт с картинками. Примерный набор картинок - рука, след, усы, дорога, сад, лес, старик, кот, снег, ухо, собака, сапог, яблоко, хлеб, конь, мост, ночь, барабан, зима, гриб.
Впервые новую игру подарил детям Незнайка. Он познакомил их с правилами и оценил успехи первых игроков.
С тех пор «Полянка родственных слов» — желанный гость на занятиях. Дети любят соревноваться в том, кто больше придумает слов. Им нравится и сам процесс, и результат игры. Благодаря нашей «Полянке» мы сделали много открытий в мире прекрасных слов, о существовании которых порой даже не подозревали.
Во время занятий с пособием неожиданно раскрылись дополнительные возможности работы по расширению и углублению словаря детей. Так, если ребенок называет родственное слово, неизвестное другим детям, он знакомит их (иногда с помощью логопеда) с его значением, рассказывает, когда и где данное слово можно употребить.
Жамойда Л. Звукобуквенный город//Ребёнок в детском саду, 2009, №1, с.27-29.
Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития воспринимают слово целиком как обозначение предмета или действия, но отдельные звуки в слове не слышат и не могут их выделить.
Сложности возникают на первых занятиях по дифференциации гласных звуков. Дети не могут выделить даже первый ударный гласный в слове, а повторяют за логопедом всё слово.
На начальном этапе коррекционной работы очень важно научить детей вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать, выделять и называть составляющие его звуки. Чтобы эта работа проходила более эффективно, учитель-логопед МДОУ детский сад «Берёзка» (с. Апача, Усть-Большерецкий р-н. Камчатский край) Л.Н. Жамойда применяет на занятиях изготовленные ею наглядные дидактические пособия.
Площадь логопедического кабинета позволяет использовать этот материал в качестве оформления, в результате чего дети имеют возможность закреплять свои знания и умения, опираясь на красочные пособия. Особенно нравится дошкольникам пособие «Звукобуквенный город». Это панно, состоящее из съёмных плоскостных изображений и силуэтных, прочно прикреплённых к полотну изображений с карманами и окошками.
Путешествуя по Звукобуквенному городу, дети знакомятся с его жителями. Принцесса Гласа и её пажи - гласики (плоскостные изображения гласных звуков) поют разные песенки: «А-а-а», «О-о-о», «У-у-у», «И-и-и». Слова «Гласа», «гласики», а также красный цвет одежды этих персонажей помогают детям быстро усвоить понятие «гласный звук» и запомнить признаки этих звуков.
Живёт в Звукобуквенном городе также принцесса Согласа. Её пажи - согласики (плоскостные изображения согласных звуков) помогают различать твёрдые и мягкие согласные звуки. Мальчики в синих костюмах - строгие, сердитые - твёрдые согласные. Они держат в руках воздушные шарики, на которых написаны буквы Ж, Ш, Ц, всегда обозначающие твёрдые согласные звуки. Мальчики в зелёных костюмах - весёлые, ласковые - мягкие согласные. У них на шариках написаны буквы Й, Ч, Щ, всегда обозначающие мягкие согласные звуки.
Центральное здание в городе - многоэтажный дом «Алфавит». Запомнить буквы помогают весёлые картинки. Любимая игра в этом доме - «Назови соседей буквы». Она способствует не только закреплению изученных букв, но и формированию умения ориентироваться на плоскости.
Построены в городе и разноцветные замки: сине-зелёный и красный, В окна-карманы замков дети вкладывают картинки с изображением предметов, названия которых начинаются с определённого гласного или согласного звука.
Немаловажную роль играет и крепостная стена - к ней приклеен мягкий коврик-трансформер. В процессе сборки из деталей изображений зверей и рыб у детей развиваются зрительное восприятие, мелкая моторика рук, совершенствуются конструктивные навыки.
Дифференциация гласных звуков [а], [о], [у], [и]
Занятие
Средняя коррекционная группа
Цель. Закреплять умение различать звуки [а], [о], [у], [и] по артикуляции и на слух в изолированной позиции, в слогах, в словах. Учить придумывать слова с начальными гласными звуками. Развивать фонематический слух, память, внимание. Отрабатывать навык определения слоговой структуры двух- и трёхсложных слов со стечением согласных.
Материал. Дидактическое пособие «Звукобуквенный город». Плоскостные изображения гласиков. Предметные картинки: аист, утка, осы, индюк, индеец, утюг, улитка, овощи, избушка, арбуз, автобус. Символическое изображение положения губ при произнесении гласных звуков [а], [о], [у], [и] (артикуляционного уклада). Игрушки, названия которых начинаются со звуков [а], [о], [у], [и]. Фишки.
Ход занятия
Дети и логопед подходят к пособию «Звукобуквенный город», откуда заранее убраны изображения гласиков.
Логопед. Посмотрите, из Звукобуквенного города кто-то сбежал! Кого ищет принцесса Гласа?
Дети. Из города сбежали гласики.
Логопед. Как вы думаете, куда они убежали?
Дети высказывают предположения, затем садятся на свои места.
Логопед (указывает на магнитную доску с закрытыми шторками). Чьи это ножки торчат из-под шторки? Давайте посмотрим, кто это. (Раскрывает шторки. На магнитной доске выложены изображения гласиков.)
Дети. Это гласики - гласные звуки.
Логопед. Вот их-то и искала принцесса Гласа. Назовите имена гласиков.
Дети. А, О, У, И.
Логопед. Сегодня мы будем слушать звуки [а], [о], [у], [и] и учиться их различать. Как одним словом мы называем эти звуки? Почему мы их так называем? Назовите их признаки.
Дети. Это гласные звуки. Во рту нет преграды, когда мы их произносим. Их можно петь.
Логопед. Верно. Расскажите про гласные звуки стихотворение.
Ребёнок.
Воздух свободно идёт через рот.
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт.
Звук получается гласный.
(В. Берестов.)
Логопед. В каком замке будут жить гласные звуки?
Дети. Они будут жить в красном замке.
Игра «Попугайчики».
Дети повторяют за логопедом звукоряд с интонационным выделением определённого звука.
а-у-и-о; и-а-у-о;у-о-и-а; о-и-а-у; и-у-о-а.
Игра «Натаем звуки на лифте».
Логопед показывает символические изображения артикуляционного уклада глас-
ных звуков. Дети движениями рук изображают работу лифта - «катают» гласные звуки и произносят их на выдохе: руки вверх - произносят звук громко, руки вниз - произносят звук тихо.
Игра «Пропал голосок».
Дети поочерёдно выходят к доске и без голоса «произносят» звуки [а], [о], [у], [и]. Остальные угадывают, какой звук изображают губы.
Игра «Подарим картинки».
Детям раздают картинки с изображением предметов, названия которых начинаются с гласных звуков. Каждый ребёнок выходит к доске и дарит картинку гласику. («Слово «автобус» начинается со звука [а], подарю картинку гласному звуку [а]».)
Игра «Сигнальщики».
Детям раздают символические изображения артикуляционного уклада гласных звуков. Логопед произносит слова «дом», «кит», «нос», «рак», «лук», «мак», прикрыв рот экраном. Дети поднимают соответствующие изображения.
Дети встают в круг и поют вместе с логопедом.
Гласные тянутся песенкой звонкой.
Могут заплакать и застонать.
Могут качать в колыбели Алёнку,
Могут, как эхо в лесу, закричать.
Могут летать высоко в синеву. А-а-а, у-у-у, а-а-а, у-у-у.
(В. Берестов.)
Игра «Живые звуки».
Логопед даёт каждому ребёнку символическое изображение артикуляционного уклада какого-либо звука: [а], [о], [у] или [и]. Дети выстраиваются в той звуковой последовательности, которую указывает логопед. Поочерёдно пропевают свои звуки. Затем по указанию логопеда выстраиваются в другой звуковой последовательности и снова поочерёдно пропевают свои звуки. Игра повторяется несколько раз.
Игра «Магазин».
На полке расставлены игрушки. Логопед играет роль продавца, дети - покупателей. Каждый ребёнок, ориентируясь на символическое изображение артикуляционного уклада своего звука, выбирает игрушку. Логопед беседует с каждым ребёнком.
Логопед. Игорь, что ты купишь?
Ребёнок. Я куплю ослика.
Логопед. Зачем тебе ослик?
Ребёнок. Я - звук [о], а слово «ослик» начинается с этого звука. Поэтому я куплю ослика.
Затем дети по очереди становятся продавцами и аналогично беседуют с покупателями.
Игра «Придумай слово».
Логопед показывает символическое изображение артикуляционного уклада гласного звука, дети придумывают слова, начинающиеся на данный звук, и за каждое слово получают фишку. Затем подсчитывают заработанные фишки и определяют победителя.
Логопед. Какие звуки вы учились сегодня различать?
Дети, [а], [о], [у], [и].
Логопед. Как называются эти звуки?
Дети. Гласные.
Логопед. Чем они отличаются от согласных звуков?
Дети. Когда их произносишь, во рту нет преграды, эти звуки можно петь.
Логопед. Дети, гласикам очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии. Они с удовольствием встретятся с вами ещё раз.
Манапова Е., Фоменко Н. В помощь логопеду: дидактические пособия и игры.//Ребёнок в детском саду, 2009, №2, с. 32-36.
Для повышения результативности коррекционно-образовательной работы с детьми с ОНР учителя-логопеды МДОУ детский сад комбинированного вида № 12 «Росинка» (г. Мегион, Тюменская обл.) Е.Н. Манапова и Н.И. Фоменко изготовили дидактические пособия, способствующие активизации речевых навыков, формированию у дошкольников положительной мотивации для успешного преодоления трудностей.
Дидактическое панно «Весёлая полянка»
Панно представляет собой обклеенный плёнкой металлический лист (150x120 см), прикреплённый шурупами к стене. (Если позволяют размеры кабинета, можно сделать его больше.) На верхнюю часть листа наклеена плёнка голубого цвета - небо. В соответствии с временем года на нижнюю часть листа наклеивается плёнка зелёного цвета - лето, жёлтого или оранжевого - осень, белого -зима, коричневого - весна. Таким образом, «Весёлая полянка» может быть летней, осенней, зимней и весенней. На панно можно оформить и любой тематический сюжет, например «Правила дорожного движения».
Для работы с панно изготавливаются картинки-пособия: из плотного картона вырезают изображения растений, животных, видов транспорта, домов, водной поверхности и т.п., на которые наклеивают плёнку соответствующего цвета. Для прочности каждая картинка ламинируется. С обратной стороны приклеивается кусочек магнитной полоски (1 см).
Для выполнения звукового анализа используются пластмассовые цветные фишки на магнитах.
Панно многофункционально и удобно: учитель-логопед и ребёнок могут легко и быстро прикрепить к нему любую картинку.
Панно используется на фронтальных занятиях, в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми, при проведении дидактических игр, направленных на развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия, совершенствование связной речи.
Эти игры в течение года меняются в соответствии с изучаемой лексической темой.
Дидактические игры
Цель. Развивать фонематический слух, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, закреплять умение определять количество слогов в слове.
Учить составлять предложение по опорным словам, выполнять анализ предложения, выкладывать его графическую схему. Развивать интонационную выразительность речи и силу голоса.
Паровозик-вездеходик
• «Мы едем, едем, едем...»
По заданию логопеда дети выбирают картинки с изображением зверей, насекомых, птиц и расселяют их по вагонам, ориентируясь на количество слогов в слове. Затем с помощью цветных фишек выполняют звуковой анализ слова.
• «Разноцветные вагоны».
В вагон с одним окошком логопед помещает букву - графический образ автоматизируемого звука. Дети помещают слоги, содержащие этот звук, в вагоны с двумя и тремя окошками.
Необыкновенное болото
• «Чудесные лилии».
Логопед указывает детям на изображение лягушонка Звук-Звяка и говорит, что он принёс узелок с буквами. Затем достаёт из узелка и показывает букву, которая обозначает автоматизируемый звук. По заданию логопеда дети выбирают среди картинок, расположенных на лилиях, картинку с изображением предмета, название которого начинается с заданного звука, и произносят это слово громко, тихо и шёпотом. Затем определяют количество слогов в слове и с помощью цветных фишек выполняют его звуковой анализ.
• «Золотые рыбки».
Логопед показывает детям изображение лягушонка Звук-Звяка и говорит, что он принёс узелок с картинками. Затем достаёт из узелка и показывает одну из картинок. Даёт задание составить предложения со словом - названием изображённого предмета. Логопед выбирает одно из предложений. Дети с помощью изображений золотых рыбок выкладывают его схему. Затем с помощью цветных фишек выполняют звуковой анализ слова - названия изображённого предмета.
• «В гости к стрекозе».
Логопед показывает детям изображение лягушонка Звука-Звяка и говорит, что он принёс узелок с согласной буквой. Достаёт эту букву из узелка и выставляет на панно рядом со стрекозой, к крыльям которой прикреплены гласные буквы. По заданию логопеда дети составляют слоги и произносят их разными способами: девочки - громко, мальчики - тихо, все вместе -очень громко; один мальчик - весело, одна девочка - грустно, все вместе, подняв руки вверх, - слоги наоборот; девочки в парах, встав друг к другу спиной, - слоги, которые запомнили, мальчики в парах, взявшись за руки, - слоги со звуком [а], дети в парах, бросая друг другу мяч, - слоги, которые запомнили.
• «Стрекоза-помощница».
На панно у стрекозы во рту согласная буква, на крыльях - гласные буквы. По заданию логопеда дети составляют из этих букв слоги и произносят их.
Затем логопед просит назвать слова, начинающиеся на составленные слоги, и произнести их разными способами (как в предыдущей игре).
За каждое названное слово ребёнок получает фишку. Побеждает тот, кто назвал больше слов.
Педагог предлагает подарить стрекозе (прикрепить на крылья вместо букв) картинки с изображением предметов, в названиях которых есть автоматизируемый согласный звук.
• «Поможем лягушонку».
Логопед говорит, что лягушонок Звук-Звяк разучился составлять предложения, и предлагает помочь ему. По заданию логопеда дети называют слова, содержащие автоматизируемый звук. Логопед выбирает одно слово и предлагает составить с ним предложения. После выполнения задания просит каждого ребёнка повторить с разной интонацией предложение, которое он запомнил.
Затем дети выкладывают с помощью изображений золотых рыбок схему выбранного логопедом предложения.
Земляничный куст
• «Бабочки».
Логопед называет автоматизируемый согласный звук. Несколько букв, обозначающих этот звук, прикреплены к ягодам земляники. К цветам прикреплены гласные буквы. По заданию логопеда дети составляют слоги с заданным звуком (соединяют ягоду с цветком). Произносят слоги с разной силой голоса. Затем мальчики называют слова, содержащие эти слоги, и произносят их с вопросительной интонацией. Девочки называют другие слова с такими же слогами и произносят их с восклицательной интонацией.
• «Бабочки-волшебницы».
- К крыльям бабочек прикреплены картинки. По заданию логопеда дети определяют количество слогов в слове - названии предмета, изображённого на картинке, с помощью цветных фишек выполняют звуковой анализ этого слова.
- К крыльям бабочек прикреплены картинки с изображением предметов, в названиях которых есть автоматизируемый звук. По заданию логопеда дети называют предметы. Затем педагог, используя эти слова, проводит игры «Назови ласково», «Большой - маленький».
- К крыльям бабочек прикреплены слоги, содержащие автоматизируемый звук. Один ребёнок читает слоги и составляет с ними слова. Остальные дети по желанию выполняют звуковой анализ любого слова.
Весенняя поляна
• «Крокодил Звуковичок».
Логопед предлагает вспомнить и назвать слова, начинающиеся на автоматизируемый звук. Дети произносят их с разной интонацией и силой голоса. С помощью крокодила Звуковичка, сделанного по типу звуковой линейки, определяют количество звуков в нескольких словах. Затем каждый ребёнок называет слово, в котором есть заданный звук. Остальные дети по желанию определяют количество звуков в названных словах.
• «Белые цветы».
По заданию логопеда каждый ребёнок вспоминает и называет слово с автоматизируемым звуком (можно расположить на панно картинки с изображением предмета, в названии которого есть этот звук). Затем дети составляют предложения со своими словами, считают количество слов в предложениях и выкладывают на панно соответствующее количество белых цветов.
• «Гусеничка».
Дети придумывают для гусенички имена, в которых содержится автоматизируемый звук. Рядом с гусеничкой прикреплена картинка с изображением предмета, в названии которого тоже есть автоматизируемый звук. Дети определяют количество слогов в этом слове с помощью составных частей тела гусенички. Затем выполняют звуковой анализ слова и выкладывают его схему с помощью цветных фишек.
Умный ёж
Из толстого картона серого цвета вырезано изображение ежа. На него наклеены сделанные из плотной бумаги объемные иголки. Между иголками можно вставлять картинки, буквы и цифры.
• «Угощение для ежа».
На спине у ежа картинка. Логопед предлагает детям выполнить звуковой анализ слова - названия предмета, изображённого на картинке.
• «Ёжик, детям помоги!»
На спине у ежа картинки с изображением предметов, в названиях некоторых из них есть автоматизируемый звук. По заданию логопеда дети правильно и чётко называют слова, в которых есть заданный звук. Затем размещают на спине у ежа столько грибов (яблок, груш, ягод, листьев и т.п.), сколько слов они назвали.
Дидактическое пособие «Клоун Язычок»
С помощью клоуна Язычка дети учатся выполнять анализ артикуляции звуков. Голова клоуна сделана из пятилитровой прозрачной пластиковой бутылки. Волосы - из жёлтых ниток для вязания. Шляпа и все аксессуары выполнены из картона и обклеены яркой плёнкой. Внутри головы закреплены прозрачное нёбо, верхние и нижние зубы. На затылке есть круглая прорезь, куда входит рука ребёнка или взрослого.
При анализе артикуляции на руку надевают язык (широкий или узкий) из ярко-бордовой бархатной ткани. Когда кисть руки принимает положение, соответствующее форме языка при произнесении заданного звука, ребёнок самостоятельно анализирует его артикуляцию.
Сидоренко Л. Логопедическая поляна//Дошкольное воспитание, 2003, №7, с.74-80.
«Логопедическая полянка»
У детей с нарушениями речи отмечается недостаточная координация пальцев при выполнении мелких операций. Это видно, когда они застегивают и расстегивают пуговицы, завязывают и развязывают шнурки. Учитывая это, а также сниженную речевую активность детей-логопатов, мы придумали «Логопедическую полянку» (рис. 1). Это своего рода фланелеграф, только он гораздо больше обычного. Кроме того, предметы и действующих лиц своего рассказа дети прикрепляют с помощью липучек, пуговиц, крючков, пришнуровы-вают. А главное, они сами становятся основными действующими лицами своего сочинения.
Обучение рассказыванию занимает большое место в логопедической работе и проводится обычно с учетом индивидуальных особенностей детей. Поэтому и «Логопедическая полянка» используется нами, как правило, в работе по развитию мелкой моторики, мышления, связной речи с каждым ребенком, Возможность самому выбирать действующих лиц пробуждает воображение ребенка, способствует развитию речи и мышления.
Знакомлю же с «Логопедической полянкой» подгруппу детей, чтобы показать общий принцип работы с ней.
«Представим себе, что мы с вами волшебники. И эта голубая полянка сейчас превратится в настоящий живой мир.,.». На глазах у детей заселяю полянку объектами неживой природы. Затем предлагаю придумать, что же на ней сейчас произойдет. Например.
«Бабочка проснулась, расправила крылышки.
- Какое чудное утро! - подумала она и полетела на полянку. На полянке рос красивый цветок.
(Ребенок пристегивает к «полянке» цветок и продолжает.)
- Садись, я угощу тебя пыльцой! - сказал цветок.
- Я напою тебя росой, - сказала травка.
- Я спою тебе песенку, - сказал колокольчик.
Цыпленок пригласил бабочку поигратъ в догонялки».
(Далее завязывается беседа.)
Педагог. Как ласково можно назвать бабочку?
Дети. Подружка, красавица, милая...
Педагог. Пыльца какая может быть?
Дети. Сладкая, вкусная.
Педагог. А роса?
Дети. Прохладная, прозрачная, искристая, серебристая.
Педагог. Песенка у колокольчика какая?
Дети. Звонкая, радостная и т.д.
Так получается более интересный рассказ.
«Бабочка проснулась, расправила крылышки.
- Какое чудное утро! - подумала она и полетела на полянку. На полянке рос красивый цветок.
- Садись, красавица, я угощу тебя сладким нектаром.
А зеленая травка сказала:
- Я напою тебя прохладной росой.
- А я спою тебе звонкую песенку, - сказал голубой колокольчик.
Пушистый желтый цыпленок пригласил бабочку поиграть в догонялки».
Дети самостоятельно играют на «Логопедической полянке». Выбирают героев, придумывают сюжет, преодолевая свою неуверенность, безынициативность.
«Логопедическая полянка» - также благодатный материал для обучения правильному употреблению в речи предлогов и пространственных наречий: в, на, из, за, над, у, около, между, через, из-за, из-под, спереди, сзади, слева, справа, внизу, сбоку, рядом, близко, далеко, вдали, впереди, ближе, дальше, выше, ниже, высоко, низко. Для этого использую карточки-схемы предлогов (рис. 2). Параллельно отрабатываются падежные формы личных местоимений (у него, за ним, перед ним, рядом с ней, с ними и др.).
Изготовленные нами мягкие игрушки (рис. 3) используются в качестве героев на занятиях, на которых детей учат сравнивать предметы, описывать их, вести диалог, произносить связные монологические высказывания. Этим занятиям предшествует подготовительная работа. В свободное время в группе читали стихи В. Орлова («Почему
сороконожки опоздали на урок?»), К. Чуковского («Телефон»), В. Маяковского («Что ни страница, то слон, то львица»), С. Михалкова («Фома»), Н. Иванова («Про сороконожку»), С. Маршака («Краденое солнце»), Э. Успенского («Привет Мартышке») и др. Отрабатывали определенные грамматические формы и другие языковые средства для последующего использования их детьми в самостоятельных связных монологических высказываниях по разным темам.
При обучении детей составлению рассказов мы использовали следующие приемы: рассказ педагога как образец; наводящие вопросы педагога; составление плана рассказа (использовались схемы описания, рекомендованные Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 10. - С. 16); коллективное составление рассказа; использование опыта самих детей.
С целью более успешного овладения детьми навыками связного последовательного изложения нами использовались следующие упражнения.
«Скажи так же»
Гусеница - гусеницы, удав - удавы, крокодил, жираф, сороконожка, божья коровка, заяц.
«Назови ласково»
Жираф - жирафчик, крокодил - крокодильчик, гусеница - гусеничка, удав, сороконожка, шея, хвост.
«Как назовем очень большое?»
Крокодил - крокодилище, жираф - жирафище, гусеница, удав, сороконожка, зайчик, божья коровка.
«Как можно еще сказать?» Бежать - мчаться, нестись, лететь. Исчезать - скрываться, теряться, пропадать.
Прекрасный - отличный, превосходный, великолепный, замечательный.
«Скажи наоборот»
Веселый - грустный, тоскливый. Друг - враг. Радоваться — печалиться.
«О ком я говорю?» (По глаголам и прилагательным узнать, о ком идет речь.)
Вытянутый, длинный, плоский, зубастый (крокодил).
Пластичный, гибкий, сильный (удав). Летает, ползает, кормится (божья коровка).
Ползает, грызет, уничтожает (сороконожка, гусеница).
Плывет, охотится, ныряет (крокодил). Быстроногий, высокий, яркий, пятнистый, великолепный (жираф).
Шустрый, быстроногий, пушистый, трусливый (заяц).
Вариант - подобрать предмет к действию.
Ползает - гусеница, сороконожка, удав, божья коровка.
Бегает - крокодил, жираф, заяц.
Скачет - заяц, жираф.
Кусается - крокодил.
Подкрался - удав, крокодил, жираф.
Вцепился - крокодил, удав.
Кинулся - крокодил, удав, заяц, жираф.
«Подскажи правильное слово» (согласование прилагательных с существительными) Длинная (шея). Острые (зубы).
Изумрудная (гусеница). Пластичный (удав). Неуклюжий (крокодил). Необычное (животное). «Закончить предложение» Глубоко под водой плыл... (крокодил). На листке яблока сидела изумрудная... (гусеница).
Огромной силой обладает пластичный... (удав).
Питон - это огромный... (удав).
Четыре раза в год меняет свой красивый наряд... (удав).
На траве живут зеленые... (гусеницы).
Над вершиной дерева показалась голова пятнистого,., (жирафа).
«Отгадай загадку»
У этих жуков
Красное платье в черный горох.
На растениях они обитают
И вредных тлей уничтожают. (Божья коровка.)
По реке плывет бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит... (крокодил).
У мамы и у ребяток
Вся одежда из заплаток,
Ну а шея подъемного
Крана длиннее. (Жираф.)
«Сочини загадку»
Сильный, зубастый, кажется неуклюжим. (Крокодил.)
Ползет, гибкий и очень сильный. (Удав.)
Зеленый охотник в речке сидит и добычу ждет. (Крокодил.)
С рожками-антенками красавец пятнистый. (Жираф.)
Умеет ползать и летать, молоком всех угощать. (Божья коровка:)
Такие упражнения проводились нами на специальных занятиях или включались в другие логопедические занятия как их составная часть.
Важно, чтобы дети эмоционально воспринимали материал. Поэтому в занятия мы включаем психогимнастику, релаксацию. Например. Изобразить испуганного, встревоженного жирафа; притаившегося крокодила; божью коровку на весеннем солнышке; рассерженного удава; солнышко спрягалось -гусеница замерзла, съежилась, появилось солнышко - гусеница отогрелась, расслабилась и т.д.
Когда дети освоили необходимую для работы лексику, приступили к сравнению предметов.
«Крокодил - это крупное животное, а божья коровка - маленькое насекомое. У крокодила есть туловище, голова и хвост, а у божьей коровки - туловище и голова. На голове у крокодила большие выпуклые глаза и огромная зубастая пасть, а у божьей коровки - желтые янтарные глаза и усики. У крокодила длинное, плоское, зеленое туловище, а у божьей коровки -круглое, красное, с черными точками. Крокодил живет в воде, умеет плавать, а божья коровка летает, ползает. Крокодил и божья коровка - хищники, только крокодил питается крупными животными, а божья коровка - очень маленькой тлей». В процессе сравнения развивается мышление, активизируется словарь, закрепляется полученный ранее навык использования соответствующих грамматических форм и синтаксических конструкций.
После сравнения двух объектов я даю образец описания, Затем дети самостоятельно составляют рассказы-описания.
Начиная занятие, говорю: «К нам прилетел Инопланетянин. Он никогда не видел таких диковинных существ и ничего о них не знает. Давайте ему расскажем, кто это».
Дети описывают: «Жираф - это очень красивое животное. Он живет в жарких странах. Отличается необычной пятнистой окраской и очень длинной, величавой шеей. На голове у жирафа маленькие рожки, похожие на антенну. Питается он листьями деревьев, травой. Мне он очень нравится, но я его еще не видел.
Божья коровка - это насекомое. У нее круглое, красное, выпуклое тело с черными точками на спине. На голове большие желтые глаза и черные усики. Это хищник. Она ест вредителей садов -тлей. За это ее все любят. И ласково называют «солнышко». Осенью божьи коровки собираются в стаи и улетают». Под влиянием услышанного художественного произведения дети начинают рассказывать более эмоционально. Так, например, я читаю сказку «Утренние лучи» (по К. Ушинскому). Предлагаю детям придумать что-нибудь похожее, при этом считаю эффективным такой прием: ребенок вовлекается в процесс, продолжая рассказывать вслед за педагогом. (Этот прием позволяет активизировать робких и застенчивых детей.)
Начинаю: «Утром встало солнышко и побежало всех будить...» Дети стараются предположить реакцию наших удивительных персонажей.
- Выползла из яблока довольная гусеница, села греться.
- Прилетела счастливая божья коровка, начала искать тлей, дерево лечить.
- Сороконожка побежала пить переливающуюся в зеленой траве росу.
- Жираф покрутил своей шикарной шеей и побежал с друзьями доставать вкусные листочки с деревьев.
- Крокодил почувствовал, что пригрело солнышко, открыл один глаз, потом второй, пошевелился и выбрался на берег - погреться да поохотиться.
- И удав не ел уже очень давно, он то же вышел на охоту.
В подготовительной к школе группе продолжаю упражнять детей в рассказывании историй из своего опыта.
Юдин раз в зимний день мы увидели на окне маленькую божью коровку. Откуда она появилась, мы не знали. Наверное, осенью замерзла и где-то спала, а теперь отогрелась и вылетела. Мы все долго рассматривали ее. Она ползала по стеклу, потом перелетела на цветок. Целый день мы наблюдали за божьей коровкой и радовались. Как будто к нам вернулся кусочек лета».
В процессе обучения дети постепенно овладевают умением составлять рассказы и на жизненные темы, и на темы, придуманные ими самими. Дети с более развитой речью включают в рассказ диалог. Но он дается им непросто: нужно выслушать товарища, соотнести свои и его высказывания, грамматически правильно их оформить. Мы заметили, что дети быстрее включаются в диалог, если занятие проводится с большими мягкими игрушками.
Постепенно я повышаю требования к рассказам. Рассказы детей подготовительной к школе группы сложнее по структу-
ре и по грамматическому строю, в них содержится больше фактов. Например.
«Маленький крокодильчик жил с мамой в реке. Как все малыши, был очень любознательным. Ему хотелось все узнать и все увидеть. Однажды он побежал искать друзей и заблудился. Расстроилась мама-крокодилиха, позвала жирафа:
- Добрый жираф, ты выше всех, посмотри, где мой малыш?
Жираф покрутил головой, пошевелил своими рожками-антеннами:
- Вижу! Он играет с маленьким слоненком.
- Пожалуйста, приведи его ко мне!
- Сейчас, - сказал жираф и убежал.
Крокодил увидел, что жираф привел маленького удавчика. Хотел расстроиться крокодил, но вдруг из травы раздался громкий рев. Это маленький Крокодильчик соскучился по своей маме. Обрадовались все и начали весело играть». «Паучок сидел на веточке, ему было скучно.
- Пойду-ка я погуляю, - решил он.
И осторожно стал спускаться вниз. Вдруг он ахнул: на листочке сидела изумрудная гусеница. Раньше ее здесь не было. Ее зеленый наряд блестел на солнце, и она показалась паучку восхитительно красивой. Она как будто состояла из перламутровых колец. Они подружились и играли вместе каждый день. Но однажды паучок не нашел своей чудесной подружки. На листочке сидела разноцветная бабочка».
Когда с детьми проводится индивидуальная работа, они по собственному желанию используют и другие игрушки, куклы кукольного театра. Например, сделанный нами необычный зайчик вызвал у ребенка желание пересказать сказку «Заюшкина избушка» с некоторыми изменениями, надев на ручку Лисичку из кукольного театра.
Кисилёва Н. Логопедическая почта//Дошкольное воспитание, 2005, №5, с.76-77.
Логопедическая почта
Из опыта работы
Я работаю логопедом в детском саду. Очень важной проблемой считаю т.н. «кабинетную речь» ребенка, когда он говорит правильно только под контролем логопеда. И вторая проблема - это продуктивный контакт с родителями. Я решаю эти важные задачи с помощью простой игры. Мы общаемся с детьми через послания - письма. В приемной нашего детского сада висит большой почтовый ящик «Логопедическая почта» с настоящим замочком и ключиком. У каждого ребенка есть свой конверт, который он оформил дома; в нем лежит тетрадь. Ежедневно утром дети «посылают» мне письма, т.е. опускают их в ящик. «Почтальон» доставляет почту в сумке ко мне в кабинет. Я провожу занятия, проверяю домашние задания и задаю новое. Все конверты опускаю в почтовый ящик. Вечером «почтальон» достает письма, раздает детям, и они уходят домой. Выполнение домашнего задания, данного в игровой форме, не должно занимать более 5-7 минут. Это не затруднит родителей и закрепит умения детей, выработанные на занятии. Чтобы облегчить работу по написанию домашних заданий, я изготавливаю карточки. Вот несколько карточек для примера. Больше всего дети любят получать задания с картинками. Стараюсь, чтобы дети дома не только закрепляли произносительные навыки, но и развивали память, логическое мышление, воображение, мелкую моторику. У детей есть стимул к занятиям: «почтальоном» выбирают того, кто лучше всех работал на занятии накануне. Дети очень любят быть «почтальонами». Открывать почтовый ящик в начале года умели далеко не все, а сейчас это делают без проблем. Задания помогают ввести поставленный звук в разговорно-бытовую речь: беря конверты, дети невольно вспоминают нагни занятия, самого логопеда и, конечно, тот звук, который они уже умеют правильно произносить.
Юсупова А. Путешествие по Златоустии.//Дошкольное воспитание, 2002, №4. С.29-33.
Путешествие по Златоустии
Общеизвестно, что детям дошкольного возраста даже самый сложный учебный материал лучше преподносить в игровой форме. Вот почему, занимаясь развитием фонематического слуха у старших дошкольников, я придумала игру «Путешествие по планете Златоустия», сюжет и герои которой присутствуют во всех 32 занятиях.
Вначале учебного года мы знакомим детей с этой планетой (рис. 1), с ее царевной Златой. Все вместе рассматриваем карту, проговариваем названия некоторых царств и читаем письмо от Златы, в котором она приглашает нас попутешествовать по планете Златоустия. И мы отправляемся в долгий и интересный путь в гости к царевне Злате. Но царевна большая непоседа, она все время в пути, и общаемся мы с ней в основном при помощи писем. Вот ее первое письмо.
«Дорогие мальчики и девочки! Я вас приглашаю на свою планету Златоустия в гости. Жители нашей планеты говорят четко, ясно, поэтому прекрасно понимают друг друга, Мою планету называют еще Планетой Красивой Речи. С удовольствием встречусь с вами, маленькие мои друзья! Если кто-то из вас не умеет еще выговаривать какой-то звук, то я вам помогу. На моей планете много царств. Ими управляют царевичи. Они вас будут встречать, играть с вами в разные интересные игры. Надеюсь, что все трудности и опасности вы с успехом преодолеете, научитесь красиво и правильно говорить, дружить, помогать друг другу. В конце путешествия вас ждут призы и интересные встречи. Я вам буду сообщать, где меня искать. Успехов вам в пути! До скорой встречи. Ваша царевна Злата».
Предлагаем вашему вниманию конспекты двух занятий из разработанного нами цикла. Они, как и остальные, строятся по одному плану: артикуляционная характеристика закрепляемых звуков; упражнения и игры на их произношение в слогах, словах, предложениях; «переделывание» слов путем замены одного звука на другой; составление ряда слов с нужным звуком. Поэтому надеемся, что педагоги, используя предлагаемый нами игровой прием, могут придумать собственные занятия на все звуки русского языка.
Занятие-конкурс «Умники и умницы»
Цель. Закреплять навыки четкого произношения и различения звуков [б],
[б'], [п], [п'] в слогах, словах, фразах; закреплять понятия «звонкие и глухие согласные», учить менять звук в слове; учить подбирать слова на данные звуки и составлять с ними предложения; развивать фонематический слух, внимание, память.
Оборудование. Медальки на нитке (синие - [б], [п]; зеленые - [б'], [п']); две карты; маленькие и большие фишки; схема звукового анализа (рис. 2); буквы П, Б; картинки, на которых изображены продукты питания; предметные картинки: бабочка, черепаха, два мальчика; письмо от царевны Златы; большое зеркало или маленькие зеркальца (на каждого ребенка).
Ход занятия
Педагог читает письмо от царевны Златы.
«Дорогие мои! Я знаю, что вы были в гостях в царствах Пыхтюг и Барабан-дия. Их царевичи мне сообщили, что вы все умеете выговаривать звуки [n], [n'], [б], [б']. И Катя научилась выговаривать звуки [б], [б'] (она их раньше не выговаривала). Сегодня состоится конкурс «Умники и умницы» между детьми, побывавшими в царствах Пыхтюг и Барабандия. Спешите! Покажите, как вы научились различать звуки [п], [n'], [б], [б;]. Ваша царевна Злата».
Педагог. Мы сегодня идем в царства Пыхтюг и Барабандия. Вы разделились на две команды. Первая команда отправится в царство Пыхтюг, ее участники станут пыхтелками: мальчики - синими пыхтелками, а девочки - зелеными. Вторая команда направится в царство Барабандия: мальчики станут синими барабанщиками, девочки - зелеными.
Мальчики надевают синие медальки па ниточке - [п], [б], а девочки зеленые -[п'], [б'] (п - пыхтелки; б - барабанщики).
Педагог. Итак, начинаем конкурс «Умники и умницы». Посмотрим, кто победит. А как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем говорить? (Ответы-предположения детей)
Все жители царства Пыхтюг подходят к большому зеркалу (или берут маленькие зеркальца). Пробуют произнести свои звуки. Педагог предлагает детям
Рис. 2. Схема звукового анализа
охарактеризовать звуки по месту их образования, потом по схеме звукового анализа. Девочки характеризуют [п1], а мальчики - [п]. За правильно выполненное задание команда получает фишку-очко. Жители царства Барабандия характеризуют звуки [б], [б'] и получают фишку-очко, если справляются с заданием.
Далее дети упражняются в произнесении звуков в слогах в игре «Наоборот».
Пыхтелки повторяют за педагогом слоги, а барабанщики должны их переделать на другие - со своими звуками [б], [б']; а потом то же делают пыхтелки.
Ба-ба-ба - па-па-па.
Бя-бя-бя - пя-пя-пя.
Бо-бо-бо - по-по-по.
Пу-пу-пу - бу-бу-бу.
Пю-пю-пю - бю-бю-бю.
Пы-пы-пы - бы-бы-бы и тд.
Каждая команда за каждый правильный слог получает маленькие фишки.
Команда, у которой больше маленьких фишек, получает большую фишку-очко. После этого дети закрепляют навыки произношения звуков в словах. Для этого используются карты, по которым можно найти дорогу к буквам II и Б. Правило: «наступать» только на те кружочки, где живут животные и растут растения, в названиях которых есть звуки [б], [б'] - для барабанщиков, звуки [п], [п’] - для пыхтелок.
Каждая команда идет по своей карте, выделяет свой звук в слове и определяет его позицию в слове.
За правильное прохождение команды получают фишку-очко. - Далее даются задания на произношение звуков во фразовой речи.
Пыхтелки и барабанщики зашли в продовольственный магазин. Им надо выбрать продукты, названия которых начинаются на их звуки. Кто больше? Барабанщики могут выбрать: баранки, буханки, булки, бублики, батон, бисквит, бутерброды и тд. Пыхтелки могут выбрать: пирожки, плюшки, плетенки, пампушки, печенье, пряники, пастилу, пирог и т.д.
Дети должны говорить полными предложениями, например: «Я куплю для себя пирожки с яблоками. Мой брат очень любит бублики, поэтому я угощу его бубликами».
За правильные ответы - маленькие фишки. Команда, у которой больше маленьких фишек, получает фишку-очко.
Педагог. А теперь займемся переделыванием слов. Пыхтелки повторяют слова за мной, а барабанщики переделывают их, вставляя свой звук, а потом то же делают пыхтелки.
Пух - бух; порт - борт; пел - бел; папочка - бабочка; пить - бить.
Балка - палка; бочка - почка; блошки - плошки; бас - пас.
За правильные ответы - маленькие фишки, за большее количество маленьких фишек - фишка-очко.
Педагог. Поиграем в «Что бывает, а что нет?».
У бабочки: У черепахи:
красивые
крылышки; панцирь;
ножницы; букет;
ботинки; бусы;
брюшко. лапы.
У Бори У Павла
Когти хвост
Ногти спина
Лоб шорты
Рога клыки.
Дети отвечают полными предложениями. За правильные ответы - фишки-очки.
Педагог. Кто больше вспомнит слов на свой звук?
За каждое слово команда получает маленькую фишку. Команда, у которой их больше, получает фишку-очко.
В конце занятия подсчитывается количество фишек-очков у пыхтелок из царства Пыхтюг и у барабанщиков из царства Барабандия. Определяется победитель.
Занятие «Звенелки и Жужжалки учат Незнайку»
Цель. Закреплять навык различения звуков [з], [ж] в слогах, словах и фразах; учить изменять слово путем замены одного звука другим; учить отбирать картинки на определенный звук; закреплять правильное употребление существительных в родительном падеже множественного числа; учить выбирать слова на определенный звук из стихотворного текста; учить восстанавливать «деформированный* текст; закреплять умение составлять предложения из данных слов; развивать фонематический слух, внимание, память.
Оборудование. Медальки на ниточках (синие - [з], [ж]); схема предложения; большие и маленькие фишки: письма от царевны Златы и от обезьяны, схема звуковой характеристики звуков, Незнайка (игрушка или картинка), телефон, две сюжетные картины: девочка; животные и растения, в названиях которых есть звук [ж] (на первой картине) и звук [з] (на второй); большое зеркало или маленькие зеркальца (на каждого ребенка).
Ход занятия
Педагог читает письмо от царевны Златы.
«Дорогие мои! Царевичи Звонады и Жужжандии мне написали, что вы все научились выговаривать звуки [ж] и [з] в словах и предложениях. Когда будете учиться их различать, позвоните мне. Я на самолете отправлю к вам Незнайку. Он иногда в словах вместо [з] говорит [ж], а вместо [ж] - [з]. Ему надо помочь. Надеюсь на вашу помощь. Ваша царевна Злата»,
Педагог. Сегодня на границе двух царств, Звонады и Жужжандии, жители будут соревноваться: кто лучше различает звуки [ж] и [з]. Давайте позвоним царевне Злате, пусть она побыстрее направит к нам Незнайку. И мы пойдем туда же. Веселые Звенелки и Жужжалки примут вас, если вы правильно закончите предложения.
Жа-жа-жа, мы видели... (ужа).
За-за-за, здесь привязана... (коза).
Жок-жок-жок, на Жене сапо...(жок).
Зу-зу-зу, моем Катю мы в... (тазу).
Звенелки и Жужжалки вручают вам медальки: первая команда (Жужжалки) получит синие [ж], вторая команда (Зве-пелки) - синие [з].
А вот и Незнайка прилетел. Чему же мы будем учить Незнайку? (Различать звуки [ж] и [з].)
Звенелки подходят к зеркалу (или берут маленькие зеркальца). Отвечают на вопросы: где при произнесении звука [з] находится язык? Что мешает выходу воздуха? Дают характеристику звуку по схеме. Затем то же делают Жужжалки. Незнайка принимает во всем активное участие. За правильно выполненное задание команды получают фишку-очко.
Игра «Девочка заблудилась».
Каждой команде дается сюжетная картинка, на которой изображены животные и растения; в названиях их есть звук [ж] или [з]. Дети должны назвать всех животных и все растения со своим звуком, тогда девочка найдет дорогу домой.
Команде, назвавшей вес предметы, дают фишку-очко.
Педагог. Жужжалки, переведите мои слова на жужжандский язык, произносите их, растягивая звук [ж] - жжжж.
Лук - жжжук; пучок - жучок; бетон -жетон; печь - жечь; мир - жир; мало -жало.
Звенелки, переведите мои слова на звонадский язык.
Сахар - Захар; сайка - зайка; жалей - залей; кожа - коза; усы - узы; коса – коза.
Победившая команда получает фишку-очко.
Педагог. Я скажу слово, а вы поставьте его в нужной форме после слова «много» (задание дается поочередно каждой команде).
Заяц - много зайцев; жеребенок - много жеребят; ежик - много ежиков; зима - много зим; береза - много берез; ежонок - много ежат и т.д.
Победившей команде под гром аплодисментов вручают фишку-очко.
Педагог читает письмо от обезьяны по фразам и предлагает исправить его (задание дается поочередно каждой команде).
- Я жабезала на вокжал. (Я забежала на вокзал)
- Вот желеный зук. (Вот зеленый жук.)
- Жаяц в пизаме жабрался на жабор. (Заяц в пижаме забрался на забор.)
- Я потерял золтый жонт. (Я потерял желтый зонт.)
Победившая команда получает фишку-очко.
Педагог. Я прочитаю стихотворение. Каждая команда выберет слова на свой звук.
Про зайчиху
Жила за рекой молодая зайчиха,
Ужасная модница и щеголиха.
Купила она ярко-желтый жакет,
Покрасила уши в оранжевый цвет.
Однажды зайчиха болтала с котом,
Играя своим ярко-желтым зонтом.
И вдруг из-за пня выбегает лисица
И прямо к зайчихе испуганной мчится.
Команда, назвавшая все свои слова, получает фишку-очко.
Педагог. Послушайте слова, составьте с ними предложения.
Железо, забежать, завяжу, зажечь.
В конце занятия определяется команда-победитель.
Мамаева Ю., Гаркунова Е. Современная коррекционная предметно-пространственная среда. Организация и развитие//Дошкольное воспитание, 2010, №4, с.78-80.
Речевое развитие - важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей. Педагоги группы ДОУ № 48 Новоуральска поставили перед собой цель - смоделировать варианты предметно-развивающей среды, помогающие инициировать речевую активность детей, разбудить в каждом интерес к слову.
В группе и логопедическом кабинете подобраны пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры, иллюстративный материал по всем разделам коррекционной работы; оборудованы уголки, стимулирующие речевое и личностное развитие детей:
- «Речеград» (игры с буквами, словами, дидактический материал для развития связной речи);
- «В Царстве смекалки» (игровые упражнения на развитие психологической базы речи);
- «Ловкие пальчики» (игровой материал для развития мелкой моторики);
• «Книгочей» (наглядный дидактический материал для обучения первоначальным навыкам чтения);
• «Познаем мир» (мини-лаборатория, энциклопедии, учебно-наглядные пособия для развития познавательной деятельности);
• «Королевство зеркал» (мнемосхемы, комплексы игровых упражнений для развития мимической мускулатуры).
Педагогический коллектив старается систематически обновлять окружающее
Фото 1. Сюжетное панно «Путешествие слова»
пространство, так как смена наглядного материала, заданий, игр, упражнений вызывает заинтересованность детей, создает хорошую психологическую мотивацию к овладению знаниями, что, безусловно, помогает их усваивать.
В групповой комнате оформлено сюжетное панно - «Путешествие слова» (см. фото 1), цель которого - активизировать и обогатить активный и пассивный словарь детей, повысить уровень владения грамматическими конструкциями, совершенствовать умение связно, последовательно излагать свои мысли.
При создании панно мы учитывали эмоциональный компонент. Что наиболее близко детям? Что вызывает у них положительные эмоции? Конечно, сказочные образы: они близки и понятны каждому ребенку. Именно поэтому речевым упражнениям мы придали форму сказки. Дети получили возможность «почувствовать» слово, провести его по дорожкам сказочной страны, соотнести с предметной картинкой. Путешествуя со словом, дети на грибной полянке упражняются в образовании формы множественного числа имен существительных; подбирают слова-предметы, слова-признаки, слова-действия к листикам-схемам; в тени родословного дерева образуют однокоренные слова, а в болоте у лягушки упражняются в подборе «слов-наоборот» (антонимов), вместе с зайчатами познают «похожие слова» (синонимы); с ежиком делятся переживаниями, чувствами, которые возникают ассоциативно со словом-проводником.
Для создания сюжетного панно мы использовали цветной изолон и клейкую бумагу для аппликации. В разработке проекта панно, его изготовлении самое активное участие принимали дети.
Не менее эффективно в коррекционной работе панно «Дружные звуки» (см. фото 2), которое помогает научить детей основам грамоты, развивает мелкую моторику пальцев рук, способствует профилактике оптической дисграфии.
Фото 2. Панно «Дружные звуки» Фото 3. Театральное окно
Панно выполнено из лоскутов ткани разной цветовой гаммы и текстуры. В центре его - образы звуков, знакомые детям по логопедическим занятиям (визуальные образы звуков рекомендованы в методическом пособии Г.А. Ванюхиной «Речецветик»). В нижней части панно, в карманчиках, поселились буквы. Раскроешь замок-молнию - попадешь в гости к буквам, обозначающим гласные и согласные звуки. Развяжешь шнурочки на других карманчиках - окажешься в гостях у слогов. В отдельном кармане живут буквы с объемной, шероховатой поверхностью для узнавания с их помощью тактильных анализаторов. Буквы и слоги к основе панно прикрепляются лентой-липучкой.
Выполняя игровые упражнения, дети овладевают звуковой стороной речи, запоминают буквы, учатся читать и составлять слова. Дети завязывают бантики, плетут косички, пристегивают солнечные лучики пуговицами и крючками - это развивает произвольную моторику пальцев рук.
Панно, как правило, расположено в поле зрения ребенка. Выразительное, яркое, красочное, оно привлекает внимание детей, вызывает желание познакомиться с ним, выполнить то или иное игровое упражнение, научиться читать или составлять слова и предложения.
Неподдельный интерес у детей вызывает - «Театральное окно» (см. фото 3), направленное на формирование навыков активного использования языковых средств речи, владения голосом, жестами, мимикой, выразительной интонацией.
• С помощью театральных масок, выполненных из папье-маше, проигрываются этюды различной эмоциональной окраски. У детей развивается фантазия, отрабатывается механизм психоэмоциональной саморегуляции.
- Игры с перчатками «Живинки» позволяют совершенствовать моторные навыки, координировать движения обеих рук.
- Перчатка с веселым язычком помогает проконтролировать выполнение артикуляционных упражнений.
- С большим удовольствием дети сочиняют сказки, разыгрывают сценки на экране магнитного плоскостного театра. Оживление сказочных героев, звукоподражание, диалоги помогают закреплять правильное звукопроизношение, активизировать коммуникативные навыки, развивать речь.
Созданная предметно-пространственная среда помогает эффективно решать задачи коррекции и развития речи, стимулирует инициативность детей, обеспечивает свободу выбора деятельности, возможность использовать накопленный опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ, 2004 г., статья в журнале "ЛОГОПЕД"
В статье представлены авторские логопедические игры по автоматизации звуков на этапе "слово", "предложение", а так же конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, как п...
Использование компьютерных технологий на индивидуальных коррекционно-логопедических занятиях, журнал "ЛОГОПЕД" № 3, 2011 г.
Представлены авторские компьютерные игры-презентации по автоматизации поставленных звуков на разных этапах работы....
Рабочая программа для логопедического пункта учителя-логопеда ДОУ
quot; Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта"( по ФГОС)...
Логопедический отчет учителей-логопедов за 2018/2019 учебный год
Отчет о проделанной за год работе на школьном логопункте учителей-логопедов Смирновой Н.Л. и Давыдовой Ю.В....
Логопедический проект учителя-логопеда «Звуки в моем доме».
В коррекционном процессе постановки звуков, автоматизация звука в речи - самый сложный и долгий этап. Сложный этап тем, что у воспитанников еще не сформировался самоконтроль над собственной речь...
Система работы по теме самообразования «Использование игровой технологии «Круги Луллия» в логопедической работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же ...
Сценарий логопедической игры-занятия «Маленький логопед» (автоматизация звука «Ль» в семантическом поле слова «ЛЕС») с дошкольником 5-6 лет.
Цель: Создание условий для автоматизации звука «ЛЬ» в речи детей, формирования и расширения «семантического поля» слова «ЛЕС» посредством игровой деятельности.Задач...