Система работы по теме самообразования «Использование игровой технологии «Круги Луллия» в логопедической работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
методическая разработка
Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же время несложные способы развития личностных и речевых особенностей ребёнка. Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения непонятна. В своей работе я стремлюсь использовать разнообразные приёмы и методы. Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ применили в дошкольном образовании и назвали «Кольца Луллия».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_teme_samoobrazovaniya.docx | 54.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
Система работы по теме
«Использование игровой технологии «Круги Луллия» в логопедической работе учителя-логопеда
с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
для познавательного и речевого развития
детей с ТНР старшего дошкольного возраста (4-7 лет)
Подготовила: Соколова Лариса Анатольевна
учитель-логопед
гп. Малиновский
2020 год
Пояснительная записка
Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников с ТНР.
Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же время несложные способы развития личностных и речевых особенностей ребёнка. Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения непонятна. В своей работе я стремлюсь использовать разнообразные приёмы и методы. Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ применили в дошкольном образовании и назвали «Кольца Луллия».
• Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.
• Для работы с детьми 4-го года жизни целесообразно брать только 2 круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.
• В работе с детьми 5-го года жизни используют 2-3 круга по 4-6 сектора на каждом.
• Дети 6-7-го года вполне справляются с заданиями, в которых используются 4 круга с 8 секторами на каждом.
• Сами круги желательно изготовить из пластика или толстого картона. На сектора прикрепляются картинки по теме занятия с помощью, например, скотча, чтобы можно было легко поменять их.
Цель: Внедрение системы логопедической работы учителя-логопеда по использованию игровой технологии ТРИЗ «Круги Луллия» с детьми старшего дошкольного возраста.
Работая логопедом с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР, я использую их для решения следующих задач:
• закрепление произношения
• развитие фонематических процессов;
• уточнение и активизация словарного запаса; поставленных звуков в речи;
• совершенствование слоговой структуры слова;
• формирование структуры предложений;
• совершенствование развития связной речи.
Работа проводится во всех блоках образовательного процесса: на коррекционных занятиях, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной игровой деятельности детей. Планирование той или иной игры осуществляется в зависимости от коррекционных задач, реализуемых на данный момент, и проблем, возникающих на определенном отрезке времени у конкретных детей, от простого к сложному.
Система работы с детьми старшего дошкольного возраста
Система игровых упражнений для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий
с использованием дидактического пособия «Круги Луллия».
Название д/игры | Артикуляционная моторика | Ход игры | |||||||
Цели | |||||||||
4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |||||||
Зарядка для язычка | Совершенствование артикуляционных способностей детей, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. | Игра проводиться в паре или двумя подгруппой детей. Берутся круги 1 с изображением артикуляционного упражнения, 2 с картинками соответствующими артикуляционному упражнению (грибок, качели, заборчик, часики, чашечка). В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путём прокручивания второго кольца. В этих играх обязательно одной картинке круга 1 должна соответствовать картинке круга 2. Дети, находя и подбирая картинки, одновременно закрепляют навыки выполнения артикуляционных упражнений, называют артикуляционные упражнения и закрепляют стихи, разученные к данному упражнению. | |||||||
Фонетико-фонематические категории | Ход игры | ||||||||
Игра «Парочки» | Упражнять детей объединять картинки, сходные по звучанию | Логопед раскладывает картинки – паронимы на обоих кругах. Предлагает детям объединить картинки, сходные по звучанию. (например: кот-ток, мишка – миска, рожки – ложки, рейка – лейка, козы - косы и т. д.) | |||||||
Игра «Символ звука» | Упражнять подбирать символ звука с буквой | Упражнять подбирать картинки с заданным звуком | Логопед распределяет на одном круге символы звуков, на другом – предметные картинки. Предлагает детям объединить символ звука с буквой. Подбирать картинки, на заданный звук. | ||||||
Игра «Раздели слово на слоги» | Сформировать умение понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием | Упражнять различать на слух длинные и короткие слова | Логопед выкладывает на одном круге слоговые схемы, на другом предметные картинки. 1 вариант. Предлагает детям объединить схемы с объектом, в названии которого такое же количество слогов. 2 вариант. Логопед предлагает объяснить, как можно объединить схему со случайно выпавшим словом, т. е. изменить слово так, чтобы оно стало состоять из заданного количества слогов. (например: две точки – СТОЛ – СТОЛЫ, три точки – СТОЛ – СТОЛИКИ - СТОЛОВЫЙ) | ||||||
Игра «Слогопары» | Развитие слогового анализа и синтеза слов | Логопед выкладывает на двух кругах предметные картинки и предлагает объединить объекты с одинаковым количеством слогов. (например: кит, лук) | |||||||
Игра «Первый звук» | Формирование умений составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов, с пройденными буквами, осознанного чтения коротких слов | Логопед выкладывает на двух кругах предметные картинки, которые начинаются на твёрдые согласные звуки. Предлагает объединить картинки с одинаковыми первыми звуками. (например: бант-барабан) | |||||||
Игра «Букварик» | Развитие фонематических процессов (умение слышать заданный звук) | Развитие фонематических процессов (умение слышать заданный звук и находить его местонахождение в слове) Развитие звукового анализа слов и связи звука с буквой. | Логопед выкладывает на одном круге буквы, на другом предметные картинки. Логопед предлагает объединить объект с буквой, обозначающей первый звук в его названии. (например: Т- телефон) | ||||||
Игра «Придумай предложение» | Автоматизация и дифференциация поставленных звуков, формирование синтаксических конструкций. | На кругах предметные картинки с дифференцируемой парой звуков. Логопед просит придумать предложение с получившейся парой слов. (например: санки – шкаф (Санки стоят в шкафу. Санки положили на шкаф. Верхняя часть санок и шкаф – деревянные.) | |||||||
Игра «Образуй словечко» | Формирование умений составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов, с пройденными буквами, осознанного чтения коротких слов | Формирование умений осознанного чтения слов и предложений с пройденными буквами | На одном круге печатный слог и на втором круге печатный слог. Логопед просит сложить названное слово или прочитать получившееся. (например: МА, МА – МАМА; КА, ША – КАША; РО,ЗА –РОЗА) | ||||||
Лексико-грамматические категории Ход игры | |||||||||
Игра «Оденемся на прогулку» | Обогащение, активизация словаря детей по теме «Одежда» | Логопед предлагает выбрать картинку с изображением времени года и спрашивает детей: «Какое время года изображено на картинке?» Затем предлагает детям собрать вещи на прогулку в соответствии с временем года, изображенным на картинке. Дети крутят круги и подбирают головной убор и одежду по сезону. На первом круге – головные уборы, на втором – одежда. | |||||||
Игра «Чей, чья, чьё?» | Закрепление навыка словообразования и словоизменения (образование притяжательных прилагательных) | 1 вариант. На одном круге картинка животного или птицы, на втором круге части его тела (хвост, лапы, уши, нос, крылья…). Дети, раскручивая круги, подбирают пару, закрепляя знания о животном мире и лексико-грамматические категории, с которыми познакомились на занятии у логопеда. 2 вариант. На одном круге картинка животного, на втором круге детёныши. Дети, раскручивая круги, подбирают пару. | |||||||
Игра «Один - много» | Обучение детей правильно образовывать в речи существительные с прилагательными единственного и множественного числа | На одном круге картинка с изображением одного предмета, на другом круге – с изображением нескольких предметов. Логопед просит подобрать пару.(например: дерево – деревья, ведро – вёдра и т. д.) | |||||||
Игра «Сосчитай-ка» | Совершенствование лексико-грамматического строя речи. | Упражнять в согласовании существительных с прилагательными и числительными 1-2-5 | На одном круге разные цифры, на втором предметные картинки разные по цвету. Дети, раскручивая круги, называют количество предметов, не забывая про цвет.(например: три синих чайника) | ||||||
Игра «Кто чем питается?» | Расширение и активизация словаря. Закрепление знаний детей о разных видах питания животных | Логопед предлагает детям рассмотреть предложенную картинку слева, назвать животного на ней. Подобрать картинку с едой для этого животного справа путём вращения круга. | |||||||
Игра «Кто где живёт?» | Расширение и активизация словаря. Развитие способности соотносить животное с местообитанием | Логопед предлагает детям рассмотреть предложенную картинку в 1-ом секторе с левой стороны, назвать животного на ней. Определить домашнее или дикое животное. Подобрать картинку с нужным жилищем с правой стороны путём вращения круга. Правильно назвать жилищe. | |||||||
Игра «Путешествие птиц» | Образование глаголов с предлогами НА, ПОД,У | Образование глаголов с предлогами В, ВЫ, НА, ВЫ, ПРИ, С, У, ПО, ПОД, ОТ, ПЕРЕ, ЗА, ДО; закрепление предложно – падежных конструкций | Логопед распределяет на первом круге птиц, на втором – деревья и схемы предлогов. И предлагает детям выбрать птицу и дерево с, рядом находящимся, предлогом. Называть их и составить предложение.(Например: Синица села на берёзу.) | ||||||
Игра «Наоборот» | Расширение словаря антонимов. | Научить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность | Логопед выставляет на двух кругах картинки, противоположные по значению. Просит детей подобрать пару объектов противоположных по значению.(например: здоровый – больной, тепло – холодно и т. д.) | ||||||
Связная речь Ход игры | |||||||||
Игра «Расскажи-ка» | Научить составлять рассказ по серии картинок. | Формирование умений составлять рассказ по серии картинок | Закрепление умений составлять рассказ по серии картинок | На первом и третьем кругах лежат предметные картинки, на втором картинки, обозначающие предлог. Дети раскручивают круги, выбирая картинки, и составляют предложения. | |||||
Игра «Составь предложение» | Дифференцировать понятия «предложения» и «слово» | Развивать умение образовывать предложения из слов | Упражнять в согласовании прилагательного с существительным, существительного с числительным, глагола с существительным | На первом кругу лежат предметные картинки (существительные), на втором картинки, обозначающие прилагательное, на третьем (глагол-действие). Дети раскручивают круги, выбирая картинки, и составляют предложения. | |||||
Игра «Сказочная карусель» | Научить составлять рассказ по серии картинок. | Формирование умений составлять рассказ по серии картинок | Закрепление умений составлять рассказ по серии картинок | На верхнем круге лежат волшебный предмет, например: стрела, яйцо, шапка - невидимка, ступа и т. д. На втором круге располагаются карточки с изображением сказочных персонажей, например: Колобок, Царевна-Лягушка, Баба-Яга, Кот в сапогах, Дюймовочка. На третьем круге - изображение места действия: избушка на курьих ножках, подводное царство. Детям предлагается выбрать с помощью стрелки волшебный предмет на верхнем круге и сказочного героя на втором круге. Соединить место, которое выпало на третьем круге и придумать, что могло бы произойти с персонажем, если бы он оказался в этом месте. Можно придумать и другие варианты заданий. | |||||
Игра «Сочиняй-ка» | Формирование навыка придумывать предложения | Совершенство вание навыка придумывать предложения, сказки | Закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания | На одном круге предметные картинки (животные, птицы, люди, времена года), на втором круге картинки, с изображением действий, явлений природы. Дети, раскручивая круги, подбирают пару, придумывают предложения, рассказы, сказки. | |||||
Игра «Придумай фантастическую историю или сказку» | Развивать фантазию и речь детей | В данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может. |
Литература.
1. Сидорчук Т. Я познаю мир. Методический комплекс для работы с дошкольниками. - Ульяновск, 2014.
2.Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет.-Москва,2015.
3.Интернет ресурс: https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-volshebnye-krugi-lulija.html
4.Интернет ресурс: https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2019/10/02/krugi-lulliya-sovremennaya-obrazovatelnaya-tehnologiya-triz-dlya
5. Интернет ресурс: https://www.maam.ru/obrazovanie/kolcy-lulliya
6. Интернет ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-krugov-lulliya-v-poznavatelno-rechevom-razvitii-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
7.Интернет ресурс: https://infourok.ru/statya-dlya-vospitateley-doshkolnih-uchrezhdeniy-na-temu-takie-zagadochnie-i-zanimatelnie-krugi-lulliya-3368707.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Дашин карандашик» в рамках Методического объединения«Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».
Музыкальное занятие в рамках МО с детьми старшей группы....
Доклад "Система логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом"
Доклад "Система логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом" был представлен на окружном обучающем семинаре "Теоретические и практические а...
Система взаимодействия логопеда и специалистов в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевую патологию
В статье представлена система взаимодействия специалистов по улучшению речи у детей дошкольного возраста...
Особенности проведения занятий по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера
Аннотация. В статье представлен анализ результатов анкетного опроса инструкторов по физической культуре, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Анкетирование проводилось с целью выя...
Главные аспекты психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки в рамках реализации ФГОС
Цель психолого-педагогогического сопровождения развития ребенка в условиях предшкольной подготовки - это оценка уровня готовности к школьному обучению....
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА» Номинация «Эстетическое воспитание» ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ Создание мини-музея с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА»Номинация «Эстетическое воспитание»...