Система работы по теме самообразования «Использование игровой технологии «Круги Луллия» в логопедической работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
методическая разработка

Соколова Лариса Анатольевна

            Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же время несложные способы развития личностных и речевых особенностей ребёнка. Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения непонятна. В своей работе я стремлюсь использовать разнообразные приёмы и методы. Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ применили в дошкольном образовании и назвали «Кольца Луллия».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_po_teme_samoobrazovaniya.docx54.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

Система работы по теме

«Использование  игровой технологии «Круги Луллия»  в логопедической  работе учителя-логопеда

с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

для познавательного и речевого развития

детей с ТНР старшего дошкольного возраста (4-7 лет)





                                                        Подготовила: Соколова Лариса Анатольевна

учитель-логопед

                                                                               

                                                                                       

гп. Малиновский

2020 год

Пояснительная записка

            Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников с ТНР.

            Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же время несложные способы развития личностных и речевых особенностей ребёнка. Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения непонятна. В своей работе я стремлюсь использовать разнообразные приёмы и методы. Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ применили в дошкольном образовании и назвали «Кольца Луллия». 

• Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.

• Для работы с детьми 4-го года жизни целесообразно брать только 2 круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.

• В работе с детьми 5-го года жизни используют 2-3 круга по 4-6 сектора на каждом.

• Дети 6-7-го года вполне справляются с заданиями, в которых используются 4 круга с 8 секторами на каждом.

• Сами круги желательно изготовить из пластика или толстого картона. На сектора прикрепляются картинки по теме занятия с помощью, например, скотча, чтобы можно было легко поменять их.

Цель: Внедрение системы логопедической работы учителя-логопеда по использованию игровой технологии ТРИЗ «Круги Луллия» с детьми старшего дошкольного возраста.

         Работая логопедом с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР, я использую их для решения следующих задач:

•        закрепление произношения

•        развитие фонематических процессов;

•        уточнение и активизация словарного запаса; поставленных звуков в речи;

•        совершенствование слоговой структуры слова;

•        формирование структуры предложений;

•        совершенствование развития связной речи.

          Работа проводится во всех блоках образовательного процесса: на коррекционных занятиях, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной игровой деятельности детей. Планирование той или иной игры осуществляется в зависимости от коррекционных задач, реализуемых на данный момент, и проблем, возникающих на определенном отрезке времени у конкретных детей, от простого к сложному.

         

Система работы с детьми старшего дошкольного возраста

Система игровых упражнений для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий

с использованием дидактического пособия «Круги Луллия».

Название д/игры

Артикуляционная моторика

Ход игры

Цели

4-5

лет

5-6

лет

6-7

лет

Зарядка для язычка

Совершенствование артикуляционных способностей детей, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Игра проводиться в паре или двумя подгруппой детей. Берутся круги 1 с изображением артикуляционного упражнения, 2 с картинками соответствующими артикуляционному упражнению (грибок, качели, заборчик, часики, чашечка). В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путём прокручивания второго кольца. В этих играх обязательно одной картинке круга 1 должна соответствовать картинке круга 2. Дети, находя и подбирая картинки, одновременно закрепляют навыки выполнения артикуляционных упражнений, называют артикуляционные упражнения и закрепляют стихи, разученные к данному упражнению.

Фонетико-фонематические категории

Ход игры

Игра «Парочки»

Упражнять детей объединять картинки, сходные по звучанию

Логопед раскладывает картинки – паронимы на обоих кругах. Предлагает детям объединить картинки, сходные по звучанию.

(например: кот-ток, мишка – миска, рожки – ложки, рейка – лейка, козы - косы и т. д.)

Игра «Символ звука»

Упражнять подбирать символ звука с буквой

Упражнять подбирать картинки с заданным звуком

Логопед распределяет на одном круге символы звуков, на другом – предметные картинки. Предлагает детям объединить символ звука с буквой. Подбирать картинки, на заданный звук.

Игра «Раздели слово на слоги»

Сформировать умение понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием

Упражнять различать на слух длинные и короткие слова

Логопед выкладывает на одном круге слоговые схемы, на другом предметные картинки.

1 вариант. Предлагает детям объединить схемы с объектом, в названии которого такое же количество слогов.

2 вариант. Логопед предлагает объяснить, как можно объединить схему со случайно выпавшим словом, т. е. изменить слово так, чтобы оно стало состоять из заданного количества слогов.

(например: две точки – СТОЛ – СТОЛЫ, три точки – СТОЛ – СТОЛИКИ - СТОЛОВЫЙ)

Игра «Слогопары»

Развитие слогового анализа и синтеза слов

Логопед выкладывает на двух кругах предметные картинки и предлагает объединить объекты с одинаковым количеством слогов.

(например: кит, лук)

Игра «Первый звук»

Формирование умений составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов, с пройденными буквами, осознанного чтения коротких слов

 Логопед выкладывает на двух кругах предметные картинки, которые начинаются на твёрдые согласные звуки. Предлагает объединить картинки с одинаковыми первыми звуками. (например: бант-барабан)

Игра

«Букварик»

Развитие фонематических процессов (умение слышать заданный звук)

Развитие фонематических процессов (умение слышать заданный звук и находить его местонахождение в слове)

Развитие звукового анализа слов и связи звука с буквой.

Логопед выкладывает на одном круге буквы, на другом предметные картинки. Логопед предлагает объединить объект с буквой, обозначающей первый звук в его названии. (например: Т- телефон)

Игра «Придумай предложение»

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков, формирование синтаксических конструкций.

На кругах предметные картинки с дифференцируемой парой звуков. Логопед просит придумать предложение с получившейся парой слов.

(например: санки – шкаф (Санки стоят в шкафу. Санки положили на шкаф. Верхняя часть санок и шкаф – деревянные.)

Игра «Образуй словечко»

Формирование умений составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов, с пройденными буквами, осознанного чтения коротких слов

Формирование умений осознанного чтения слов и предложений с пройденными буквами

На одном круге печатный слог и на втором круге печатный слог. Логопед просит сложить названное слово или прочитать получившееся.

(например: МА, МА – МАМА; КА, ША – КАША; РО,ЗА –РОЗА)

                                  Лексико-грамматические категории                                                                             Ход игры

Игра

«Оденемся на прогулку»

Обогащение, активизация словаря детей по теме «Одежда»

Логопед предлагает выбрать картинку с изображением времени года и спрашивает детей: «Какое время года изображено на картинке?» Затем предлагает детям собрать вещи на прогулку в соответствии с временем года, изображенным на картинке. Дети крутят круги и подбирают головной убор и одежду по сезону. На первом круге – головные уборы, на втором – одежда.

Игра

«Чей, чья, чьё?»

Закрепление навыка словообразования и словоизменения (образование притяжательных прилагательных)

1 вариант.

На одном круге картинка животного или птицы, на втором круге части его тела (хвост, лапы, уши, нос, крылья…). Дети, раскручивая круги, подбирают пару, закрепляя знания о животном мире и лексико-грамматические категории, с которыми познакомились на занятии у логопеда.

2 вариант.  На одном круге картинка животного, на втором круге детёныши. Дети, раскручивая круги, подбирают пару.

Игра

«Один - много»

Обучение детей правильно образовывать в речи существительные с прилагательными

единственного и множественного числа

На одном круге картинка с изображением одного предмета, на другом круге – с изображением нескольких предметов. Логопед просит подобрать пару.(например: дерево – деревья, ведро – вёдра и т. д.)

Игра

«Сосчитай-ка»

Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Упражнять в согласовании существительных с прилагательными и числительными 1-2-5

На одном круге разные цифры, на втором предметные картинки разные по цвету. Дети, раскручивая круги, называют количество предметов, не забывая про цвет.(например: три синих чайника)

Игра

«Кто чем питается?»

Расширение и активизация словаря.

Закрепление знаний детей о разных видах питания животных

Логопед предлагает детям рассмотреть предложенную картинку слева, назвать животного на ней. Подобрать картинку с едой для этого животного справа путём вращения круга.

Игра

«Кто где живёт?»

Расширение и активизация словаря.

Развитие способности соотносить животное с местообитанием

Логопед предлагает детям рассмотреть предложенную картинку в 1-ом секторе с левой стороны, назвать животного на ней. Определить домашнее или дикое животное. Подобрать картинку с нужным жилищем с правой стороны путём вращения круга. Правильно назвать жилищe.

Игра

«Путешествие птиц»

Образование глаголов с предлогами  НА, ПОД,У

Образование глаголов с предлогами В, ВЫ, НА, ВЫ, ПРИ, С, У, ПО, ПОД, ОТ, ПЕРЕ, ЗА, ДО;

закрепление предложно – падежных конструкций

Логопед распределяет на первом круге птиц, на втором – деревья и схемы предлогов. И предлагает детям выбрать птицу и дерево с, рядом находящимся, предлогом. Называть их и составить предложение.(Например: Синица села на берёзу.)

Игра

«Наоборот»

Расширение словаря антонимов.

Научить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность

Логопед выставляет на двух кругах картинки, противоположные по значению. Просит детей подобрать пару объектов противоположных по значению.(например: здоровый – больной, тепло – холодно и т. д.)

                                           Связная речь                                                                                                          Ход игры

Игра «Расскажи-ка»

Научить составлять 

рассказ по серии картинок.

Формирование умений составлять рассказ по серии картинок

Закрепление умений составлять рассказ по серии картинок

На первом и третьем кругах лежат предметные картинки, на втором картинки, обозначающие предлог. Дети раскручивают круги, выбирая картинки, и составляют предложения.

Игра

«Составь предложение»

Дифференцировать понятия

«предложения» и «слово»

Развивать умение образовывать предложения из слов

Упражнять в согласовании прилагательного с существительным,

существительного с числительным, глагола с существительным

На первом кругу лежат предметные картинки (существительные), на втором картинки, обозначающие прилагательное, на третьем (глагол-действие). Дети раскручивают круги, выбирая картинки, и составляют предложения.

Игра «Сказочная карусель»

Научить составлять 

рассказ по серии картинок.

Формирование умений составлять рассказ по серии картинок

Закрепление умений составлять рассказ по серии картинок

На верхнем круге  лежат волшебный предмет, например: стрела, яйцо, шапка - невидимка, ступа и т. д.  На втором круге располагаются карточки с изображением сказочных персонажей, например:  Колобок, Царевна-Лягушка, Баба-Яга, Кот в сапогах, Дюймовочка.  На третьем круге - изображение места действия: избушка на курьих ножках,  подводное царство.

 Детям предлагается выбрать с помощью стрелки волшебный предмет на верхнем круге и сказочного героя на втором круге. Соединить место, которое выпало на  третьем круге и придумать, что могло бы произойти с персонажем, если бы он оказался в этом месте. Можно придумать и другие варианты заданий.

Игра «Сочиняй-ка»

Формирование навыка придумывать предложения

Совершенство

вание навыка придумывать предложения, сказки

Закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания

На одном круге предметные картинки (животные, птицы, люди, времена года), на втором круге картинки, с изображением действий, явлений природы. Дети, раскручивая круги, подбирают пару, придумывают предложения, рассказы, сказки.

Игра

«Придумай фантастическую историю или сказку»

Развивать фантазию и речь детей

В данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может.

Литература.

1. Сидорчук Т. Я познаю мир. Методический комплекс для работы с дошкольниками. - Ульяновск, 2014. 

2.Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет.-Москва,2015.

3.Интернет ресурс: https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-volshebnye-krugi-lulija.html

4.Интернет ресурс: https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2019/10/02/krugi-lulliya-sovremennaya-obrazovatelnaya-tehnologiya-triz-dlya

5. Интернет ресурс: https://www.maam.ru/obrazovanie/kolcy-lulliya

6. Интернет ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-krugov-lulliya-v-poznavatelno-rechevom-razvitii-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta

7.Интернет ресурс: https://infourok.ru/statya-dlya-vospitateley-doshkolnih-uchrezhdeniy-na-temu-takie-zagadochnie-i-zanimatelnie-krugi-lulliya-3368707.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Система логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом"

Доклад "Система логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом" был представлен на окружном обучающем семинаре "Теоретические и практические а...

Система взаимодействия логопеда и специалистов в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевую патологию

В статье представлена система взаимодействия специалистов по улучшению речи у детей дошкольного возраста...

Особенности проведения занятий по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера

Аннотация. В статье представлен анализ результатов анкетного опроса инструкторов по физической культуре, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Анкетирование проводилось с целью выя...

Главные аспекты психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки в рамках реализации ФГОС

Цель психолого-педагогогического сопровождения развития ребенка в условиях предшкольной подготовки - это оценка уровня готовности к школьному обучению....