Использование ИКТ на коррекционных занятиях как средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса
статья на тему

Дунаева Инна Алексеевна

Низкая мотивация учения - одна из главных проблем обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. ИКТ являются мощным средством обучения, которое способно повысить его эффективность, создать мотивацию воспитанника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _ispolzovanie_ikt_-_copy.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на коррекционных занятиях

как средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса

 

Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека к другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это даёт каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.

В- третьих, активное и эффективное внедрение новых технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающим требованиям современного общества и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

ИКТ затрагивают все сферы жизни человечества, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения».

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества- информатизация образования, т.е. внедрение средств новых ИТ в систему образования. Эта тенденция соответствует изменившимся целям среднего образования, которые требуют обновления методов, средств и форм обучения.

В последнее время в педагогических кругах стало складываться правильное понимание той роли, которую могут сыграть ИКТ в организации учебного процесса. Компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, ещё не совсем исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров.

Овладение современными информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ) как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека - главная задача учителя-дефектолога в современных условиях.

Появление компьютеров произвело революцию в технологии работы с информацией и её оформлением. Владение работой на компьютере входит в разряд первичных культурных навыков. До сих пор   изучение многих образовательных областей, в том числе  и на коррекционных занятиях,  ведётся  с использованием традиционных методов: ручка, тетрадь, доска, мел, иллюстрации, настенные таблички, раздаточный материал. А использование компьютера на занятии позволяет создавать учебные материалы нового поколения, использующие возможности видео, графики, звука, анимации. Проведение  занятия с использованием ИКТ требует от учителя-дефектолога наличие пользовательских умений и навыков, навыков владения компьютером и мультимедийными приложениями, огромной подготовительной работы. Конечно, это занимает длительное время. Но вложенный труд себя оправдывает: накапливается методический материал в виде целых циклов занятий как групповых, так и индивидуальных, практикумов, которые составляют интеллектуальное богатство учителя-дефектолога. И лучшей наградой служит возрастающий интерес воспитанников к занятиям, радостное ожидание ими каждого следующего занятия.

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. И я, как учитель-дефектолог не только не осталась в стороне, но и активно включилась в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на индивидуальных,  подгрупповых, фронтальных занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса образования.

Использование ИКТ на занятиях позволяет:  

  • активизировать познавательную деятельность детей;
  • индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания, осуществлять дифференцированный подход;
  • повышать интерес к обучению (мотивация).

Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе коррекционных занятий:

  • при объяснении (введении) нового материала;
  • при закреплении;
  • при повторении;
  • при обобщении;
  • при обследовании.

Не секрет, что низкая мотивация к обучению у воспитанников - одна из главных проблем обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим,  возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной патологией познавательную активность, повышает эффективность работы учителя-дефектолога в целом.  

Компьютер  служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании и развитии.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео- ).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения» или «компьютерная технология».

Компьютерные и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции.

Сложная структура нарушений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья  определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.

Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.

А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца.  Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Таким образом, цель использования ИКТ в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса.

Активизация компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия,  развития способностей детей: внимания, мышления, зрительно – моторной координации, познавательной активности,  повышение самооценки в интеллектуальной деятельности, уверенности и способности решать самостоятельно поставленную задачу на основе саморегуляции, что обеспечивает психологическую готовность к обучению в школе.

Еще  К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности».

Одной из наиболее удачных форм подачи и представления учебного материала на коррекционных занятиям  можно назвать мультимедийную презентацию.

Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что воспитанника легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.

Таким образом, презентация быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами. Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации. Усиливает воздействие усваиваемого материала.

Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету изучения, воспитаннику предлагаются творческие задания.

Выводы:

Работая учителем-дефектологом много лет, я  всегда стараюсь идти в ногу со временем.  Именно поэтому меня  заинтересовала проблема использования компьютера на коррекционных занятиях.  Не секрет, что именно занятия учителя-дефектолога требуют большей наглядности для усвоения материла, чем какие-либо другие. Здесь на помощь приходит компьютер, с его неограниченными возможностями.

Применение ИКТ в коррекционной работе позволяет сделать нам следующие выводы:

– компьютер становится необходимым средством обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;

– использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к занятиям с учителем-дефектологом, способствует повышению речевой и познавательной активности;

– способствует формированию мыслительной деятельности во взаимодействии с развитием речи (мыслительной активности, наглядности форм мышления, мыслительных операций).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на областном семинаре: «Организация научно- исследовательской деятельности как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса по теме "Я выбираю жизнь""»

Эпиграфом служат слова китайской пословицы: «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай сделать – и я пойму». (китайская по...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Сборник коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, мышления. А так жепомощь воспитаннику в выполнении домашнего задания,комплекс упражнений физкультурных  мин...

" Контрольно - оценочные средства как средства оптимизации результата образовательного процесса"

предназначена для преподавателей СПО и НПО с целью оказания помощь при разработки контроль - оценочных средств по профессии Сварщик...

Использование ИКТ на логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно- педагогического процесса

Использование мультимедийных презентаций является эффективным приемом коррекции устной и письменной речи....

Выступление на семинаре-практикуме: «Использование развивающих приборов «Графика» и «Ориентир» в коррекционно-педагогической работе учителя-дефектолога» (из опыта работы)

Выступление на семинаре-практикуме: «Использование развивающих приборов «Графика» и «Ориентир» в коррекционно-педагогической работе учителя-дефектолога» (из опыта работы)...

Тема. «Коррекционно-педагогические технологии в организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Коррекционно-развивающая работа направлена на социальную адаптацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к реалиям окружающего мира....