Использование ИКТ на логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно- педагогического процесса
статья на тему
Использование мультимедийных презентаций является эффективным приемом коррекции устной и письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt.docx | 35.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на районном методическом объединении
учителей начальных классов
« Использование ИКТ
на логопедических занятиях
как средство оптимизации
коррекционно- педагогического процесса»
2014 г
Содержание.
- Актуальность использования ИКТ в практике учителя- логопеда.
- ИКТ- новые информационные технологии:
- мотивация использования новых технологий на логопедических занятиях;
- компьютер- как средство повышения эффективности логопедической работы с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи;
- повышение интереса к логопедическим занятиям через создание мультимедийных презентаций.
- Направления коррекционной работы с использованием ИКТ.
- Использование компьютерных программ на логопедических занятиях.
- Преимущества использования ИКТ в работе
- для логопеда;
- для ребёнка.
- Заключение. Результативность инновационных технологий обучения.
- Литература.
Цель: показать практическое значение использования ИКТ на логопедических занятиях для повышения эффективности работы учителя- логопеда, а так же эффективность информационно- коммуникативных технологий (ИКТ) как средства развития и повышения познавательного интереса учащихся на логопедических занятиях.
Методические задачи:
- Овладение современными информационно- коммуникативными технологиями (ИКТ) как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека- главная задача учителя- логопеда в современных условиях.
- Внедрение современных педагогических технологий (ИКТ) в процесс обучения на логопедических занятиях.
А так же: - Сформировать представления о том, где можно найти средства ИКТ, как их использовать на логопедических занятиях.
- Познакомить с различными средствами ИКТ, в том числе с презентацией.
Введение.
Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании и развитии.
Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникла в школы и дома. Научно – техническая революция расширила понятия грамотности, грамотным считается тот человек, который не только пишет , читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером.
Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения» или «компьютерная технология». На помощь учителю — логопеду пришёл компьютер с его неограниченными возможностями . Компьютер можно использовать в работе с детьми с речевыми нарушениями по коррекции звукопроизношения, лексико — грамматических средств языка, письменной речи.
ГЛАВА 1.
Овладение современными информационно- коммуникативными технологиями (ИКТ) как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека- главная задача учителя- логопеда в современных условиях
Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно- коммуникативных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.
Во- первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека к другому.
Во- вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это даёт каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.
В- третьих, активное и эффективное внедрение новых технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающим требованиям современному обществу и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.
ИКТ затрагивают все сферы жизни человечества, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения».
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества- информатизация образования, т.е.внедрение средств новых ИТ в систему образования. Эта тенденция соответствует изменившимся целям среднего образования, которые требуют обновления методов, средств и форм обучения.
В последнее время в педагогических кругах стало складываться правильное понимание той роли, которую могут сыграть ИКТ в организации учебного процесса. Компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, ещё не совсем исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров.
Появление компьютеров произвело революцию в технологии работы с информацией и её оформлением. Владение работой на компьютере входит в разряд первичных культурных навыков. До сих пор изучение многих школьных предметов, в том числе и логопедические занятия, ведётся с использованием традиционных методов: ручка, тетрадь, доска, мел, иллюстрации, настенные таблички, раздаточный материал. А во взрослой жизни школьники столкнуться с необходимостью реального использования компьютеров для практически любой производительной деятельности.
Сегодня компьютер в школе позволяет создавать учебные материалы нового поколения, использующие возможности видео, графики, звука, анимации. Проведение логопедического занятия с использованием ИКТ требует от учителя-логопеда наличие пользовательских умений и навыков, навыков владения компьютером и мультимедийными приложениями, огромной подготовительной работы. Конечно, это занимает длительное время. Но вложенный труд себя оправдывает: накапливается методический материал в виде целых циклов занятий как групповых, так и индивидуальных, практикумов, которые составляют интеллектуальное богатство учителя- логопеда. И лучшей наградой служит возрастающий интерес учащихся к логопедическим занятиям, радостное ожидание ими каждого следующего занятия.
Не секрет, что низкая мотивация учения- одна из главных проблем современной школы. ИКТ являются мощным средством обучения, которое способно повысить его эффективность, создать мотивацию ученика.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.
Интеллектуальное развитие дошкольника и младшего школьника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании и развитии.
Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникла в школы и дома. Научно – техническая революция расширила понятия грамотности, грамотным считается тот человек, который не только пишет , читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео- ).
Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения» или «компьютерная технология».
Компьютерные и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции.
Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет:
- Активизировать познавательную деятельность детей.
- Индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания.
- Повышать интерес к обучению (мотивация).
- Осуществлять дифференцированный подход.
- Эффективно отрабатывать навыки чтения, письма, развития творческих способностей.
- Формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль).
ГЛАВА 2.
Внедрение современных педагогических технологий в процесс логопедических занятий.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.
Занятия с использованием компьютера нужно проводить фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующие условия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:
- Использование новых моделей компьютера.
- Работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы).
- Проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.Что такое ИКТ и как использовать ИКТ на логопедических занятиях.
- Для этого необходимо изучить и проанализировать литературу по проблеме использования ИКТ на логопедических занятиях.
- Изучить возможности применения ИКТ в образовательном процессе и их влияние на познавательную активность детей.
Среди педагогов, родителей существуют опасения по поводу введения компьютеров в учебный процесс.
С одной стороны существует мнение, что компьютер предоставляет:
- Новые возможности для творческого развития детей.
- Повышает привлекательность содержания материала.
- Позволяет освободиться от нудного традиционного курса обучения.
- Повышает навыки самостоятельной работы и самоконтроля.
С другой стороны:
- Компьютер может стать средством отвлечения внимания детей.
- Использование компьютеров приведет к тому, что «целое поколение людей не сможет складывать и вычитать числа, если рядом не будет компьютера».
- «Дети будут гораздо меньше общаться друг с другом», т.к. будут большую часть времени сидеть за компьютером.
Но жизнь не стоит на месте. «Обучать надо не тому, что есть, а тому, что будет». И учитель- логопед вынужден идти в ногу со временем, а значит использовать все средства на благо своих детей.
Сложная структура нарушений при общем недоразвитии речи определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.
Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Отмечая, что новые компьютерные технологии применяются учителем- логопедом в образовании, прежде всею, с целью коррекции нарушений устной и письменной речи, особого внимания требует проблема особенностей общения ребенка и компьютера. Часто ребенок, осознавший наличие у себя определенного нарушения, стесняется ею, у него появляется боязнь, что он будет осмеян или не понят, неуверенность в себе, своих способностях в общении, боязнь общества, что опять же приводит к неудачам в общении. Они еще больше закрепляют психологическое состояние неуверенности и неспособности, что в свою очередь имеет неблагоприятное влияние па эмоциональное и психическое состояние и развитие ребенка. Общение с компьютером становится для ребенка в некотором роде обезличенным, и малыш, не испытывает боязни, учится доверять собеседнику.
Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
- Таким образом, цель использования ИКТ в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса.
- Активизация компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия, развития способностей детей: внимания, мышления, зрительно – моторной координации, познавательной активности, повышение самооценки в интеллектуальной деятельности, уверенности и способности решать самостоятельно поставленную задачу на основе саморегуляции, что обеспечивает психологическую готовность к обучению в школе.
Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе логопедических занятий:
- При объяснении (введении) нового материала.
- При закреплении.
- При повторении.
- При обобщении.
- При обследовании.
- В коррекционной работе по формированию фонематического анализа и восприятия.
- В коррекционной работе на лексическом уровне.
- В коррекционной работе на синтаксическом уровне.
- В коррекционной работе по развитию связной речи младших школьников.
ГЛАВА 3.
Использование компьютерных программ
на логопедических занятиях.
При подготовке и проведении уроков логопед может использовать электронные ресурсы учебного назначения:
- Презентации.
- Ребусы, изографы, анаграммы, кроссворды..
- Тестовые оболочки.
- Ресурсы Интернет.
- Развивающие flash-игры.
Еще К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности».
Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала к логопедическим занятиям можно назвать мультимедийную презентацию.
Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».
По данным Центра прикладных исследований Университета Штата Миннесота, человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.
Таким образом, презентация:
- Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами.
- Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации.
- Усиливает воздействие выступления.
Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету, учащимся предлагаются творческие задания.
Направления коррекционной работы с использованием ИКТ
«Артикуляционная гимнастика». При помощи пособия «Сказка о веселом язычке» закрепляем правильное выполнение артикуляционных упражнений.
- Для работы над звукопроизносительным компонентом речи имеется в наличии программа «Домашний логопед» (пр-во Новый диск, 2007). Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов- картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки).
- Слоговая структура. Используется ИКТ при отрабатывании навыка развития слоговой структуры слова, по формированию лексико — грамматических средств языка и связной речи.
- Фонематические процессы у детей развиваются в речевых играх, при составлении звуковых схем, при обучении чтению. Но применение компьютерных игр с игровыми заданиями вызывает особый интерес. Яркие изображения, реальное звуковое сопровождение, ясный голос диктора (который непосредственно и искренне восхищается успехами ребёнка) – всё это есть в мультимедийном продукте «Развитие речи».
- « Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008), созданном при участии опытных логопедов. Виды заданий разнообразны: «послушай – определи нужный звук (изолированный, в слоге, в слове)», «распредели картинки по наличию звука», «посчитай слоги», развитие лексико – грамматических навыков и связной речи.
- Для подготовки к обучению грамоте эффективен «Букварик-Смешарик» («студия Петербург», 2006). Эта компьютерная игра позволяет соединить звук с буквой. Дети слушают рассказ о приключениях любимых героев, затем видят текст этого рассказа и должны выделить определённую букву во всех словах текста.
- Буквенный гнозис и праксис. Как формировать образ буквы с помощью ИКТ и Интернет – технологий.
- Коррекция письменной речи. Основная часть работы учителя – логопеда – коррекция нарушений письменной речи (как чтения, так и письма). Но иформационно — коммуникативные технологии пока ещё слабо используются в этом направлении. А ведь компьютер даёт возможность доставлять учащимся необходимый практический материал в доли секунды, активизирует познавательный и коррекционный процессы не только во временном, но и в качественном плане.
Варианты преподнесения материала обусловлены функциями и возможностями компьютерных программ. Это – текстовые материалы и карточки, набранные в Word, презентации в PowerPoint, готовые и найденные в Интернете компьютерные обучающие и развивающие игры. Их можно найти на сайте «Самоучка», «Отличник», «Логозаврия», «Портал «Солнышко».
Интернет – новое информационное явление. Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться в предметы образовательных областей.
Интернет:
- Предоставление возможности для творческого общения и обмена информацией.
- Позволяет использовать на занятии современные технические средства, увлекательные для ученика: обучающие программы, учебные игры и тесты.
- Использование электронных ресурсов. Рынок предлагает сегодня большое количество лазерных дисков с игровыми и учебными программами, энциклопедиями и словарями, предназначенными для детей младшего школьного возраста. Разработанные с учетом
электронные учебные пособия положительно воспринимаются детьми и успешно используются в образовательном процессе.
«Игры для тигры», «Букварик – Смешарик», «Баба Яга учится читать», «Почитай – ка», Гарфилд малышам «Учим буквы и слова».
Большой плюс ИКТ: система сама обеспечивает контроль, даёт возможности самопроверки. Значительное повышение качества демонстрационных материалов – иллюстраций, возможность показа видеофрагментов, оперативность управления и возможность компактного хранения больших объёмов информации. Экономия времени учителей- логопедов при составлении планов, отчётов.
Использование электронных ресурсов на разных этапах занятия: в оргмоменте, основной части, заключительной.
Выводы:
- ИКТ позволяет значительно повысить мотивационную готовность к проведению коррекционных занятий путём моделирования коррекционно – развивающей компьютерной среды. улучшить отработку изучаемого материала, повысить эффективность обучения.
- Использование современных компьютерных технологий на занятиях оказывает положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточённости, усидчивости, сопереживанию, произвольной моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса.
- ИКТ помогают развивать наглядно-образное мышление.
Мы, учителя- логопеды, работаем с детьми много лет. Стараемся идти в ногу со временем. Нашу творческую группу заинтересовала проблема использования компьютера на логопедических занятиях. Поэтому мы к ней и обратились. Одним из занятий в школе, требующих дополнительные средства обучения, являются логопедические занятия. Не секрет, что именно логопедические занятия требуют большей наглядности для усвоения материла, чем какие-либо другие. Здесь на помощь приходит компьютер, с его неограниченными возможностями. Применение ИКТ в коррекционной работе позволяет сделать нам следующие выводы:
– компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;
– использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;
– способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями);
Список литературы:
- 1. М.И.Лынская «Информационные технологии с безречевыми детьми», журнал «Логопед», 2011, № 3.
- 2. Новикова О.В. Использование ИКТ на логопедических занятиях для .развития операциональных и потребностно-мотивационных компонентов интеллекта учащихся
- 3. Лизунова Л.Р.Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе.
- 4. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии:
специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 287 - 5. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. — 1998. — № 1.с.47-5
- 6. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. — № 5.
- 7. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации
обучения. — М.: Педагогика. 1988. — 191 с.
Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе.
- Варченко В.И. «Радуга в компьютере. Компьютерные игры в начальной школе». //«Начальная школа», №10. М.:, 1997
- Игры для тигры info@logopunkt.ru
- Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии как средство обеспечения доступности образования ребенка с ОВЗ и повышения эффективности коррекционно-образовательного процесс.
- Соловьёва»Обучать тому, что будет», ж. «обруч», 2009- № 6.
- Л.А.Коч, Ю.А.Бревнова «Дошколёнок + компьютер», изд –во «Учитель», Волгоград, 175 стр.
- «Новые информационные технологии в дошкольном и школьном образовании2 / под ред. Ю.М.Горвица, М., 1988
- Е.Я.Кривич «Компьютер для дошколят», М., ЭКСМО, 2006
- М.К.Антошин Учимся работать на компьютере» М., Айрис – пресс, 2007
- Н.Королёва, С.Петрова «Использование новых информационных технологий в образовательном процессе», ж. «Дошкольное воспитание », 2010, № 6
- Е.Вренёва «Мультимедийные технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи», ж. «Дошкольное воспитание», 2010, № 12
- Т.Денисова «Компьютер в дошкольном учреждении» ж. «Дошкольное воспитание», 2011, № 2
- Л.Фомина «Рисуем с помощью текстового редактора MW» ж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на областном семинаре: «Организация научно- исследовательской деятельности как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса по теме "Я выбираю жизнь""»
Эпиграфом служат слова китайской пословицы: «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай сделать – и я пойму». (китайская по...
" Контрольно - оценочные средства как средства оптимизации результата образовательного процесса"
предназначена для преподавателей СПО и НПО с целью оказания помощь при разработки контроль - оценочных средств по профессии Сварщик...
Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с дошкольниками с ОВЗ
В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как ...
Использование ИКТ на коррекционных занятиях как средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса
Низкая мотивация учения - одна из главных проблем обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. ИКТ являются мощным средством обучения, которое способно повысить его эффективность, создать мо...
Тема: «Использование компьютера на логопедических занятиях, как средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса»
Использование ИКТ, как средство мотивации на логопедичнских занятиях....
«Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе логопедической работы».
Учебно-познавательная деятельность человека с особыми образовательными потребностями не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных, применяемых в обу...
Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с детьми ОВЗ
Цель применения информационно – коммуникационных технологий: развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного ма...