Выступление на семинаре-практикуме: «Использование развивающих приборов «Графика» и «Ориентир» в коррекционно-педагогической работе учителя-дефектолога» (из опыта работы)
консультация по теме

Балаклеец Василина Николаевна

Выступление на семинаре-практикуме: «Использование развивающих приборов «Графика» и «Ориентир» в коррекционно-педагогической работе учителя-дефектолога» (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_priborov_grafika_i_orientir.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре-практикуме:

«Использование развивающих приборов «Графика» и «Ориентир»

в коррекционно-педагогической работе учителя-дефектолога»

Подготовила учитель-дефектолог В. Н. Балаклеец

Дошкольный возраст является периодом освоения предметно-практического ориентирования и словесной системы отсчёта по основным направлениям пространства. Однако, пространственные представления характеризуются высокой степенью абстрактности, и их усвоение вызывает у дошкольников определенные трудности.

К школьному возрасту дети должны овладеть тремя формами пространственных представлений:

— о пространственных признаках предметов;

— о направлениях пространства;

 — о пространственных отношениях между предметами.

Формирование этих представлений — один из важнейших компонентов в содержании работы по подготовке детей к школе, так как учебная деятельность требует от них владения основными пространственными понятиями. Немаловажное место отводится и формированию навыков ориентировки в пространстве, в частности, навыков ориентировки на микроплоскости. При недостаточном внимании к формированию этих навыков в дошкольном возрасте дети испытывают значительные трудности в усвоении знаний по различным учебным предметам, особенно в овладении навыками письма, чтения, счёта. Поэтому уровень развития пространственной ориентировки является одним из важнейших показателей, как общего развития ребенка, так и его готовности к школьному обучению.

В специальном дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением зрения такая работа осуществляется как на общеобразовательных занятиях, так и на специальных коррекционных занятиях дефектолога.

Наиболее успешно освоение детьми ориентировки в окружающем пространстве осуществляется в дидактических играх и упражнениях. Но мне хотелось бы познакомить вас с ещё одной возможностью развить навыки ориентировки на микроплоскости, которая активно используется в нашем детском учреждении. Это занятия на приборах «Графика» и «Ориентир».

Их создатель Виктор Иванович Федотов — инвалид первой группы по зрению. Он окончил школу для слепых детей, затем мехмат МГУ. В 1989-м году организовал уникальное предприятие по производству обучающих устройств для слепых детей ООО «Луч тифлотехники».

Одно их первых устройств, разработанных этим предприятием и был «Ориентир». Смысл изобретения — помочь незрячему сориентироваться на местности. В устройство входят магнитные доски, фигуры разного цвета и формы, дома, деревья, кусты, «скамейки» и полоски различной длины.

Вторым изобретением после «Ориентира» стала «Графика». В устройство входит белая доска, что и в «Ориентире», только поменьше. А вместо домиков и деревьев к «Графике» прилагаются липучие полоски, круги, квадраты, прямоугольники.

Остановлюсь подробнее на методах и приёмах работы по возрастным группам.

Обучение ориентировке в пространстве мы начинаем во второй младшей группе. Эти занятия начинаются со знакомства с пространственным расположением частей тела. Лишь потом переходим к занятиям на приборе «Графика». Он помогает освоить ребёнку ориентировку на микроплоскости. Сначала знакомим ребёнка с содержимым прибора, объясняя, что предметы, которые в нём находятся, если их правильно положить, будут прочно прикреплены к доске с помощью магнита, не сдвинутся, и не упадут. Затем знакомим детей с понятиями далеко-близко, справа-слева от тебя, которые важны при ориентировке на микроплоскости.

Начинаем с простой инструкции:

— возьми правой рукой синий круг

— возьми левой рукой зелёный квадрат.

Далее дети строят дорожки для зверей, при этом мы знакомим детей с представлениями о величине предметов и развиваем конструктивные навыки (например, игра «Построй дорожку» — широкую дорожку для лошади; узкую дорожку для кошки; длинную — для собаки, короткую — для мышки.).

В средней группе мы закрепляем знания детей о пространственном расположении частей тела. Упражняем в словесном обозначении расположения предметов с точкой отсчёта от себя. Не забываем и о развитии зрительного внимания. Например, строим справа высокий домик. На образце педагога он состоит из нескольких разноцветных прямоугольников. Ребёнку необходимо не только правильно расположить дом, но и проследить за количеством и правильной цветовой последовательностью при постройке своего дома. Например, игра «Выложи по образцу». Формируя представления о пространственных признаках, большое внимание необходимо уделять активизации речи дошкольников: их нужно постоянно привлекать к самостоятельному точному словесному обозначению характеристик объектов и их частей по форме и величине, а также учим ориентироваться в групповых помещениях.

С помощью прибора «Графика» совершенствуем умение различать пространственные направления от себя, например, построй длинную дорогу, которая тянется слева направо и короткую дорогу, которая располагается сверху вниз, широкую дорогу, которая тянется справа налево и узкую, которая располагается снизу вверх. На первых этапах обучения детей умениям ориентироваться в пространстве следует побуждать их к самостоятельному обозначению различных пространственных признаков и отношений соответствующими терминами. Важно, чтобы дети оперировали ими осмысленно и самостоятельно. Это ускоряет процесс освоения детьми пространства.

С помощью полосок прибора «Графика» конструируем геометрические фигуры, выкладывая их на доске, согласно инструкции близко или далеко от себя, справа или слева.

В старшей группе мы чаще обращаемся к прибору «Ориентир» и знакомим детей с пространственными предлогами, например:

— поставь дерево между домом и скамейкой

— расположи куст около дома

— спрячь красный квадрат за домом.

При работе с прибором «Графика» основной задачей является обучение детей наглядному моделированию и составлению простейшей схемы пространства. Развивать умение детей соотносить реальные предметы с их условными обозначениями сложно, но интересно. Мы рассматриваем, как располагается мебель в групповой комнате, определяем её форму и величину. Выкладываем соответствующие геометрические фигуры на прибор так, как они расположены в группе, то есть создаём её макет. Завершающим этапом этой работы является срисовывание макета на плоскость листа.

Затем с помощью прибора «Ориентир» мы учимся строить улицы. Сначала используя мой образец, а потом самостоятельно. Например, игра «Строим город»:

— Слева построй двухэтажный дом, состоящий из квадратов.

— Справа — четырёхэтажный, состоящий из прямоугольников.

— Посади слева от двухэтажного домика дерево.

— Справа от четырёхэтажного домика поставь скамейку.

— Между домами посередине посади 5 кустов.

Итогом работы в этом направлении будет создание перекрёстка, это позволит нам закрепить с детьми понятия «город», «улица», «перекрёсток».

В подготовительной к школе группе эта работа усложняется. Мы продолжаем создавать макеты, используя «Ориентир». У детей формируется обобщённое представление об окружающем пространстве. Они учатся выделять в нём предметы, являющиеся ориентирами; определять пространственные отношения между ними, направление передвижения от одного предмета к другому. У детей развивается умение получать, анализировать и словесно описывать информацию об окружающем пространстве. Например, игра «Макет парка»:

— Сегодня мы будем делать макет парка. С каждой стороны участка земли посадим деревья. С левой стороны 5 деревьев, вверху 8, справа тоже 5 и внизу 8. Теперь сделаем аллеи. Первая — наискосок, от верхнего левого угла до нижнего правого, вторая — тоже наискосок, но из верхнего правого угла в нижний левый. Посередине тоже будет аллея, от левой стороны парка до правой. Между верхними аллеями сделаем клумбу. И между нижними аллеями сделаем клумбу. Вокруг каждой клумбы поставим по 3 скамейки.

На приборе «Ориентир» мы моделируем те части микрорайона, которые располагаются недалеко от дома ребёнка. Одновременно закрепляем правила дорожного движения и поведения на улице. Формируем представления о маршруте из детского сада домой и наоборот.

При помощи прибора «Графика» дети совершенствуют умение составлять макеты и учатся переносить эти макеты в схемы и наоборот.

В заключении, хотелось бы подчеркнуть, что в процессе работы с приборами «Графика» и «Ориентир» мы наиболее эффективно решаем следующие коррекционно-образовательные задачи:

→ формируем и развиваем у дошкольников представления о пространственных признаках плоскостных объектов, о направлениях пространства и отношениях между объектами на микроплоскости;

→ формируем навыки свободного ориентирования на микроплоскости;

→ работаем над усвоением детьми необходимой пространственной терминологии;

→ формируем потребность в самостоятельной ориентировке;

→ учим преодолевать неуверенность в своих силах при ориентировке в макропространстве;

→ развиваем умение получать, анализировать и словесно описывать информацию об окружающем пространстве в практической ориентировке;

→ развиваем зрительное внимание.

Литература

Подколзина ЕН. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения. Дефектология, 2001. №2, с. 84—88.

Рудакова ЛА. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. М., 1995.

Плаксина ЛИ. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушениями зрения. М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя-дефектолога в ТПМПК Московского района

Деятельность территориальной психолого-педагогической комиссии по реализации принципа приемствености дошкольного и начального общего образования...

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с дошкольниками с ОВЗ

В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как ...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога. Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе "Домашние животные".

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога.Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе«Домашние животные»....

Выступление на семинаре-практикуме: «Индивидуальная работа с детьми подготовительной группы с нарушением зрения, имеющими склонности к математике» (из опыта работы)

Выступление на семинаре-практикуме: «Индивидуальная работа с детьми подготовительной группы с нарушением зрения, имеющими склонности к математике» (из опыта работы)...

Из опыта работы учителя-дефектолога

Формирование элементарных математических представлений у младших школьников с помощью дидактических игр...

Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР

В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как нельзя...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -дефектолога"

       В настоящее время учителя – дефектологи школьных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача учите...