Тема: «Использование компьютера на логопедических занятиях, как средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса»
статья (5 класс)
Использование ИКТ, как средство мотивации на логопедичнских занятиях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование компьютера на логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса»
Цель: показать практическое значение использования компьютера на логопедических занятиях для повышения эффективности работы учителя логопеда, а так же эффективность компьютера, как средства развития и повышения познавательного интереса учащихся на логопедических занятиях.
Пояснительная записка
Интеллектуальное развитие школьника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании и развитии.
На помощь учителю-логопеду пришел компьютер с его неограниченными возможностями. Компьютер можно использовать в работе с детьми с речевыми нарушениями по коррекции звукопроизношения, лексико-грамматических средств языка, письменной речи.
Не секрет, что низкая мотивация учения – одна из главных проблем современной школы. Компьютер является мощным средством обучения, которое способно повысить его эффективность, создать мотивацию ученика.
В последние годы увеличилось число детей, с нарушениями речи и соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях компьютерные программы, так как я считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.
Таким образом, использование компьютер на логопедических занятиях позволяет:
- Активизировать познавательную деятельность детей.
- Индивидуально подходить к каждому ребенку, используя разно уровневые задания.
- Повышать интерес к обучению (мотивация)
- Осуществлять дифференцированный подход
- Эффективно отрабатывать навыки чтения, письма, развития творческих способностей
- Формировать привычки учебной деятельности, таких как (планирование, рефлексия, самоконтроль).
- Внедрение современных педагогических технологий в процесс логопедических занятий.
Занятия с использованием компьютера нужно проводить фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующие условия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:
- с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, владеющие навыками работы с ними; четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров в учреждениях образования.
Кроме того, специалисты должны хорошо знать возрастные анатомо-физиологические и психические особенности детей, и образовательные программы ДОУ, СОШ.
Среди педагогов и родителей существуют опасения по поводу введения компьютеров в учебный процесс.
С одной стороны – существует мнение, что предоставляет:
- Новые возможности для творческого развития детей
- Повышает привлекательность содержания материала
- Позволяет освободиться от нудного традиционного курса обучения
- Повышает навыки самостоятельной работы и самоконтроля
С другой стороны:
- Компьютер может стать средством отвлечения внимания детей.
Но жизнь не стоит на месте. «Обучать надо не тому, что есть, а тому, что будет». И учитель-логопед вынужден идти в ногу со временем, а значит использовать все средства на благо своих детей.
Таким образом, использование компьютера уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе логопедических занятий…
- Использование компьютерных программ на логопедических занятиях.
При подготовке и проведении уроков я использую электронные ресурсы учебного назначения такие как: презентации, Интернет-ресурсы, электронные справочники и энциклопедии, игры, наглядные пособия и т.п.), способствующие обогащению видов учебной деятельности.
Еще Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности».
Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала к логопедическим занятиям можно назвать мультимедийную презентацию.
Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».
Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика с ограниченными возможностями здоровья, легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.
Таким образом, презентация:
- Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами.
- Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации.
- Усиливает воздействие выступления.
Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету, учащимся предлагаются творческие задания.
Направления коррекционной работы с использованием компьютера:
«Артикуляционная гимнастика». При помощи презентации «Сказка о веселом язычке» закрепляем правильное выполнение артикуляционных упражнений.
Коррекция письменной речи. Основная часть работы учителя – логопеда – коррекция нарушений письменной речи (как чтения, так и письма). Но информационно – коммуникативные технологии пока еще слабо используются в этом направлении. А ведь компьютер дает возможность доставлять учащимся необходимый практический материал в доли секунды, активизирует познавательный и коррекционный процессы не только во временном, но и в качественном плане.
Варианты преподнесения материала обусловлены функциями и возможностями компьютерных программ. Это – текстовые материалы и карточки, набранные в Word, презентации в PowerPoint, готовые и найденные в Интернете компьютерные обучающие и развивающие игры. Их можно найти на сайте «Самоучка», «Отличник», «Портал», «Солнышко».
Электронные учебные пособия положительно воспринимаются детьми и успешно используются в образовательном процессе, т. как:
«Игры для тигры» и т.д…..
В своей коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, я часто использую специализированные или адаптированные компьютерные программы (главным образом обучающие, закрепляющие, диагностические и развивающие).
Однако, компьютерные программы далеко не исчерпывают возможностей применения компьютера в обучении детей с нарушениями речи. В своей деятельности наряду с компьютерными программами я принимаю слайды и презентации.
Создание слайдов и презентаций по силам большинству педагогов, так как не требует слишком углубленных знаний компьютерных технологий. Педагог может создать слайд или презентацию, что называется «под себя», учитывая особенности своих воспитанников, цели и задачи, поставленные на конкретном занятии.
Анализ коррекционной работы в комплексе с интерактивными программами обучения и развития детей позволяет сделать следующие выводы:
- развивающие и обучающие компьютерные игры вызывают у детей интерес к логопедическим занятиям и стремление достичь поставленной цели;
- помогают им лучше овладеть знаниями в разных видах деятельности;
- развивают у детей положительные эмоциональные реакции;
- выявляют пробелы в тех или иных видах деятельности;
- обеспечивают достижение детьми определенного уровня интеллектуального развития;
- компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.
Вывод: Я, работая с детьми, стараюсь идти в ногу со временем. Поэтому меня заинтересовала проблема использования компьютера на логопедических занятиях. Поэтому я к ней и обратилась.
Но! Любая даже самая совершенная компьютерная программа не может дать столько, что способен дать высококвалифицированный специалист. Современные компьютерные технологии – лишь средства, вспомогательный обучающий материал, новые методы работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на областном семинаре: «Организация научно- исследовательской деятельности как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса по теме "Я выбираю жизнь""»
Эпиграфом служат слова китайской пословицы: «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай сделать – и я пойму». (китайская по...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Сборник коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, мышления. А так жепомощь воспитаннику в выполнении домашнего задания,комплекс упражнений физкультурных мин...
" Контрольно - оценочные средства как средства оптимизации результата образовательного процесса"
предназначена для преподавателей СПО и НПО с целью оказания помощь при разработки контроль - оценочных средств по профессии Сварщик...
Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с дошкольниками с ОВЗ
В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как ...
Использование ИКТ на логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно- педагогического процесса
Использование мультимедийных презентаций является эффективным приемом коррекции устной и письменной речи....
Использование ИКТ на коррекционных занятиях как средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса
Низкая мотивация учения - одна из главных проблем обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. ИКТ являются мощным средством обучения, которое способно повысить его эффективность, создать мо...
Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с детьми ОВЗ
Цель применения информационно – коммуникационных технологий: развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного ма...