ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
учебно-методический материал на тему
Методы и приемы подготовки детей с умственной отсталостью к овладению грамотой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovitelnyy_period_k_obucheniyu_gramote.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»
(в плане логопедической работы)
У/о дети, поступающие в первый класс, имеют различный уровень сформированности речи. Сопоставление результатов изучения устной и письменной речи (различных ее компонентов) позволяет выделить среди этих учащихся три подгруппы.
1-я подгруппа. В нее входят дети с изолированным фонетическим дефектом».
2-я подгруппа. К ней относятся учащиеся, у которых дефекты речи затрагивают помимо звукопроизношения фонематические процессы».
3-я подгруппа. У детей этой подгруппы дефекты речи затрагивают не только фонетико-фонематические процессы, но и лексико-грамматический строй.
Устранение выявленных дефектов требует специальной коррекционной работы, учитывающей психофизические особенности учащихся, а также нарушения в развитии моторики (двигательной, общей, артикуляционной). В связи с тем, что дефекты речи проявляются на фоне недостаточной познавательной деятельности, коррекционная работа должна определяться не только характером дефекта, но и должна быть тесно связана с развитием познавательных процессов, коррекцией недостатков психофизического развития. Из этого следует, что необходимо предусмотреть специальные подготовительные занятия. Основными задачами этих занятий являются:
- развитие и совершенствование слухового зрительного и кинестестетического восприятия;
- формирование и совершенствование наблюдательности к языковым явлениям;
- развитие артикуляционной и общей двигательной моторики.
- развитие речевой активности;
- обогащение и активизация словаря.
Коррекционная работа в этот период ведется по следующим направлениям:
1 совершенствование моторного развития учащихся (артикуляционной
и тонкой ручной моторики).
2 развитие и совершенствований фонематических процессов (фонематического восприятия и представлений о структуре слова;
3 коррекция произносительной стороны речи (уточнение артикуляции
сохранных и постановка дефектных звуков). Кроме того учитывая недостаточное развитие у/о детей, низкую речевую активность, особенно у детей 3-ей подгруппы, важно вести работу по формированию первоначальных навыков построения связного высказывания.
Подробнее о коррекционной работе в подготовительный период:
Одним из необходимых условий правильного произношения звуков является определенный уровень развития речевой моторики. Движения органов артикуляции в процессе речи должны быть точными, координированными. Ребёнок должен ощущать движения, которые он производит при произнесении звуков. Это достигается с помощью как слухового, так и зрительного и кинестетического контроля. Поэтому на подготовительном этапе серьезное влияние уделяется развитию и совершенствованию артикуляционной моторики.
Важно выработать у детей осознанное отношение к артикуляции звуков. Работа начинается со знакомства о органами артикуляции (использовать чертежи, фотографии). 3атем в занятия включаются общеразвивающие упражнения на статистическую и динамическую координацию движений. Далее простые движения учат объединять в сложные артикуляционные уклады различных фонем.
Исходя из положения о тесном взаимодействии ручной моторики и орального праксиса в структуру подготовительных занятий включаются различные упражнения на развитие и совершенствование тонкой моторики и пальцев рук (кисти рук), овладению навыками и ориентировки в пространстве и в целом подготовке уч-ся к овладению техникой письма.
«ВИДЫ РАБОТ»
работа с геометрическим лото;
графические работы (обводка контуров, штриховка, раскрашивание контурных изображений)
упражнения в игровой форме (для пальцев рук)
упражнения с материалами мозаики.
Одновременно с уточнением артикуляции сохранных и коррекцией дефектных звуков ведется работа по развитию и совершенствованию слухового внимания, слуховой памяти, фонематических процессов; у детей формируется умение вслушиваться в звучащее слово, узнавать и различать входящие в его состав звуки выделять отдельные из них. Начинается эта работа с развития особенности узнавать и различать неречевые звуки.
Далее различаются речевые звуки: гласные и согласные (сохранные).
Затем идет работа по дифференциации согласных. Особенностью является то, что все упражнения проводятся с использованием вспомогательных средств:
выделение цветным мелом, карандашом;
сигнализация карточками;
обозначение слогов, предложений, звуков символами, схемами;
памятки, инструкции в стихотворной форме и др.
Одновременно начинаемся работа по формированию (закреплению) навыков звукового анализа. Особое внимание уделяется формированию приемов такого выделения звуков:
а) произносит логопед, интонационно подчеркивая данный звук;
б) уч-ся повторяют за ним, называют выделенный звук изолированно;
в) характеристика звука (анализ артикуляционного уклада, участие голоса, со отношение звука с буквой.
Такая работа способствует осознанному усвоению изучаемого, развитию внимания к звуковой стороне речи, совершенствованию слухового восприятия, укреплению и совершенствованию межанали заторных связей
С целью. развития словарного запаса и мышления уч-ся на занятиях используются различные занимательные игры и упражнения:
подбор слов по определенной схеме;
отбор картинок на заданный звук;
отгадывание загадок и выделение звуков в слове-отгадке;
называние имен детей, кличек животных на заданный звук»
Чем больше внимания на подготовительных занятиях уделяется совершенствованию фонематического восприятия, тем точнее ребенок определяет характер звуков, правильнее их дифференцирует, точнее представляет себе звуковую структуру слова, место в нем каждого звука.
А последнее важно не только для исправления дефекта, но и является условием овладения письмом и чтением.
Работы по совершенствованию и коррекции произносительной стороны речи начинается с уточнения артикуляции сохранных звуков. Далее последовательность работы основывается на учете выявленных отклонений в произношении и последовательности прохождения учебного материала. Занятия по исправлению конкретных дефектов произношения строятся в общепринятом в логопедии порядке с использованием различного речевого материала, занимательных упражнений, игр .наглядностей.
Одновременно с уточнением артикуляции сохранных звуков и коррекцией дефектных проводится работа по овладению слоговой структурой слов различной сложности. При этом сначала подбираются слова, знакомые детям, затем малознакомые, потом совсем незнакомые, что содействует активизации и обогащению словаря. Необходимо использовать различные предметы: картинки, загадки, чистоговорки, потешки, игры и т.д.
Формирование у у/о детей связной речи - процесс длительный и осуществляется в рамках каждого учебного предмета. Несформированностъ связной речи ограничивает познавательные возможности уч-ся, снижает их мыслительную и речевую активность. Целенаправленность обучения построению связного высказывания на практическом уровне создает необходимую базу для дальнейшего совершенствования речи.
Вначале у детей формируются представления о слове и о предложении Построение предложений идет по вопросам, с использованием графических схем, по опорным словам Практические представления о связном тексте, о рассказе основываются на выделении опознавательных признаков таких высказываний. Для сравнения предлагаются речевые образцы, графические схемы слова, предложения, рассказа.
Большая работа ведется по сериям сюжетных картинок, иллюстрируя вначале отдельную ситуацию, а затем и ее развитие.
Чтобы работа по схемам, картинкам была интересной, активизировала их мыслительную и речевую деятельность, упражнения лучше проводить в игровой форме, используя следующие, например, виды работ
"Найди ошибку"- предлагается найти ошибку в расположении картинок на схеме, исправить ее.
"Найди лишнюю картинку"- из всех картинок исключить лишнюю, не соответствующую данной теме.
"Сравни графическую схему с картинками".
Из всего сказанного выше сделаем вывод, что логопедическая работа строится по общим законам, но имеет свои особенности:
логопедическая рабата индивидуализирована.
планирование ведётся по узким темам, учитывая постепенное введение трудностей.
каждая задача коррекции расчленяется на простейшие задачи;
исправление речевых нарушений ведется строго с опорой на различные анализаторы: слуховой, речедвигательной, зрительный, кинестетический.
работа строится с учетом психофизический особенностей.
должны быть созданы необходимые предпосылки для успешного исправления дефектов- подготовительный период более длительный. Он создает фундамент для дальнейшей логопедической работы.
длительность этапов работы над всеми компонентами речи индивидуализирована.
коррекция нарушений тесно связана с развитием познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.
Таким образом, логопедическая работа с у/о детьми характеризуется большой спецификой, которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями, а так же характером симптоматики, механизмов, структуры дефекта у этих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.
Занятие по обучению грамоте с использованием интересных игровых приёмов и упражнений проводится в подготовительной группе детского сада ....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе" Звуки"К-Кь", Буква"К"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....
Коспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "Наши гости - игрушки"
Тема: "Наши гости-игрушки" Дифференциация звуков "ч"- " т\' " Программное содержание: 1.Учить сравнивать звуки по артикуляционным и акустическим данным. 2.Развивать фонематический слух, внимание и ...
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме "Звук и буква Т"
Цели и задачи:В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:Научить характеризовать звук т по акустическим и артикуляционным признакам (согласный, глухой , твердый звук);Закреп...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Приключения в стране Грамоты "
В конспекте подобраны игровые упражнения, направленные на закрепление навыка звукового анализа и синтеза состава слова, которые помагают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей ...
Презентация к уроку по развитию речи в период обучения грамоте. 1 класс "Дети в лесу". Для учащихся с родным (тувинским) языком обучения
Презентация к уроку в 1 классе в период обучения грамоте. Показан приём составления "Карты осмысления и запоминания событий" . Для учащихся с родным (тувинским) языком обучения....