Герасимчик Л.В. Методические разработки по работе над речью слабослышащих
статья по теме
Остаточная слуховая функция слабослышащих имеет для них большое значение. Речь слухового восприятия для развития речи слабослышащих принципиально иная, чем у глухих, так как с помощью остаточного слуха слабослышащий может приобрести хотя бы очень ограниченный словарный запас, самостоятельно усвоить артикуляцию гласных и некоторых согласных фонем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_rabote_nad_rechyu_slaboslyshashchih.docx | 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по работе над речью слабослышащих
Речь развивается на основе полноценной и слуховой функции. Даже небольшие нарушения слуха отрицательно сказываются на формировании речи.
Остаточная слуховая функция слабослышащих имеет для них большое значение. Речь слухового восприятия для развития речи слабослышащих принципиально иная, чем у глухих, так как с помощью остаточного слуха слабослышащий может приобрести хотя бы очень ограниченный словарный запас, самостоятельно усвоить артикуляцию гласных и некоторых согласных фонем.
Важный фактор, который оказывает значительное влияние на развитие речи — слабослышащего-это степень снижения, а также наступления нарушения слуха. Последствия для устной речи оказываются тем тяжелее, чем больше снижена слуховая функция и чем раньше наступило снижение.
Первая степень тугоухости приводит к задержке речевого развития: ограниченный словарный запас, неполноценным овладении грамматическим строем языка, ошибками в звукопроизношении.
Вторая и третья степень тугоухости характерны, помимо указанных недостатков, многочисленными нарушениями звукопроизношения. Нередки случаи нарушения механизма голосообразования: открытая гнусавость.
Дефектное звукопроизношение слабослышащих может проявляться в отсутствии звука, в его искажении, замене. Чаще всего это замена звуков одинаковых по месту и способу образования, но различающихся по участию голоса. Реже нарушено произношение тех звуков, которые доступны слуху слабослышащих или просты по способу артикуляции.
Чаще всего дефекты произношения обусловлены как недоступностью воспроизведения фонемы на слух, так и сложностью артикуляции. Например, группа свистящих С.З,Ц относятся к высокочастотным фонемам, а как известно у слабослышащих чаще всего наблюдается нарушение слуха в области высоких частот, понятно,, почему нарушение этих звуков встречается чаще всего.
Можно выделить следующие виды нарушений звукопроизношения слабослышащих:
Сигматизмы
Смещение свистящих и шипящих
Замена шипящих свистящими
Неправильное произношения соноров
Дефекты озвончения
Дефекты смягчения
Коррекционная работа со слабослышащими строится с учетом общих дидактических принципов (системности, доступности, сознательности), так и специфических приемов, диктуемых тем или иным нарушением. Необходимым условием является так же максимальное использование сохранных анализаторов, последовательность в работе над звуками речи.
На индивидуальных занятиях коррекция произношения сначала осуществляется на слух, с помощью звукоусиливающей аппаратуры.
Слуховое восприятие можно использовать не только для коррекции отдельных звуков, но и для работы над выразительностью, ритмом, темпом, логическим ударением, интонацией.
Если остаточного слуха оказывается недостаточно, следует обратиться к зрительному анализатору. Для более полного восприятия правильного произношения используют тактильно-вибрационные ощущения. Особое значение для усвоения и закрепления правильной артикуляции имеют кинестетические ощущения слабослышащих. Они образуются в результате движения речевых органов.
Этапы работы над произношением.
1.Коррекция эффектного звука, то есть установление новых нервных связей.
2.Включениетего в стереотип стечения с разними звуками, в слова, словосочетания. Новые условно-рефлекторные связи вырабатываются специально подобранными упражнениями.
3.Дифференциация (сопоставление исправленного звука с другим)
Работу по воспитанию правильного звукопроизношению следует считать законченной, если слабослышащий правильно воспроизводит нужный звук в самостоятельной речи.
Иногда, наличия четких слуховых дифференцировок оказывается недостаточно, и усвоению правильной артикуляции препятствует чисто моторные трудности. В этом случае одновременно со слуховыми проводятся различные артикуляционные упражнения, которые готовят речевой аппарат к правильному произношению данного звука. Подготовленные отдельные артикуляционные движения речевых органов затем соединяются в единый речевой уклад. В работе над звукопроизношением следует учитывать акустические и артикуляторные особенности корректируемых звуков.
В работе над речью слабослышащих иногда не следует задерживаться на артикуляцию изолированного звука и упражнения. Можно перейти к отработку контрольного звука в словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Таким образом мы добиваемся правильной артикуляции на более обширном и интересном лексическом материале. Здесь могут быть использованы приемы беглого чтения. Повторение сурдопедагогом данного звука в микрофон, опора на дактильный или графический знак, показ правильной артикуляции.
Звуки речи, принадлежащие к одной фонетической группе, корректируются в определенной последовательности, которая определяется общим дидактическим правилом-от легкого к трудному. Раньше необходимо работать над более простыми по артикуляции фонемами, при произношении которых движения речевых органов менее сложны и хорошо видимы. Например, в группе свистящих целесообразно начать работу со звука С, как наиболее легкого из этой группы. К звуку З следует перейти позже, так как артикуляция этого звука сложнее и требует работы голосовых связок. В момент постановки и автоматизации одного из звуков данной фонетической группы другие звуки этой группы исключаются. Возможно проводить коррекционную работу параллельно над несколькими звуками, если эти звуки из различных фонетических групп. Целесообразно корректировать произношение глухих согласных раньше звонких, смычных раньше щелевых, твердых до мягких, а простые согласные раньше аффрикатов.
В формировании правильного звукопроизношения слабослышащих большое значение имеет выбор речевого материала, используемый материал должен соответствовать речевым возможностям слабослышащего, доступен по словарю. Предпосылкой прочного закрепления произносительных навыков является самоконтроль слабослышащего. Отсутствие привычки контролировать свое произношение ведет к распаду нестойких произносительных навыков. Отсюда следует, что воспитанию самоконтроля должно быть уделено достаточное внимание. Занятия по автоматизации звуков и включение их в самостоятельную речь на первых этапах нужно проводить со звукоусиливающей аппаратурой, а затем без нее, опираясь на остаточную слуховую функцию и зрительный анализатор. В начале автоматизации кинестетический контроль слабый, но по мере закрепления правильного звукопроизношения роль кинестетического ощущения и самоконтроле возрастает. Слуховой и кинестетические компоненты сливаются обеспечивая правильный произносительный навык.
Сигматизмы - один из самых распространённых дефектов слабослышащих, при этом наиболее типичны следующие виды сигматизмов: призубный, боковой, шипящий, санантное произношение звуков.
Призубный сигматизм. В момент артикуляции кончик языка поднят к верхним резцам и закрывает щель, мешая выходу воздушной струи. Возникает эффект взрывного согласного. После усвоения слабослышащим правильного артикуляторного уклада звука и его автоматизации, необходима. длительная работа по дифференциации следующих фонем: с-т, с-т, з-д, з-д, ш-т. ж-д, ц-т, ч-т, щ-т
Боковой сигматизм: Края языка опущены и оставляют по бокам щели для свободного прохода выдыхаемого воздуха. Слышится хлюпающий звук ЛЬ,ХЬ.
Иногда это произношение распространяется как на свистящие, так и на шипящие, переднеязычные. Так как дефект охватывает большую группу звуков, то последовательность работы может быть следующей:
Группа переднеязычных
Свистящие
Шипящие
Аффрикаты
Шипящий сигматизм: Кончик языка оттянут от нижних резцов в глубь рта, спинка языка напряжена, воздушная струя растекается по всей поверхности языка. Это нарушение указывает на то, что трудности не только моторного характера, но и на не различение слабослышащими на слух групп шипящих и свистящих. Начальный этап работы-воспитание слуховых образов этих звуков и слуховых дифференцировок. Работу по постановки правильного произношения следует начать с группы свистящих и только потом работать с шипящими. Исправление шипящего сигматизма не заканчивается этапом автоматизации звуков. Необходима длительная работа по слухо-артикуляционной дифференциации с-ш, з-ж.
Сонантность. Сонантное произношение звуков С,З,Ш,Щ,Х наблюдается , как правило у слабослышащих с большими потерями слуха. Механизм его состоит в том. Что при смыкании и вибрации голосовых связок образуется недостаточно узкая щель между языком и небом или языком и альвеолами. Вследствие образования широкой щели выдыхаемая струя воздуха слаба и не вызывает нужного шума. Звук заменяется гласными, близким к Ы.
При работе над устранением сонантности следует максимально использовать остаточную слуховую функцию, добиваясь различения слабослышащим правильного и дефектного произношения. Большую роль может сыграть тактильно-вибрационный анализатор, дающий возможность ощутить струю выдыхаемого воздуха, контролировать рукой работу голосовых связок.
Коррекция мягких согласных
Мягкие согласные отличаются одной общей чертой-обязательным подъемом средней части спинки языка при их произнесении к твердому небу, который приводит к изменению места образования звука.
Работу по постановке мягких согласных нужно начинать с мягких звуков д, т, н. Артикуляционный уклад этих звуков позволяет наглядно показать изменение в положении средней части языка при переходе от т к т, от д к д, от н к н.
В работе по исправлению дефектов смягчения важное место должно быть отведено дифференциации твердых-мягких, поскольку эти звуки артикуляционно близки.
Соноры
Фонемы р, л, как правило, не удается поставить, опираясь лишь на использование слухового, зрительного и тактильно-вибрационного анализаторов. Работой над артикуляцией этих звуков должны предшествовать подготовительные упражнения, которые могут идти параллельно работе над другими звуками, но обязательно далекими по речевому укладу. При постановке звука Р полезно и произнесении звуков, от которых впоследствии может быть поставлен звук-Т,Д,Ж.
Работая над звуком Л, удобно исходить от гласных А,Ы. в качестве вспомогательных. Уклад гласной А-широкий, выдвинутый язык, а гласный Ы имеет поднятую корневую часть языка.
Озвончение.
Работа начинается со щелевых звуков, с наиболее простого по артикуляции В.
Далее к З, Ж, а затем к взрывным в последовательности Б,Д,Г. При работе над озвончением важно научить слабослышащего осознано включать голосовые связки, поэтому кроме опоры на остаточный слух, можно успешно использовать и тактильно-вибрационные ощущения. Автоматизация звонких и их дефференциация с глухими согласными требуют длительной и систематической работы на большом и разнообразном речевом материале.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по культуре речи " Культура публичной речи".
Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют ком...
Методические разработки «Система работы с детьми 5-7 лет с диагнозом «Общее недоразвитие речи» по развитию фонематических представлений как средство предупреждения дисграфии с использованием современных технологий и методик
Данные методические разработки дают возможность использовать в работе учителя-логопеда современные технологии и методики для формирования необходимых навыков фонематических представлений как залог усп...
Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях
В материале представлена информация, которую можно использовать для родительского собрания или индивидуальной консультации с родителями, имеющими ребенка с нарушением слуха....
РАБОТА НАД РЕЧЬЮ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Проблема, рассматриваемая очень актуальна, так как активизация речевого развития учащихся с нарушенным слухом во внеурочное время, в частности, навыков восприятия речи и правильного произношения...
Обобщение педагогического опыта " Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах"
Данный материал является обобщением педагогического опыта учителя школы 2 вида -Хроменок О.С....
Герасимчик Л.В. Методические разработки по работе над словесным ударением глухих и слабослышащих.
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } Словесное ударение в русском языке выступает в качестве одного из смыслоразличительных сре...
Методическая разработка «Система работы по развитию умения употреблять в речи причастия».
Система упражнений по обобщению и развитию умений употреблять в письменной речт причастия. Включает упражнения на грамматику, орфографию, пунктуацию, развитие речи....