Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях
классный час на тему

Мерик Татьяна Валерьевна

В материале представлена информация, которую можно использовать для родительского собрания или индивидуальной консультации с родителями, имеющими ребенка с нарушением слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_roditelyam_slabosl.rebenka.odt24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях.

На уроках и индивидуальных занятиях по формированию произношения и слухового восприятия дети обучаются речи, у них развивают способности пользоваться слухом. При использовании звукоусиливающей аппаратуры речь развивается более интенсивно: быстрее нарастает запас слов и грамматических форм, быстрее достигается правильное произношение.
   Но не только учитель в классе, но и родители ребенка могут и должны помочь ему быстрее и правильнее овладеть речью.
Чем теснее вы поддерживаете связь с педагогами, выполняя их советы, читаете общую и специальную литературу по формированию речи у неслышащих, тем самым Вы помогаете ему не ощущать свой физический дефект, во всяком случае, не тяготиться им.
  Важно знать, что одной из главных задач развития ребёнка с нарушением слуха является формирование словесной речи как средства общения.
Каждым своим действием побуждайте ребёнка к речевому общению, следите за правильным произношением!

Советы родителям:

  1. Выясните у учителя над каким словарем работают в классе и постараться ввести этот словарь в повседневную речь.
  2. Выпишите эти слова крупными буквами на лист бумаги и повесьте на видное место.
  3. При общении стимулируйте ребенка выполнять ваши поручения типа: встань, сядь, иди сюда, принеси отнеси, дай и т. п.
  4. Поощряйте его стремление оречевлять свои действия: я взял, я сел, я принес
  5. Необходимо постоянно уточнять и исправлять слова, произносимые ребенком, используя устно-дактильную речь.

Правила для общения со слабослышащим ребенком:

1. Прежде, чем начать говорить, надо привлечь к своему лицу зрительное внимание ребёнка

2. Не задавайте вопроса: "Понятно?", а требуйте от ребёнка повторения вслух любого своего высказывания (вопроса, поручения)

3. Следите, чтобы выражение лица и реактивное поведение соответствовали ситуации или содержанию речи

4. При общении с ребёнком стремитесь проговаривать то, что он говорит (сопряжённо или отражённо, полностью или фрагментарно)

5. Стройте фразу так, чтобы она начиналась с хорошо воспринимаемых слов или со слов, которые только что произнёс ребёнок. Соблюдайте естественный порядок слов в предложении

6. Говорите с ребенком голосом нормальной громкости, соблюдая нормы орфоэпии, выделяя ударение в словах

7. Для исправления речи ребенка используйте фразы: «Повтори хорошо. Я не поняла, скажи правильно»

8. Воспитывайте у ребёнка активное внимание к любым высказываниям окружающих, обращённых друг к другу, а не только к нему.

Главным источником накопления словарного запаса является непосредственное окружение ребенка! Следует пользоваться любым поводом, когда ребенку можно сообщить название предметов, с которыми он столкнулся. Когда ребенок встает и начинает одеваться, можно сказать ему: "Повтори: я встал. Я надеваю рубашку. Я надеваю брюки.". Необходимо научить ребенка обозначать предметы и действия: вода, мыло, мою руки, чистые руки и др.

На прогулках, при посещении магазина, почты и других учреждений нужно называть транспорт, магазины и предметы, которые в них продаются.
Пользуйтесь любым событием, чтобы научить ребенка называть различные явления: упал, поскользнулся, споткнулся, обрадовался, смеется, скучно, устал, весело, испугался, мороз, жарко и др.

Записывайте впечатления, полученные ребенком дома в специальной тетради, последовательно фиксируйте все, что он видел и делал дома. Необходимо не только составлять такие записи, но и помочь пересказать их. Ребёнок должен ясно представлять себе содержание каждой написанной фразы.
Следует обсуждать просмотренные фильмы, телевизионные детские передачи!

Записав текст, расставьте ударения и прочитайте его два, три раза. Таблички-названия предметов необходимо писать одинаковыми шрифтом и одного цвета (желательно черным). Шрифт простой. Предложение должно укладываться в одну строчку. Переносить слова не следует.

Эффективным источником накопления словарного запаса являются сюжетно-ролевые игры. Во время игры нужно приучать ребенка называть игрушки и действия, которые производятся. Играйте с ребенком в сюжетно-ролевые игры: в «доктора», в "магазин", в "школу" и т. п. В процессе игры повторяйте ранее усвоенные слова и обучайте ребенка новым словам.

Учите детей правилам речевого этикета! Нередко даже самые активные и общительные дети замыкаются при общении с незнакомыми людьми, так как не знают как себя вести. Покажите ребенку на собственном примере как нужно здороваться, прощаться, как можно извиниться, выразить просьбу, задать вопрос.

Напишите новые слова на листке и повесьте на видное место.Окружите ребёнка миром звуков, ведь ребенку так важно услышать и познать мир. При этом не забудьте о слуховых аппаратах!
Важно, чтобы ребенок не забывал его дома и у него всегда были свежие батарейки или заряженные аккумуляторы.
Желательно протезировать на оба уха (биноурально). Это качественно улучшает восприятие звуков и разборчивость речи.

Обучайте ребенка чтению с губ! Старайтесь сами говорить, хорошо артикулируя звуки – тогда ребенку будет легче вас понимать.

Не скупитесь на похвалу! Помните: чем сильнее вы будете радоваться маленьким победам ребенка, тем лучше у него будет получаться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА НАД РЕЧЬЮ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Проблема, рассматриваемая очень актуальна, так как активизация речевого развития учащихся с нарушенным слухом во внеурочное время, в частности, навыков восприятия речи и правильного произношения...

Обобщение педагогического опыта " Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах"

Данный материал является обобщением педагогического опыта учителя школы 2 вида -Хроменок О.С....

Герасимчик Л.В. Методические разработки по работе над речью слабослышащих

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } Остаточная слуховая функция слабослышащих имеет для них большое значение. Речь слухового в...

Как можно развивать музыкальный слух у ребенка в домашних условиях

Музыкальный слух у ребенка формируется очень рано, и если вы начнете занятия до двух лет, то можно ждать отличных результатов.Занятия по развитию музыкальных способностей включают в себя четыре основн...

Исследовательская работа "ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА СЛИВОЧНОГО МАСЛА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ ИЛИ ДОМАШНЯЯ ЛАБОРАТОРИЯ"

Организм человека нуждается в самых разнообразных продуктах питания, так как в основном именно из них он получает необходимые для жизнедеятельности питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамин...

Статья: КАК МОЖНО РАЗВИВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ РЕБЕНКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Музыкальный слух у ребенка формируется очень рано, и если вы начнете занятия до двух лет, то можно ждать отличных результатов. Занятия по развитию музыкальных способностей включают в себя четыре ...

Как развивать музыкальные способности у ребенка в домашних условиях

Материал содержит рекомендации родителям по развитию музыкальных способностей у ребенка в домашних условиях....