Методическая разработка «Система работы по развитию умения употреблять в речи причастия».
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Система упражнений по обобщению и развитию умений употреблять в письменной речт причастия. Включает упражнения на грамматику, орфографию, пунктуацию, развитие речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текстовый файл | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Система работы по развитию умения употреблять в речи причастия».
Актуальность. Современный подход к преподаванию русского языка требует, чтобы на уроках ведущими были задачи, относящиеся к развитию метапредметных умений. Среди этих задач видное место занимает развитие коммуникативных УУД - умений и навыков, обеспечивающих продуктивное общение. Предмет «русский язык», как никакой другой, открывает широкие возможности для развития этих навыков. Задача развития различных видов речи обучающихся, письменной и устной, монологической и диалогической, является традиционной, но обретает новую актуальность в современной действительности, в условиях, когда обыденная речь подростков насыщена англицизмами, просторечием, узкопрофессиональной компьютерной терминологией, но бедна по лексическому составу.
Одним из направлений работы по развитию речи является расширение словарного запаса учеников; другое важное направление - обогащение их речи разнообразными конструкциями – причастными и деепричастными оборотами, сложными предложениями, распространенными определениями. Многолетняя практика показывает, что речь подростков обыкновенно содержит мало причастий, они практически не употребляют эту морфологическую форму, и на это следует обращать особое внимание.
Чтобы подростки употребляли причастия в письменной речи, они должны быть уверены в том, что делают это правильно, не допускают грамматических и пунктуационных ошибок.
Методическая разработка содержит систему заданий, позволяющую обеспечить решение следующих целей и задач:
Цель: Обогащение речи подростков за счет расширения словарного запаса и введения новых речевых конструкций.
Задачи:
- Обобщить и закрепить знания о грамматических признаках причастия.
- Обобщить и закрепить знания о расстановке знаков препинания при причастиях.
- Расширять словарный запас и запас синтаксических конструкций в речи обучающихся.
- Развивать письменную монологическую речь обучающихся.
Принципы построения системы заданий:
- Соответствие УМК по предмету «Русский язык»
- Комплексность. Система заданий объединяет грамматику, лексику, орфографию, пунктуацию.
- Поступенчатое усложнение.
Типы уроков: задания могут быть использованы на уроках открытия новых знаний как для создания проблемных ситуаций, так и для осуществления первичного контроля; на уроках актуализации знаний; на уроках систематизации и обобщения знаний; для проведения проверочных и контрольных работ.
Задание №1
Выберите нужную форму причастия.
1.причастие, образованное от глагола II спряжения: бегущий, дышащий, несущий
2.причастие настоящего времени: забывший, покрытый², бредущий
3.действительное причастие настоящего времени:
пилящий, брошенный, гонимый, движимый².
4.действительное причастие прошедшего времени:
заступившийся, испорченный, колотый, ненавидимый.
5. страдательное причастие настоящего времени:
пересмотревший, рассматриваемый, слушающий², реявший².
Задание №2
Выпишите причастия, распределив их в две колонки: действительные и страдательные, по вариантам.
Не умолкая, шумел прилив. Набегали гр..хоч..щие волны, бьющ…ся о подножие тороса. Но вот буря стихла. Смолкли успоко..вшиеся волны, пр..давленные тяжкой грудой льда. Ледяные поля придвинулись к самому берегу. Пошел гул, послышалось бормоч..щее шипение, шорох, треск лома..щихся глыб. Передовые льдины, сжатые нап..равшей массой, полезли на вершину и громоздились в причудливые горы. Движение ледяной массы, встрет..вшее огромную преграду, превратилось в колоссальную энергию разрушения. И через несколько минут ломаными очертаниями поднялись новые громады. Вдруг опять обозленным, рассерженным зверем набежала буря, разорвала тишину торжеству..щим воем.
Задание №3
Расставьте и объясните знаки препинания графически.
- Туча нависшая над высокими вершинами тополей уже сыпала дождиком.
- Глухой шум доносившийся снизу, говорил о покое.
- Над еще не оттаявшей землей заливался жаворонок.
- Рощи защищенные инеем сияли алмазным блеском.
Задание №4
Вставьте причастия.
- Я наслаждаюсь дуновением в лицо мне ……………... весны.
- Всё в ………………. дымке: холмы, перелески.
- И льется чистая и теплая лазурь на …………………………. поле.
- В огромных лужах отразилось небо с ……………….по небу круглыми белыми облаками.
- …………………………. заря обещает новый жаркий день.
Задание №5
Замените данные словосочетания на словосочетание с причастиями.
- Предприятие, которое выполнило годовое задание.
- Годовое задание, которое выполнило предприятие.
- Слесарь, который отремонтировал трактор.
- Трактор, который отремонтировал слесарь.
- Завод, который изготовил телевизор.
- Телевизор, который изготовил завод.
Задание №6
К данным причастиям подберите антонимы.
бегущий -
падающий -
открывающий -
мокнувший -
высушенный –
белеющий-
чернеющий-
светлевший-
Задание №7
Вставьте пропущенные буквы. Объясните. Составьте и запишите письменный рассказ (8-9 предложений) о космической станции, используя данные словосочетания.
Передава…мая научная информация; аппарат, управля…мый на расстоянии; автоматическая станция, запущ…ая на Луну; посадка станции, произведе…ая автоматически; возвраща…мый аппарат; фотографии, получ…ые с помощью новейших приборов; телевизионные камеры, установл…нные на аппарате, посыла…мом на Луну; выполне…ая программа исследования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: «Система логопедической работы во взаимодействии логопеда и воспитателя логопедической группы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ».
Методическая разработка: ...
Методическая разработка «Система комплексной оценки сформированности метапредметных умений школьников в формате ФГОС» ( Вводная контрольная работа.5 класс)
Методическая разработка«Система комплексной оценки сформированности метапредметных умений школьников в формате ФГОС»...
Методическая разработка «Система комплексной оценки сформированности метапредметных умений школьников в формате ФГОС» ( Итоговая контрольная работа.5 класс
Методическая разработка«Система комплексной оценки сформированности метапредметных уменийшкольников в формате ФГОС»( Итоговая контрольная работа.5 класс...
Методическая разработка «Система комплексной оценки сформированности метапредметных умений школьников в формате ФГОС» ( Итоговая контрольная работа.5 класс
Методическая разработка«Система комплексной оценки сформированности метапредметных уменийшкольников в формате ФГОС»( Итоговая контрольная работа.5 класс...
Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме "Типы речи"
Урок русского языка в 5 классе "Типы речи. Рассуждение" Урок построен в соответствии с ФГОС в форме технологической карты....
Методическая разработка "Система педагогической работы с применением современных методик и технологий развития музыкально-исполнительских навыков у обучающихся по классу фортепиано в детской школе искусств"
Методическая разработка "Система педагогической работы с применением современных методик и технологий развития музыкально-исполнительских навыков у обучающихся по классу фортепиано в детско...
Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме "Типы речи"
Методическая разработка по русскому языку...