Рекомендации классному руководителю при работе с трудными детьми и детьми группы риска
презентация к уроку по психологии по теме

Вайшля Олеся Владимировна

В последнее время о трудных школьниках, о детях «группы риска», пишется и говорится немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов... - тех, кто слабо, порой, поддаётся обучению и воспитанию. «Трудный» подросток, «трудный» школьник стали модными словами. Считается, что большинство несовершеннолетних правонарушителей являлись в прошлом трудными учениками. В группу риска входят дети, находящиеся в особо трудных жизненных обстоятельствах. Трудная жизненная ситуация - ситуация, которая объективно нарушает жизнедеятельность гражданина и, которую он не может преодолеть самостоятельно: (инвалидность; неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью; сиротство; безнадзорность; мало обеспеченность; безработица; отсутствие определённого места жительства; конфликты и жестокое обращение в семье; одиночество и т.п.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekommendatsii_kl.ruk_._po_rabote_s_trudnymi_detmi.pptx1.91 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рекомендации классному руководителю при работе с трудными детьми и детьми группы риска Составитель: педагог-психолог Лицея № 9 Вайшля Олеся Владимировна

Слайд 2

Дети Группы риска Руководитель кружка, секции Классный руководитель Педагог-психолог одноклассники Администрация Лицея Учителя предметники

Слайд 3

Категории детей групп риска

Слайд 4

Индикаторы неблагополучия можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности: учебная деятельность; взаимоотношения со сверстниками; взаимоотношения со взрослыми; проведение свободного времени; отношение к труду и профессиональная ориентация; поведение и поступки. Способы и формы работы классного руководителя с детьми «ГРУППЫ РИСКА» Включение в воспитывающую общественно значимую деятельность. Оптимизация общения в ходе воспитательного процесса. Преобразование позиции школьника, его статуса и роли в классе. Изменение классным руководителем стиля взаимодействия с учащимися, коллективом. Регулирование отношений с семьёй. Анализ реальных и предполагаемых классным руководителем задач и воспитательных ситуаций. Дискуссии, коррекционно-развивающие игры, специальные тренинги.

Слайд 5

Пять типов семей Это позволит классному руководителю более адресно и точно предупредить и корректировать изъяны семейного воспитания.

Слайд 6

Семьи, в которых «трудные» родители . расположить мать к себе, заручиться доверием, если она отнесется настороженно, не спешить обижаться; попробовать посмотреть на себя глазами матери, это поможет лучше понять и контролировать свое к ней отношение; заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его и ее, матери, будущее; деликатно, тактично прикоснуться к сокровенным чувствам, естественному желанию матери устроить свою личную жизнь; пробудить в ней потребность в душевных контактах с ребенком, в обмене мыслями, совместном решении повседневных жизненных проблем; Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, отсутствием духовного контакта. Задача классного руководителя:

Слайд 7

Семья, где господствует безнадзорность . В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми. Задача классного руководителя: терпеливо, без назидания и упреков доказать родителям пагубность их «образа жизни» на растущую личность; обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд и обиду за отца и мать, ведущих аморальную жизнь; выяснить, кто из родителей пользуется наибольшим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении опыта, условий жизни; подростка необходимо включить в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.

Слайд 8

Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей. Задача классного руководителя: сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций; включение в систематическую и методическую работу школы с родителями обучающихся; пробудить интерес отцов и матерей к самообразованию в области педагогики и психологии; внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.

Слайд 9

Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества поощряют. Задача классного руководителя: изменить ориентацию родителей только на материальные ценности; заинтересовать внутренним духовным миром ребенка; при встречах с родителями дома, в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на их здоровые интересы, доброту, благородство поступков, приводя при этом примеры из жизни других (известный людей).

Слайд 10

Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными. Задача классного руководителя: доказать родителям, что с ребенком необходимо обращаться как с равным; убедить родителей отказаться от действия с позиции силы; относиться к ребенку как к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение; показать, что терпение и снисходительность к ребенку - главные средства в воспитании.

Слайд 11

Памятка классному руководителю Как оказать помощь подростку в разрешении проблем организация беседы Приглашение необходимо сделать обязательно лично, желательно с глазу на глаз. Ни в коем случае нельзя вызывать к себе человека на беседу через «третьих лиц». Можно провести разговор в служебном помещении, но предпочтительнее не в столь «формальном» месте. Главное - отсутствие посторонних. Будьте предельно внимательным, предельно заинтересованным собеседником. Покажите, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.

Слайд 12

Этапы беседы Второй этап Постарайтесь убедить его в том, что подобные ситуации возникают и у других людей, что положение дел вполне поправимо. Начальный этап беседы Главная задача этапа заключается в установлении эмоционального контакта. Только внимательное, терпеливое выслушивание, без сомнения и критики. Уточните, также, сведения о близких людях, так как именно они часто являются резервными источниками помощи и поддержки. Завершающий этап Этап окончательного формирования решения, активной психологической поддержки и придания человеку уверенности в своих силах и возможностях. Третий этап Совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации. Если он испытывает затруднения, предложите определенный вариант поведения, возможные способы разрешения ситуации, которые могут привести к выходу из психологического кризиса. Любая информация, сообщенная вам в ходе беседы, не может быть передана без его согласия кому бы то ни было, а тем более стать предметом обсуждения в коллективе. (Соблюдайте принцип конфиденциальности).

Слайд 13

ПАМЯТКА ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ ДЕТЕЙ ИЗ ДОМА 1 . Располагать информацией о местонахождении ребенка в течение дня; 2 . Не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых на улице позднее 20 часов; 3 . Интересоваться проблемами, увлечениями своего ребенка , обращать внимание на его окружение, контактировать с его друзьями и знакомыми, знать их адреса и телефоны; 4 . Планировать и организовывать досуг несовершеннолетнего; 5 . Провести с ребенком разъяснительные беседы на следующие темы: - безопасность на дороге -безопасность в лесу, на воде, болотистой местности; - безопасность при террористических актах; - общение с незнакомыми людьми и т. д. 6 . Объяснить ребенку о возможностях бесплатного анонимного телефона доверия, позвонив по которому они получат помощь психолога. 7. Оперативно ставить в известность классного руководителя в случае болезни ребенка, о предполагаемых пропусках уроков ( поездка, разовые посещения врача и т. д.)

Слайд 14

ДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ФАКТА САМОВОЛЬНОГО УХОДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ИЗ СЕМЬИ 1 . Не поддавайтесь панике. 2 . Если ваш ребенок самовольно ушел из дома и его местонахождение не известно, прежде всего, вспомните о последних увлечениях. (компьютерные игры, наиболее посещаемые сайты в сети Интернет, настроение в последнее время). 3 . Обзвоните друзей вашего ребенка , причем разговаривайте не только с детьми, одноклассниками, но и их родителями, прося их об адекватных действиях, в случае, если ваш сын или дочь появится в поле их зрения. 4 . Позвоните и опросите родственников и знакомых, классного руководителя , поинтересуйтесь информацией о вашем ребенке. Может быть, они помогут вам сориентироваться в его возможном месте нахождения. 5 . Проверьте, какие вещи пропали из дома . Может быть одежда или деньги. Тогда можно определить ушел ли ваш ребенок намеренно или пропал. 6 . Если все эти действия не принесли результата, срочно обратитесь для организации поиска в отдел полиции ,взяв с собой документы на ребенка и его фотографии. В отделе полиции напишите заявление о розыске. Предоставьте как можно больше информации о ребенке. В поисках все имеет значение: привычки, предпочтения, информация о состоянии здоровья, круг общения и др. Чем раньше вы обратитесь в полицию, тем быстрее начнутся поиски. 7 . Далее действуйте согласно полученным указаниям от сотрудников полиции. 8 . При обнаружении пропавшего ребенка сообщить администрации образовательного учреждения и в полицию о его возвращении.

Слайд 15

Алгоритм работы классного руководителя с обучающимися « группы риска» по проблеме самовольных уходов из дома 1 . Классный руководитель информирует администрацию ОО о факте случая самовольного ухода обучающегося из дома посредством письменного обращения к администрации (докладная записка с подробным изложением случившегося). 2 . Классный руководитель вступает во взаимодействие с педагогом – психологом. Психолог дает рекомендации, определяет причину ухода ребенка из дома. 3. Классный руководитель с помощью узких специалистов составляет план работы с обучающимся. Составляется протокол совместной деятельности, обговаривается срок действий. 4 . Классный руководитель проводит индивидуальную работу с обучающимся, фиксирует в отдельной тетради беседы, тренинги, тесты и т.д. 5 . Обучающийся заводит дневник посещаемости , в котором классный руководитель отмечает посещаемые мероприятия. 6 . Классный руководитель тесно сотрудничает с родителями данного ребенка, выявляет причины ухода, оказывает помощь, беседует индивидуально, поддерживает, обеспечивает памятками по предупреждению самовольного ухода из дома ребенка. Результаты проделанного фиксируются в тетради учета работы с семьей. 7 . При взаимодействии с обучающимся, убежавшим из дома, классный руководитель привлекает к работе педагогов - организаторов, педагогов дополнительного образования, инструкторов по физической культуре с целью обеспечения обучающегося дополнительной занятостью. 8. Период сопровождения данной ситуации классным руководителем строго индивидуальный, т.е. пока не появится положительная динамика и обучающийся прекратит самовольно уходить из дома. 10 . Совет профилактики вправе направить информацию в отдел КДН МВД РОССИИ « Асбестовского городского округа» при выявлении фактов ненадлежащего выполнения родительских обязанностей по воспитанию детей о принятии мер воздействия к родителям.

Слайд 16

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по работе с гиперактивными детьми

Если ребёнок гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его окружение: родители, воспитатели, учителя. Но гиперактивный ребёнок, как никто другой, требует внимания взрослых,  чу...

План мероприятий, проводимых с несовершеннолетними детьми из «группы риска» и с трудными семьями.

План мероприятий, проводимых с несовершеннолетними детьми из «группы риска» и с трудными семьями....

программа по работе с «трудными детьми», детьми «группы риска».

(Программа, направленная на профилактику правонарушений в детской и подростковой среде и обеспечение безопасности на территории образовательного учреждения.)...

ОБМЕН ОПЫТОМ ГРУППОВОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИЗ ГРУППЫ РИСКА

Выступление на МО   на тему: ОБМЕН ОПЫТОМ ГРУППОВОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИЗ ГРУППЫ РИСКА....

Статья Социально-педагогическая работа с детьми подростками «группы риска»

Статья Социально-педагогическая работа с детьми подростками  «группы риска»...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК 03.02. Технологии социальной работы с лицами из групп риска для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа

Методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа по профессиональному модулю 03 Социальная работа с лицами групп риск...