Конспект урока в коррекционной школе по литературному чтению
план-конспект урока (9 класс) на тему
Цикл уроков по теме: Творчество М.Горького. "Песня о Соколе"
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте. И хотя криво, да сами» (Дж.Лессинг)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_gorkiy.docx | 28.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по чтению (школа VIII вида) 9 класс
Тема: Максим Горький. «Песня о Соколе» (1-ый урок)
Учитель Андреева Людмила Владимировна
Цель: познакомить учащихся с отражением двух типов сознания в произведении М. Горького «Песня о Соколе»;
Задачи:
- Обучающие : познакомить с личностью писателя;
- познакомить с творчеством писателя на примере «Песни о Соколе»;
- учить работать над композицией произведения
- учить оценивать поступки героев, обосновывая своё мнение через работу с текстом, в беседе
Развивающие
- развивать связную речь, логическое мышление;
- развивать умение сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения
- выявить в совместной деятельности авторскую позицию, основную идею произведения
Воспитывающие
- воспитывать любовь к родному слову
Ход урока 1. Организация класса.
2. Подготовка к восприятию нового. Вступительное слово учителя.
- Ребята, послушайте, пожалуйста, высказывание и скажите, как вы его понимаете: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте. И хотя криво, да сами» (уч-ся высказывают своё понимание цитаты Дж. Лессинга)
- Скажите, легко ли размышлять?
3. Сообщение темы урока.
А) - Наш сегодняшний урок посвящён писателю Максиму Горькому и его творчеству.
Б) Запись в тетрадях учащихся. «Неугасимая вера в победу разума». Эти слова можно произнести в адрес этого великого человека.
4. Знакомство с новым материалом.
Работа с презентацией.
- Максим Горький пронёс через свою жизнь веру в разум, с юношеских лет до последнего вздоха. А сама жизнь писателя была очень сложна.
Алексей Максимович Пешков (это подлинная фамилия писателя Максима Горького) родился
(на доске появляется запись: Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) 1868-1936) 16 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра. Рано осиротев, детские годы провёл в доме деда. С 11лет пошёл « в люди», работал пекарем, грузчиком на пристани, ночным сторожем. Перепробовал много профессий, пытался поступить в Казанский университет. Когда Горький познакомился с В. Короленко и показал ему своё первое литературное произведение (поэму «Пень старого дуба»), началась творческая жизнь молодого писателя Пешкова. По мнению мудрого Толстого, Горький впервые принёс в литературу народный взгляд на мир. В молодые годы Горький жил преимущественно в Нижнем Новгороде, Самаре и Казани. С 1906 по 1913 – в добровольной политэмиграции на острове Капри, в Берлине, Чехословакии, снова в России. Вторая половина биографии Горького оказывается гораздо более драматичной, чем первая: он вступает в глубокое противоречие со строем и властью. В официальной биографии фигурирует писатель - политик, в подлинной биографии Горького живёт гражданин, борющегося со всякого рода насилием в культуре. 16 июня 1936 года Горький умирает, но остаётся его творчество. Сотни оттенков человеческого чувства встречаем мы в произведениях писателя, сколько красок звучит в его книгах – от любви, обожания, воспеваний до гнева, презрения, ненависти. Он был певцом света. Бесстрашно изображал мрак и мерзость жизни, картины « дна», разоблачал низость человеческих чувств, пытался пробудить в человеке гордость самим собой, говорил ему, что он в жизни – самое лучшее, самое значительное, самое доброе, святое, и что кроме его – нет ничего достойного внимания.
- С какими произведениями Максима Горького вы знакомы?
5. Знакомство с новым произведением.
а) Запись в тетрадь «Песня о Соколе» б) Первичное восприятие текста. Чтение учителем.
- На этом уроке мы познакомимся с ещё одним произведением М.Горького «Песня о Соколе». Внимательно послушайте произведение и задумайтесь над вопросом : - Какие чувства у вас рождает «Песня о Соколе»?
После чтения учителем, выслушать ответы детей на поставленный ранее вопрос ( заставляет нас задуматься над вопросами о сущности жизни, о смерти и бессмертии).
в) Выявление первичного восприятия. – Понравилось ли вам это художественное произведение? - В какой форме оно написано? - Кто главные действующие лица этого произведения?
- Какими являются герои этого произведения?
6. Выборочное чтение по ролям уч-ся (диалог между Соколом и Ужом)
А) С.166 со слов: «Подполз он ближе к разбитой птице…» до «… и поживёшь ещё немного в твоей стихии».
Б) с.168 с начала и до конца страницы
7. Подведение итогов урока.
- Кому предназначена эта «Песня…»? (для сильных и смелых духом)
- Я веду вас к мысли, что любое художественное произведение – это новый мир, мир неизведанного, таинственного и проводником в этот мир является автор. Я надеюсь, что М.Горький откроет для вас много нового в вас самих. И вы постараетесь ответить для себя на вопрос: «Кто я: Сокол или Уж»?
8. Выставление оценок. Домашнее задание.
- Спасибо всем за работу и внимание. На следующем уроке мы продолжим размышлять, осмысливать мотивы и поступки героев. Обосновывать своё мнение цитатами из текста. Дома: выразительное чтение произведения, иллюстрации.
2-ой урок по теме: М.Горький «Песня о Соколе»
Ход урока
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя
- На прошлом уроке мы начали нашу беседу с цитаты Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте. И хотя криво, да сами»
- Сегодня на уроке я предлагаю вам поразмышлять о судьбе героев произведения М.Горького, себе, своей жизни, а также попытаться понять, в чём смысл жизни.
3. Проверка домашнего задания
- Посмотрите на доску. Вы видите иллюстрации к произведению «Песня о Соколе».
- Расположите их в нужной последовательности.
- Давайте вспомним содержание произведения. Для этого я предлагаю вам выбрать одну из иллюстраций и рассказать о том, какой момент на ней изображён.
4. Работа над произведением.
- Как мы с вами выяснили, главные герои произведения – УЖ и СОКОЛ.
- Я предлагаю вам поработать в группах и дать им характеристику по плану (1-ая группа работает с образом Ужа, 2-ая группа – с образом Сокола). Для этого я вам предлагаю карточки с чертами характера. Вам необходимо отобрать те, которые подходят данному герою.
- Характер
- Речь
- Среда обитания
- Природные стихии
- Музыкальный образ (уч-ся слушают музыкальные фрагменты и выбирают подходящий)
- Отношение к жизни, смысл существования
( При работе в группах дети используют текст, учитель оказывает индивидуальную помощь)
5. Выступления учеников
6. Работа над идеей произведения
- В чём правда жизни для Ужа? Для Сокола? (подтвердите словами из текста с 167)
- Почему герои выбрали себе совершенно разную жизнь?
- Уж и Сокол – это не имена собственные, но в произведении они пишутся с большой буквы. Почему? - Кого имел в виду автор, описывая персонажей?
7. Работа в тетрадях - В данном случае используется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – приём художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевлённые предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – один из постоянных приёмов изображения в сказках, баснях, народных заговорах.
8. Работа над проблемным вопросом.
- Прочитайте ещё раз, в чём смысл жизни Ужа и в чём видит смысл жизни Сокол.
- В чём же смысл человеческой жизни?
- Для того, чтобы сформулировать Варианты ответов, я предлагаю вам поработать с высказываниями известных людей. (Раздаются карточки с высказываниями).
Приложение. Дети зачитывают вслух, объясняя, как они понимают.
- В каждом высказывании есть самые важные слова. Постарайтесь определить их, подчеркнуть. Эти слова отражают суть высказывания.
- А теперь попробуем сделать вывод, в чём же может быть смысл жизни. Для этого сформулируем высказывания в виде суждений:
- живём, чтобы быть успешными в делах, в семье
- живём, чтобы нести ответственность за себя, за других
- живём, чтобы найти себя
- живём, чтобы жить
- живём, чтобы действовать
- живём, чтобы работать
- живём, чтобы быть счастливыми
- Возможно, вы хотите добавить какое-то своё суждение?
-А какое высказывание ближе вам? Почему?
9. Обсуждение авторской позиции.
- Вернёмся к нашим персонажам Ужу и Соколу.
- Чья жизнь ближе вам: Ужа или Сокола? Почему?
- А чью сторону принимает автор?
- С чем это связано? Вспомните его биографию, то, в какое время он жил?
Вывод: В жизни бывают разные ситуации. Порой мы ведём себя, как ужи, иногда – как соколы. Максим Горький жил в то время, когда в стране была революция, шли тяжёлые бои, восстанавливалось хозяйство. И если бы люди вели себя как ужи, возможно бы жили совсем по – другому. И, возможно, если бы не люди – соколы, которые умирали, чтобы доказать, что не надо опускать руки, надо бороться, чтобы изменить жизнь к лучшему, у нас не было бы ни бесплатных учебников, ни бесплатных больниц, ни бесплатного образования.
Но это не значит, что все сразу должны стать соколами сейчас. Можно быть обыкновенными, но помнить - что мы – люди и должны ими оставаться.
10. Работа с примерами из жизни.
- Скажите, пожалуйста, может ли среда, в которой живёт человек, удары судьбы повлиять на его дальнейшую жизнь? Как люди могут повести себя, если вдруг случилось горе? ( некоторые начинают бороться, иные – опускают руки, деградируют).
- От кого это зависит?
- Закройте глаза и послушайте отрывок из музыкального произведения (звучит отрывок произведения Баха)
- Может кто – то знает автора этого произведения?
- Послушайте отрывок из песни (звучит песня в исполнении Дианы Гурцкой)
- Кто его исполняет?
- Что может объединять этих людей, которые в общем – то совершенно разные?
11. Работа с текстом.
- Найдите в тексте заключительные слова «Безумству храбрых поём мы …» Прочитайте их про себя.
- Какое слово повторяется несколько раз?
- Почему в песне прославляется безумство? (- назовите синонимы этого слова)
- Какой смысл вкладывает автор в это слово?
- В чём мудрость безумства?
12. Работа с высказыванием Максима Горького.
- Посмотрите на слайд, прочитайте высказывание (тезис) М. Горького:
«Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую!» М.Горький
- Как вы понимаете слова Горького?
- Согласны ли вы с автором? Если да, то в чём?
13. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
- Друзья, я благодарна вам за урок. Но мне очень бы хотелось, чтобы вы продолжили размышлять о теме, затронутой на уроке.
ДОМА: выучить отрывок наизусть.
14. Рефлексия.
- С каким чувством вы уходите сегодня с урока?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Животный мир степей (Бурятия) Конспект урока в коррекционной школе VIII вида
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации о природной зоне степь. Преобладающими на уроке являются практический и словесные методы. Одновременность словесного описа...
Конспект урока в коррекционной школе – интернате 8 вида."Обработка деталей по прямым и закруглённым срезам косой двойной обтачкой"
Конспект урока: Технология в коррекционной школе – интернате VIII вида."Обработка деталей по прямым и закруглённым срезам косой двойной обтачкой" 1. Закрепить полученные знания по обработке...
конспекты уроков в коррекционной школе
разработки уроков...
Конспект урока в коррекционной школе по русскому языку
Тема: Глагол (обобщение)Тип урока: Урок творческого воображения...
Конспект урока в коррекционной школе. Математика 5 класс.
Конспект урока в коррекционной школе. Математика 5 класс.Тема урока: «Класс единиц. Разряды чисел.Закрепление и повторение." Цель ...
конспект урока в коррекционной школе психолого-педагогической поддержке.Урок по теме"Дорога в школу".
Тема: «Дорога в школу».Цель: обеспечить усвоение правил дорожного движения, которыми можно пользоваться по дороге в школу.Задачи: 1. Обобщить правила перехода улиц ...
Конспект урока в коррекционной школе по предмету чтение «Детство», И.Суриков
Цель занятия: познакомить детей со стихотворением «детство» Задачи: образовательные: отрабатывать навык выразит...