НОД по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема:Пересказ рассказа И.Соколова-Микитова "В берлоге"
материал на тему
Тема: Пересказ рассказа И.Соколова-Микитова "В берлоге".
Задачи:
1. Учить пересказывать рассказ по составленному логопедом плану.
2. Развивать внимание, память.
3. Обогащать лексику признаками-прилагательными, родственными словами, синонимами.
4. Закреплять умение образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные на -ий, -ья, -ье, -ьи от слова медведь.
5. Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
Оборудование: Макет Лесная поляна", сюжетная картина "Медведица с медвежатами в берлоге", фишки.
Предварительная работа:
1. Чтение рассказов о диких зверях наших лесов В. Бианки "Купание медвежат", И. Соколова-Микитова "Медвежья семья".
2. Подбор признаков и действий к предмету, образование родственных слов (медведь).
Словарная работа: залегают, глуши, выстилают, лютее, непробуднее, оттепель, навись.
Индивидуальная работа: Настя - закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные от слова медведь, Полина , Даша - учить подбирать признаки и действия к предмету.
Методические приемы: Создание игровой мотивации. Вопросы. Дидактические игры "Назови ласково", "Эхо", "Подбери родственные слова". Игровые упражнения "Подбери признаки","Подбери действия". Использование ТСО.
I. Оргмомент.
Л: Ребята, посмотрите, среди нас гости. Вы их узнали?
Д: Да.
Л: Кто это?
Д: Винни Пух и Пятачок.
В-Пух: Приглашаем вас на лесную поляну.
II. Рассматривание макета "Лесная поляна".
Л: Мы пришли на зимнюю лесную поляну. Как красиво зимой в лесу. На
поляне нас встречают животные, назовите их ласково. (Д/игра "Назови
ласково")
Д: Заяц-зайчонок, зайчата, белка-бельчонок, бельчата, волк-волчонок, волчата,
лиса-лисенок, лисята, медведь-медвежонок, медвежата.
Л: А кого из животных здесь нет?
Д: Ежа, лося, оленя.
Л: Назовите их ласково.
Д: Еж-ежонок, ежата, лось-лосенок, лосята.
Л: Ребята, давайте на лесной поляне поиграем еще в одну игру "Подбери
родственные слова" к слову медведь.
Д: Медвежонок, медвежата, медведица, медвежий, медведушка, медведище,
мед, медвежатник, медведка, медаль.
Л: А как называется жилище медведя?
Д: Жилище медведя называется берлога. В этой берлоге к зиме приготовилась
медведица с медвежатами.
Л: Ребята, проходите на свои места.
III. Чтение рассказа И. Соколова-Микитова "В берлоге".
Л: А теперь послушайте рассказ Соколова-Микитова "В берлоге".
IV. Краткий диалог по содержанию рассказа и сюжетной картине.
(за правильный ответ логопед раздает фишки)
О ком этот рассказ?
Как зимуют медведи?
Когда медведи залегают в берлогу?
Где медведи устраивают берлогу?
Когда родятся медвежата?
Когда просыпается медведь? •
О чем хочет узнать медведь, высунувшись из берлоги?
Как долго спит медведь?
V. Лексико-грамматические упражнения на материале текста рассказа с опорой на сюжетную картину.
а) Подбор признаков.
Л: Ребята, посмотрите на картину, и скажите, какие были медвежата?
Д: Медвежата - крошечные, маленькие, мелкие, крохотные, малюсенькие.
Л: А какая была медведица?
Д: Медведица - сильная, могучая, мощная, огромная, большая, крупная,
громадная, большущая, здоровенная, гигантская.
б) Подбор действий.
Л: Ребята, давайте подберем действия, что делают медвежата?
Д: Медвежата сосут молоко, чмокают, карабкаются на спину матери.
Л: А что делает медведь (во время оттепели)?
Д: Медведь высунется из берлоги, поглядит на зимний лес и опять заснет в
берлоге до весны.
Л: Ребята, запомните эти слова и используйте их в своем рассказе.
VI. Физкультминутка ("Медвежата в чаще жили").
Л: Ребята, вставайте, будем медвежатами.
VII. Повторное чтение с установкой на запоминание с последующим пересказом.
Л: Послушайте еще раз рассказ и постарайтесь его запомнить. (Чтение рассказа логопедом )
Послушайте план рассказа.
Сначала расскажите о том, когда медведи залегают в берлоге. Как медведи готовят берлогу к зимовке? В середине рассказа расскажите о медвежатах. Какие они, как себя ведут. В какое время года наступает оттепель?
В конце своего рассказа, расскажите, что пробуждает медведя, что он хочет узнать?
VIII. Пересказ рассказа.
IX. Игра "Эхо" (с шариком).
Л: Ребята, встаньте, поиграем в игру "Эхо".
Л: У медведя хвост - медвежий, лапа - ...., ухо - ..., нос - ..., берлога - ..., сон -..., шуба -..., рев -..., шерсть
X. Итог.
Л: Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами. Мне было приятно работать с вами. И, жаль, что занятие так быстро закончилось. С каким рассказом мы сегодня познакомились?
Кто написал этот рассказ?
Что нового вы узнали о медведях?
Сюрпризный момент. Медведи любят мед, а вы любите сладости? А вот для вас угощение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi._pereskaz_rasskaza_i.sokolova-mikitova_v_berloge.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Пересказ рассказа И.Соколова-Микитова "В берлоге".
Задачи:
- Учить пересказывать рассказ по составленному логопедом плану.
- Развивать внимание, память.
- Обогащать лексику признаками-прилагательными, родственными словами, синонимами.
- Закреплять умение образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные на -ий, -ья, -ье, -ьи от слова медведь.
- Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
Оборудование: Макет Лесная поляна", сюжетная картина "Медведица с медвежатами в берлоге", фишки.
Предварительная работа:
- Чтение рассказов о диких зверях наших лесов В. Бианки "Купание медвежат", И. Соколова-Микитова "Медвежья семья".
- Подбор признаков и действий к предмету, образование родственных слов (медведь).
Словарная работа: залегают, глуши, выстилают, лютее, непробуднее, оттепель, навись.
Индивидуальная работа: Настя - закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные от слова медведь, Полина , Даша - учить подбирать признаки и действия к предмету.
Методические приемы: Создание игровой мотивации. Вопросы. Дидактические игры "Назови ласково", "Эхо", "Подбери родственные слова". Игровые упражнения "Подбери признаки","Подбери действия". Использование ТСО.
I. Оргмомент.
Л: Ребята, посмотрите, среди нас гости. Вы их узнали?
Д: Да.
Л: Кто это?
Д: Винни Пух и Пятачок.
В-Пух: Приглашаем вас на лесную поляну.
II. Рассматривание макета "Лесная поляна".
Л: Мы пришли на зимнюю лесную поляну. Как красиво зимой в лесу. На
поляне нас встречают животные, назовите их ласково. (Д/игра "Назови
ласково")
Д: Заяц-зайчонок, зайчата, белка-бельчонок, бельчата, волк-волчонок, волчата,
лиса-лисенок, лисята, медведь-медвежонок, медвежата.
Л: А кого из животных здесь нет?
Д: Ежа, лося, оленя.
Л: Назовите их ласково.
Д: Еж-ежонок, ежата, лось-лосенок, лосята.
Л: Ребята, давайте на лесной поляне поиграем еще в одну игру "Подбери
родственные слова" к слову медведь.
Д: Медвежонок, медвежата, медведица, медвежий, медведушка, медведище,
мед, медвежатник, медведка, медаль.
Л: А как называется жилище медведя?
Д: Жилище медведя называется берлога. В этой берлоге к зиме приготовилась
медведица с медвежатами.
Л: Ребята, проходите на свои места.
III. Чтение рассказа И. Соколова-Микитова "В берлоге".
Л: А теперь послушайте рассказ Соколова-Микитова "В берлоге".
IV. Краткий диалог по содержанию рассказа и сюжетной картине.
(за правильный ответ логопед раздает фишки)
О ком этот рассказ?
Как зимуют медведи?
Когда медведи залегают в берлогу?
Где медведи устраивают берлогу?
Когда родятся медвежата?
Когда просыпается медведь? •
О чем хочет узнать медведь, высунувшись из берлоги?
Как долго спит медведь?
V. Лексико-грамматические упражнения на материале текста
рассказа с опорой на сюжетную картину.
а) Подбор признаков.
Л: Ребята, посмотрите на картину, и скажите, какие были медвежата?
Д: Медвежата - крошечные, маленькие, мелкие, крохотные, малюсенькие.
Л: А какая была медведица?
Д: Медведица - сильная, могучая, мощная, огромная, большая, крупная,
громадная, большущая, здоровенная, гигантская.
б) Подбор действий.
Л: Ребята, давайте подберем действия, что делают медвежата?
Д: Медвежата сосут молоко, чмокают, карабкаются на спину матери.
Л: А что делает медведь (во время оттепели)?
Д: Медведь высунется из берлоги, поглядит на зимний лес и опять заснет в
берлоге до весны.
Л: Ребята, запомните эти слова и используйте их в своем рассказе.
VI. Физкультминутка ("Медвежата в чаще жили").
Л: Ребята, вставайте, будем медвежатами.
VII. Повторное чтение с установкой на запоминание с последующим
пересказом.
Л: Послушайте еще раз рассказ и постарайтесь его запомнить. (Чтение рассказа логопедом )
Послушайте план рассказа.
Сначала расскажите о том, когда медведи залегают в берлоге. Как медведи готовят берлогу к зимовке? В середине рассказа расскажите о медвежатах. Какие они, как себя ведут. В какое время года наступает оттепель?
В конце своего рассказа, расскажите, что пробуждает медведя, что он хочет узнать?
- Пересказ рассказа.
- Игра "Эхо" (с шариком).
Л: Ребята, встаньте, поиграем в игру "Эхо".
Л: У медведя хвост - медвежий, лапа - ...., ухо - ..., нос - ..., берлога - ..., сон -
..., шуба -..., рев -..., шерсть
X. Итог.
Л: Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами. Мне было приятно работать с вами. И, жаль, что занятие так быстро закончилось. С каким рассказом мы сегодня познакомились?
Кто написал этот рассказ?
Что нового вы узнали о медведях?
Сюрпризный момент. Медведи любят мед, а вы любите сладости? А вот для вас угощение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме "Транспорт": "Как купить машину".
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по...
Логопедическое занятие по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема: «Доброта, отзывчивость, честность»
Коррекция связной речи, развитие слухового внимания, фонематических процессов, формировать умение самостоятельно строить свои высказывания, фразу, согласовывая слова в предложении....
Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...
КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»
КОНСПЕКТ НОДПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКАИ РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»...
конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР
Тема «Берёзка, берёзонька…»Цели:Коррекционно-образовательные : активизировать словарь , подбирать прилагательные к существительному; образовывать относительные прилагательные ; назы...
Конспект логопедического занятия по развитию устной связной речи в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Вода на Земле»
Конспект логопедического занятия по развитию устной связной речи в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Вода на Земле»Цель: развитие связной речи...
конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической на тему "Зима. Составление рассказа по сюжетной картине".
dash; активизация словаря по теме;– учить составлять рассказ по сюжетной картине;– учить образовывать родственные слова;– учить образовывать существительные от прилагательных;&nda...