НОД по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема:Пересказ рассказа И.Соколова-Микитова "В берлоге"
материал на тему

Баринова Светлана Николаевна

 

 

Тема: Пересказ рассказа И.Соколова-Микитова "В берлоге".

Задачи:

1.  Учить пересказывать рассказ по составленному логопедом плану.

2.   Развивать внимание, память.

3.  Обогащать лексику признаками-прилагательными, родственными словами, синонимами.

4.  Закреплять умение образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные на -ий, -ья, -ье, -ьи от слова медведь.

5.  Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Оборудование: Макет Лесная поляна", сюжетная картина "Медведица с медвежатами в берлоге", фишки.

Предварительная работа:

        1.  Чтение рассказов о диких зверях наших лесов В. Бианки "Купание медвежат", И. Соколова-Микитова "Медвежья семья".

        2.  Подбор признаков и действий к предмету, образование родственных слов (медведь).

Словарная работа: залегают, глуши, выстилают, лютее, непробуднее, оттепель, навись.

Индивидуальная работа: Настя - закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные от слова медведь, Полина , Даша  - учить подбирать признаки и действия к предмету.

Методические приемы: Создание игровой мотивации. Вопросы. Дидактические игры "Назови ласково", "Эхо", "Подбери родственные слова". Игровые упражнения "Подбери признаки","Подбери действия". Использование ТСО.

I.   Оргмомент.

          Л: Ребята, посмотрите, среди нас гости. Вы их узнали?

          Д: Да.

          Л: Кто это?

          Д: Винни Пух и Пятачок.

         В-Пух: Приглашаем вас на лесную поляну.

II. Рассматривание макета "Лесная поляна".

Л: Мы пришли на зимнюю лесную поляну. Как красиво зимой в лесу. На

поляне нас встречают животные, назовите их ласково. (Д/игра "Назови

ласково")

Д: Заяц-зайчонок, зайчата, белка-бельчонок, бельчата, волк-волчонок, волчата,

лиса-лисенок, лисята, медведь-медвежонок, медвежата.

Л: А кого из животных здесь нет?

Д: Ежа, лося, оленя.

Л: Назовите их ласково.

Д: Еж-ежонок, ежата, лось-лосенок, лосята.

Л: Ребята, давайте на лесной поляне поиграем еще в одну игру "Подбери

родственные слова" к слову медведь.

Д: Медвежонок, медвежата, медведица, медвежий, медведушка, медведище,

мед, медвежатник, медведка, медаль.

Л: А как называется жилище медведя?

Д: Жилище медведя называется берлога. В этой берлоге к зиме приготовилась

медведица с медвежатами.

Л: Ребята, проходите на свои места.

III.    Чтение рассказа И. Соколова-Микитова "В берлоге".

        Л: А теперь послушайте рассказ Соколова-Микитова "В берлоге".

IV.     Краткий диалог по содержанию рассказа и сюжетной картине.

        (за правильный ответ логопед раздает фишки)

О ком этот рассказ?

Как зимуют медведи?

Когда медведи залегают в берлогу?

Где медведи устраивают берлогу?

Когда родятся медвежата?

Когда просыпается медведь?                                                       •

О чем хочет узнать медведь, высунувшись из берлоги?

Как долго спит медведь?

V.      Лексико-грамматические упражнения на материале текста рассказа с опорой на сюжетную картину.

        а)  Подбор признаков.

Л: Ребята, посмотрите на картину, и скажите, какие были медвежата?

Д: Медвежата - крошечные, маленькие, мелкие, крохотные, малюсенькие.

Л: А какая была медведица?

Д: Медведица - сильная, могучая, мощная, огромная, большая, крупная,

громадная, большущая, здоровенная, гигантская.

б) Подбор действий.

Л: Ребята, давайте подберем действия, что делают медвежата?

Д: Медвежата сосут молоко, чмокают, карабкаются на спину матери.

Л: А что делает медведь (во время оттепели)?

Д: Медведь высунется из берлоги, поглядит на зимний лес и опять заснет в

берлоге до весны.

Л: Ребята, запомните эти слова и используйте их в своем рассказе.

VI.     Физкультминутка ("Медвежата в чаще жили").

        Л: Ребята, вставайте, будем медвежатами.

VII.   Повторное чтение с установкой на запоминание с последующим пересказом.

 

Л: Послушайте еще раз рассказ и постарайтесь его запомнить. (Чтение рассказа логопедом )

Послушайте план рассказа.

Сначала расскажите о том, когда медведи залегают в берлоге. Как медведи готовят берлогу к зимовке? В середине рассказа расскажите о медвежатах. Какие они, как себя ведут. В какое время года наступает оттепель?

В конце своего рассказа, расскажите, что пробуждает медведя, что он хочет узнать?

 

VIII.     Пересказ рассказа.

IX.       Игра "Эхо" (с шариком).

        Л: Ребята, встаньте, поиграем в игру "Эхо".

        Л: У медведя хвост - медвежий, лапа - ...., ухо - ..., нос - ..., берлога - ..., сон -..., шуба -..., рев -..., шерсть

X.      Итог.

Л: Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами. Мне было приятно работать с вами. И, жаль, что занятие так быстро закончилось. С каким рассказом мы сегодня познакомились?

Кто написал этот рассказ?

Что нового вы узнали о медведях?

Сюрпризный момент. Медведи любят мед, а вы любите сладости? А вот для вас угощение.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Пересказ рассказа И.Соколова-Микитова "В берлоге".

Задачи:

  1. Учить пересказывать рассказ по составленному логопедом плану.
  2. Развивать внимание, память.
  3. Обогащать лексику признаками-прилагательными, родственными словами, синонимами.
  4. Закреплять умение образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные на -ий, -ья, -ье, -ьи от слова медведь.
  5. Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Оборудование: Макет Лесная поляна", сюжетная картина "Медведица с медвежатами в берлоге", фишки.

Предварительная работа:

  1. Чтение рассказов о диких зверях наших лесов В. Бианки "Купание медвежат", И. Соколова-Микитова "Медвежья семья".
  2. Подбор признаков и действий к предмету, образование родственных слов (медведь).

Словарная работа: залегают, глуши, выстилают, лютее, непробуднее, оттепель, навись.

Индивидуальная работа: Настя - закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные от слова медведь, Полина , Даша  - учить подбирать признаки и действия к предмету.

Методические приемы: Создание игровой мотивации. Вопросы. Дидактические игры "Назови ласково", "Эхо", "Подбери родственные слова". Игровые упражнения "Подбери признаки","Подбери действия". Использование ТСО.

I.        Оргмомент.

Л: Ребята, посмотрите, среди нас гости. Вы их узнали?

Д: Да.

Л: Кто это?

Д: Винни Пух и Пятачок.

В-Пух: Приглашаем вас на лесную поляну.

II.        Рассматривание макета "Лесная поляна".

Л: Мы пришли на зимнюю лесную поляну. Как красиво зимой в лесу. На

поляне нас встречают животные, назовите их ласково. (Д/игра "Назови

ласково")

Д: Заяц-зайчонок, зайчата, белка-бельчонок, бельчата, волк-волчонок, волчата,

лиса-лисенок, лисята, медведь-медвежонок, медвежата.

Л: А кого из животных здесь нет?

Д: Ежа, лося, оленя.

Л: Назовите их ласково.

Д: Еж-ежонок, ежата, лось-лосенок, лосята.

Л: Ребята, давайте на лесной поляне поиграем еще в одну игру "Подбери

родственные слова" к слову медведь.

Д: Медвежонок, медвежата, медведица, медвежий, медведушка, медведище,

мед, медвежатник, медведка, медаль.

Л: А как называется жилище медведя?

Д: Жилище медведя называется берлога. В этой берлоге к зиме приготовилась

медведица с медвежатами.

Л: Ребята, проходите на свои места.

III.        Чтение рассказа И. Соколова-Микитова "В берлоге".

Л: А теперь послушайте рассказ Соколова-Микитова "В берлоге".

IV.        Краткий диалог по содержанию рассказа и сюжетной картине.

(за правильный ответ логопед раздает фишки)

О ком этот рассказ?

Как зимуют медведи?

Когда медведи залегают в берлогу?

Где медведи устраивают берлогу?

Когда родятся медвежата?

Когда просыпается медведь?        

О чем хочет узнать медведь, высунувшись из берлоги?

Как долго спит медведь?

V.        Лексико-грамматические упражнения на материале текста
рассказа с опорой на сюжетную картину.

а)        Подбор признаков.

Л: Ребята, посмотрите на картину, и скажите, какие были медвежата?

Д: Медвежата - крошечные, маленькие, мелкие, крохотные, малюсенькие.

Л: А какая была медведица?

Д: Медведица - сильная, могучая, мощная, огромная, большая, крупная,

громадная, большущая, здоровенная, гигантская.

б)        Подбор действий.

Л: Ребята, давайте подберем действия, что делают медвежата?

Д: Медвежата сосут молоко, чмокают, карабкаются на спину матери.

Л: А что делает медведь (во время оттепели)?

Д: Медведь высунется из берлоги, поглядит на зимний лес и опять заснет в

берлоге до весны.

Л: Ребята, запомните эти слова и используйте их в своем рассказе.

VI.        Физкультминутка ("Медвежата в чаще жили").

Л: Ребята, вставайте, будем медвежатами.

VII.        Повторное чтение с установкой на запоминание с последующим
пересказом.

Л: Послушайте еще раз рассказ и постарайтесь его запомнить. (Чтение рассказа логопедом )

Послушайте план рассказа.

Сначала расскажите о том, когда медведи залегают в берлоге. Как медведи готовят берлогу к зимовке? В середине рассказа расскажите о медвежатах. Какие они, как себя ведут. В какое время года наступает оттепель?

В конце своего рассказа, расскажите, что пробуждает медведя, что он хочет узнать?

  1. Пересказ рассказа.
  2. Игра "Эхо" (с шариком).

Л: Ребята, встаньте, поиграем в игру "Эхо".

Л: У медведя хвост - медвежий, лапа - ...., ухо - ..., нос - ..., берлога - ..., сон -

..., шуба -..., рев -..., шерсть

X.        Итог.

Л: Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами. Мне было приятно работать с вами. И, жаль, что занятие так быстро закончилось. С каким рассказом мы сегодня познакомились?

Кто написал этот рассказ?

Что нового вы узнали о медведях?

Сюрпризный момент. Медведи любят мед, а вы любите сладости? А вот для вас угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме "Транспорт": "Как купить машину".

Конспект занятия  по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи  в подготовительной группе для детей с ОНР по...

Логопедическое занятие по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема: «Доброта, отзывчивость, честность»

Коррекция связной речи, развитие слухового внимания, фонематических процессов, формировать умение самостоятельно строить свои высказывания, фразу, согласовывая слова в предложении....

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»

КОНСПЕКТ НОДПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКАИ РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»...

конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР

Тема «Берёзка, берёзонька…»Цели:Коррекционно-образовательные : активизировать словарь , подбирать прилагательные к существительному; образовывать относительные прилагательные ; назы...

Конспект логопедического занятия по развитию устной связной речи в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Вода на Земле»

Конспект  логопедического занятия по развитию устной связной речи в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Вода на Земле»Цель: развитие связной речи...

конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической на тему "Зима. Составление рассказа по сюжетной картине".

dash; активизация словаря по теме;– учить составлять рассказ по сюжетной картине;– учить образовывать родственные слова;– учить образовывать существительные от прилагательных;&nda...