Ознакомление детей с трудом взрослых в дошкольном возрасте
статья на тему
Работа проводимая с детьми дошкольного возраста в коррекционной образовательной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ознакомление с трудом взрослых | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление детей с трудом взрослых
в дошкольных группах
Для создания положительного отношения и привычки к труду важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом.
Здесь возможны различные пути. Первый путь - это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения; второй путь - непосредственная организация (в той мере, в которой позволяют условия детского дома) совместной деятельности взрослых и детей.
Знакомя с трудом взрослых, мы ставим цель - дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду.
Одновременно решаем задачу воздействия на поведение детей - вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.
Кроме повседневного бытового труда, мы знакомим детей с трудом, который протекает в стенах детского дома, но носит более эпизодический характер, например труд слесаря, монтера. Показываем детям, как столяр чинит мебель, игрушки, как швея шьет одежду, белье, как маляр окрашивает стены, стекольщик вставляет стекла.
Детей старшего возраста уже меньше интересует бытовой труд. Но использовать его необходимо, так как в процессе этого труда фиксируется (при наблюдении и в беседах) внимание детей на таких его сторонах, как организованность работы, ответственность, коллективная слаженность и т.п.
Процесс ознакомления с трудом взрослых имеет свои сложности, так как значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей. Поэтому необходимо, найти пути и формы приближения к ним труда взрослых.
Чем старше дети, тем больше их привлекает труд, протекающий за стенами детского дома. В играх дети подражают действиям и строителей, и работников транспорта. Поэтому совместно с учителем проводим экскурсии-наблюдения за этим трудом, которые имеют большое значение для формирования общей трудовой направленности и деятельности самих детей. Наибольшее влияние оказывают постоянно действующие впечатления.
Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей (организацию, аккуратность, качество выполнения).
Важно вызвать у детей чувство восхищения теми чудесными, которые происходят в результате труда: старые грязные стены покрываются краской; засыпанная снегом улица после расчистки снова открывает свои просторы для свободного движения транспорта и пешеходов; кусок материи в руках швеи превращается в предмет одежды и т.п.
Так постепенно дети начинают понимать смысл труда, видят его результат.
При ознакомлении детей с трудом взрослых, мы в своей работе пользуемся наглядными методами, сочетая их со словесными (рассказы, беседы).
В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений.
Стихи Б.Заходера «Строители», «Слесарь», «Сапожник», «Плотник», «Переплетчица», «Повар», В. Маяковского «Детям я лечу болезни»,
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых - наблюдения и экскурсии. Очень важно отобрать для наблюдений такие виды работ, которые ценны в воспитательном отношении, содержание которых доступно для понимания детьми, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых.
При ознакомлении детей с трудом стараемся соблюдать постепенность в расширении сведений.
В процессе наблюдений даем небольшое количество сведений, постепенно их расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Очень важно, чтобы это усложнение содержания выражалось не только в нарастании объема познавательного материала, но и в постепенном изменении его характера, во все большем углублении в суть наблюдаемых явлений. Детей вначале привлекает внешняя сторона труда - видимые действия людей, орудия труда , материалы. (Дети могут подолгу наблюдать, как трудятся рабочие; все вызывает у них чувство восхищения: и блестящие инструменты и дружная слаженная работа, и результат ее). Сам трудящийся человек, его отношение к работе, взаимоотношения с другими людьми обычно ускользают от внимания детей.
В процессе наблюдений фиксируем внимание детей на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у детей правильного отношения к труду, для формирования их собственного трудового поведения.
На ступени старшего дошкольного возраста дети уже способны к элементарному пониманию общественно пользы своего труда. Они гордятся тем, что их привлекают к совместной работе со взрослыми, и получают удовлетворение от того, что и они что-то вносят в общее хозяйство детского дома, помогают взрослым.
Дети, которые не только будут радоваться процессу труда, но и почувствуют его пользу для себя и для других, для общего дела, будут больше ценить и труд взрослых. У них постепенно будет созревать психологическая готовность к труду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая диагностика уровня развития детей с выраженной умственной отсталостью дошкольного возраста, находящихся на индивидуально-дифференцированном обучении.
Эти параметры составляют качественную оценку результатов обследования детей. Количественная оценка выражается в балльной оценке познавательного развития ребёнка. Такой подход к оценке действий ребёнка...
НОД по ознакомлению детей с трудом взрослых. Тема "Ателье"
На занятии познакомила детей с трудом взрослых в ателье: модельером, закройщицей, швеей.Дети получили представление об их профессиональных и личностных качествах..Дала представление о происхождении тк...
Знакомство детей с трудом взрослых через проектную деятельность.
Знакомство дошкольников с различными профессиями. Формирование у детей первичных трудовых навыков. Методическое обеспечение начальной профориентации. Дети дошкольного возраста мало знают о профес...
Коррекционно-развивающее занятие "Мир эмоций",для детей с нарушением слуха,старший дошкольный возраст.
Цель: - Развитие коммуникативных навыков и социальной активности у детей с нарушением слуха Задачи:Образовательные: - Учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике,...
Развитие зрительного восприятия посредством составления сериации как важнейшая составляющая сенсорного воспитания детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста
В данном материале раскрывается суть мыслительной операции, сериации, а также, какие психические функции развиваются у ребенка в процессе составления сериации, проблемы, с которыми сталкиваются ...
Проект "Развитие речи детей с ОВЗ (ТНР) старшего дошкольного возраста методом частушечного творчества".
Актуальность проблемы развития речи детей ОВЗ дошкольного возраста остается приоритетной в настоящее время в детском саду в целях подготовки их к школьному обучению и активной социализации в свете реш...
Работа с родителями детей группы компенсирующей направленности младшего дошкольного возраста на тему Овощи
Работа с родителями детей с нарушением зрения на тему "Овощи". Описаны игры, беседы,которые родители могут использовать дома с детьми для закрепления знаний по лексической теме "Овощи&q...