Педагогическая диагностика уровня развития детей с выраженной умственной отсталостью дошкольного возраста, находящихся на индивидуально-дифференцированном обучении.
методическая разработка на тему
Эти параметры составляют качественную оценку результатов обследования детей. Количественная оценка выражается в балльной оценке познавательного развития ребёнка. Такой подход к оценке действий ребёнка позволяет определить не только актуальный уровень развития ребёнка, но и потенциальный, т.е. зону ближайшего развития, что даёт возможность составить индивидуальную программу коррекционного обучения для каждого ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika.zip | 31.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое учреждение
Детский дом-интернат для умственно-отсталых детей «Южное Бутово» Департамента социальной защиты населения города Москвы
«Педагогическая диагностика уровня развития детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью, находящихся на индивидуально-дифференцированном обучении»
Составитель
Учитель – дефектолог ГКУ ДДИ
«Южное Бутово»
Щербакова Е.И.
г. Москва 2012
Педагогическая диагностика уровня развития детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью, находящихся на индивидуально-дифференцированном обучении.
Методы педагогической диагностики:
1.Изучение документации:
а) медицинской: заключение городской ПМПК при направлении в интернат, основной диагноз и анамнез развития, заключение отоларинголога, офтальмолога, педиатра, невролога. Историю развития. Обратить внимание на снижение слуха или зрения, так как это поможет дефектологу заранее подобрать соответствующий для обследования материал. (н-р: при сниженном слухе, речевых нарушениях детям предлагаются задания наглядного характера, не требующих речевых инструкций).
б) педагогической: характеристики, тетради, рисунки.
2.Наблюдение за поведением детей в естественных условиях.
3.Наблюдение за игровой деятельностью:
а)характер эмоциональной реакции при виде игрушки,
б)способность самостоятельно выбрать игрушку,
в)разумность производимых действий,
г)стойкость интереса.
4.Беседа с воспитателем
5.Беседа с ребёнком. Выявляет запас сведений и точность представлений:
а)о себе,
б)об окружающем,
в)о времени, явлениях природы, ориентировки в пространстве,
г)особенности речи.
6.Специальные задания диагностического характера, направленных на получение сведений о ребёнке и затем на основе их составления индивидуальной программы обучения и развития.
В обследование важно включить:
1.Элементы обучения,(задания на выявление спос к обуч)
2.Варианты помощи,
3.Задания аналогичного характера, в которых проявляется способность ребёнка к переносу показанных приёмов деятельности.
Задания:
1.вербальные,
2.невербальные.
При обследовании необходимо учитывать следующие показатели:
1.Эмоциональную реакцию ребёнка на сам факт обследования (волнение, чрезмерную весёлость, фамильярность, неадекватность).
2.Принятие заданий: понимание инструкций и цели задания (слушать инструкцию до конца, какого типа инструкция понятна: устная или устная с наглядным показом, удержание инструкции, следование инструкции).
3.Характер деятельности при выполнении (наличие и стойкость интереса к заданиям, целенаправленность деятельности, умение доводить дело до конца). Общая работоспособность, возможность использовать помощь (учесть меру и характер оказываемой помощи). Перенос на аналогичное задание.
4.Уровень самостоятельности: совместно со взрослым, по подражанию, по образцу, самостоятельно.
5.Реакция на результат работы (радость при успехе, огорчение при неудаче, безразличие, неадекватные реакции).
Эти параметры составляют качественную оценку результатов обследования детей. Количественная оценка выражается в балльной оценке познавательного развития ребёнка. Такой подход к оценке действий ребёнка позволяет определить не только актуальный уровень развития ребёнка, но и потенциальный, т.е. зону ближайшего развития, что даёт возможность составить индивидуальную программу коррекционного обучения для каждого ребёнка.
Педагогическая диагностика уровня развития детей с выраженной умственной отсталостью дошкольного возраста, находящихся на индивидуально-дифференцированном обучении.
Представления о себе и окружающем мире. Развитие речи.
0 баллов | 1балл | 2 балла | 3 балла | |
1.Представление о себе (я, части тела) | Не сформировано | Реагирует на имя и фамилию | Знает имя, фамилию, возраст, пол, показывает некоторые части тела | Знает и называет имя, фамилию, возраст пол, части тела |
2.Знания других людей, которые их окружают | Не знает | Знания резко ограничены | Знает имена детей группы, воспитателей | Знает детей интерната и сотрудников, ориентируется в должностях |
3.Вступление во взаимоотношения с другими людьми | Не вступает | Может наблюдать за действиями других, иногда идти на контакт | Контактирует с детьми и взрослыми, недостаточно взаимодействует | Может продуктивно общаться с детьми и взрослыми и участвовать в коллективной деятельности |
4.Знание предметов окружающего мира (по лексическим темам) | Не знает | Знает предметы ближайшего окружения | Знает и называет предметы, знает их функциональное назначение | Обобщает, классифицирует, сравнивает |
Слуховое восприятие | ||||
5.Восприятие неречевых звуков | Не различает | Различает отдельные | Различает некоторые бытовые звуки, ищет источник звука | Дифференцирует различные звуки |
6.Восприятие речевых звуков | Не воспринимает речевые звуки | Ситуативное внимание к речи взрослого | Узнаёт некоторых эмоционально значимых людей по голосам | Тонко различает тембры, различает женский, мужской, детский голоса |
7.Понимание жестов и невербальных знаков | Не воспринимает значений, передаваемых невербальными средствами | Обращает внимание на жесты взрослого, но чаще повторяет их механически, не всегда связывает со значениями | Ориентируется на жесты, внимателен, понимает достаточное количество общеупотребля-емых жестов | «Считывает» невербальную информацию более широко, чем набор жестов |
8.Понимание обращённой речи | Не понимает | Понимает в минимальном объёме, требуется поддержка в виде жестов | Понимает обращённую речь на бытовом уровне, фразы должны носить элементарный, бытовой характер | Достаточно хорошо понимает обращённую речь |
9.Понимание речевой интонации | Не реагирует на интонацию | Реагирует на интонацию, если она сопряжена с дополнитель-ным раздражителем (жест, взгляд) | Понимает крайние проявления эмоций, выраженных в речи | Чуток к интонации, реагирует на средства речевой выразитель-ности |
Собственная речь | ||||
10.Наличие собственной речи | отсутствует | Имеется в виде вокалирова-ния, звукокомплек-сов. Может по просьбе произносить отдельные слова, но в общении их не использует | Имеется индивидуальная речь, понятная близким | Речь активно используется для общения |
11.Использова-ние в речи невербальных средств общения | Не использует | Использует отдельные жесты, заменяя ими слова, трудные для произношения | Адекватно использует в речи, сопровождает вербальное общение для усиления смысла | Широко использует невербальные средства для расширения возможности общения |
12.Звукопроизно-шение | Грубо нарушено | Нарушена, коррекция не продуктивна | Негрубо нарушена, поддаётся коррекции | Не нарушена |
13.Активный словарь | Отсутствует | Низкий, преимущественно название предметов из личного опыта, называет предметы при их непосредственном предъявлении | Средний уровень. Использует слова, обозначающие предметы, действия, признаки | Имеется запас словаря для передачи информации из различных областей знаний, почерпнутых не только из личного опыта (книги, занятия) |
14.Фразовая речь | Отсутствует | Предложения из 2-3 слов, аграмматичные | Правильно выстроенная короткая фраза | Развёрнутая фраза с незначительными речевыми ошибками |
Сенсорное развитие и формирование элементарных математических представлений
0 баллов | 1балл | 2 балла | 3 балла | |
1.Зрительное восприятие предметов | отсутствует | Фиксирует взгляд на предмете, прослеживает его движение взглядом и рукой | Узнаёт реальные предметы, их заместители-игрушки, одинаковые предметы, соотносит реальный предмет и его изображение | Выделяет предмет в пространстве листа, на предметных, ситуативных картинках, рисунках. Устойчивая связь между зрительным образом предмета и словом, его обозначающем |
Знание объёмных форм | ||||
2.Шар | Не знает, не сличает | Сличает с образцом | Узнаёт по названию | Сам называет. Узнаёт по внешнему виду, по свойствам, игровым действиям, с помощью ощупывания |
3.Куб | Не знает, не сличает | Сличает с образцом | Узнаёт по названию | Сам называет. Узнаёт по внешнему виду, по свойствам, игровым действиям, с помощью ощупывания |
4.Кирпич | Не знает, не сличает | Сличает с образцом | Узнаёт по названию | Сам называет. Узнаёт по внешнему виду, по свойствам, игровым действиям, с помощью ощупывания |
5.Конус | Не знает, не сличает | Сличает с образцом | Узнаёт по названию | Сам называет. Узнаёт по внешнему виду, по свойствам, игровым действиям, с помощью ощупывания |
6.Цилиндр | Не знает, не сличает | Сличает с образцом | Узнаёт по названию | Сам называет. Узнаёт по внешнему виду, по свойствам, игровым действиям, с помощью ощупывания |
Знание геометрических фигур | ||||
7.Круг | Не знает | Сличает с образцом | Узнаёт по названию | Сам называет. Объёмные геометрические формы соотносит с их плоскостными изображениями |
8.Квадрат | Не знает | Сличает с образцом | Узнаёт по названию | Сам называет. Объёмные геометрические формы соотносит с их плоскостными изображениями |
9.Треугольник | Не знает | Сличает с образцом | Узнаёт по названию | Сам называет. Объёмные геометрические формы соотносит с их плоскостными изображениями |
10.Овал | Не знает | Сличает с образцом | Узнаёт по названию | Сам называет. Объёмные геометрические формы соотносит с их плоскостными изображениями |
11.Прямоугольник | Не знает | Сличает с образцом | Узнаёт по названию | Сам называет. Объёмные геометрические формы соотносит с их плоскостными изображениями |
Цвет предметов | ||||
12.Красный | Не выделяет, не принимает задания | Сличает с образцом | Узнаёт по названию | Стойко знает. Использует знания в других видах деятельности |
13.Жёлтый | Не выделяет, не принимает задания | Сличает с образцом | Узнаёт по названию | Стойко знает |
14.Зелёный | Не выделяет, не принимает задания | Сличает с образцом | Узнаёт по названию | Стойко знает |
15.Синий | Не выделяет, не принимает задания | Сличает с образцом | Узнаёт по названию | Стойко знает |
16.Чёрный | Не выделяет, не принимает задания | Сличает с образцом | Узнаёт по названию | Стойко знает |
17.Белый | Не выделяет, не принимает задания | Сличает с образцом | Узнаёт по названию | Стойко знает |
18.Оттенки | Не выделяет, не принимает задания | Сличает с образцом | Узнаёт по названию | Стойко знает |
Величина предметов | ||||
19.Большой - маленький | Не знает | Дифференцирует на предметах | Узнаёт по названию | Сам называет. Сравнивает, используя метод наложения и приложения |
20.Высокий – низкий | Не знает | Дифференцирует на предметах | Узнаёт по названию | Сам называет. Сравнивает, используя метод наложения и приложения |
21.Длинный - короткий | Не знает | Дифференцирует на предметах | Узнаёт по названию | Сам называет. Сравнивает, используя метод наложения и приложения |
22.Широкий – узкий | Не знает | Дифференцирует на предметах | Узнаёт по названию | Сам называет. Сравнивает, используя метод наложения и приложения |
23.Толстый - тонкий | Не знает | Дифференцирует на предметах | Узнаёт по названию | Сам называет. Сравнивает, используя метод наложения и приложения |
Тактильные ощущения | ||||
24.Мягкий – твёрдый | Не определяет | Выделяет из двух контрастных | Может найти при тактильном контакте | Знает и называет свойства предметов без предварительного контакта с ними |
25.Холодное – горячее | Не определяет | Выделяет из двух контрастных | Может найти при тактильном контакте | Знает и называет свойства предметов без предварительного контакта с ними |
26.Гладкое – колючее | Не определяет | Выделяет из двух контрастных | Может найти при тактильном контакте | Знает и называет свойства предметов без предварительного контакта с ними |
27.Мокрое - сухое | Не определяет | Выделяет из двух контрастных | Может найти при тактильном контакте | Знает и называет свойства предметов без предварительного контакта с ними |
Сформированность временных образов | ||||
28.Времена года | Не ориентируется | Знает частично: текущее время года | Различает контрастные времена года: лето, зиму. Фиксирует некоторые сезонные изменения в жизни людей | Знает времена года, их последователь-ность, характерные признаки |
29.Части суток | Не ориентируется | Различает утро, ночь | Знает части суток нестойко, соотносит с режимом дня | Соотносит части суток с режимом дня, деятельностью детей, движением ночного и дневного светил |
30.Выделение предметов из множества | Не принимает инструкцию, не может выделить единичного предмета из множества | Может выделить предметы из множества по одному заданному признаку | Может выделить одинаковые предметы из множества по 2 признакам с помощью педагога | Может выделить группу предметов по цвету, форме |
31.Восприятие количества: ни одного, один, мног | Не принимает задачу | Может практически выполнить задание «Дай один» | Может показать «один», «много» | Может высказать «ни одного», «один», «много» |
Предметно - практическая деятельность
0 баллов | 1балл | 2 балла | 3 балла | |
1.Действия с предметами | Не фиксирует взгляд на предмете | Выполняет сопряжённые со взрослым действия | Выполняет простые подражательные действия | Обследует предмет. Выполняет самостоятельно действия с предметами по инструкции |
2.Деятельность с разборными игрушками | Не выполняет действия | Фиксирует взгляд, манипулирует. Часто использует предмет не по назначению. | Собирает, разбирает шары, пирамиды, матрёшки методом примеривания | Действует самостоятельно, путём зрительного соотнесения |
3.Элементарное конструирование | Не доступно | С помощью взрослого по подражанию | По показу и образцу | По словесной инструкции |
4.Работа с мозаикой | Не доступно | Умеет вставлять детали в отверстия | Выкладывает простые узоры по показу или пошаговой инструкции с соблюдением цветовых и пространственных отношений | Создаёт простые узоры по схеме, замыслу |
5.Дидактические игры | Не доступны | Задания не понимает, но с предметами манипулирует | С частичной помощью взрослого | Активно участвует в дидактической игре |
6.Лепка | Не умеет | Выполняет по подражанию действия с мягкой глиной: разминает, отщипывает, раскатывает с помощью взрослого | Владеет некоторыми приёмами лепки: разминает глину, раскатывает прямыми движениями, кругообразными. Узнаёт предмет, полученный в процессе лепки | Владеет формообразующими движениями лепки: раскатыванием прямыми и круговыми движениями, между ладонями, вдавливает углубления на поверхности шара, делит на части, соединяет части. Использует в лепке знания о цвете, форме, величине |
7.Работа с бумагой | Не умеет | Выполняет действия сопряжено со взрослым | Владеет некоторыми умениями: мять, разглаживать, разрывать по подражанию | Изготавливает аппликацию из 2-3 деталей по образцу |
Графо - моторные навыки и ориентировка в пространстве
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла | |
1.Движения кистей и пальцев рук | Грубо нарушено | Подвижность ограничена, изменён тонус, нажим, захват предмета неправильный | Подвижность кистей пальцев не нарушена, но движения недостаточно скоординированы | Мелкая моторика грубо не нарушена |
2.Зрительно-двигательная координация | Не прослеживает за передвижением карандаша | Прослеживает непродолжительное расстояние, теряет ориентир | Прослеживает сигментарно. Может нарисовать линию от заданных точек | Не нарушена |
3.рисование прямых и волнистых линий | Не умеет | Только сопряжено с педагогом | Проводит линии по пунктирам, по точкам | Проводит самостоятельно |
4.Формообразующие линии | Не может | Может нарисовать, используя шаблоны, трафареты, сопряжено с педагогом | Может нарисовать используя шаблон, трафарет, с незначительной помощью педагога | Может обвести самостоятельно |
5.Закрашивание | Не видит внутренней области фигуры, оставляет хаотичные штрихи (чёрканье) | Видит внутреннюю область фигуры, закрашивает, не учитывая направления штриха, выходит за контуры | Видит внутреннюю область, но не может уловить ритм штриха | Видит внутреннюю область, закрашивает, не выходя за контуры |
6.Ориентировка в пространстве относительно себя и на плоскости стола (верх – низ, право – лево, посередине, около, между, спереди – сзади, в, на, под, за) | Не ориентируется | Выполняет сопряжено или по подражанию | Ориентируется, но допускает ошибки, требуется помощь | Ориентирует-ся самостоятель-но |
Специальные задания диагностического характера, направленных на получение сведений о ребёнке.
Название методики / оборудования | Цель |
1.Пирамида | Понимание инструкции, состояние моторики, различение цветов, способ собирания, различение величины |
2.Предметные и геометрические вкладки | Понимание инструкции, способ деятельности, состояние моторики, запас сведений об окружающем, знание г/ф |
3.Коробка форм | Уровень развития ориентировки на форму, понимание задания, способ выполнения, состояние моторики |
4.Разбери и сложи матрёшку | Проверка развития ориентировки на величину, сформированность понятий «большой – маленький», «один – много», обучаемость |
5.Найди такую же Картинки половинки | Соотносит слово с изображением, сформированность понятия тождества, процессы сравнения, понимание названий предметов и действий с ними |
6.Группировка игрушек | Уровень развития восприятия форм, умение использовать геометрические эталоны при определении общей формы конкретных предметов, способ выполнения |
7.Поиграй | Наличие и стойкость интереса к игрушке, характер действия с ней |
8.Разрезные картинки | Понимание инструкции и цели задания, умение видеть целое на основе составляющих частей, сформированность наглядно – действенного и наглядно – образного мышления, способ деятельности, реакция на результат, состояние моторики, перенос на аналогичное задание |
9.Поймай рыбку | Уровень развития наглядно – действенного мышления, способ выполнения, отношение к результату, моторные навыки |
10.Найди пару | Умение анализировать и сравнивать изображения, находить сходство и различие. |
11.Построй из кубиков | Умение работать по показу, подражанию, действовать целенаправленно; уровень развития зрительного анализа и воспроизведения заданных конструкций |
12.Нарисуй | Уровень развития предметного рисунка, умение держать карандаш, интерес к рисованию, зрительное восприятие, раскрашивание |
13.Построй из палочек | Особенности деятельности (действует осознанно или механически), уровень развития пространственной ориентации в расположении объектов на плоскости, зрительного анализа и воспроизведение заданных конструкций, работоспособность, стойкость интереса к выполнению задания, отношение к своим успехам и неудачам |
14.Работа с картинкой (дети, выполняющие различные действия: держит мяч, надевает сапог и т.д.) | Исследовать умение различать правую и левую стороны в изображении на картинке, у собеседника. Уровень сформированности представлений о частях тела |
15.ГМН: обводка по пунктиру, штриховка, умение самостоятельно проводить линию. | Уровень сформированности графо – моторных навыков, состояние мелкой моторики, умение держать карандаш, зрительно – двигательная координация |
17. Дорисуй (круги, треугольники) | Выявить наглядно – образные представления, целостность восприятия, зрительно – двигательную координацию, графические навыки, знание г/ф |
18.Времена года | Оценить степень развитости у ребёнка представлений о временах года. Словарный запас. Звукопроизношение. |
19.Дни недели. Части суток | Оценить степень развитости у ребёнка представлений о днях недели, частей суток |
20.Шумовые коробочки | Знание цвета, понимание инструкции, зрительное, слуховое восприятие, сформированность понятия «одинаковые» |
21.Чудесный мешочек | Уровень развития тактильного восприятия: мягкий - твёрдый, гладкий – колючий; тактильное восприятие формы, величины |
22.Задания на определение «холодный – тёплый, гладкий – колючий, мокрый – сухой» | Уровень сформированности понятий: не определяет, определяет при тактильном контакте, по картинке |
23.Работа с мозаикой | Способы деятельности: по подражанию, по образцу, по замыслу; состояние мелкой моторики |
24.Работа с пластилином | Способы деятельности: по подражанию, по образцу, по замыслу; состояние мелкой моторики |
25. Работа с бумагой | Способы деятельности: по подражанию, по образцу, по замыслу; состояние мелкой моторики |
Протокол обследования уровня развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений (Пример).
Ф.И. ________________________ Возраст _______________________
Образовательная область | Предъявленный методический материал | Начало учебного года | Конец учебного года | Примечание |
1.Зрительное восприятие предметов | Различные предметы, картинки с изображением данных предметов, контурное изображение, недорисованное изображение | |||
Знание объёмных форм | ||||
2.Шар | Игрушечный строительный материал, желоб, мешочек, предметы, схожие по форме | |||
3.Куб | ||||
4.Кирпич | ||||
5.Конус | ||||
6.Цилиндр | ||||
Знание геометрических фигур | ||||
7.Круг | Плоскостные и объёмные г/ф, вкладки, счётные палочки, математический счётный материал, предметы и картинки с изображением предметов, схожих по форме | |||
8.Квадрат | ||||
9.Треугольник | ||||
10.Овал | ||||
11.Прямоугольник | ||||
Цвет предметов | ||||
12.Красный | Пирамидка, цветные коробочки, предметы разных цветов, почтовый ящик, лото, картинки, краски | |||
13.Жёлтый | ||||
14.Зелёный | ||||
15.Синий | ||||
16.Чёрный | ||||
17.Белый | ||||
18.Оттенки | ||||
Величина предметов | ||||
19.Большой - маленький | Строительный набор, пирамидка, стаканчики, палочки Кюизенера, различные предметы и картинки с изображением предметов разных по величине | |||
20.Высокий – низкий | ||||
21.Длинный - короткий | ||||
22.Широкий – узкий | ||||
23.Толстый - тонкий | ||||
Тактильные ощущения | ||||
24.Мягкий – твёрдый | Мешочек, мягкие и твёрдые предметы, предметные картинки, пиктограммы | |||
25.Холодное – горячее | Вода, грелка, лёд, предметные картинки | |||
26.Гладкое – колючее | Мячики, коврики, наждачная и гладкая бумага, предметные картинки, мешочек и различные предметы | |||
27.Мокрое - сухое | Мисочка с водой, предметные и сюжетные картинки | |||
Сформированность временных образов | ||||
28.Времена года | Предметные и сюжетные картинки, лото | |||
29.Части суток | Предметные и сюжетные картинки | |||
30.Выделение предметов из множества | Раздаточный счётный материал; различные предметы, различные по 1 (2) признакам | |||
31.Восприятие количества: ни одного, один, много | Шумовые коробочки, природный материал, волшебный мешочек, предметные и сюжетные картинки |
| ||
Количество баллов | ||||
Уровень усвоения знаний в % |
Список литературы
1.Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. М.: Просвещение, 1988.
2.Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию. Практический материал для проведения психолого – педагогического обследования детей. М.: Владос, 1999.
3.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: бук – мастер, 1993.
4.Программы коррекционно – развивающего обучения и воспитания детей – инвалидов дошкольного возраста (4-8 лет) для детских домов – интернатов для умственно
отсталых детей под редакцией Худенко Е.Д. М.:АНМЦ «Развитие и коррекция», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Коррекционно-развивающая программа обучения детей с тяжёлой степенью нарушения интеллекта со сложным дефектом направлена на максимальную адаптацию, реабилитацию и социализацию ребёнка в условиях...
"Индивидуальный план обучения учащегося старшего школьного возраста, находящегося на индивидуально-дифференцированной форме обучения"
Данный индивидуальный план обучения учащегося старшего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, находящего на индивидуально-дифференцированной форме обучения, проживающего в усло...
"Индивидуальный план обучения учащегося младшего школьного возраста, с выраженной степенью умтственной отсталости, находящегося на индивидуально-дифференцированной форме обучения"
Данный индивидуальный план составлен для обучения учащегося младшего школьного возраста с выраженной степенью умственной отсталости, находящегося на индивидуально-дифференцированной форме обучен...
"Использование методических приемов в обучении и воспитании детей с умеренной умственной отсталостью младшего дошкольного возраста."
Методические приемы и их использование....
Протокол дефектологического обследования детей с выраженной умственной отсталостью
Протокол составлен с учетом индивидуальных психофизических особенностей детей с тяжелыми и множественными нарушениями. Отсутствие речи у детей затрудняет процесс диагностического обследования ребенка,...
Значение и особенности музыкального воспитания в развитии детей с умеренной умственной отсталостью.
Развитие умственно отсталых детей требует выбора специальных форм, методов и средств в организации этого процесса, и одним из таких средств является музыка. ...