НОД по развитию речи по лексической теме "Осень"
план-конспект занятия на тему
Коррекционное занятие для детей с ОНР старшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_osen.docx | 16.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Тема : «Осень»
Цель: Уточнить и расширить представления об осени и ее приметах.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные
- Уточнить и активизировать словарь по теме;
- Образование глаголов ед. и мн. числа;
- Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа настоящего времени;
- Формирование навыка составления короткого рассказа по опорным схемам;
- Согласование существительных с прилагательными;
- Образование падежных окончаний существительных.
2. Коррекционно-развивающие
- Развитие фонематического слуха и мелкой моторики;
- Развитие зрительного восприятия и графических навыков;
- Развитие связной речи и координации речи с движением.
3. Коррекционно-воспитательные
- Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности;
- Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:
- сюжетная картина "Осень",
- предметные карточки к упражнениям,
- листы бумаги,
- цветные карандаши,
- опорная схема для составления рассказа,
- осенние листья с разных деревьев.
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед: Послушайте внимательно стихотворение, которое я прочитаю:
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят…
Видно, тоже в Африку улететь хотят.
"Осенние листья" И. Токмакова
Логопед: О каком времени года идет речь?
II. Лексико-грамматические игры и упражнения
1. Упражнение "К нам пришла осень". Отработка падежных окончаний существительных.
Логопед начинает, а дети заканчивают:
- Мы ждали…(Осень).
- Долго не было…(Осени).
- Мы одеваемся тепло…(Осенью).
- Мы поем песни об…(Осени).
- Мы любим…(Осень).
2. Упражнение "Картинки осени". Знакомство с признаками осени, используя предметные картинки.
Логопед показывает детям по одной предметной картинке и произносит начало предложения. Дети заканчивают предложения, опираясь на картинку, затем повторяют его полностью.
- Осенью бывает…(Дождь).
- Осенью бывает…(Листопад).
- Осенью бывает…(Ветер).
- Осенью бывают…(Грибы) и т.д.
3. Упражнение "Подбирай, запоминай". Подбор слов-определений, согласование существительных с прилагательными.
Небо осенью (какое?) - …….
Дождь осенью (какой?) -……
Солнце осенью (какое?) - …..
Листья осенью (какие?) - ……и т.д.
4. Игра "Угадай слово". Использование в речи глаголов единственного и множественного числа настоящего времени
Птица улетает, а птицы………
Ветер дует, а ветры…………
Холод наступает, а холода.......
Цветок увядает, а цветы………
Лист желтеет, а листья………
Дождь моросит, а дожди…… и т.д.
III. Развитие связной речи
Составление детьми рассказа "Осень" с использованием опорной схемы.
- Осень
- Солнце
- Небо
- Земля, деревья
- Птицы
- Звери
- Люди
Кончилось теплое лето, наступила….. . Солнце…., на небе…., часто моросит…. .
Листья на деревьях…., их сдувает…., и они падают ….. . Птицы……., звери в лесу готовятся……. : заяц……., белка……., ежик…… . Люди надевают…… и собирают….. .
IV. Физкультминутка
Прошагать стихотворение "Осень". На каждую строчку четыре шага в такт.
Осень в гости к нам пришла,
Деток радует она:
Разукрасила наш сад,
Подарила листопад.
V. Сенсорное развитие
Упражнение "Обведи листочек". У детей на столе бумага, карандаши, листочки с разных деревьев.
Зачин логопеда:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду,
Карандашик я возьму.
Ду-ду-ду, ду-ду-ду,
Я листочек обведу.
Ой-ой-ой, ой-ой-ой,
Мой листочек небольшой.
Ай-ай-ай, ай-ай-ай,
Ты листок не улетай!
Дети повторяют зачин, затем кладут листок на бумагу, обводят его карандашом, заштриховывают.
VI. Работа над звуковой стороной речи
1. Упражнение "Дружные слова". Развитие фонематического слуха. Подобрать слова, похожие по звучанию. Дети используют предметные карточки.
Листочки – грибочки
Помидор – мухомор
Птички – синички
Листопад – снегопад и т.д.
2. Игра "Спрячь слоги в ладошки". Работа над слоговой структурой слова.
Логопед начинает игру:
Буду я сейчас водить,
Вслух слова произносить.
Слово нужно повторить,
И на части разделить.
Логопед произносит слова, а дети хлопками делят их на слоги:
Осень, грибы, дождь, тучи, листопад и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия, разработанного для подготовительной коррекционной группы. Тема: Коррекция психических процессов и развитие речи в рамках изучения лексической темы «Дикие животные»
Данное индивидуальное коррекционно-развивающее занятие предназначено для проведения в подготовительной коррекционной группе для детей с различной речевой и интеллектуальной патологией. Оно позво...
Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с задержкой психического развития «В зоопарке» (развитие лексико – грамматического строя речи по лексической теме «Животные жарких стран») ( Технологии: развивающие
Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с задержкой психического развития «В зоопарке»(развитие лексико – грамматического строя речи по лексической те...
Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с задержкой психического развития «Помогаем Федоре» (развитие лексико – грамматического строя речи по лексической теме «Посуда»)
Государственное бюджетное образовательное учреждениедля детей дошкольного и младшего школьного возрастаначальная школа - детский сад № 662 компенсирующего видаКронштадтского района Санкт – Петербурга...
Развитие речи . Падежные конструкции (по лексическим темам).
Данное пособие для формирование грамматического строя речи. Большое количество картинок позволит детям на наглядных примерах обогатить словарь и освоить грамматический строй речи....
Разработка урока развития речи в 6 классе по теме "Лексические средства связи. Описательный оборот"
Урок развития речи включает в себя конспект, презентацию и музыкальные произведения, используемые на уроке...
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ СЕМАНТИКИ
Задача развития речи учащихся – одна из первостепенных в школе. Современный этап исторического развития в России характеризуется огромным динамизмом, глобальными противоречиями, радикальным...
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию речи у детей с сочетанными нарушениями в группе сложные дефекты. Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши»
Вид занятия: Индивидуальное. Технологии: Игровая, беседа, показ иллюстраций, игрушек.Цель: «Развитие артикуляционного праксиса, произносительных способностей, развитие межполушарных связей...